Главные вкладки

    «Позитивная социализация дошкольников в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
    статья на тему

    Зайцева Ольга Дмитриевна

     Проблема социального развития ребенка особенно актуальна, т.к. одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития дошкольников/

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Позитивная социализация дошкольников в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

    «Ввести ребенка в мир человеческих отношений-

     одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста»

    В.А. Сухомлинский.

    Дошкольный возраст – яркая страница в жизни каждого человека. Он  является благоприятным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир взрослых отношений. Процесс социализации де вводит ребенка во взрослую жизнь, является фундаментом в становлении и проявлении социальной культуры.

    В последнее время проблема социального развития ребенка особенно актуальна, т.к. одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

      Основным источником развития является окружающая действительность, которая и определяет  путь, по которому ребенок приобретает новые свойства личности и формирует индивидуальность в процессе социального развития. 

    Другими словами, социальная ситуация развития – это соотношение внешних условий, воздействующих на ребенка, и его внутреннее отношение к этим условиям.  Социализация детей дошкольного возраста - процесс длительный и многоплановый. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя определенную роль, отображаемую обществом, шаг за шагом приобретает опыт поведения в соответствии с требованиями. К внутренним факторам социализации относят возрастные и индивидуальные особенности самого ребенка, которые воплощаются в системе переживаний социальных отношений и формировании картины мира

    ФГОС реализует положение о том, что в каждом ДОУ необходимо создавать условия для полноценного социального развития детей: предоставлять ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, способность самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, совершенствовать личные отношения с окружающими.

            

     Условия для успешной социализации детей:

    Эмоциональное благополучие ребенка – это прежде всего комфорт в душе ребенка. Создание атмосферы, приятной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха.

    • Положительное отношение ребенка к окружающим людям, воспитание уважения и терпимости.
    • Развитие коммуникативной компетентности ребенка – способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции.
    • Развитие социальных навыков детей. Социальные навыки помогают установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться.
    • Обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребёнку возможность для саморазвития.

    При всех условиях, созданных в детском саду, дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье. Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Вот почему одной из главных задач педагогов детского сада является создание полноценного  сотрудничества “педагог - дети- родители”.

       Задачей ДОУ является компенсация недостаточной интенсивности социализации детей и придание ей большей гармоничности. Задача оказывается не из лёгких, каждый ребёнок приходит из семьи с уже сформировавшимися понятиями о том, как следует себя вести, какие отношения допустимы. Каждый нормальный ребёнок наделён естественным желанием самоутверждения среди сверстников и в глазах взрослых, что ведёт ко множеству неожиданных поступков, а порой и конфликтных ситуаций. И воспитателю нужно их решать без помех для образовательного процесса.

    Показателями успешного социального развития дошкольника в детском саду могут служить следующие умения ребенка:

    • ​ умение ребенка войти в детское общество:
    • ​ умение ребенка действовать совместно с другими;
    • ​ умение следовать и уступать общественным нормам;
    • ​ умение ребенка контролировать свои желания и др.

            Основные требования стандарта связаны с психическим и физическим здоровьем ребенка. Во главу угла ставится личность дошкольника, его способности и возможности; его желания и отношения. Перед педагогами стоит задача пересмотра приоритетов профессиональной деятельности: ориентация не на систему знаний, умений и навыков, усвоенных ребенком,  а  на формирование у детей  умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость,     налаживать социальное партнерство и эффективные коммуникации, находить решения сложных вопросов, используя разнообразные источники информации.   Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не только усвоенные знания, но и умение правильно вести себя в различных ситуациях. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду. Исходя из этого, в работе по обучению основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста целесообразно использовать формы работы: моделирование заданных ситуаций, комплексные практические занятия, беседы, ознакомление с художественной литературой, беседы по иллюстрациям, сюжетным картинам, развлечения, досуги, обучающие игры (словесные, дидактические, подвижные, ролевые), экскурсии по ДОУ, по территории сада, за пределы участка, наблюдения, эксперименты и опыты, «минутки безопасности». Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск педагогов, позволяют ребенку предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать.

    По мнению специалистов, дети начинают обладать данными умениями приблизительно к годам 6-7. Именно в этом возрасте ребенок начинает осознавать свои действия и связывать их с возможными последствиями. Однако не только возраст имеет значение. Большую роль играет психологическое состояние маленького человека, его готовность к самостоятельной жизни.

     « Если ты один дома».Игры по теме:

    Словесные : закончи предложение. Когда я остаюсь один..Мама обещала, что она…Один я люблю играть. Я живу на проспекте Королёва, а ты..

    Дидактические. Бытовые приборы, что хорошо, а что плохо.

    Подвижные. «Бездомный заяц»

    Строительно-конструктивные. План своей комнаты. Квартиры.

    Сюжетно-ролевые. Звонок маме, звонок в службу. Смена ролей. Вызов врача.

    Театрализованные. Беседа, это скучно. Если от имени героя- то это уже игровая ситуация. Мишка остался один, плачет. Как утешить, успокоить, чем его занять. Во что поиграть самому. Игрушек много, не играет. Оставить планшет.

    Игры на воспроизведение эмоциональных состояний. Этюды «Знакомый-незнакомый».

    2.Моделирование проблемных ситуаций

    Мне стало страшно. Разные страхи: чудовище, замкнутого пространства, смерти взрослых.( нарисуй свой страх, нарисуй себя одного дома)

    Я хочу воды, кто-то постучал в дверь. Я вышел, захлопнулась дверь. Открытка пособие «Не открывай дверь чужим»

    3.Чтение художественной литературы.

    Сказка «Гуси-лебеди»

    «Колобок», «3 медведя» « Красная Шапочка».» «Семеро козлят»

    Приёмы ТРИЗ - другой конец сказки. Смена персонажа с + на минус. Феномен Бабайки.

    Не ложись на бочок – придёт серенький волчок.

    Вредные советы.

    Если к вам подходит где-то Незнакомый человек И, куда-то приглашая, Крепко за руку берет — Убегайте с ним скорее, Чтобы папа не догнал. И не дрыгайте ногами, Когда вас он будет есть.

    Страшилки. Дворовые игры, общение.

    4.Беседы по иллюстрациям.

    Открытка пособие «Не открывай дверь»

    Форма спецслужб

        Людмила Петрановская « Если ты один дома»

        5.Художественная деятельность. Раскраски, лепка, рисование. Подарок маме,

         Папе.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Социализация дошкольника в условиях введения ФГОС дошкольного образования

    В России в последние годы произошли значительные перемены в дошкольном образовании. С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, предъявляющий новые тре...

    «Позитивная социализация дошкольников в условиях введения ФГОС ДО»

    Дошкольный возраст – неповторимая и яркая страница в жизни каждого человека. Он  является благоприятным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир социальных отноше...

    «Развитие игровой деятельности дошкольника в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

    Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением....

    Развитие игровой деятельности дошкольника в условиях введения ФГОС дошкольного образования.

    Проблема. Наши дети стали меньше играть  Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (барби, роботы, монстры, киборги и т.д.)  привести к кризису игровой культуры. ...

    Статья "Организация игровой деятельности младших дошкольников в условиях введения ФГОС дошкольного образования"

    В данной статье раскрыто понятие игры в свете ФГОС. Игра - не развлечение, а особенный метод вовлечение детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности....

    Семинар-практикум для инструкторов по физической культуре в ДОУ«Организация физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

    Конспект семинара-практикума для инструкторов по физической культуре в ДОУ по теме «Организация физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками в условиях введения ФГОС дошкольного обра...