"Экспериментирование — одна из форм развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников"
материал по теме

Выступление на районном семинаре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментирование — одна из форм развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

Слайд №1        Мне всегда была ненавистна роль стороннего  наблюдателя.

Что же я такое, если я не принимаю участие?

Чтобы быть, я должен участвовать.

Антуан де Сент-Экзюпери.

         Вот так и мы сами не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё  познать», говорит ребёнок, «Я буду твоим проводником на этом пути», вторит ему взрослый, будь то воспитатель, учитель или родитель.

 

Слайд №2  Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Ведь в обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.

Слайд №3

ДОСТОИНСТВОМ  МЕТОДА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ является -

Развитие  интереса ребенка к окружающему миру, активность, инициативу и самостоятельность в его познании в ходе практической деятельности.

Обеспечивает связь всех образовательных областей.

Слайд №4  Виды детского экспериментирования:

Бескорыстное экспериментирование (активность исходит от ребенка) - направлено на выяснение связей и отношений безоотносительно к решению какой-либо практической задачи. В его основе лежит потребность ребенка в получении новых знаний, сведений об объекте. Познание здесь осуществляется ради самого процесса познания. Пример: дети играют в песок, почему сегодня песок не лепится?

Утилитарное экспериментирование (организуется взрослым) - направлено на решение какой-либо практической задачи. В данном случае процесс познания объекта осуществляется ребенком с целью получения новых знаний для и достижения практического результата. Пример: опыты с магнитами, с водой и т. д.

Слайд №5    Классификация детского экспериментирования:

По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты,

поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат, решение познавательных задач;

По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;

По способу применения: демонстрационные, фронтальные;

По характеру мыслительных операций:

констатирующие (позволяющие увидеть одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями,

сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта,

обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

Слайд № 6 (фотографии)

Слайд № 7

Последовательность детского экспериментирования:

 1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

2. Прогнозирование результата (старший возраст) 

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования

 4. Распределение воспитанников на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (старший возраст) 

5. Выполнение эксперимента (под руководством взрослого) 

6. Наблюдение результатов эксперимента

7. Фиксирование результатов эксперимента

 8. Формулировка выводов

Слайд 8

Особенности организации работы с воспитанниками по экспериментированию в разных возрастных группах

Слайд 9

1 младшая группа  Развитие наглядно- действенного мышления. Дети самостоятельно экспериментируют с предметами, их частями, названиями. Пристально рассматривают объекты. Кратковременные наблюдения, отвечают на простейшие вопросы. Выполняют простейшие поручения. Произносят фразу«Я хочу сделать ….»

Слайд 10.

2 младшая группа  Способны улавливать простейшие причинно – следственные связи. Возникает вопрос «Почему?», пытаются отвечать сами. Реагируют на предупреждения взрослых, но сами следить за выполнениями правил безопасности не могут.

Слайд 11.

Средняя группа  Действия воспитанников более целенаправленные и обдуманные. Визуальный контроль взрослых необходим в целях безопасности и поощрения воспитанников. Начинают проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений. Можно попытаться проводить длительные наблюдения и элементарные фиксирования.

Слайд12

Старшая группа  Воспитанники задают вопросы и пытаются самостоятельно искать ответы. Даются задания по прогнозированию результатов. Опыты проводятся поэтапно. Фиксируют свои результаты, анализируют, делают выводы. Вводятся длительные эксперименты. Воспитанники хорошо запоминают правила безопасности, но из-за несформированности произвольного внимания могут их забыть.

Слайд 13

Подготовительная группа  Проведение экспериментов – норма жизни. Проводят самостоятельные опыты, выдвигают гипотезу, проверяют их истину, умеют от нее отказаться. Воспитанники проявляют инициативу. Воспитанники могут делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений. Самостоятельно убирают оборудование после проведенных опытов.

Слайд 14

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

Слайд 15 Для поддержания интереса к познавательному экспериментированию можно использовать:

События, специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему.

Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей») .

Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, сбором красивых камней и т. п.) .

Реальные события: яркие природные явления и общественные события.

Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.

Слайд 16

Главные достоинства экспериментирования в детском саду: - воспитанники получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

 - происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;

-активно развивается речь ребенка;

 -происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;

 -формируется самостоятельность, навыки целеполагания, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;

-развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности;

 -формируются трудовые навыки;

-укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Слайд 17

Спасибо за внимание к экспериментальной деятельности! Творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментирование - одна из форм развития познавательно- исследовательской деятельности дошкольников

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...

Презентация «Экспериментирование – одна из форм развития познавательно- исследовательской деятельности воспитанников»

Презентация «Экспериментирование – одна из форм развития познавательно- исследовательской деятельности воспитанников»...

"Экспериментирование- одна из форм развития познавательно- исследовательской деятельности".

Познавательное и речевое развитие дошкольников посредством экспериментально- исследовательской деятельности....

Экспериментирование – одна из форм развития познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Расширить знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей старшего дошкольного возраста....

"Экспериментирование — одна из форм развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников"

Выступление на районном семинареЭкспериментирование — одна из форм развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольниковСлайд №1        Мне в...

Мастер класс для педагогов «Экспериментирование — одна из форм развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

laquo;Экспериментирование — одна из форм развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»Цель: Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста развит...