Приемы творческого воображения
статья (подготовительная группа) на тему

Сайфутдинова Эльвира Нагимовна

Описаны основные приемы развития  творческого воображения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priemy_tvorcheskogo_voobrazheniya.doc708 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы творческого воображения

Составила: воспитатель

Сайфутдинова Э.Н.


Цель: познакомить с основными приемами развития творческого воображения.

Развивать творческие способности детей можно по-разному, в т.ч. средствами изобразительного искусства. В этом помогут серии игр, упражнений, заданий творческого характера.

Воображение в художественной деятельности имеет несколько уровней проявления и, соответственно, может и должно формироваться на разных уровнях. Самый простой уровень построен на базе использования основных приемов творческого воображения. Их, как известно, пять:

  • Агглютинация
  • Аналогия
  • Преувеличение (преуменьшение)
  • Акцентирование
  • Типизация

На этих приемах основана методика игр, заданий и упражнений, которые могут способствовать развитию творческих способностей.

 

ПРИЕМЫ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ


А
гглютинация (склеивание). Самый простой, по мнению специалистов, прием творческого воображения. Проиллюстрировать механизм творчества на основе этого приема очень просто. Крупные части разнородных предметов соединяются, склеиваются вместе, и получается новый объект, с новыми, ранее не бывалыми, необычными свойствами. Путем мысленного «склеивания» рождено много героев легенд и мифов. Таких, например, как дракон, кентавр, русалка, химера, пегас, единорог, минотавр и другие.


На основе этого приема можно разработать много интересных, творческих заданий. Например, попросить детей, соединяя части разных животных «сконструировать» новое, несуществующее животное, с необычными, новыми свойствами.

Сначала его надо придумать, затем нарисовать и только потом дать этому животному название. Все три этапа требуют творческого подхода.

Главное здесь - это предложить рисовать не то, что получится, а задумать конкретное изображение и воплотить его, согласовав в рисунке все несоответствия, возникшие на этапе планирования замысла. Для этого можно ввести ряд дополнительных требований: большой и добродушный, как бегемот, плавает, как рыба, летает, как птица, или создать необычное животное, которое одновременно было бы добрым, сильным, смелым, но не хищным, умело бы бегать, плавать и летать. Эту задачу можно сформулировать и в более обобщенном виде: создать животное для освоения космоса и т.д.

Путем агглютинации созданы и такие интересные конструкции, как амфибия, экраноплан и другие. Предложить сконструировать аналогичным способом технический объект с новыми свойствами: транспортное средство, предмет мебели, посуду.  

Аналогии. Аналогия — один из приемов творческого воображения. Разнообразные предметы, не имеющие строго заданной формы, такие как, например, облака, падающие тени, пятна краски, первые неумелые каракули малыша, пройдя через наше сознание, часто ассоциируются в нашем мозгу со сходными реальными предметами. Используя их, наше воображение создает определенные соотношения и связи. Аналогии, конечно, могут быть связаны не только с формой, но и со звуком, цветом, ритмом.

Детей следует учить искать аналогии во внешних очертаниях разных объектов. Например на прогулке можно дать задание детям понаблюдать за облаками- на что они похожи.

Следует фиксировать идеи каждого ребенка. Это необходимо для использования на дельнейших занятиях: ведь облако, которое  уже растворилось в небе, можно изобразить по представлению. Детские идеи можно оценивать по трем параметрам:

А) количество (продуктивность)

Б) оригинальность

В) гибкость мышления (насколько идеи разнородны по тематике).

        Затем можно нарисовать облака так, чтобы они сохранили свои особенности и в то же время напоминали необычное, увиденное детьми сходство с какими – либо объектами.

В качестве исходного материала для подобных занятий в дальнейшем могут служить самые разные предметы и явления: тени, блики, формы кустов, деревьев, корней, узоров на ковре, языки пламени, паутина, пчелиные соты и др.

