Методическая разработка "Рекомендации по организации игровой деятельности дошкольников (2-3 года)"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Гречникова Людмила Михайловна

В разработке отражены задачи по развитию игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста, примерный набор игрового оборудования. Технологические карты по организации различных сюжетных игр, представленные в материале, содержат цели и задачи игры, содержание и объем детских игровых умений и навыков, а также рекомендации по предварительной работе педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._igra_2-3_goda.docx276.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно - речевому развитию детей № 52 «Веселый дельфин»

 

 

Рекомендации по организации игровой деятельности дошкольников

(2-3 года)

C:\Users\1\Desktop\игра\картинки\дети2 ст.jpg

Задачи по развитию игровой деятельности дошкольников группе раннего возраста ДОУ (2-3 года)

  1. Познакомить со способами употребления предметов и их назначением;
  2. Учить проявлять интерес к игровым действиям сверстника.
  3.  Заинтересовать и увлечь детей различными игровыми сюжетами, развивать способность ребенка понимать игровую ситуацию.
  4.  Помогать играть рядом, не мешать друг другу.
  5.  Учить выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой.
  6. Учить связывать сюжетные действия с ролью.
  7. Связывать 2-3 действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их.
  8. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры.
  9. Учить развертывать условные действия с сюжетно игрушкой, предметом-заместителем.
  10. Развивать предпосылки творчества.

Роль  педагога:

Главное действующее лицо – вовлекает в игру, представляет детям возможность выбора (вида игры, роли, стимулирует детей к использованию предметов заместителей, способствует эмоционально – насыщенной атмосфере в игре.

Первая младшая группа

В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала (игрушек):

«Предметы оперирования» - это игрушки, имитирующие реальные предметы, - орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.д.)

«Игрушки - персонажи» - это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий игровые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника и т.п.

«Маркеры (знаки) игрового пространства - это игрушки, игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.)

Материалы для сюжетной игры

Игрушки-предметы оперирования для детей от 2 до 3 лет представляют собой прототипические имитации бытовых «орудий» - игрушечные посуда, утюг, молоток и пр. Привлекательны для детей и прототипические имитаторы транспорта - грузовики (деревянные и пластмассовые, в которых ребёнок может нагружать кубики, усесться сам), коляски для кукол, конь на колёсиках, тележки и т. п.

Все эти игрушки должны быть довольно крупными (соразмерными самому ребёнку или кукле) и готовыми к использованию.

Игрушки-маркеры условного пространства для детей этого возраста также должны быть прототипическими, крупными и готовыми к использованию. В основном, это предметы, имитирующие бытовую обстановку: крупная игрушечная мебель, соразмерная самому ребёнку и большим куклам (кроватка, стол, стулья) кухонный шкафчик, кухонная плита и т.п. Это могут быть также имитаторы жилища (ширма-домик, теремок), крупные предметы, моделирующие пространство транспортного средства («остов» автомобиля, автобуса с рулём и узнаваемым «фасадом»), в которые дети могут заходить и размещаться внутри.

Игрушки-персонажи занимают очень важное место, особенно куклы. В этом возрасте кукла служит объектом воздействия ребёнка (а не замещает активного партнёра по играм). Он осуществляет по отношению к ней  условные игровые действия, которые в реальности взрослый осуществляет по отношению к нему самому (кормит куклу, поит, купает, укладывает спать и т.п.) именно поэтому существенным требованием к кукле является возможность придавать ей соответствующие функциональные позы: кукла должна «уметь» менять положение - стоять, сидеть, лежать, её можно взять за ручку и вести рядом с собой.

Большое значение для игры детей имеют мягкие игрушки-персонажи - подобия животных.

