программа кружка "Волшебные краски" старшая- подготовительная группа
рабочая программа (старшая группа) по теме

Поторочина Елена Валерьевна

Программа кружковой работы с детьми старшей и подготовительной группы по нетрадиционным техникам рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_2017-2018_g.docx44.73 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОО детский сад «Солнышко»

                                                                                                              Утверждено

                                                                             Зав.д/с_________ Ананьева О.П.

                                                                             _________________2017г.

Рабочая программа

По бесплатному кружку

««ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ»»

Для детей 5-6-7 лет

На 2017-2018 учебный год

                                                                                                              Составила:

                                                                                                     Поторочина Е.В

п. Николаевский

2017г.

Пояснительная записка

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором  гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

        Цели:

- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

-   Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Задачи:

- расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

- формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

- развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

- совершенствовать технические умения и навыки рисования;

- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Занятие по рисованию с детьми проводится 1 раз в неделю и длится 30 минут. В программе представлены 30 занятий, рассчитанных на учебный год.

Занятия строятся по следующему плану:

  • Создание игровой ситуации для привлечения внимания детей и развития эмоциональной отзывчивости, (загадки, потешки, сказочный персонаж, нуждающийся в помощи, игры – драматизации, подвижная игра);
  • Изображение предмета (рассматривание и ощупывание предмета, показ приемов изображения);
  • Доработка рисунка дополнительными элементами;
  • Рассматривание готовых работ (им дается только положительная оценка, дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои работы).

Предполагаемые результаты освоения программы

           

Традиционные методы

Нетрадиционные методы

Интересуются рисованием и аппликацией

Имеют стойкий интерес к изодеятельности

Рисуют гуашью, фломастерами, цветными карандашами

Знают и называют материалы, которыми можно рисовать, умеют ими пользоваться (гуашь, фломастеры, маркеры, цветные карандаши, восковые мелки, свечи, акварель)

Знают и называют основные цвета, правильно подбирают их

Знают основные цвета и их оттенки, широко их используют

Ритмично наносят штрихи, пятна

Украшают изделие различными способами

Рисуют линиями и мазками простые предметы дорога, падающие листья), рисуют предметы, состоящие из сочетания линий (елочка, забор)

Создают изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной, треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей (светофор, , снеговик)

Рисование гуашью, фломастерами и цветными карандашами, кистью на бумаге

Знакомы и используют нетрадиционные техники рисования (пальчиками, ладошкой, поролоновым тампоном, печатками, по мокрому, монотипия, рисование на бумаге различной фактуры, размера и цвета…)

Изображают предметы, состоящие  из 2х частей (дом, флаг)

Создают простейшую композицию из нескольких предметов (тарелка с фруктами, летящие самолеты)

Составляют узоры на полоске, квадрате, круге, чередуя по форме, величине

Составляют узоры на полоске, квадрате, круге, чередуя по форме, величине. Украшают изделие, используя различные цветовые оттенки

К концу года ребенок:

  • Имеет сформированный интерес к рисованию разными материалами и способами;
  • знает и называет материалы, которыми можно рисовать, умеет ими пользоваться;
  • знает и называет цвета и умеет правильно подбирать их;
  • передает различие предметов по величине;
  • ритмично наносит штрихи, пятна;
  • украшает изделие различными способами;
  • рисует линиями и мазками простые предметы (дорога, падающие листья);
  • рисует предметы, состоящие из сочетания линий (ёлочка, забор);
  • создает изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной и треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей;
  • создает простые по композиции и содержанию сюжеты;

знаком с нетрадиционной техникой рисования:

- тычок жесткой полусухой кистью.

- печать поролоном;

- печать пробками;

- восковые мелки + акварель;

- свеча + акварель;

- отпечатки листьев;

- рисунки из ладошки;

- рисование ватными палочками;

- с помощью ватных дисков;

- кляксография с трубочкой .

 рисование на соли;

 рисование мыльными пузырями;

 рисование мятой бумагой;

 кляксография с трубочкой;

 монотипия пейзажная;

 печать по трафарету;

 монотипия предметная;

 пластилинография.