        Нетрадиционная техника рисования  - кляксография является успешным способом  развития творческого воображения и способностей детей.  На  лист бумаги жидкой краской  наносится  клякса. Сверху накрывается другим листом и прижимается ладонью. От тепла ладони часть краски полимеризуется и дает эффект. После разъединения листков на каждом из них остается симметричное пятно. Самое главное - попытаться увидеть в этом цветовом пятне основу реального изображения и, доработав это «пятно», превратить его в сюжетный рисунок.  В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом.

Разновидность этого способа нетрадиционного рисования является кляксография с трубочкой.  Ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Следующим способом нетрадиционного рисования, способствующего развитию воображения является кляксография с ниточкой:  ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Этими способами можно создать бесчисленное множество загадочных животных, птиц, зданий, «космических пейзажей», разнообразных картин сказочного леса и др. интересных изображений. И эта задача, хоть и схожа сочинению сказок и рассказов, придумыванию сюжетов рисунков, но все же значительнее сложнее. Здесь требуются работа фантазии в разных направлениях и вместе с тем систематизация разных вариантов, их выбор и оценка. Без этого правильный выбор, а, следовательно, и «фантастический шедевр» не сделать.

Углубить умения использования приема аналогии могут другие специальные задания. Детям предлагаются карточки, на которых содержатся сложные по форме и цвету фигуры. Задача- найти как можно больше аналогий с реальными изображениями («на что похоже»). Карточки можно поворачивать как угодно. Полученные идеи фиксировать. Оценивать можно по указанным трем параметрам.

Данную работу можно видоизменить. Дать детям задание найти одновременно несколько изображений на этих карточках. А затем – сочинить рассказ о том, что произошло или происходит с этими героями.  

Прием аналогия широко применятся в биоархитектуре и бионике. Биоархитектура- отрасль архитектуры, в которой при проектировании и сооружении зданий используются элементы конструкций, существующих в природе. Основная задача биоархитектуры.— научиться строить у природы. Задания по тематике биоархитектуры могут быть такими:
рассмотреть шишку хвойного дерева, чешую рыбы и попытаться определить, в каких известных архитектурных сооружениях использовался этот прием (подсказка: Покровский собор в Москве; Театр оперы и балета в Новосибирске и др.);подобрать фотографии зданий, на форму которых оказал влияние пейзаж; нарисовать дом, который бы дети построили в пустыне, в горах, на равнине, в джунглях и в других местах.

Создание фантастических проектов зданий с использованием фрагментов природы – интересная творческая задача. Эти здания дети могут не только рисовать, но и клеить из бумаги или собирать из деталей конструктора.
Бионика-  отрасль техники, применяющая знания о природе для решения технических задач. Если биоархитектуру больше интересуют эстетические решения, то бионика интересуется техническими решениями, которые природа использовала при создании собственных конструкций. Она имеет давнюю историю. Еще Леонардо да Винчи, наблюдая за полетом птиц, создал «орнилет» — летательный аппарат с машущими крыльями.

В качестве заданий, представляющих это направление творчества, можно использовать следующие:

- найти технические объекты, делая которые люди использовали аналогии с живой природой;

- сконструировать (нарисовать) автомобиль, (вертолет, самолет, корабль и т.п.), похожий на божью коровку, глубоководную рыбу, ежа и др.
Хорошо тренируют способность находить аналогии задания, ориентированные на поиск аналогов какого-либо предмета.
В качестве примера возьмем такую задачу — найти как можно больше аналогов корабля. Нужно назвать как можно больше предметов, сходных с кораблем по каким-то существенным признакам. При решении этого задания более успешен будет тот, кто способен систематизировать и классифицировать называемые предметы.

Например: самолет, поезд, автобус, так же как и корабль, — транспорт; рыбы, киты, тюлени, так же как и корабль, плавают по воде; танк, бронетранспортер, подводная лодка, вертолет, так же как и корабль, — могут использоваться в военных целях.

Аналогии можно строить, используя и художественно-эстетические характеристики объекта (цвет, форма, объем и др.). Например: чайка, облака, молоко, так же как и корабль, белые; дом, кит, айсберг — такие же огромные, как корабль.


