Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом и семьёй
статья по теме

Драенко Ольга Петровна

На современном этапе, перед педагогами дошкольных учреждений, стоит не только задача по  формированию  индивида с широким мировоззренческим кругозором, развитым интеллектом, но и воспитание в ребенке духовности, так как  от её нравственного, культурного уровня развития во многом зависит будущее общества. Детский сад не может существовать изолировано от города и страны в целом. Значение социума для дошкольника также велико, как и значение семьи. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом и семьёй

Самое существенное в воспитании нравственных чувств  - это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьёзное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. В обществе сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок и явлений, происходит вытеснение духовных ценностей. Вечные ценности: Добро, Истина и Красота – постепенно отодвигаются на задний план. Наблюдается потеря значимости таких жизненных ценностей, как патриотизм и нравственность. В такой ситуации особенно важно помнить, что дошкольное образование – это неразрывное единство воспитания и обучения. На современном этапе, перед педагогами дошкольных учреждений, стоит не только задача по  формированию  индивида с широким мировоззренческим кругозором, развитым интеллектом, но и воспитание в ребенке духовности, так как  от её нравственного, культурного уровня развития во многом зависит будущее общества. Детский сад не может существовать изолировано от города и страны в целом. Значение социума для дошкольника также велико, как и значение семьи. Именно здесь сходятся воедино задачи общества и ДОУ – это заинтересованность в воспитании нравственных сторон  личности будущего гражданина.

Большая роль в реализации задач патриотического воспитания отводится совместной досуговой  деятельности взрослых и детей, так как  воспитание чувств –  процесс,  который невозможно уложить в жёсткие рамки определённого времени. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребёнком, в результате и посредством которого формируется чувство любви к Родине.

На протяжении многих лет, наш детский сад, решает задачу по нравственному воспитанию дошкольников  в тесном сотрудничестве с социумом - библиотекой им. Герцена и  БОУ ОО ДОД «Областным  детско  – юношеским центром туризма и краеведением».  Данные учреждения оказывают не только методическую поддержку, но и принимают активное участие в проведении экскурсий для детей, что позволяет расширить возможности нашего сада.

Сотрудничество с центром туризма позволяет вести углубленную работу по ознакомлению старших дошкольников с природой родного края,  учит любоваться и восхищаться природой: не научившись этому, ребёнок не сможет полюбить мир природы, останется к нему безучастным.

Занятия на базе краеведческого музея помогают расширять представления дошкольников об окружающем мире, формируют умение выполнять элементарные исследовательские действия.

Важным условием эффективного осуществления нравственно - патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Работа ведётся с непосредственным активным участием всех поколений семьи ребёнка. Бабушки и дедушки наших воспитанников - это живые участники истории родного края. Родители с большим интересом участвуют в создании развивающей среды: организации  групповых праздников, конкурсах рисунков, спортивных соревнованиях, изготовлении для детей элементов русских костюмов, фотовыставках.

Цель данных мероприятий:  формирование представлений об истории края, жизни и культуре родного народа, на примере ближнего природного и социального окружения.  

Для достижения  поставленной цели, мною были сформированы следующие задачи:

-  Дать детям первоначальные преставления  об истории и культуре родного края.

 - Развивать интеллектуальные, творческие способности дошкольников.

- Воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к своей семье, дому, улице, городу;

- Включать родителей в совместную деятельность (экскурсии, праздники, викторины, соревнования).

Данные задачи решаются во всех видах деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, играх, труде, в быту и т.д.

Мной используемые методы работы:

- целевые прогулки и экскурсии;

- наблюдения (например,  трудовая жизнь людей, изменения в облике города);

- объяснение в сочетании с показом и наблюдений детей;

- беседы о родном городе;

- ознакомления с произведениями народного творчества (разучивание  пословиц и поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений);

-метод показа действия (привлечение детей к посильному общественно – полезному труду);

-метод убеждения на примере взрослого (встреча с военнослужащими ВС РФ).

Единого подхода к определению «нравственно-патриотическое воспитание» не существует. Работа по этому направлению ведётся последовательно (ступечато) от более близкого (семья, детский сад, улица, город) к более сложному (Родина, страна). Система и последовательность работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей представлена мною следующим образом:  основные направления на развитие нравственно - патриотического воспитания у дошкольников  я распределила по ступеням, каждая ступень  имеет свою тему а уже из общей темы вытекают формы проведения и формы взаимодействия детей с ближним социальным окружением. Только постепенное понимание и осмысление  духовной красоты окружения может привести к осознанной нравственно сформированной личности.

Родина, страна.

«Народное наследие».

Улица, город.

«Край мой родной».

Детский сад.

«Мой детский сад».

Семья.

«Моя семья».