  • создает усложненную  композицию (тарелка с фруктами, летящие самолеты);
  • составляет узоры на полоске, квадрате, круге, чередуя их по цвету, форме, величине.

                                     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки""

 2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"

 3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.

 4. И. А. Лыкова "Цветные ладошки"

 5. Журналы "Дошкольное воспитание", " Воспитатель".

 6. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

 7. И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».

Изучение интернет – ресурсов.

(maam.ru›…netradicionnye-tehniki-risovaniya, kidsmoy.su›…netradicionnye_tekhniki_risovanija…44, triz-plus.ru›…netradicionnye-texniki-risovaniya, doshvozrast.ru›

Перспективное планирование.

Месяц

Неделя

Тема занятия

Октябрь

1

Веселые мухоморы (печать по трафарету)

2

В нашем саду листопад (отпечатки листьев)

Ноябрь

1

Жили у бабуси… (рисунки ладошками)

2

Зайчик (печать по трафарету мятой бумагой)

Декабрь

1

Моя любимая чашка (пластилинография)

2

Маленькой елочке холодно зимой (тычок жесткой полусухой кистью, пальчиковое рисование)

Январь

1

Волшебные картинки (рисование мыльными пузырями)

2

Фартук для куклы (рисование ватными палочками)

Февраль

1

Снежинки (рисование на соли)

2

Подводный мир (восковые мелки+акварель)

Март

1

Тюльпан (рисование мятой бумагой)

2

Птички ягодки клюют (пластилинография)

Апрель

1

Космос (акварель+ соль)

2

Бабочка (монотипия предметная)

Май

1

Воздушные шары (рисование с помощью ватных дисков)

2

Салют победы (кляксография с трубочкой)

Приложение

Примерные планы-конспекты занятий

Октябрь

  1. Тема : «Веселые мухоморы»

Цель продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования печать по трафарету;

-учить наносить ритмично и равномерно оттиски поролоном на всю поверхность бумаги,

-воспитывать интерес к живой природе.

Методы и приемы: рисование по трафарету с помощью поролона, художественное слово – загадки, потешки, индивидуальный показ

Оборудование: вырезанные в белой бумаге шаблоны мухоморов различной формы, алая, малиновая, оранжевая гуашь, мисочки с белой гуашью, муляжи грибов, поролон, пробки.

Ход занятия:  - Стоит Антошка на одной ножке,

                           его ищут, а он молчит.

 Что это? Правильно, гриб. Посмотрите, какие красивые грибочки я вам принесла! Вы знаете, что это за грибы? Мухоморы. Я хочу их все съесть, ребята, можно их кушать? Нельзя, это несъедобные грибы. Тогда давайте их нарисуем, но кушать не будем. Какого цвета шляпка у мухомора? А точки? Сейчас вы возьмете трафарет и поролон, приложите на лист, правильно (проконтролировать) и аккуратно закрасите только шляпки мухоморов в красный цвет. Вот так (показ). А точки мы нарисуем пробками, посмотрите как. Точки рисуем равномерно на всей шляпке. Кто раньше справился, могут  нарисовать травку зеленой краской, дополнить картинку лесным пейзажем.

  1. Тема: « В нашем саду листопад»

Цель: учить детей рисовать способом «печать листиком от дерева», меняя цвет краски,

-закреплять умение правильно держать кисть, набирать краску на ворс, промывать кисть.

-развивать умение различать и называть цвета.

Методы и приемы: художественное слово, объяснение, индивидуальный показ, метод «рука в руке», подвижная игра «Листочки по ветру летят».

Оборудование: корзина с разноцветными листьями, лист А4, цветной карандаш для рисования ствола дерева, акварельные краски.

Ход занятия: - Падают, падают листья, в  нашем саду листопад.