Преувеличение и преуменьшение. Также относят к приемам творческого воображения. Путем преувеличения, как и путем преуменьшения, можно создавать новое. Этот прием может быть наглядно продемонстрирован детям на примере рисования карикатур, изучения специфики изображения сказочных персонажей, героев мультфильмов.

Для развития способности подмечать особенно характерные черты и детали, умело их преувеличивать или преуменьшать вполне пригодна задача нарисовавть карикатуру или шарж. Более простая задача такого рода – сделать карикатуру на героя сказки или мультфильма.  

Потренировать эту способность можно с помощью интересной игры — «Очень правдивые истории». Можно попросить рассказать о каком-то событии, что-то преувеличив, а что-то преуменьшив. Еще одно задание — предлагается сочинить такую историю, какой никогда не было и не могло произойти.
В качестве примера такой истории - отрывок из стихотворения поэта В. Лунина:

Я однажды видел сам:
Як летел по небесам,
Ястреб плавал в океане,
Ягуар бежал от лани,
Ясень по полю ходил,
Язь в лесу грибы удил...
Я не вру, поверьте мне,
Я видал это во сне.

Акцентирование. Умение подметить и выделить главное называется акцентированием. Это еще один из приемов творческого воображения. Он очень близок предыдущему, но здесь важно не преувеличить или преуменьшить, а подчеркнуть самое главное.
Задания для развития могут быть следующими:

  1. рассказать о самых характерных особенностях образов сказочных героев: Деда Мороза, Бабы- Яги, Ивана Царевича и др.; объяснить, как художники, рисуя их портрет, изображают эти черты.  
  2. нарисовать героя своей любимой сказки, подчеркнув главные черты характера, определяющий его образ.

Типизация. Одним из самых сложных приемов творческого воображения считается «типизация». Этот прием практически не используется в техническом творчестве, но в художественном творчестве он является основным. Задача создания типичного образа  - подлинно художественная задача, но работа  в этом направлении с детьми рассматриваемого образа крайне затруднена. Для успешной деятельности такого рода кроме высокоразвитой способности аналитически мыслить, необходима способность к сопереживанию, эмпатии в ее высокоразвитой форме.

Но на определенном уровне с помощью специальных заданий эту, еще не раскрывшуюся в силу возрастных особенностей, способность можно развивать. Детям можно предложить следующие задания:
- сложив в несколько раз листок цветной бумаги, вырезать из него снежинку; если вырезать несколько разных, то можно посмотреть, какая из них больше похожа на настоящую — более типична;

- предложить детям схемы, изображающие человеческие эмоции; Задание -  объяснить, какие чувства выражает каждое из изображений, и сказать, какие выражения лиц (наиболее типичны) характерны для людей веселых, добрых, общительных, ворчливых, злых и т.п.;

- нарисовать врача, художника, моряка, военного т.п. и рассказать о своем рисунке, какие типичные черты выделены у представителей этих профессий.

Литература:

  • Справочник старшего воспитателя 2009 г. № 11, с. 52

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные приемы рисования

Влияние нетрадиционных техник изодеятельности на развитие творческого воображения у дошкольников...

Буклет "Приемы развития творческого воображения по ТРИЗ"

В буклете представлены методы и приемы развития творческого воображения по технологии ТРИЗ с описанием их сущности и алгоритма работы....

Оригинальные приемы развития творческого воображения детей дошкольного возраста

Задача развития творческого воображения дошкольника красной нитью проходит через все режимные моменты в детском саду. Организовать данную деятельность невозможно, используя традиционные пр...

Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные приемы рисования. Из опыта работы

Работая с детьми, я заметила, что в изобразительной деятельности склонности и способности к творчеству реализуются даже при минимуме материалов. Меня всегда интересовало, почему у ребенка, имеющего хо...

Творческий проект на тему "Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные приемы рисования"

Данный проект предлагает рисование с использованием нетрадиционных способов. Вся работа направлена на развитие у дошкольников творчества, которая определяется как продуктивная деятельность, в ходе кот...