Полифункциональные материалы, которыми замещаются недостающие прототипические игрушки, необходимы для обеспечения игры взрослого с детьми и их самостоятельной игры. Для детей данного возраста круг таких материалов невелик. Это небольшое количество надувных модулей, которые маленький ребёнок может свободно перемещать. Они используются для огораживания «домика», «автобуса» и пр. Кроме того, целесообразно иметь ёмкость с разрозненными пластмассовыми и деревянными кубиками, брусками, шарами разных цветов и размеров. В качестве заместителей можно также использовать элементы конструкторов, строительных наборов, дидактических материалов, которые имеются в группе для продуктивной и исследовательской деятельности детей.

Сюжетообразующие наборы материала и его размещение

Для игры детей 2-3 лет, почти всецело зависящих от внешней обстановки, необходимы наборы (комплексы) игрового материала, в которых представлены все типы сюжетообразующих игрушек (персонажи, предметы оперирования, маркеры пространства).

В пространстве группового помещения достаточно иметь 3-4 таких целостных комплекса (традиционно в дошкольной педагогике их называют тематическими зонами). Это комплексы материалов (и часть пространства) для развёртывания бытовой тематики:

  • Шкафчик с посудой, кухонная плита и несколько кукол на стульчиках вокруг стола
  • Пара кукольных кроватей, шкафчик с «постельными принадлежностями», диванчик, на котором могут сидеть и куклы и дети.
  • Домик-теремок - ширма, со скамеечками и модулями внутри, где могут жить мягкие игрушки-звери, прятаться и устраивать свой дом дети; здесь же может развёртываться игра взрослого с детьми по мотивам простых сказок.
  • Тематический комплекс для разнообразных поездок: автобус-каркас с модулями сидений и рулём.

Остальные игровые материалы размещаются в низких стеллажах, передвижных ящиках на колёсах, пластмассовых ёмкостях, вдвигающихся в нижние открытые полки шкафов и т.п. Все материалы, находящиеся в поле зрения, должны быть доступны детям.

Примерный набор игровых материалов для игры

первой младшей группы

Тип материала

Наименование

Количество на группу

Игрушки-персонажи

Куклы крупные (35-50 см.)

5 разные

Куклы средние (25-35 см.)

5 разные

Мягкие животные, крупные (35-50 см) и средние (25-35 см)

8 разные

Звери и птицы, объёмные и плоскостные на подставках (мягкие, ПВХ, деревянные, 15-20 см)

15-20 разные

Звери надувные крупные

2-3 разные

Игрушки-предметы оперирования

Набор чайной посуды (крупной)

2-3

Набор кухонной посуды (крупной)

2-3

Миски (тазики)

3

Молоток пластмассовый

1

Набор овощей и фруктов (объёмные-муляжи)

1

Комплект постельных принадлежностей для кукол

3

Грузовик (крупный, деревянный или пластмассовый)

2

Тележка-ящик (крупная)

2

Звери и птицы на колёсах (каталки с палочкой или шнурком)

5 разные

Автомобили с открытым верхом (крупные, средние)

5 разные

Кукольные коляски, соразмерные куклам (складные)

2

Телефон

2

Ведёрки

5

Маркеры игрового пространства

Кукольный стол (крупный)

1

Кукольный стул (крупный)

4

Кукольная кровать

2

Кукольный диванчик

1

Шкафчик для кукольного белья

1

Кухонный шкафчик (соразмерный ребёнку)

1

Кухонная плита (соразмерная ребёнку)

1

Ширма-остов домика

1

Складной остов автобуса (автомобиля)

1

Полифункциональные материалы

Объёмные модули (набивные или надувные: кубы, валики, параллепипеды)

6

Ящик с мелкими предметами-заместителями


Технологическая карта № 1

ИГРА «СЕМЬЯ»

Названия игр

Содержание и объем игровых умений и навыков

Предварительная работа

Цели и задачи

"Баюшки-баю"

"Пора кушать"

«Испечем пирожки»

"Мы идем гулять"

"Приходите в гости к нам"

"Домашние заботы"

Мама кормит, одевает, раздевает дочку (сыночка), укладывает спать.

Мама стирает, гладит белье, убирает в комнате.