                         Красные, желтые листья по ветру вьются, летят…

Посмотрите, ребята, как красиво листочки летят! (воспитатель рассыпает настоящие листья). Давайте соберем листочки, рассмотрим их. Какие они? (большие, красные, желтые, красивые). Я включу музыку, а вы красиво танцуйте с листочками, когда музыка закончится, бросайте листочки вверх, у нас получится листопад.(играют 2 раза). А теперь мы нарисуем наши листочки. Посмотрите, дерево будем рисовать цветным карандашом, листочки красками желтого, красного, оранжевого цвета. Кисточку намочили, набрали краску на кончик, лишнюю убрали о край баночки и начинаем рисовать: положили листок от дерева на клеенку и нанесли на него краску, приложили к дереву, убрали. Цвета на листике можно наносить разные. Фон нашей картинки голубой, как небо.

Ноябрь

  1. Тема: «Жили у бабуси…»

Цель: познакомить с техникой печатания ладошкой,

-учить дополнять изображение деталями с помощью кисточки,

-развивать способность сопереживать

Методы и приемы: музыкальное сопровождение – песня о гусях,

печатание ладошкой,  эмпатия, подвижная игра «Гуси-гуси»

Оборудование: широкие мисочки с разведенной водой гуашью белого и серого цвета, кисть, цветная бумага зеленого тона.

Ход занятия: Спеть песенку о гусях. Предложить вернуть гусей бабушке – нарисовать их. Для того, чтобы изобразить гуся, делаем отпечаток ладони ребенка –все пальцы прижаты друг к другу – большой палец вверх, белой и серой краской. Довести отпечатки до нужного образа – дорисовать кистью глаз, клюв, лапки. Вот мы и вернули гусей бабушке

  1. Тема: «Зайчик»

Цель: продолжать учить детей делать мазки внутри трафарета, смешивать цвета, дополнять сюжетную картинку.

-воспитывать любовь к родной природе.

Методы и приемы: художественное слово – потешка, игра «Заинька», мазки кистью, самостоятельное рисование контура зайца простым карандашом, эмпатия.

Оборудование:  игрушка – заяц, картинки с изображением зайца в лесу, тонированные листы темного цвета, белая и черная краска, кисть.

Ход занятия: - Зайка беленький сидит и ушами шевелит

                           Вот так, вот так он ушами шевелит…

Показать детям зайца. Рассказать о жизни зайца зимой. Дети, где живет заяц? Чем он питается зимой в лесу? Какого цвета шерсть у зайца зимой? Почему? Как еще можно сказать про шерстку зайца, какая она? (гладкая, мягкая). Положить перед каждым ребенком бумагу с контурным изображением зайца на голубом фоне и предложите сделать зайчика. Дорисовать снег, деревья.

Декабрь

  1. Тема: «Моя любимая чашка»

Цель: закреплять умение украшать простые по форме предмет, нанося рисунок из пластилина маленькие шарики на всю поверхность бумаги,

-упражнять в пластилинографии,

-воспитывать аккуратность.

Методы и приемы: пластилинография

Оборудование: предметы посуды, шаблон чашки, вырезанной из бумаги, мягкий пластилин.

Ход занятия: Выставить по одному на стол предметы посуды. Дети называют их. Игра «Возьми и поставь». Детям даются задания, используя предлоги на, под, над, в. Дети украшают шаблон чашки скатанными шариками из пластилина, массы для лепки. Что можно пить из ваших чашек? (компот, воду, молоко, сок).

  1. Тема: «Маленькой елочке холодно зимой»

Цель: упражнять в технике рисования тычком полусухой жесткой кистью,

- продолжать использовать такое средство выразительности, как фактура,

-закреплять умение дополнять рисунок, используя рисование пальчиками,

-воспитывать аккуратность.

Методы и приемы: рассматривание зимнего пейзажа, использование приема – тычка жесткой кистью, пальчиковое рисование, музыкальное сопровождение.

Оборудование: слайды на мультимедийном проекторе, тонированная бумага, жесткая кисть, гуашь зеленого, белого цвета, аудио диск с классической музыкой.

Наносим на лист бумаги краски и фон растушевываем целлофановым мешочком. После высыхания  начинаем рисовать елочку. Обмакивая сухую кисточку в краску, наносим на рисунок ряд тычков. Затем  пририсовываем зимний пейзаж.

Январь

  1. Тема: «Волшебнее картинки»

Цель: познакомить с техникой рисования мыльными пузырями.

- -развивать творческое воображение,

-воспитывать интерес к рисованию.

Методы и приемы: рисование мыльными пузырями.

Оборудование: гуашь, мыльный раствор, коктейльная трубочка, ложечка.

  1. Тема: «Фартук для куклы»

Цель: познакомить с бурятским орнаментом.

-учить украшать простые предметы различными формами,

-воспитывать толерантность

Методы и приемы: объяснение, рассматривание куклы в национальном костюме, рисование ватными палочками.

Оборудование: дидактическая кукла, образцы орнамента,  листы с нарисованными силуэтами фартуков.

        Февраль

  1. Тема: «Снежинки»

Цель: познакомить с техникой рисования на соли.

-закреплять умение аккуратно закрашивать лист акварелью,

-воспитывать эстетическое восприятие

Методы и приемы: рисование на соли,  эмпатия, дид.игра «Летят, летят снежинки»

Оборудование: клей ПВА, мелкая соль, плотная бумага А8, акварельные краски.

Снежинки (образцы) из бумаги на каждого ребенка.

2.Тема: «Подводный мир»                                                

Цель: продолжать знакомить с нетрадиционными техниками рисования. С новой техникой восковые мелки и акварельные краски.

-развивать чувство цвета,

-воспитывать отзывчивость и доброту.

Методы и приемы:  «чудесный мешочек»

Оборудование: лист бумаги формата А3, ластик,  простые карандаши, резак или точилка, акварель, баночка для воды, кисти,  восковые мелки, шаблоны рыбок, цветные карандаши.

Показать детям слайды с рыбками, рассказать о них. На листе сначала обвести рыбку восковым мелком, дорисовать водоросли, камушки. Затем заполнять внутри контура акварельной краской и фон разбавлять голубой краской. Поскольку рыбки плавают в воде, которая имеет холодную синюю гамму (используем синюю, голубую и фиолетовую краски), то рыбок лучше выполнить в тёплой гамме. 
Чтобы передать плановость и показать некоторых рыбок ближе, их выполняем более яркими и насыщенными тонами. Тех же, которые располагаются дальше, рисуем более бледными тонами. Рисовать можно поверх воскового рисунка, используя различные приёмы: заливки, растяжки, вливание одного цвета в другой. Излишки краски с воска можно снять полусухой кистью.
После того, как все рыбки выполнены, смачивается оставшееся пространство листа и заливается холодными синими, фиолетовыми и голубыми красками.

Март

  1. Тема: «Тюльпан»

Цель: продолжаем знакомиться с техникой рисование мятой бумагой.

-развивать умение составлять несложную композицию, воспитывать желание порадовать подарком маму.

Методы и приемы: игра «На что похоже?», рисование мятой бумагой.

Оборудование: праздничные открытки, листы бумаги с фигурными краями, гуашь разного цвета.

Ход занятия:  Воспитатель показывает детям несколько поздравительных открыток и предлагает порадовать мам и бабушек – нарисовать красивые цветы. Дети рассматривают заготовки для открыток – листы бумаги, сложенные вдвое, осваивают способ сложения – открывают, закрывают, находят наружную и внутреннюю часть. Воспитатель показывает  варианты открыток и предлагает изобразить тюльпан в вазе. Показывает способа изображения вазы (прямоугольной, овальной формы), тюльпана – овал с тремя лепестками (примакивание). Воспитатель хвалит всех детей за красивые открытки.

     2. Тема: « Птички ягодки клюют»

Цель: закреплять умение в пластилинографии,

-побуждать эмоционально откликаться на сюжет,

-воспитывать доброту.

Методы и приемы: игра «зимуют или не зимуют?»

Оборудование: слайды с птичками, пластилин, трафарет для работы.

Апрель

  1. Тема: «Космос»

Цель: продолжать учить создавать причудливые рисунки с помощью соли.

-развивать воображение,

-воспитывать любознательность.

Методы и приемы: игра «Космонавты»

Оборудование: Соль, краска, кисть, бумага, баночка для воды

Ход занятия: показ слайдов, различные космические корабли, планеты и звезды. Ребята, сейчас мы с вами тоже полетим в космос. Начинаю обратный отсчет… Что мы видим в иллюминатор? (дети рассказывают увиденное на экране). Соль придает рисунку причудливые узоры. При изображении любого пейзажа или яркого фона можно использовать соль, чтобы придать фону рисунка красивую текстуру. Фон необходимо посыпать солью, пока краска еще не высохла. Когда краска подсохнет, просто стряхните остатки соли. На их месте останутся необычные светлые пятнышки.

2.Тема: «Бабочка»

Цель: познакомить с новой техникой монотипия предметная.

-развивать воображение,

-воспитывать любознательность.

Методы и приемы: игра «Бабочки»

Оборудование: Краска, кисть, бумага, баночка для воды

Ход занятия: показ слайдов,  рассказать о бабочках. Сейчас мы с вами увидим рождение бабочки.

Необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине  нарисовать красками половинку тельца бабочки. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.

Май

  1. Тема:  «Воздушные шары!»

Цель: закрепить умение рисовать с помощью ватных дисков.

-развивать воображение, память,

-создать праздничное настроение

Методы и приемы: игра с воздушными шарами, тактильный анализ, проблемные вопросы, шары в подарок каждому ребенку.

Оборудование: воздушные шары, акварель, кисти разной толщины, листы А8, ватные диски.

Ход занятия: Воспитатель показывает большую связку воздушных шаров, читает стихотворение В. Шипуновой «Непослушный шарик»:

Шарик мой воздушный –легкий, непослушный!

Надувал я шар, пыхтел… А он…раз – и улетел!

Воспитатель показывает 2-3 композиции из 3-х, 5-ти шариков разной формы и предлагает нарисовать красивые воздушные шары яркими гуашевыми красками с помощью ватных дисков, а тонкую ниточку лучше нарисовать карандашом. Рисовать будем на листах бумаги голубого цвета, будто шарики летят по небу.

  1. Тема: «Салют Победы»

Цель: Продолжать знакомить детей с техникой рисования «кляксография», знакомить с новыми оттенками, развивать творческое воображение, воспитывать интерес и положительное отношение к рисованию.

Методы и приемы: рисование с помощью трубочки , смешивание цветов при помощи наклона бумаги, музыкальное сопровождение (аудиодиск)

Оборудование: листы бумаги, акварель, кисти.

Ход занятия: Какой праздник прошел? Чем он вам запомнился?

Посмотреть с детьми презентацию 9 мая. Рассказать пор салют.

Нетрадиционная техника рисования "кляксография" (выдувание трубочкой) - это очередное волшебство творческих занятий. Такое занятие для детей очень увлекательно, интересно и очень полезное. Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.
Для создания волшебной картинки потребуется большая клякса, на которую нужно дуть, дуть, дуть… до тех пор, пока на листе бумаги не появится замысловатый рисунок. Когда странный рисунок готов, ему можно подрисовать детали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа воспитателя в подготовительной группе по программе "От рождения до школы" ФГОС

рабачая программа воспитателя в подготовительной группе по фгос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Целью Программы является  создание каждому ребенку в  подготовительной группе МБДОУ «Детский сад № 63» г. Воркуты (далее  -  Группа)  возможности для развития спос...

Рабочая программа в старше-подготовительной группе по программе "Детство"

Данная рабочая программа соответствует всем требованиям ФГОС ДО. Она содержит целевой, содержательный и организационный разделы рабочей программы, которая разработана на основе образовательной програм...

Рабочая программа воспитателя дошкольной группы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования (подготовительная группа)

В материале представлена рабочая программа для подготовительной к школе группы по программе "Детство"...

Рабочая программа по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного учреждения подготовительной группы с ЗПР

Рабочая программа по реализации АОП ДУ подготовительной группы для работы с детьми с ЗПР....