консультации
материал (подготовительная группа) на тему

Исаева Ольга Петровна

для родителей и воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_roditeley.docx13.29 КБ
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 7

Консультации для родителей.

«Экологическое воспитание средствами изобразительной деятельности»

«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей»

В.А.Сухомлинский

  Природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского. Создаваемые детьми рисунки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. В связи с этим целенаправленные наблюдение с детьми объектов природы должны осуществляться как единый процесс естественнонаучного и эстетического познания. Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к природе, яркие эмоциональные переживания. Всё это повышает интерес к природе и вызывает желание отражать её явления в своём творчестве. Изображая природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что делает их жизнь интереснее и содержательнее.

   Изобразительное искусство дает возможность раскрыть красоту внутреннего мира человека для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить» её сам. Связь восприятия действительности и собственной изобразительной деятельности особенно важна как средство активизации эстетического восприятия детьми природы. Без эстетически направленного восприятия практически невозможно существенное познание природных явлений и целостное их освоение. Художественное воспитание, со своей стороны, развивает в ребенке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Изобразительное искусство способствует формированию целостного восприятия ребенком окружающей действительности. Рисуя, ребенок пытается выразить свое понимание окружающего его предметного и пространственного, природного и социального мира. Во время рисования он как бы формирует, создает объект заново, осмысляя свой опыт и знания о нем. В этот момент в его сознании происходит превращение образов зрительного восприятия, опыта общения с миром и мысли – в конкретное изображение.  

          Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувства бережного, заботливого отношения к растениям, животным, стремление не убивать, а преумножать и ухаживать за ними. Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и соответственно отражают в своих рисунках большое количество образов, используют более разнообразные средства выразительности. С детства, научившись понимать природу, ценить её, ребёнок, будучи взрослым, сможет испытать на себе её благотворное влияние. Искусство и изобразительная деятельность самих детей, поможет им закрепить и углубить пока элементарные, но нужные знания о родной природе, о месте и роли .

Взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомление детей с природой обогащает как знания о мире, так и изобразительное творчество маленького художника. Стремление передать образы природы в рисунке приводит к углублению, уточнению знаний и представлений о природных объектах и явлениях.


                                             Всё хорошее в людях – из детства!

                                   Как истоки добра пробудить?

                                   Прикоснуться к природе всем сердцем:

                                   Удивиться, узнать, полюбить!

                                   Мы хотим, чтоб земля расцветала,

                                   И росли, как цветы, малыши,

                                   Чтоб для них экология стала

                                   Не наукой, а частью души!

 



Предварительный просмотр:

Приложение 7

Консультация для воспитателей

«Экологическое воспитание средствами изобразительной деятельности»

Мы живём в современном обществе, где   существует     множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды -    одна      из насущных.    Последние десятилетия люди стремительно старались  обуздать природу, забывая, что мы в ответе за тех, кого приручили.

Достижением первых семи лет жизни   является     становление    самосознания: ребенок      выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно    ориентироваться   в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия   с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как   общую ценность для всех людей.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как  средству воспитания    детей: Я. А.     Коменский видел   в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

Цель экологического образования -   формирование     человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного  осознавать  последствия своих действий        по       отношению к      окружающей    среде и     умеющего жить в относительной гармонии с природой.

В дошкольном периоде закладываются основы личности,   в   том числе, основы отношения к       окружающему     миру   природы,     которые на   протяжение последующей жизни лишь обогащаются.   Это подтверждает высказывание С. Николаевой «Юный эколог»: «В    период дошкольного  детства,   в     процессе целенаправленного педагогического    воздействия у детей можно сформировать начало экологической      культуры - осознанно -   правильное     отношение   к явлениям, объектам     живой   и     неживой природы, которые     составляют их непосредственное окружение в этот период жизни».

Справедливо отмечает      Т.С. Комарова: «Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать   как можно раньше. Известно, также, что истинная красота заложена    в природе и   задача состоит    в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее».

Под влиянием    взрослых у ребенка   вырабатываются эмоциональные предпочтения. А после девяти    лет, по     информации многих исследователей, складываются стереотипы,     изменить которые уже будет трудно. Итак, любовь к природе, сознательное, бережное    и заинтересованное    отношение   к ней каждого человека должны воспитываться в дошкольном    детстве в    семье   и в дошкольных учреждениях.

В детском саду педагоги учат своих  воспитанников воспринимать и ощущать красоту  и      ценность     окружающей   природы. Воспитание нового поколения экологически и эстетически культурной личности - вот  задача    педагогов.   Эта цель прослеживается  в    программах     С. Николаевой     «Юный эколог» и Т.С. Комаровой «Изобразительная   деятельность    детей    дошкольного  возраста».