Праздник 8 марта, поздравление мамы, праздничное угощение

Переезд на дачу, прогулки в лес, сбор ягод и грибов

 купание

Мама готовит обед (сварить суп, кашу на плитке), расставляет, моет посуду

Сварить яичко (шарик), подуть на него, разбить ложкой (палочкой), покормить куклу, мишку

Испечь пирожки угостить кукол и зверей.

  • Рассматривание и беседы по  иллюстрации
  • Экскурсия на кухню в дет.саду (пригласить повара в группу для знакомства с детьми)

Дидактические упражнения:

 «Покорми мишку», «Поставь посуду для чаепития», «Напоим куклу чаем», «Постели простынку», «Укрой куклу одеялом», «Покачай куклу, спой ей песенку»,  «Уложим куклу спать», «Угостим куклу чаем», «У нас порядок», «Погладим кукле платье», «Уложим куклу спать», «Угостим куклу чаем», «У нас порядок», «Устроим кукле комнату»

  • Рассказ воспитателя «Как я жила на даче».

Чтение художественной литературы:

Капутикян «Маша обедает»

Я. Тайц «По грибы»

Потешка  «Я пеку,пеку,пеку

А.Кравченко "Оладушки"

Н. Калинина «Помощники»

Е. Благинина «Аленушка»

3. Александрова «Мой мишка»

Продуктивная деятельность 

  • Рисование «Ленточки сушатся на верёвке».
  • Лепка из пластилина «Пирожки»
  • Конструирование «Постройка мебели»

1.Знакомить детей с процессом приготовления пирожков и правилами безопасности на кухне.

2. Обогащать словарный запас словами - начинка, противень, тесто, духовка. 

3. Прививать желание помогать маме на кухне, воспитывать уважение к чужому труду.

4. Закрепление знаний о разных видах посуды, формирование умения использовать посуду по назначению.

5.Закрепление знаний о названиях одежды. 6.Закрепление у детей навыка правильно в определенной последовательности раздеваться и складывать свою одежду.

7. Побуждать детей творчески воспроизводить в игре быт семьи.

8. Воспитание культуры поведения во время еды.

Технологическая карта № 2

ИГРА «СТРОИТЕЛЬСТВО»

Содержание и объем игровых умений и навыков

Предварительная работа

Цели и задачи

Строители строят дом для разных игрушек, заборчик для зверей и домашних животных.

Строителя строят дом, гараж, украшают дома к празднику.

  • Рассматривание и беседы по  иллюстрации: «Строим дом», «Дети играют в кубики»

  • Чтение художественной литературы:

 Б. Заходер «Строители»

 «Плотник» из книги Е. Тихеевой «Игры и занятия малых детей

 С. Баруздин «Кто построил этот дом»

 Дидактические упражнения:

 «Поставим кубики рядом», «Построим зайке домик», «Покажем мишке, как украсить дом к празднику».

Продуктивная деятельность 

  • Игра-занятие «У кукол новоселье» (постройка мебели).
  •  Конструирование гаража, домика, дорожки.
  • Рисование «Забор», «Дом»

1.Познакомить детей с трудом строителей.

2. Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых

3.Расширить словарь детей: строитель, стройка, высокий –низкий и т.д

Технологическая карта № 3

ИГРА «ПОЛИКЛИНИКА»

Названия игр

Содержание и объем игровых умений и навыков

Предварительная работа

Цели и задачи

"Кукла заболела"

Врач прослушивает больную куклу, укладывает в постель, осматривает горло, дает лекарство.

Врач осматривает больных, измеряет температуру, делает уколы.

Послушать сердце (трубочкой; макарониной; пуговицей, нанизанной на веревочку; ухом) Измерить температуру (игрушечным градусником, палочкой, карандашом)

Сделать укол (игрушечным или настоящим пластмассовым шприцем, палочкой, пальчиком). Полечить горло (пополоскать его из чашечки, смазать палочкой с мазью).

Полечить ушко (закапать лекарство пипеткой или двумя сложенными пальчиками, смазать палочкой с мазью).

