Главные вкладки

    Социализация дошкольника в условиях введения ФГОС дошкольного образования
    материал на тему

    В России в последние годы произошли значительные перемены в дошкольном образовании. С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, предъявляющий новые требования к воспитателям. Повышаются требования к личности педагога, к его профессионализму. Особо важным становится этап вхождения начинающего  воспитателя, вчерашнего выпускника в образовательное пространство детского сада.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Социализация дошкольника в условиях введения ФГОС дошкольного образования

     

    В России в последние годы произошли значительные перемены в дошкольном образовании. С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, предъявляющий новые требования к воспитателям. Повышаются требования к личности педагога, к его профессионализму. Особо важным становится этап вхождения начинающего  воспитателя, вчерашнего выпускника в образовательное пространство детского сада.

    Дошкольные образовательные учреждения вступили в фазу кардинальных изменений. ФГОС поменял структуру и содержание образования. Цель образования – создание условий для формирования универсальной учебной деятельности. Акцент переносен не на сумму знаний и умений, а на формирование умения учиться самостоятельно. Нынешний дошкольник не столько должен усвоить определённый объём знаний, сколько научиться работать в команде. Для современного дошкольника важным оказывается понимать различия между людьми, понимать ценность другого человека. Этому он учится в свободной деятельности. Задача введения ФГОС может быть решена только путём качественной подготовки воспитателей. Подготовка квалифицированного специалиста возможна только совместными усилиями педагогического колледжа и баз практики – дошкольных образовательных учреждений. Сильная гуманистическая позиция педагога, в частности, готовность принять любого ребёнка таким, каков он есть, в том числе формируется в ходе педагогической практики. Обратимся к опыту дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга в части реализации требований ФГОС. Для полноценного общения детей очень важной оказывается социальная среда развития. Социальная среда предполагает наличие условий, дающих возможность ребёнку полноценно общаться с другими детьми и воспитателями. Планировка помещений дошкольного образовательного учреждения должна быть спланирована таким образом, чтобы она могла способствовать формированию отношений партнёрского типа: со сверстниками, взрослыми. У каждого ребёнка должны быть условия для взаимодействия в парах, малых и больших группах. Таким образом,  дети учатся понимать, что все мы разные, становятся толерантнее. Чудесно, если ребенок умеет увидеть в другом  какие-то способности, возможности. У каждого ребёнка должна быть возможность для проявления самостоятельности, инициативы, активности. В ряде случаев пространственная позиция педагога (воспитателя) может быть препятствием к такому взаимодействию. Если ребёнок находится «внизу», а взрослый педагог «возвышается» над ним, эта позиция в которой ребёнок вынужден исключительно подстраиваться под педагога, подчиняться ему. Что, конечно же, является препятствием для выстраивания тёплых взаимоотношений, в которых так нуждается каждый ребёнок. Партнёрская модель – это ситуация когда взрослый рядом, вместе с ребёнком, но ни в коем случае не «параллельно». Ребёнок должен чувствовать участие взрослого, его искреннюю заинтересованность в общении с ним. Лучше избегать «школьной» планировки. Неплохо, чтобы в группе была мебель не только для детей, но и для взрослых. Диван, сидя на котором, педагог может почитать книгу детям. Подобная домашняя атмосфера способствует укреплению доверительных отношений между воспитателем и детьми. В групповой комнате желательно спланировать «уголок уединения». Это нормально, что время от времени ребёнку хочется уединиться, побыть одному, немного передохнуть от избыточного общения. В обустройстве таких мест поможет ширма или маленький домик. Выходя на педагогическую практику в дошкольные учреждения Санкт-Петербурга, мы стараемся подобрать такие базы практики, где мы можем увидеть эти условия воочию. На уроках студенты моделируют среду, а на практике воплощают задуманное.

    Хорошим подспорьем в личностном развитии дошколят становится разновозрастное общение. В условиях преобладания малодетных семей это обстоятельство трудно переоценить. ФГОС предполагает активное включение родителей в образовательный процесс. Фактически они должны стать его полноправными субъектами. Родители могут участвовать в жизни детсадовцев особенно в период праздников и дней рождения. Такой опыт есть в Дании. Мама или папа, придя за ребёнком, может побыть в группе, поиграть с детьми. В Дании ценится голос ребёнка. С ним часто беседуют, причем не важно, что ребёнок ещё мал. Если ребёнок совершает какой-то проступок, его никогда не ставят в угол, за проступком идёт серьёзный разговор. На наш взгляд, данный опыт может быть полезен в отечественных дошкольных образовательных учреждениях. Хорошо, если в условиях ДОУ есть возможность для общения, взаимодействия детей разных возрастных групп. Это могут быть совместные игры на прогулке, специально организованные совместные праздники, спектакли. Важно, чтобы всем детям в детском саду, в том числе и самым маленьким, были доступны не только групповые комнаты, но и помещения изостудии, физкультурного зала и пр.. Для маленького ребёнка экскурсия на кухню, в кабинет заведующей – это целый мир. Подобные «выходы» способствуют расширению представлений детей об окружающем мире. Подводя итог, отметим, что планируя социальную среду ДОУ надо учесть следующее:

    • Наличие приватного пространства для ребёнка
    • Возможность для общения детей разновозрастных групп
    • Планирование позиции воспитателя вместе с детьми
    • Трансформируемость среды, возможность её изменения в зависимости от ситуации
    • Активное включение родителей воспитанников социальное пространство ДОУ как полноправных субъектов образовательного процесса
    • Создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие ребёнка и педагога

     

    Список литературы

    1. Организация предметно-игрового пространства в детском саду: Методическое пособие / Под общ. ред. Е.О. Смирновой. - М.: АРКТИ, 2013.
    2. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах/ Под общ. ред. М.Е. Верховкиной , А.Н. Атаровой - СПб.: КАРО, 2014


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Доступное, качественное дошкольное образование в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

    С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только дост...

    «Развитие игровой деятельности дошкольника в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

    Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением....

    Развитие игровой деятельности дошкольника в условиях введения ФГОС дошкольного образования.

    Проблема. Наши дети стали меньше играть  Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (барби, роботы, монстры, киборги и т.д.)  привести к кризису игровой культуры. ...

    Статья "Организация игровой деятельности младших дошкольников в условиях введения ФГОС дошкольного образования"

    В данной статье раскрыто понятие игры в свете ФГОС. Игра - не развлечение, а особенный метод вовлечение детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности....

    «Позитивная социализация дошкольников в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

    Проблема социального развития ребенка особенно актуальна, т.к. одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание услов...

    Семинар-практикум для инструкторов по физической культуре в ДОУ«Организация физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

    Конспект семинара-практикума для инструкторов по физической культуре в ДОУ по теме «Организация физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками в условиях введения ФГОС дошкольного обра...