Ребенок должен осознать себя как    часть   природы,  экологическое воспитание способствует формированию у детей  не   только определенного отношения    к природе (в частности, отказ от чисто потребительского  подхода), но и навыков рационального природоиспользования.
Содержание должно      отличаться     научностью. Несмотря     на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об   окружающем мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно важно в     наше     время,      когда     в      обществе широко     распространено   мифологизированное   сознание,    не научный подход к объяснению природных явлений;
Содержание  должно    способствовать    формированию у    детей    целостного восприятия окружающего мира, с    одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой;

Ознакомление детей с природой в ДОУ проходит в следующих формах:

-Организация и проведение выставок, смотров, конкурсов;
-Трудовая деятельность в природе;
-Создание условий для работы по экологическому воспитанию, оборудование уголков природы в группах, оснащение предметами для ухода за растениями;
-Наблюдение за живыми объектами и сезонными явлениями природы;
-Целевые прогулки;
-Экскурсии;
-Работа с календарями природы, зарисовки.

Создание  фонда    методического    и  наглядно – иллюстративного  материала,выставка   книг    природоведческого    содержания,   оформление материала по экологическому воспитанию для родителей.
         Связь с воспитательно– образовательным процессом,     экологические  досуги, КВН,    музыкальные     праздники,      викторины     на экологическую тематику, конструирование из природного материала.

Макет «Совместная деятельность воспитателя и детей».

-Диагностика экологической воспитанности детей.
-Сюжетно-ролевые и дидактические игры.
-Целевые прогулки в природу.
-Наблюдение в уголке природы.
-Работа с моделями.
-Изобразительная деятельность по экологической тематике.
-Просмотр фильмов о природе.
-Опытная, экспериментальная, поисковая деятельность.
-Создание книг-самоделок.
-Чтение детской художественной литературы.
-Экологические досуги и праздники.
-Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе.
-Труд в мини-центре природы и на участке.
-Беседы с детьми на экологические темы.
-Работа с календарями природы, дневниками наблюдений
-Сбор коллекций семян, камней, оформление гербария.

Экологическое     воспитание     тесно    связано и с   развитием эмоций ребенка, умения    сочувствовать,     удивляться,     сопереживать,   заботиться о    живых организмах,   воспринимать   их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта,   и отдельного цветка, и капли росы, и маленького паучка).

Искусство вообще и изобразительное искусство, в частности, дает возможность раскрыть красоту внутреннего мира человека для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить»  её сам.    Связь восприятия действительности и собственной  изобразительной  деятельности особенно важна как средство активизации эстетического восприятия детьми природы. Без эстетически направленного восприятия практически невозможно существенное познание природных явлений и целостное их освоение.

Художественное воспитание, со своей    стороны, развивает   в ребенке чувство гармонии, присущей всем природным   объектам    и   явлениям. Произведения искусства, также как и   реальная природа в     ее многообразных     проявлениях красок,    форм, звуков,     ароматов,    служат важным    средством    познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических     чувств.    Поэтому занятия    изобразительной  деятельностью являются важной составляющей экологического    воспитания     дошкольников. Причем здесь важен     не просто       просмотр       картин,      репродукций,     а непосредственное наблюдение за     окружающей    действительностью,  которая дает возможность использовать     по максимуму       закономерности,    явления, нужные для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.

Изобразительное искусство способствует решению    еще   одной важной задачи –   формирования           целостного     восприятия      ребенком окружающей действительности.     Рисуя,     ребенок     пытается       выразить свое понимание окружающего его предметного и пространственного, природного и социального мира. Во время рисования   он как бы  формирует, создает      объект заново, осмысляя свой опыт и знания о нем. В этот момент в его    сознании происходит превращение образов зрительного восприятия, опыта общения с миром и мысли – в конкретное изображение.

Наблюдение за природой может многому научить юного художника, делающего свои первые шаги в мире      изобразительного      искусства. Организованное восприятие, осмысление и    прочувствование    образного смысла произведений различных видов искусства, результатов   детского творчества помогает ребёнку ощутить себя творцом,    способным      тонко чувствовать красоту   природы, ощущать сопричастность с ней. Изобразительная деятельность – это особая форма передачи ребенком своего видения природы,  отношения       к ней.     Что в первую очередь рисует малыш, как только    сможет держать в руке карандаш? Травку,      солнышко, дождик.    Для       того    чтобы      что-то       нарисовать, нужно рассмотреть. Многие  отмечают, что     после занятий по     экологии дети совершенно по-другому начинают рисовать деревья, облака, цветы.  Палитра их рисунков становится богаче,     а сам рисунок     детальнее. Дети могут выразить свое чувства, впечатление с помощью самых разных техник.

Экологическое    образование подразумевает   бережное   отношение и любовь к природе.

Направления работы по экологическому воспитанию посредством изобразительной деятельности:

— закрепление материалов экологических занятий в процессе рисования, аппликации, лепки;

— иллюстрирование детьми книг (сказок, рассказов) — как изданных, так и собственных;

— оказание помощи экологу в изготовлении наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов к экологическим праздникам, постановкам;

— совместное проведение занятий с экологом;

— участие в создании картинной галереи, выставочных уголков в группах;

— подбор художественных произведений;

— участие в диагностике, в частности, по детским рисункам;

— использование элементов фольклора в целях экологического образования (народная живопись, глиняные игрушки и т.п.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....