 Сделать повязку кусочком бинтика. Дать витамины

 Напоить горячим чаем с медом (с малиной) Уложить в кроватку. Спеть песенку, успокоить куклу.

  • Рассматривание и беседы по  иллюстрации

 «Как доктор лечит детей», «Когда я заболела»

«Как мы делали прививки».

  • Чтение художественной литературы:

 Е. Крылов «Как лечила петуха»

В. Берестов  «Большая кукла» 

Я. Райниса «Кукла заболела»

Просмотр мультфильма «Айболит»

  • Целевое посещение медицинского кабинета

Чтение художественной литературы:

Продуктивная деятельность:

  • Лепка\рисование «Витаминки для петушка».
  • Лепка  «Таблетки для больных зверюшек»
  • Лепка «Угощение заболевшей кукле»
  •  Конструирование кровати для куклы.

Дидактические упражнения: 

«Попроси куклу показать горлышко», «Измеряй температуру зайчику», «Расскажем мишке, как нам измеряли рост и вес»

  1. Знакомить детей с профессией врача.
  2.  Учить детей игровым действиям их выполнению в определенной последовательности: осмотр, послушать трубкой (фонендоскопом) грудку, спинку, измерение температуры градусником, лечение таблетками.
  3.  Закрепление названий медицинских инструментов.

4. Воспитывать заботливое отношение к заболевшей кукле, интерес и уважение к профессии врача.

Технологическая карта № 4

ИГРА «МАГАЗИН»

Содержание и объем игровых умений и навыков

Предварительная работа

Цели и задачи

Мама с дочкой приходят в магазин, покупают овощи, фрукты. Продавец отпускает продукты.

В магазине продаются овощи, фрукты, хлеб, гастрономические товары.

В магазине продаются игрушки. Покупатели просят показать товар, рассматривают его, платят деньги. Продавцы вежливо разговаривают с покупателями.

В магазине продаются разные товары

  • Рассматривание и беседы по  иллюстрации
  • Рассказ воспитателя «Как я выбирала фрукты в магазине».

Игровое упражнение «Мы покупаем продукты в магазине».

Чтение художественной литературы:

Ч. Янчарский «В магазине игрушек»

Ю. Тувима «Овощи»

Дидактическое упражнение:

 «Расскажем зайке, как покупают товары», «Расскажем  кукле, как надо разговаривать с продавцом в магазине».

1. Познакомить детей с работой продавца.

2.Развивать умения использовать в играх представления об окружающей жизни.

3. Развивать диалогическую речь, обогащать словарный запас

4.Учить связывать сюжетные действия с ролью.

Технологическая карта № 5

ИГРА «ПАРИКМАХЕРСКАЯ»

Содержание и объем игровых умений и навыков

Предварительная работа

Цели и задачи

Усадить куклу на стульчик, завязать фартучек.

 Вымыть кукле голову (можно использовать флакон из-под шампуня, кубик вместо мыла)

Высушить волосы феном (можно водить над головой кубиком и жужжать). Причесать куклу (расческой, палочкой). Приколоть заколку, бантик.

 Побрызгать волосы лаком.

 Посмотреться в зеркальце (можно в крышку от банки)

  • Рассматривание и беседы по  иллюстрации «В парикмахерской»
  • Рассказ воспитателя «Как я ходила в парикмахерскую».

 Дидактические упражнения:

«Покажем кукле, как работает парикмахер»

«Что нужно парикмахеру».

1.Учить использовать во время игры инструменты (предметы-заместители) и называть их.

2.Развивать диалогическую речь, обогащать словарный запас.

3.Воспитывать чуткое, внимательное отношение друг к другу, эмоционально-положительное отношение к сверстникам с учетом гендерных отличи.

Технологическая карта № 6

ИГРА «ТРАНСПОРТ»

Содержание и объем игровых умений и навыков

Предварительная работа

Цели и задачи

"Я – шофер!" (игры с машинками)

Варианты игры: в летчиков, капитанов морских кораблей

«Покатаем кукол на машине»

Шофёр возит кукол, строительный материал, ведет машину осторожно, чтобы не наехать на людей.

По улице ездят разные машины, возят грузы.

 Автобусы перевозят пассажиров. Автобусы везут детей из детского сада Водители автобусов осторожно перевозят пассажиров, объявляют остановки.

Перевозка на грузовых машинках продуктов в магазин.

 Перевозка строительных материалов на стройку.

 Гонки на автомобилях.

Починка автомобиля.

 Мытье автомобиля  

  • Рассматривание и беседы по  иллюстрации «Как машины ездят по улице», «Куда можно поехать на автобусе», «Как вы ездили на автобусе»
  • Наблюдение за транспортом.

Чтение художественной литературы:

А. Барто «Грузовик»

 Б. Заходер «Шофёр».

 Н. Павлова «На машине».

А.Барто «Матросская шапка»

Пение песни «Мы едем едем… .»

Дидактическое упражнение: 

«Покажем мишке, как нужно осторожно катать кукол в машине», «Расскажем Карлсону, как работает водитель автобуса»

Подвижная игра:

 «Едет поезд ту-ту-ту», «Поезд», «Воробышки и автомобиль»

Продуктивная деятельность:

  • Рисование «Колеса для автобуса», «Дорога»

«Рельсы для поезда» (гуашь)  

  • Постройка гаража из строительного материала
  • Постройка самолета, парохода, поезда, лодки, автобуса и др.

1.Познакомить детей с профессией шофера(летчика).

2.Научить детей устанавливать взаимоотношения в игре.

3. Развивать умение переносить знакомые действия со строительным материалом в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью (шофёр, пассажир)

Технологическая карта № 7

ИГРА  «С игрушечными животными»

Названия игр

Содержание и объем игровых умений и навыков

Предварительная работа

Цели и задачи

«Уход за животными»

«Цирк зверей»

Действия кормления, прогулка, купание, лечения.

Показывать прыжки зверей через предметы (бег);

Кланяться;

Кормить животных – мыть их;

Показывать концерт.

Чтение художественной литературы:

 А.Барто «Лошадка»

К.Чуковский «Цыпленок»

В. Гербова «Про девочку Катю и маленького котенка»

Потешки «Ходит кот по лавочке», «Как у нашей кошки лапочки», «Я лягушка – ква, ква...»,  «Лягушонок, лягушонок...», «Идет коза рогатая», «У медведя у бору», «Ежик-ежинька», «Как у нашей кошки лапки», «Киска-киска», «Корова-коровушка»,  

Р.н.с «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Маша и медведь»

Пение песенок: «Бобик», «Лиса по лесу бежала…». «Вот собачка – Жучка», «Вышла курочка гулять», «Маленький ежик», «Далеко, далеко…»

Пальчиковые игры: «Котенок растеряшка», «Белка сказала...»

Кукольный театр: «Теремок», «Курочка-ряба», «Волк и семеро козлят», «Три медведя»

Подвижные игры:

 «Кошки – мышки», «Лягушки», «Ты, собаченька, не лай», «Кто как двигается» (муз сопровождение), «Галопом, галопом», танец маленьких утят, «Зайка беленький сидит», «Волк и гуси», «Жуки»

Дидактическая игра:

 «Кто где живет?», «Чей детеныш?», «Спрячь мышку», «Угадай, кто как кричит»

Продуктивная деятельность:

  • Лепка «Орешки для белочки»
  • Лепка «Грибочки»
  • Лепка\рисование «Заборчик для избушки»
  • Лепка «Бананы»
  • рисование карандашами «Травка для гусят»

      «Узор на крылышках»

1.Развивать у детей способности принять на себя роль животного

2. Знакомить с отличительными признаками животных.

3. Развивать способность к двигательно-образному перевоплощению.

4. Способствовать развитию речевой и двигательной координации

5. Формировать элементарные способы общения.

6. Учить детей выполнять действия в соответствии с показом или словесными указаниями, координировать слово с движением.

7. Воспитывать у детей доброжелательное отношение со взрослыми и детьми.

Технологическая карта № 8

ИГРА «ДЕТСКИЙ САД»

Содержание и объем игровых умений и навыков

Предварительная работа

Цели и задачи

Готовят необходимые предметы для приготовления супа: кастрюлю, ложку, чтобы мешать суп, морковь, картофель и т. д., используя предметы-заместители.

Играют с куклами, поднимают их с постели, одевают их, разговаривают между собой, поодаль от них другая девочка организует детскую столовую, она сажает за стол трех кукол и расставляет перед ними столовые приборы.

Мамы будят детей (кукол) дома и ведут  в детский сад.

Мамы приводят (забирают) детей в детский сад.

  • Экскурсия по детскому саду (в группы, музыкальный зал, медицинский кабинет, кухню).
  • Экскурсия к месту получения няней готовой продукции для детей (по подгруппам).
  • Систематические наблюдения за трудом няни.
  • Наблюдения за работой воспитателя, медсестры, музыкального работника.
  • Наблюдения за играми старших детей.
  • Рассматривание картин «Детский сад», «Ясли».
  • Беседа «Кто заботится о нас в детском саду».

Игра-занятие: «Повар детского сада готовит детям обед», «Праздник в детском саду»

Чтение художественной литературы: 

Н. Забила «Ясочкин садик»

А. Барто «Игрушки»

 Н. Кашнина «Первый день в детском саду»

Слушание музыкального произведения А. Филиппенко «Детский сад».

Продуктивная деятельность:

  • Лепка угощений для кукол
  • Конструирование песочного ящика, веранды.
  • Коллективная постройка «Площадка нашей группы».

1.Знакомство детей с трудом взрослых, работающих в детском саду.

2.Развитие способности взять на себя роль

Технологическая карта № 9

ИГРА  С ПРЕДМЕТАМИ

Названия игр

Содержание и объем игровых умений и навыков

Цели и задачи

1.С кубиками

Изготовление из кубиков мебели для кукол и животных (стульчика, кроватки, скамеечки и пр.).

Изготовление больших и маленьких домиков, башенок, дорожек и пр.

Строительство будки для собачки.

Строительство башенки для петушка и пр.

Строительство зоопарка.

Строительство гаражей для больших и маленьких машин (в том числе ангаров для самолетов).

Строительство причалов для лодок и кораблей

1.Упражнять в назывании цветов, сравнивать предметы по размеру

2.Учить чередовать геометрические фигуры по цвету

3.. Ввести в активный словарь детей слова: конструктор, кубики.

4.Формировать устойчивые представления о величине, форме, цвете, количестве.
5.Учить детей сооружать постройку, повторяя за показом воспитателя (самостоятельно)

2."Матрешки ходят в гости"

Картина-игра «Подбери матрёшке домик»

Чтение песенки – потешки «Как у нашей у матрешки»

Настольный театр, театр на фланелеграфе «Матрешки».

Игра «Собери матрешку».

Игра «Матрешка, ты где?»

Игра со строительным материалом: «Дорожки для матрешки»

Игра «Угощаем матрешек»

Логоритмические упражнения Мы – матрешки крошки

1.Учить подбирать части предмета, совмещать их в соответствии с рисунком;

2.Продолжать учить двигаться стайкой с изменением направления;

3.Продолжать учить понимать слова «большая – маленькая» 

4.Способствовать восприятию интонационной речи.

5.Вызывать у детей желание украшать яркими мазками сарафаны матрешек

6.учить действовать детей со сборно-разборными игрушками трех размеров – большой, поменьше, маленькой.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста (сюжетно-ролевые игры)

Рекомендации и методические приемы при организации сюжетно-ролевых игр в младшей группе детского сада....

Методические рекомендации по организации игровой деятельности в группе для детей с 5 до 6 лет в условиях детского сада.

Дошкольный возраст - важный этап в жизни ребёнка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, восприятия, образного мышления, воображения; появляется гото...

Организация игровой деятельности дошкольников (3-4 года)

Организация игровой деятельности дошкольников(3-4 года)...