1 ступень

Срок проведения

Моя семья

Форма проведения

тема

Форма взаимодействия

Цель

Сентябрь

Беседа

Моя семья               “Дом в котором я живу”.

Совместное составление с родителями восходящей родословной, привычки, семейные традиции

 

привить интерес к своим корням родословной; заинтересовать и привлечь к партнёрскому сотрудничеству семьи дошкольников с целью развить у ребёнка уважение к обществу, к традициям семьи т. е неразрывной цепочки общечеловеческих нравственно- патриотических ценностей.

Практическое занятие

«С папой на прогулке»

Создание сюжетного рисунка вместе с папой ( эмоц. впечатления ребёнка)

Октябрь

Спортивное развлечение

«Папа, мама, я – спортивная семья».

Совместное участие детей и родителей в спортивной эстафете

Экскурсия

Сотрудники библиотеки им. Герцена

ноябрь

Концертная  программа

«Мамины глаза».

Совместная деятельность детей с мамами и бабушками

Ситуация

общения

«У нас так принято»

Совместная деятельность с родителями составление проекта фотовыставки (семейные праздники)

Начали мы с уточнения знания детьми своего и родителя имени, отчества, с беседы о семьях детей, о маме и папе других родных с которыми проживает ребенок. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у детей сильные эмоции - заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Наглядность родственных связей в семье помогает отобразить для каждого ребёнка генеалогическое  древо. Для полноты восприятия детьми так называемого» путешествия во времени» были предоставлены проекты «Моя родословная», размещаются фотографии с момента рождения ребёнка, фотоснимки, повествующие о значимых событиях («Я родился», «Праздники в семье», «Мы в походе»).Организована выставка рисунков «С папой на прогулке».У каждой семьи своя собственная история, но она тесно переплетается с историей всей страны. Ведь семья – частица народа. В результате планомерной работы с родителями дети воспринимают их как союзников (совместное участие родителей и детей в спортивных праздниках, в совместном составлении семейных проектов) папы и мамы стараются понять чувства, его точку зрения. У детей, которые чувствуют постоянную поддержку, понимание взрослого, повышается самооценка.

2 ступень

Срок проведения

Мой детский сад

Форма проведения

Тема

Форма взаимодействия

Цель

декабрь

Беседа

«За что люблю свой детский сад?»

Совместный рисунок (родители и дети) любимого места в группе

вызывать желание посещать детский сад, желание встречаться с друзьями;

воспитывать уважение к сотрудникам детского сада

Практическое занятие

«Ёлка в гости к нам пришла».

Совместное изготовление (родители и дети) объёмной игрушки на ёлку

Экскурсия

«Заботливые  люди».

встреча с сотрудниками детского сада, посещение их рабочих мест

январь

Беседа - наблюдение

«Мы идём гулять»

макет объёмный детского сада и своего участка (помощь со стороны родителей)

Дидактическая игра

«Все работы хороши»

Совместное составление (родители дети) рисунка (фотографии) и мини- рассказа о работе одного из родителя

Вторая ступень берёт своё начало с бесед  из детских впечатлений о том:  Что такое детский сад? За что люблю я детский сад?

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видят дети,  что вызывает отклик в их душе. Рассказывая о профессиях детского сада либо о профессиях другого профиля  важно показать,  зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, Важно донести до ребёнка,  что повсюду люди трудятся для всех, а не только для себя (учителя – учат, врачи  – лечат больных и т. д .) чтобы каждый ребёнок начал осознавать, что труд объединяет  людей и требует от них взаимопомощи, знания своего дела. На данном этапе важны дидактические игры и экскурсии, привлечение родителей  на проведение тематических  бесед  «Расскажи о своей профессии».

3 ступень

Срок проведения

                                   Край мой родной - город Омск

Форма проведения

Тема

Форма взаимодействия

Цель

февраль

Беседа

«Я живу в городе Омске». «Мой двор».

совместное изготовление (дети и родители) карты-схемы « Дорога из дома до детского сада»

-продолжать знакомство с родным городом;

-закрепить знание домашнего адреса и детского сада;

-познакомить с историей возникновения города,

-сформировать представление об армии;

-воспитывать уважение к защитникам Родины

Экскурсия

«Встреча с прошлым»

сотрудники краеведческого музея

Урок мужества

«Будем в Армии служить!»

Открытое занятие с проходившими и служащими в Вооруженных силах Российской Армии

март

Совместная экскурсия

«Прошлое и настоящее города Омска»

Совместно с родителями подготовить презентацию с материалами об истории возникновения памятника

Викторина

Беседа

Что мы Родиной зовём?»

На экскурсиях  в краеведческом музее,  ребята узнают историю родного города. Сравнивают характерные особенности старого и современного города, знакомятся   с тем как выглядели улицы раньше и какие сейчас (проезжая часть, тратуары газоны); старинные и современные здания (рубленные  дома и благоустроенные здания); быт города Омска - прошлое и настоящее(питание и одежда);досуг и игры (в прошлом и настоящем). С большим интересом дети совместно с родителями составляют схему - карту от своего дома до детского сада. Продолжением  данной работы является знакомство с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном флагом и гербом государства. Дети знают что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. Накакуне выходных, отпуска или просто выезда на природу дети и родители получают «домашние задания» - пронаблюдать, сделать рисунки, фотографии, затем рассказать об увиденном. У детей при этом формируются нравственно – патриотические чувства – любовь к родному городу, культура поведения в общественных местах.  Результаты организации такой работы с детьми указывают на то, что мои воспитанники научились более осознанно воспринимать события, факты, явления социальной действительности, анализировать их. У них появилась мотивация и потребность в изучении истории и современности родного края. Этот интерес проявляется в детских вопросах, рисунках, рассказах, активное желание участвовать во всех мероприятиях детского сада, которые проводятся в тесном сотрудничестве с социумом.

4 ступень

Срок проведения

                                   «Народное наследие»

Форма проведения

Тема

Форма взаимодействия

Цель

апрель

Беседа

«Быт и традиции русского народа»

Изготовление изделий (родители и дети) по мотивам народных промыслов к выставке «Волшебный сундучок»

Вызывать интерес к народным традициям;

Знакомить с растительным и животным миром;

Воспитывать бережное отношение к природе;

Экскурсия

Сотрудники дендропарка Аграрного Университета

Развлечение

«Хороводом заведём».

Помощь родителей в подборе русских народных костюмов

май

«Этих дней не смолкнет слава»

Совместное составление (дети и родители ) рисунка «Нам нужен МИР на земле».

Экскурсия

«Земля - наш общий дом».

Совместное оформление (родители и дети)газеты с фотографиями об особенностях флоры и фауны

Спортивное интеллектуальное развлечение

«Экологический   десант»

Сотрудники центра туризма

Прекрасные возможности в воспитании патриотизма представляет знакомство с русским народным творчеством, с историей русского народа, традициями, культурой, обычаями, бытом,  прикладным искусством и фольклором России. Ставя перед собой задачу – показать красоту русского языка через устное народное творчество (песни, колядки, припевки), я использую разные способы подачи информации: беседы, прослушивание народной музыки, обучение игре на народных инструментах  (ложки, бубны, трещотка). Знакомясь с народными праздниками и обрядами (Пасха, Масленица, Рождество), дети радуются не только празднику, но и подготовки к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, костюмами.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни прародителей  семьи  (участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу»,  заставляет наших воспитанников задуматься над такими понятиями, как честь, долг, формирует уважение к героям, отдавшим жизнь за Родину. Дети узнают о том, когда и как началась война, какие сражения сыграли важнейшую роль в ходе военных операций, о роли женщин в войне, о том, какой ценой досталась нашем народу Победа. Воспитатели рассказали о бесстрашных героях войны, о тысячах солдат, погибших в годы войны, о братских могилах, оставшихся на полях сражений, о могиле неизвестного солдата у Кремлевской стены, куда приходят поклониться миллионы людей. Разработаны занятия-беседы, которые проводятся в   мае «Детям о Великой Победе»: «Почему война называется Великой Отечественной?», «Разгром фашистов под Москвой», «Блокада Ленинграда», «Женщины на защите Отечества», «Дети и война»,  «Праздник День Победы». Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Вывод:

Работа, построенная таким образом, значительно расширяет знания дошкольника о родном городе, России, воспитывает в нём чувство уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.  Формирование патриотических чувств  проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность.  Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

В своей же работе по данному направлению, я стремлюсь к тому, чтобы в результате у ребёнка появилось или укрепилось сознание собственной индивидуальности, повысилась самооценка, чтобы он чувствовал интерес и уважение к себе со стороны окружающих, как взрослых, так и ровесников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формированию социально-нравственного опыта у дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ с социумом

Статья рассказывает о б этапах формирования социально-нравственных чувств у дошкольников, через введение правил в группе....

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом и семьёй.

Большая роль в реализации задач патриотического воспитания отводится совместной досуговой  деятельности взрослых и детей, так как  воспитание чувств –  процесс,  который невозможно...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Статья "Развитие социального интеллекта дошкольника в условиях взаимодействия с социумом"

Данная статья раскрывает умение детей развивать в себе социальный интеллект через социум....

Дружим с библиотекой Социально – коммуникативное развитие дошкольников в условиях взаимодействия с социумом.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования социальное развитие ребенка включено в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие»...

Презентация опыта работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом»

Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении....