Статья "Развитие социального интеллекта дошкольника в условиях взаимодействия с социумом"
статья (старшая группа)

Голубкова Александра Владимировна

Данная статья раскрывает умение детей развивать в себе социальный интеллект через социум.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл golubkova_a.v._statya.docx43.25 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 372.881.161.1

Голубкова А.В.,2017

Развития социального интеллекта дошкольника в условиях взаимодействия с социумом

        Проблема развития социального интеллекта ребенка в последние годы приобрела особую актуальность. Это вызвано  изменениями, происходящими  в нашей жизни  и образовании. Данная статья раскрывает умение детей развивать в себе социальный интеллект через социум.

        Ключевые слова: социальный интеллект ребенка дошкольника, социум.

Проблема развития социального интеллекта ребенка в последние годы приобрела особую актуальность. Это вызвано  изменениями, происходящими  в нашей жизни  и образовании. В соответствии с Федеральным  государственным образовательным  стандартом дошкольного образования  (ФГОС ДО)  содержание образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» должно быть «направлено… на развитие социального и эмоционального интеллекта…»[4 с.9].

Социальный интеллект ребёнка дошкольного возраста — это способность понимать состояние и мотивы поступков других людей, выделять существенные характеристики ситуации взаимодействия и намечать возможные пути осознанного опосредствованного влияния на намерения других людей с целью достижения общих предметных или коммуникативных целей.  [1с.25]

        Критериями социального интеллекта дошкольника являются:

• эмоционально-мотивационные (самооценка, уровень развития эмпатии, децентрации; мотивация коммуникации и взаимодействия);

• когнитивные (общие умственные способности; понимание себя и партнера по общению; понимание сущности ситуации общения; прогнозирование развития ситуации коммуникации и взаимодействия, а также поведения в ней партнеров по общению);

• поведенческие (владение навыками конструктивного взаимодействия, способами моделирования своего поведения и опосредованного либо прямого воздействия на партнера с целью изменить его поведение) http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=388

Наш детский сад работает по основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. Программа «От рождения до школы» разработана на основе ФГОС ДО (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ.

Программа предполагает пять образовательных областей. Одна из них социально – коммуникативное развитие ее задачи развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим. А также расширить представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны (роль каждого поколения в разные периоды истории страны). Рассказывать детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей.

Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребёнком, в результате и посредством которого формируется чувство любви к Родине.

На протяжении многих лет, наш детский сад, решает задачу по воспитанию в дошкольниках чувство патриотизма  в тесном сотрудничестве с социумом. Социум –это одна огромная группа людей, которых могут объединять общие моральные устои, отношение к миру и самим себе. В подобной группе всегда единая система ценностей и мировоззрений, одинаковые политические и эстетические взгляды. Они имеют одну общую территорию с определенным политическим устоем, экономическими направлениями и организационными моментами.  [1.1]

В Муниципальном бюджетном дошкольном  образовательном учреждении Кичанзинский детский сад сложилась система работы по развитию социального интеллекта дошкольника в условиях взаимодействия с социумом.  Все семьи моих воспитанников живут в одном селе Кичанзино, соблюдают православные традиции, участвуют в праздниках и конкурсах предложенных нам АФ ННГУ, также ведется работа по преемственности с Красносельской школой.

 Система работы по развитию социального интеллекта у детей в условиях взаимодействия с социумом представлена в таблице:

 

Направления

Мероприятия

Социум

Православные праздники

Покров

Приход Церкви Покрова Пресвятой Богородицы

с. Кичанзино

Отец Михаил

Троица

Приход Церкви Покрова Пресвятой Богородицы

с. Кичанзино

Отец Михаил

Пасха

Приход Церкви Покрова Пресвятой Богородицы

с. Кичанзино

Отец Михаил

Рождественские колядки

Приход Церкви Покрова Пресвятой Богородицы

с. Кичанзино

Отец Михаил

Яблочный спас

Приход Церкви Покрова Пресвятой Богородицы

с. Кичанзино

Отец Михаил

Спортивные праздники

Малышиада

ФОК «Чемпион»

р\п. Выездное

Веселые старты

Семьи  воспитанников

День здоровья

ФОК «Чемпион»

р\п. Выездное

Календарные праздники

День знаний

МБОУ Красносельская сельская школа

Факультет ДиНО

АФ ННГУ

День народного единства

Семьи  воспитанников

Новый год

Семьи  воспитанников Факультет ДиНО

АФ ННГУ

День защитника отечества

Семьи воспитанников

День Победы

Семьи воспитанников

День ангела

Семьи воспитанников

Проектно-Исследовательская деятельность

Проектно –исследовательская деятельность на тему: «Лук - забияка»

Семьи воспитанников

Факультет ДиНО

АФ ННГУ

Проектно – исследовательская деятельность на тему: «Яичко - яичко»

Семьи воспитанников

Факультет ДиНО

АФ ННГУ

Проектно – исследовательская деятельность на тему: «Снежинка»

Семьи воспитанников

Факультет ДиНО

АФ ННГУ

Проектно – исследовательская деятельность на тему: «Осенние листочки»

Семьи воспитанников

Факультет ДиНО

АФ ННГУ

Проектно – исследовательская деятельность на тему: «Весна - красна»

Семьи воспитанников

Факультет ДиНО

АФ ННГУ

Проектно – исследовательская деятельность на тему: «Летние деньги»

Семьи воспитанников

Факультет ДиНО

АФ ННГУ

Важным условием эффективного развития социального интеллекта через патриотическое воспитание является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Работа ведётся со всеми  поколениями семьи ребёнка. Бабушки и дедушки наших воспитанников - это живые участники истории родного края.

Родители участвуют в создании развивающей среды: помогают в подготовке  праздников, такие как: Международный женский день, День защитника отечества, День Победы, Новый год, Покров, Троица, Пасха, спортивные праздники.

Международный женский день

 К празднику Международный женский день наши мамы провели мастер – класс, как можно сделать цветы из бумаги, лоскутков ткани используя подручные средства. Ими мы украсили группу.  Оформление выставок: «Я на маму так похож», изготовление элементов костюмов для выступления детей на утреннике.

День защитника отечества,

Этот праздник дети очень любят, потому что в этот день приходят много пап и мальчики хотят показать все свое мастерство: в умении маршировать, правильно отдавать честь, собирать и разбирать автомат.  

 День Победы

Праздник мужества, в этот день раздаются Георгиевские ленточки и возлагаются цветы к памятнику. Около памятника читаются стихи.

Проходит шествие «Бессмертный полк», готовятся портреты участников ВОВ.

 Новый год

Новый год всегда волнующий праздник в нем принимают участие все:   воспитатели и дети и родители и студенты. Проходят конкурсы рисунков и поделок на тему: «Зимние забавы», «Новогодний калейдоскоп», «Новогодний узор». Родители шьют костюмы для своих детей, разучивают стихи, переодеваются в героев и студенты. Ставятся сказки «Рукавичка», «Заюшкина избушка» и др. Этот вид деятельности очень любят и родители и дети, ведь только в сказке можно перевоплотиться в героя и каждый раз сказка получается разная и развязка в сказке тоже может быть не ожиданной. Родители помогают сшить нужные атрибуты к сказке, а дети разучивают стихи и играют. В сказке ребенок может раскрыть себя и развивать социальный интеллект.    

Покров,

В нашем селе праздник Покров, престольный праздник, поэтому всегда очень много гостей. Дети готовят  русские народные песни и танцы. Одевают русские народные костюмы, играют на ложках, свистульках.

Пасха

Пасха – это праздник победы любви над злом, жизни над смертью. Это праздник нашей надежды на всеобщее воскрешение.

Праздник Пасха всегда очень интересный, так как после великого поста все дети и родители и воспитатели встречаются в церкви, где становятся ближе и роднее. А любимая забава: катать яйца, похристосоваться и обменяться пасхальными яйцами.

 Троица

Троица это праздник, когда все украшается березкой красавицей, поются песни, читаются стихи о березке завязываются ленточки – наряжают ее.

Этот праздник приобщает  детей к истокам национальной культуры и  народным традициям. Праздник Троица праздновали спустя семь недель после Пасхи в эту неделю играли много песен хороводов считалось. Что  обычаи играть песни и водить хороводы увеличивает силу плодородия земли.

Принимаем участие  в спортивных соревнованиях:

Каждый год мы участвуем в спортивном мероприятии  «Малышиада» - это соревнования между воспитанниками детского сада. Это спортивное соревнования, которое поддерживает боевой  дух, развивает физические и патриотические качества воспитанников. Родители воспитанников осуществляют помощь в виде транспортировки инвентаря и участников спортивных соревнований. А еще это мероприятие помогает детям стать дружнее и отзывчивее друг к другу.

Участие  в фотовыставках.

 На тему: «Уголки моей малой Родины», «Символ моей Родины», «Что я вижу из моего окна» и др.

Также в нашей группе есть мини музей «Русская изба» в нем принимали участие родителе и студенты института.

 В него вошли: народные костюмы, домашняя утварь, народные промыслы и многое другое. Музей пополняется новыми образцами. Их приносят жители села при этом рассказывает всю историю этого предмета, как появился для чего предназначен.

Это помогает детям узнать первоначальные представления об истории и культуре своего села. Ребенок воспитывает в себе любовь и привязанность к своей семье и к тому месту, где он родился и растет.  

Мы сотрудничаем с факультетом ДиНО  Арзамасского филиала ННГУ.  Данное  учреждения оказывает не только методическую поддержку, но и принимает активное участие в жизни нашего образовательного учреждения, что позволяет в полном объеме

Список используемых источников:

1. Интернет-сайты:

https://www.syl.ru/article/162646/new_sotsium---eto-znachenie-slova-sotsium

2.Михайлова Я. И Социальный интеллект и оценка его развития у старших дошкольников. Журнал «Дошкольная педагогика», 2001 №5  С. 34

3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная

программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Ко-

маровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — с.358

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы Минобрнауки. М.: Сфера, 2016-96с.

Golubkov A.V., 2017

Development of social intelligence a Preschooler in interaction with society

 The problem of the development of social intelligence of the child in recent years has gained special relevance. This is caused by changes in our lives and education. This article reveals the ability of children develop social intelligence through society.

Keywords: social intelligence child preschooler, society.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формированию социально-нравственного опыта у дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ с социумом

Статья рассказывает о б этапах формирования социально-нравственных чувств у дошкольников, через введение правил в группе....

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом и семьёй

На современном этапе, перед педагогами дошкольных учреждений, стоит не только задача по  формированию  индивида с широким мировоззренческим кругозором, развитым интеллектом, но и воспитание ...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом и семьёй.

Большая роль в реализации задач патриотического воспитания отводится совместной досуговой  деятельности взрослых и детей, так как  воспитание чувств –  процесс,  который невозможно...

Развитие социального интеллекта дошкольников как условие, необходимое для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста

Развитие социального интеллекта дошкольников как условие, необходимое для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста...

Статья "Развитие социального интеллекта дошкольника через самостоятельную художественную деятельность"

В данной статье рассказывается о развитии социального интеллекта у дошкольника через театрализованную деятельность. Социальный интеллект; самостоятельная художественная деятельность; художественно &nd...

Дружим с библиотекой Социально – коммуникативное развитие дошкольников в условиях взаимодействия с социумом.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования социальное развитие ребенка включено в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие»...

Презентация опыта работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом»

Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении....