Творческий проект на тему "Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные приемы рисования"
проект по рисованию (старшая группа)

Данный проект предлагает рисование с использованием нетрадиционных способов. Вся работа направлена на развитие у дошкольников творчества, которая определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения. Знакомясь с различными материалами, техниками дети более углубленно знакомятся с канонами изобразительного творчества, закрепляя и расширяя знания о форме, линии, цвете, композиции. Приведены различные техники нетрадиционного рисования. Разработан перспективный план.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_svetloy_kraskoy_risuyut_mir.docx57.81 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект

Тема: «Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные приемы рисования»

Выполнила: Мельникова Ирина Владимировна

                            Пояснительная записка.

       Наша цивилизация развивается благодаря появлению новых идей. Но как воспитать человека, чтобы он мог решать жизненные нестандартные задачи,  преодолевать традиции и стереотипы? Практика показывает , что способность к творчеству может быть развита практически у всех детей с нормальным интеллектом.

      Ребенок рисует не только то, что видит, но и то , что уже знает о вещах. Его еще не зрелой нервно - мышечной координации недостаточно для объяснения своей манеры рисования и тех форм и характеристик, которые он придает предметам. Ребенок выделяет из действительности только то, что кажется, достойным внимания и помогает ему объяснить себе, что происходит вокруг него, пренебрегая остальными деталями.

      Со временем ребенок начинает выражать в рисунках более развитый взгляд на окружающий мир и отказывается от первоначального способа изображения внешнего мира, придавая ему все большее правдоподобие, точность и реальность.

      Но очень часто мы , взрослые, требуем от ребенка быстрого выполнения задания, не давая возможности подумать и поэкспериментировать. При этом ребенок обычно вспоминает знакомый ему вариант решения этой задачи или слепо копирует действия взрослого. Творчество же требует большей самостоятельности и независимости от известных решений. Поэтому воспитание и развитие творческих способностей требует от ребенка и взрослого времени и терпения.

     Актуальность темы.

      Актуальность темы определена следующими проблемами:

  1. Социально – экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
  2. Ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний.
  3.  Никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения.
  4. Воображение в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в детском саду.

Основная цель:

Создать педагогические условия для развития творческого воображения через использование нетрадиционных техник и приемов рисования.

Основные задачи в работе с детьми.

Развивающие:

  1. Развитие творчества дошкольников в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.
  2. Осуществление эстетического развития дошкольников средствами изобразительного искусства.
  3. Привитие интереса и любви к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
  4.  Развитие воображения детей, поощряя проявление их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.

     Образовательные:

  1. Совершенствование и активизирование тех знаний, умений и навыков, которыми овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности.
  2. Создание возможности для удовлетворения каждым ребенком своей склонности к излюбленному виду изобразительной деятельности; выявление художественных способностей детей.
  3.  Обучение детей различным приемам рисования посредством нетрадиционных способов.

Воспитательные:

  1. Воспитание художественного вкуса в умении подбирать красивые сочетания цветов.
  2. Стимулирование и поощрение желания выполнять задание по-своему, дополняя выразительными деталями.
  3.  Налаживание межличностного общения в процессе изобразительной деятельности.
  4.  Помощь в усвоении основных нравственно-этических понятий (добро и зло) через сказочные образы.

Новизна темы.

     Появление зачатков воображения относят к концу раннего возраста. Именно в этом периоде ребенок начинает дополнять, замещать реальные предметы и действия воображаемыми, называть их. Воображение оказывается прямо и непосредственно связано с осмыслением. Появление смысла в разных сферах деятельности ребенка позволяет ему разнообразить свои занятия, добиться нового и оригинального в результатах, т. е. способствует развитию у детей творчества.

     Но воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также на занятиях рисованием, особенно когда ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым.

     В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представление о мире. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных дидактических  методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не побуждают их фантазию, а , наоборот, подавляют развитие личности. Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится. Немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движение руки.

     В дошкольном возрасте особое значение имеет развитие способности осознавать чувственные впечатления, называть их. Ребенок, знакомясь к категориями формы, размера, цвета,  запаха и т. п. может решать творческие задания на нахождение какого-либо предмета. Работа с признаками и свойствами предметов постепенно развивает у ребенка способность представить предмет в целом, мысленно изменять его, составить из знакомых образов нечто новое, неизвестное. Эту способность психологи называют воображением. Развитие воображения обычно идет по трем направлениям: во-первых, воображение должно стать реалистичным, во-вторых, - целенаправленным, в-третьих, ребенок должен овладеть методами активизации своего воображения.

     Дошкольная педагогика рассматривает детское творчество в тесной связи с эмоциональным, познавательным и социальным развитием. Ребята с удовольствием выражают свои чувства в той деятельности, где есть разнообразие «живых» впечатлений и возможность всё необходимое делать своими руками. Дети любят конструировать, лепить, рисовать.

     Занятия планируется проводить 2 раза в неделю, во второй половине дня, продолжительностью 25 – 30 минут.  Программа рассчитана на детей 5 - 7 лет.

     Данная программа предлагает рисование с использованием нетрадиционных способов. Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества, которая определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, активируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.

     Знакомясь с различными материалами, техниками дети более углубленно знакомятся с канонами изобразительного творчества, закрепляя и расширяя знания о форме, линии, цвете, композиции.

  Техники нетрадиционного рисования.

Монотипия.

Для работы необходимы: гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги.

Рисуем половинку круга на правой от сгиба стороне листа, левую сторону прижимаем к правой и разглаживаем. Раскрываем лист.

Вначале эту технику можно использовать для упражнений по развитию фантазии, воображения, чувства цвета и формы.

Набрызг.

Для работы необходимы: гуашь, зубная щётка, кисть.

Взять в левую руку зубную щётку, набрать на неё немного краски, а кисточкой провести по поверхности щётки быстрыми движениями по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу.

Рисование по восковому подмалёвку.

Для работы необходимы: восковые мелки или свеча, акварель.

Суть его в том, что краска накладывается на поверхность, на которую до этого нанесли рисунок воском. Краска скатывается с восковой поверхности и оседает в пустотах между восковыми линиями и пятнами, образуя затейливый узор.

Рисование по сырой бумаге.

Для работы необходимы: ёмкость с водой, салфетка.

Намочить бумагу и поместить её на влажные салфетке, чтобы бумага не высохла. Взять акварель и нарисовать всё что угодно.

Рисование по мятой бумаге.

Для работы необходимы: «мятая бумага», акварель.

Эта техника интересна тем, что в местах сгиба бумаги краска при закрашивании делается более интенсивной, тёмной. Возникает так называемый «эффект мозаики». Рисовать по мятой бумаге очень просто, и начинать это можно в любом возрасте.

Двусторонняя картинка.

Для работы необходимы: глянцевая картонная папка, широкая кисть, скрепки, цветные карандаши.

Взять глянцевую картонную папку и покрасить её толстым слоем акварельной краски. Сразу же, пока слой краски не успел просохнуть, положить на папку лист тонкой белой бумаги, прикрепить его скрепками и начать рисовать. Рисовать карандашами с тонким острым стержнем. Рисунок готов. Открепить и снять бумагу. На той стороне, что была прижата к папке, получится цветная картинка как бы с оттесненным рисунком. Если глянцевую сторону картона покрыть сначала одним цветом, а потом другим, то рисунок получится более выразительным и интересным.

Купаем картинку.

Для работы необходимы: плотная бумага, гуашь, тушь, вода в тазике.

Развести гуашь и крупно, широкими мазками, нарисовать на бумаге дерево, гриб, цветок или бабочку. Когда гуашь немного подсохнет, широкой кистью осторожно покрыть весь лист бумаги чёрной тушью. Когда тушь высохнет, нужно искупать картинку в тазике с водой. На листе бумаги останется бледно-голубой, розовый или светло-зелёный рисунок на чёрном фоне.

Дождливая картинка.

Вы хотите нарисовать «пейзаж с дождём». Набрать на кисть синюю акварельную краску и провести сверху сплошную линию: это «осеннее небо». Затем взять лист за два конца, опустить его в воду и быстро вынуть. Держать над водой под наклоном. Рисунок быстро преображается в «пелену дождя». Если лист держать вертикально, на нём появится «сплошной ливень». А если держать за один угол – на картинке пойдёт «косой дождик». Когда вода с листа стечёт, положите его на стол и рисуйте по мокрому фону пейзаж. Можно сначала просушить лист а потом уж рисовать на нём.

Отпечатки ладошек.

Для работы необходимы: гуашь разных цветов, тарелочки под краску.

Обмокнуть всю ладонь или её часть в краску и оставить на бумаге отпечаток. Можно так же «раскрасить» ладонь в разные цвета. Что получится? Краску не только видим, но и чувствуем! К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях. Осталось взять кисточку и добавить необходимые детали.

Печати.

Для работы необходимы: предметы, служащие «печатками», тонированные листы бумаги разной формы. «Печатки» можно изготовить самим: надо взять ластик, нарисовать на торце задуманный рисунок и срезать все ненужное. В качестве «печаток» можно использовать срезы картофеля, колпачки от косметических средств, контуры предметов из плотной бумаги.

«Печатка» готова. Прижмем ее к подушечке с краской, а затем к листу бумаги. Получится ровный и четкий отпечаток. С помощью разных отпечатков можно состовлять интересные композиции.

Тампонирование.

Для работы необходимы: тампон, штемпельная подушка, гуашь.

Сделаем из марли тампон. В качестве тампона можно использовать кусочки поролона. Штемпельная подушка послужит палитрой. Набрать краски и легким прикосновением к бумаге рисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное. Старшие дошкольники могут сочетать технику «тампонирования» с техникой «трафарет».

Трафарет.

Для работы необходимы: гуашь, плотная бумага, тампон.

Сначала вырезать трафарет. Затем, прижав его  пальцем к листу бумаги, обведем по контуру частыми и легкими прикосновениями тампона. Осторожно приподнять трафарет.

А вот задание посложнее. Вырезать в центре листа силуэт, приложить лист к другому листу бумаги и с помощью тампона закрасить силуэт.

Кляксография.

Для работы необходимы: цветная тушь, трубочка для коктейля.

Игры с кляксами помогают развивать глазомер и силу движений,  фантазию и воображение.

Поставить большую и яркую кляксу. Взять трубочку для коктейля и осторожно подуть на каплю… Капля потекла, оставляя за собой след. Повернуть лист и снова подуть. Струйка потечет в другом направлении. А можно сделать еще одну кляксу, но другого цвета, пусть встретятся. На что похожи следы, оставленные красочными ручейками? Нужно пофантазировать и дорисовать картинки с кляксами до завершения образа.

Рисование солью.

Для работы необходимы: соль, вода, гуашь, плотная бумага.

Рисование солью – несложный прием, но он открывает интересные возможности для создания декоративных работ.

Предварительно на бумаге делается набросок. С помощью кисти набросок нужно смочить водой, а затем посыпать солью. Когда соль вберет в себя воду, лишние крупинки нужно ссыпать с листа. По подсохшему подмалевку рисуют недостающие элементы и раскрашивают. Солью хорошо рисовать стрекоз, дым, снег, птичек, медуз, бабочек.

Катаем камешки.

Для работы необходимы: гуашь, камешки, ложки и небольшие баночки, крышка от картонной коробки.

Налить краску в баночки и окунуть в каждую из них по 2 -3 камешка, затем камешки аккуратно вынимают ложкой и кладут на бумагу, прикрепленную к крышке картонной коробки скотчем. Крышку слегка наклоняют в разные стороны, чтобы камешки катались по бумаге. Когда краска на камешках высохнет, нужно снова окунуть их в краску – другого цвета.

Рисование мыльными пузырями.

Для работы необходимы: шампунь, гуашь, вода, лист бумаги, трубочка для коктейля.

В баночку с гуашью вливаем шампунь, добавляем немного воды, все хорошо перемешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Прикладываем к пене лист бумаги. Полученные пятна дорисовываем до целого образа.

Граттаж.

Для работы необходимы: плотная бумага, парафин или воск, гуашь, шампунь, перо или  заостренная палочка.

Суть этой техники – в процарапывании воскового слоя, покрытого сверху краской.

Акварелью нанести на бумагу цветной фон и подсушить лист бумаги. Затем весь фон затереть воском, парафином или просто свечой. Налить в розетку черной гуаши, добавить немного шампуня и тщательно их перемешать. Покрыть этой смесью парафиновый лист. После этого нужно взять заостренную палочку и процарапать на полученной основе рисунок. Результат напоминает настоящую гравюру.

Веселые пальчики.

Для работы необходимы: гуашь, тарелочки под краску.

Художники могут рисовать самыми разными материалами, в том числе и пальчиками.

Цветные ниточки.

Для работы необходимы: толстые нитки, лист бумаги, гуашь.

Взять нитки длиной 25 – 30 см, окрасить их в разные цвета, выложить, как захочется, на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток вывести наружу. Сложить половинки листа, прижав их друг к другу, разгладить. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдернуть одну нитку за другой. Развернуть лист – получится интересный узор.

Кристаллические краски.

Для работы необходимы: акварель, кисти, вода, полиэтиленовая пленка вдвое большая по размеру, чем бумага, на которой предполагается рисовать.

Смочить лист бумаги. Нанести на сырую бумагу большие пятна ярких красок. Пусть они растекутся и цвета перемешаются. Большим куском помятой полиэтиленовой пленки аккуратно накрыть бумагу с еще не высохшей краской. Положить на высыхание в безопасное место на ночь. Когда бумага высохнет, снять с нее пленку.  На бумаге появится красочная текстура, напоминающая кристаллики льда.

Веселые точки (пуантилизм).

Техника: рисование точками.

Дети легким нажимом карандаша намечают предварительный контур предмета, затем точечной техникой заполняют пространство нутрии него, используя фломастеры разных цветов. При необходимости получают новые оттенки путем добавления точек одного цвета в другой. Если на предмете есть тень, то ее можно выявить, увеличив количество точек в этом месте. Такое упражнение способствует развитию чувства ритма.

Рисование клубочками.

Техника: изображение предмета строится из клубочков (бабочки, стрекозы, цветы и т. д.)

«Ниточки» раскручиваются из центра или закручиваются в центр, что помогает развитию кругообразующих движений кисти руки.

Рисование контура животных с помощью подбора цифр.

Этот прием можно использовать только со старшими дошкольниками.

Дорисовка абстрактного пятна.
Детям раздают листы бумаги с цветными абстрактными пятнами, и дети, вглядываясь в них, должны увидеть и дорисовать изображение в меру своей фантазии.

Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:

- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);

- Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);

- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);

- Принцип поэтапности, последовательности (приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);

- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);

- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);

- Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);

- Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);

- Принцип интегративности (синтез искусств).

     

 

     Развивающая среда в изостудии, если она построена согласно принципам, предполагает решение следующих воспитательно – образовательных задач:

- обеспечение чувства психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования;

- формирования творческого начала в личности ребенка;

- развитие его индивидуальности;

- формирование  знаний, умений и навыков, как средства полноценного развития личности;

- сотрудничество с детьми.

Для осуществления поставленных ц     елей и задач необходимо создать следующие  условия:

  1. Подбор  материальной базы в обучающей, развивающей и воспитывающей среде для самореализации творческого потенциала.
  2. Создание ситуации успеха и положительного принятия результата, а затем и его практического применения.

     Программа предполагает использование в работе разнообразных  форм и методов.   

     В формировании творческой активности большое значение имеет комплексное использование художественного слова, музыки, изобразительного искусства. Классическая музыка создает настрой работе, помогает лучше представить образ, будит воображение.

     Диалоги на занятиях между преподавателем и ребенком направлены на совместное обсуждение ситуации и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей.  Беседа на тему «почему нравится …» или «почему не нравится…»с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка к осмысливанию объекта. Необходимо, чтобы ребенок осмыслил для себя те критерии, по которым он оценивает предмет.

     Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти). Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысливание общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений. На занятиях необходимо использовать игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.        

     Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. В процессе обучения широко используются наглядные пособия. Это способствует сокращению времени на изложение теории.

     Метод индивидуальных проектов предполагает познавательную и исследовательскую деятельность. Большое значение здесь приобретает самообразование, поиск новых приемов работы с материалами, неординарный подход к синтезу материала.

     Для того, чтобы успешно решать вопросы общения со сверстниками, специально создаются ситуации, где дети рисуют коллективно. Совместное обсуждение развивает опыт общения между детьми. Им предлагается всем вместе выполнить ту работу, которая не под силу одному.

Структура занятия:

  1. Организационная часть.
  2. Вступительная беседа.
  3. Объяснение новой темы (техники рисования).
  4. Объяснение и показ наглядности.
  5.  Самостоятельная работа детей.
  6. Просмотр работ.
  7. Подведение итогов занятия.

     Работа с родителями.

Форма подведения итогов  работы кружка – отчетные открытые занятия для родителей 3 раза в год (1 раз в квартал), выставки рисунков.

Планируется проведение работы с родителями в виде наглядных консультаций на темы:

октябрь

«Значение и виды нетрадиционного рисования»

ноябрь

« Игры с красками, водой и бумагой»

декабрь

« Рисуем вместе с ребенком»

январь

« Нужно ли пачкать руки?»

февраль

« Подружите детей с карандашом»

март

« Помогите ребенку научиться рисовать»

апрель

«Упражнения для постановки правильного положения руки ребенка при удержании карандаша или кисти»

май

« Чему мы научились?» (подведение итогов работы)

Основные разделы программы обучения дошкольников нетрадиционным приёмам рисования (первый год обучения)

Разделы

Кол-во занятий

1

Смешивание красок для получения новых цветов или оттенков цвета

1 занятие

2

Знакомство с холодными и тёплыми тонами

1 занятие

3

Рисование с помощью камешков

1 занятие

4

Рисование клубочками

1 занятие

5

Рисование и оттиск

3 занятия

6

Рисование на мятой бумаге

1 занятие

7

Рисование углём (графический рисунок)

3 занятия

8

Техника «граттаж»

3 занятия

9

Рисование ладошкой

4 занятия

10

Рисование пальчиками

2 занятия

11

Рисование тычком

3 занятия

12

Монотипия

2 занятия

13

Рисование с использованием соли

1 занятие

14

Рисование с использованием крупы, крахмала

4 занятия

15

Рисование мелом

1 занятие

16

Техника «набрызг»

4 занятия

17

Рисование с использованием свечи, восковых мелков

10 занятий

18

Рисование по сырой бумаге

3 занятия

19

Рисование мыльными пузырями

1 занятие

20

Техника печати

2 занятия

21

Ниткопластика

2 занятия

22

Техника «кристаллические краски»

1 занятие

23

Техника «водная печать» (с использованием скипидара)

1 занятие

24

Техника тампонирования

1 занятие

25

Кляксография

3 занятия

26

Рисование точками (пуантилизм)

1 занятие

27

Рисования с помощью подбора цифр

1 занятие

28

Рисование на фольге

1 занятие

29

Рисование на ткани

1 занятие

30

Коллективное рисование

3 занятия

31

Рисование по замыслу

6 занятий

Итого:

72 занятия

Перспективно – тематический план занятий

(первый год  обучения)

сентябрь

«Колесо цвета»         (смешивание красок)     Трофимова, стр.9,178

«Радуга – дуга» (холодные и теплые тона)

Трофимова,

Стр. 13,16  

«Катаем камешки»

Вдовиченко,

Стр. 15

 «Летние мотивы»  

(рисование клубочками)

Цель – познакомить детей с новым способом рисования,  развивать кругообразующие движения руки.

«Необычные бабочки»    

(отпечатки листьев)

Цель – учить использовать отпечатки различных предметов с разнообразными формами для создания изображения.

«Хоровод осенних листьев»

(рисование по мятой, сырой бумаге)

Бондаренко, стр.421

«Рисуем ночь»

(рисование угольным карандашом)

Трофимова,     стр. 59

«Ночной лес»

(«Царство деревьев»)

(граттаж)

Трофимова,

Стр. 62,

Вдовиченко,

Стр. 17

октябрь

«Мои друзья –

Пальчики»

(рисование ладошкой)

Дубровская,     стр. 13

«Осьминожки»

(рисование ладошкой)

Дубровская,

Стр. 21

«Рыбы»

(рисование ладошкой)

Дубровская,

Стр. 18

«Аквариум с рыбками»

(рисование с использованием соли)

Вдовиченко,

 стр. 15

«Петушок-золотой гребешок»

(рисование ладошкой)

Дубровская,

Стр. 24

«Осенний лес»

(двусторонняя картинка)

Вдовиченко,

Стр. 9

«Купаем картинку»

Вдовиченко,

Стр. 9

«Дождливая

картинка»

Вдовиченко,

Стр. 9

ноябрь

«Веселые гномы»

(пальчиковая техника рисования)

Вдовиченко,

Стр. 21,22

«Сказочный герой»(дорисовка  

абстрактного

пятна)

Цель – развивать фантазию, воображение детей, учить видеть в абстрактном пятне изображение различных предметов и дорисовывать его в соответствии с собственным замыслом.

«Волшебные

Животные»

(рисование с помощью

подбора цифр)

Цель – учить создавать изображение животных с помощью подбора различных цифр, видеть сходство форм.

«Животные

Жарких стран»

(коллективная работа с

использованием

манки)

Бондаренко,

Стр. 466

«Кристаллические краски»

Вдовиченко,

Стр. 23

«Веселые точки»

(пуантилизм)

Цель – познакомить детей с различными техниками рисования графических рисунков, развивать чувство ритма.

«По замыслу»

Вдовиченко,

Стр. 15,16

«Сказочная птица»

(коллективная

работа)

Бондаренко,

Стр. 445

декабрь

«Зимние забавы» (рисование людей в движении),

2 занятия

Цель – познакомить детей с новым способом рисования людей   в движении, композиционно правильно располагать изображаемые предметы на листе бумаги.

«Все вокруг белым-бело, много снега намело» (рисование с использованием крахмала, соли),

2 занятия

Цель – продолжать учить самостоятельно придумывать сюжет, композиционно правильно располагать изображение на листе бумаги,

использовать различные дополнительные материалы для передачи «зернистой» фактуры снега.

«Зимний пейзаж» (набрызг),

2 занятия

Цель – познакомить детей с новой техникой рисования, закрепить умение детей создавать изображение, подчиняясь правилам перспективы.

«С новым годом!» (коллективная работа – газета)

Цель – познакомить детей с принципами рисования коллективных изображений, учить договариваться между собой об изображаемых объектах и способах их изображения с целью получения единого сюжета.

«Новогодний фейерверк»

(набрызг)

Цель – продолжать знакомить детей с данной техникой рисования, учить использовать при  этом разные цвета, красиво подбирая их сочетание.

январь

«Сказочный дворец Деда Мороза и Снегурочки»

Бондаренко,

стр. 453,

2 занятия

«Белая береза»

(набрызг)

Цель – продолжать учить детей использовать данную технику рисования в работе для передачи структуры снега, композиционно правильно располагать изображение на листе в соответствии с правилами перспективы.

«Дворец для  Снегурочки»

(граттаж),
Вдовиченко, стр. 18

«Узоры на окне»

(ниткопластика)

Вдовиченко,

стр. 22

«Волшебные узоры»

(водяная печать)

Вдовиченко, стр. 22

«Говорят, царевна есть,

что не можно глаз отвесть»

(рисование с использованием восковых мелков)

Вдовиченко, стр. 7

2 занятия

февраль

«Девочка – Снегурочка»

(рисование мелом по фону)

Цель – познакомить со свойствами различных материалов, используемых в рисовании, продолжать учить рисовать фигуру человека, используя правильные пропорции.

«Снежинки»

(рисование по фольге)

Цель – продолжать знакомить со свойствами различных материалов, учить передавать необычную структуру снежинок в соответствии с правилами симметрии.

«Русские богатыри»

(рисование с использованием печати – колпачка от фломастера)

2 занятия

Цель – продолжать учить создавать изображение людей, используя правильные пропорции, использовать в работе печатные формы для передачи одинаковых структурных изображений.

«С Днем защитника Отечества!»

(коллективная газета)

Цель – продолжать учить создавать коллективное изображение в соответствии с заранее обговоренным сюжетом.

«Крепость»

(тестопластика)

Цель – продолжать знакомить со свойствами различных материалов, учить создавать изображение из теста, передавая объемную структуру изображаемого предмета.

«Михайловские

кружева»

(ниткопластика)

Вдовиченко, стр. 22

«Рисуем музыку»

(рисование по замыслу, используя разные приемы)

Цель – развивать воображение, фантазию детей, объединяя два вида искусства (живопись и музыку), использовать в работе различные техники рисования по своему выбору.

март

«Цветы для мамы» (оттиск)

Цель – познакомить детей с новым приемом рисования, продолжать учить красивому сочетанию цветов и оттенков в работе.

«Салфетка в

подарок маме»

(рисование на ткани)

Цель – продолжать учить использовать в работе различные материалы, композиционно правильно располагать изображение, учитывая форму салфетки.

«Репка»

(графический

рисунок)

2 занятия

Цель – познакомить с техникой  графического рисунка, учить ритмично наносить штрихи, учитывать их количество в зависимости от темноты изображаемых объектов, познакомить с понятиями светового пятна и тени.

«Город на реке»

(монотипия)

Вдовиченко,

Стр. 4

«Ветка вербы в вазе»

(восковые мелки)

Цель – продолжать учить рисовать по восковому подмалевку.

«Страна

цветочных снов»

(граттаж)

Бондаренко

Стр. 500

«Расцвели красивые цветы»

(монотипия)

Бондаренко,

Стр. 496

апрель

«Космический сон»

(восковые мелки)

Бондаренко,

Стр.492

«Космический пейзаж»

(кляксография)

Цель – познакомить детей с новой техникой рисования, познакомить с понятиями : «колорит», холодное и теплое сочетание цветов.

«Ангел-хранитель мой»

(восковые мелки)

2 занятия

Цель – продолжать учить рисовать с использованием восковых мелков, учить рисовать фигуру ангела, передавая правильные пропорции, дополнять изображение деталями по своему усмотрению.

«Сторона родная»

(рисование тычком)

2 занятия

                     

«Весенний букет в вазе»

(рисование поролоновой губкой,

тампонирование)

Бондаренко,

стр. 494

«Необычные цветы»

(рисование

мыльной пеной)

Вдовиченко,

стр. 17

май

«Пушки с пристани палят» (по сказке А.С.Пушкина)

(рисование свечой)

Бондаренко,

стр. 488

2 занятия

«На дне морском»

(рисование восковыми

мелками)

Бондаренко,

стр. 489

«У Лукоморья дуб зеленый»

(кляксография )

Цель – продолжать учить детей рисовать в данной технике, дополнять основной объект деталями по своему усмотрению.

«Цветет сирень»

(рисование спичками)

Бондаренко,

стр. 497

«Одуванчики в траве»

(восковые мелки ,рисование ладошкой)

Бондаренко,

стр. 495, Дубровская,  стр.9

«Цветущая весна» (пальчиковая техника) Бондаренко, стр.493

По замыслу

Цель –  развивать фантазию, воображение детей, самостоятельно выбирать сюжет для работы, использовать различные техники рисования по своему выбору.

Основные разделы программы обучения дошкольников нетрадиционным методам рисования (второй год обучения)

Разделы

Количество занятий

1

Смешивание красок для получения новых оттенков цвета

1 занятие

2

Рисование музыки

1 занятие

3

Рисование в технике «кристаллические краски»

1 занятие

4

Пластилинография

1 занятие

5

Рисование по скорлупе

2 занятия

6

Рисование с использованием восковых мелков

7 занятий

7

Рисование в технике «набрызг»

1 занятие

8

Рисование в технике печати

2 занятия

9

Оттиск на ламинированной бумаге

2 занятия

10

Рисование с использованием контура ладони

4 занятия

11

Рисование по мятой бумаге

1 занятие

12

Рисование в технике «монотипия»

4 занятия

13

Рисование свечой

1 занятие

14

Рисование в технике «кляксография»

1 занятие

15

Рисование в технике тампонирования

4 занятия

16

Рисование по ткани в технике «батик»

2 занятия

17

Рисование с использованием соли, манки

5 занятий

18

Рисование в технике «граттаж»

3 занятия

19

Пальчиковая техника рисования

1 занятие

20

Рисование с использованием мыльных пузырей

1 занятие

21

Рисование узора по клеточкам

1 занятие

22

Рисование штрихом

1 занятие

23

Рисование методом «расчесывания краски»

2 занятия

24

Рисование нитками

1 занятие

25

Графический рисунок

1 занятие

26

Рисование методом «тычка»

4 занятия

27

Рисование по сырой бумаге

1 занятие

28

Рисование цикла картин по одной тематике

8 занятий

Итого:

64 занятия

 

Перспективно – тематический план занятий.

(второй год обучения )

октябрь

«Рисуем абстракцию»

Цель - закрепить умение детей заполнять всю плоскость листа, смешивать краски на границах цветов для получения новых оттенков цвета.

«Стрекоза»

(рисование методом – кристаллические краски) Цель – закрепить использование данного способа  для прорисовки полупрозрачных с прожилками крыльев насекомых.

«Цветик – семицветик»

(создание изображения в технике пластилинографии)

Цель – познакомить со способом создания изображения  посредством размазывания пластилина на заранее нарисованный контур.

«Золотая осень»

(рисование по скорлупе) Цель – познакомить со способом рисования по яичной скорлупе, знакомить с техникой мозаики.

«Что мы видели в лесу»

(рисование с использованием восковых мелков)
Вдовиченко,

 стр. 7

«В нашем саду листопад»
(рисование в технике  набрызг)

Вдовиченко,

 стр. 4

«Печатаем красивый узор»

(рисование элементов узора методом отпечатывания овощей на срезе) Цель- закрепить умение составлять симметричный узор с чередованием элементов на листе разнообразной формы по выбору ребенка)

«Гриб -  боровик, покрытый листом» Цель –

закрепить прием отпечатывания различных листьев

ноябрь

«Что получится?»

(рисование и оттиск на ламинированной бумаге) Цель – познакомить с использованием данного способа рисования

«Рисуем узор»

(оттиск подложенного под лист бумаги объемного изображения)

Цель – упражнять в закрашивании фона цветными карандашами

«Хмурый осенний день» (в цикле из 4 занятий «Времена года») Цель – учить изображать один и тот же пейзаж в разные времена года, дополняя рисунок характерными деталями

Трофимова, стр. 52

(2 занятия)

«Кленовый лист» (рисование с использованием ладони)

Дубровская,

 стр. 15

«Осенний пейзаж» (рисование по мятой бумаге) Цель – продолжать учить создавать изображение в данной технике, придавая ему объемность

«Рисуем море»

(«Закат на море») (маринистика, рисование, используя метод монотипии)

Трофимова,

 стр. 40

(2 занятия)

декабрь

«Заиндевелое дерево» (рисование свечой)

Вдовиченко,

 стр. 7

«Ветки в вазе»

(Техника кляксографии с последующей дорисовкой гелевой или перьевой ручкой) Цель – закрепить данные техники рисования

«Медведь в берлоге зимой»

(техника тампонирования)

«Березка» (рисование на ткани в технике «батик»)

Давыдова, часть 2, стр.51

«Пингвины на льдине» («Северное сияние») (рисование с использованием соли)

(2 занятия)

«В рождественскую ночь» (техника граттаж)

Вдовиченко, стр. 17

«Дед Мороз»

(рисование с использованием соли)

Давыдова,

 часть 2, стр. 38

январь

«Когда деревья спят» (в цикле из 4 занятий «Времена года»)

Цель – продолжать учить изображать один и тот же пейзаж в разные времена года, дополняя рисунок характерными деталями

Трофимова,

 стр. 52

(2 занятия)

«Петушок тот встрепенется и в то место обернется» (по «Сказке о золотом петушке»)

(техника тампонирования)

Цель – учить передавать в рисунке высоту изображаемых объектов

(2 занятия)

«Избушка лубяная и ледяная» (по сказке «Заюшкина избушка»

(рисование с использованием восковых мелков)

(2 занятия)

«Сядь ко мне на носок и пропой еще разок» (по сказке «Колобок»

(рисование с использованием восковых мелков)

(2 занятия)

февраль

«К нам приехал цирк» («Веселый клоун») (рисования с использованием контура ладони)

Цель – учить передавать фигуру человека, используя контурное изображение пальцев рук)

«Веселые звери Фокуса-Покуса» (пальчиковая техника рисования)

Вдовиченко,

 стр. 22

«Кружева»

Цель – учить создавать симметричный узор по клеточкам, передавая схематичное изображение человека, животных, птиц)

«Колючая сказка»

(рисование штрихом)

Давыдова, стр. 24

«Верблюд в пустыне»
(«расчесывание» краски)

Давыдова,

 часть 2, стр. 11

(2 занятия)

«А в жаркой, жаркой Африке»

(рисование с использованием манки)

Цель – учить рисовать фигуры животных Африки (жирафа, слона и др.)

(2 занятия)

март

«Весна идет, весне дорогу»

(в цикле из 4 занятий «Времена года»)

Цель – продолжать учить изображать один и тот же пейзаж в разные времена года, дополняя рисунок характерными деталями

Трофимова,

 стр. 52

(2 занятия)

«Плюшевый медвежонок»

(рисование поролоном)

Давыдова, часть 2, стр. 17

«Рисование музыки»

Давыдова, часть 2, стр. 30

«Рисование нитками»

Давыдова,

 часть 2, стр. 34

«Царевна – лебедь» (по «Сказке о царе Салтане»)

Цель – продолжать учить создавать изображение, используя контур ладони, украшать изображение декоративными элементами

«Весна идет, весне дорогу»

(рисование угольным карандашом)

Цель – учить создавать изображение в технике графического рисунка

«Необычный рисунок»

(рисование по ткани в технике батик»

апрель

«Космический пейзаж» (рисование в технике граттаж)

Давыдова,

 часть 2, стр. 45

«Конь – огонь»

(рисование в технике граттаж)

«Город на реке»

(рисование в технике монотипия)

Вдовиченко, стр. 4

(2 занятия)

«Путешествие на другую планету»

(рисование с использованием восковых мелков)

Цель – учить рисовать фигуру человека, передавая характерные пропорции, расположение частей

(2 занятия)

«На шесте -дворец, во дворце – певец»

(рисование тычком) Цель -продолжать учить создавать изображение, используя правила перспективы

(2 занятия)

Май

«Яблони в цвету» (рисование методом тычка)

Цель – закрепить умение детей рисовать по правилу перспективы, использовать различные техники рисования по своему выбору

(2 занятия)

«На дне морском»

(рисование по сырой бумаге)

Вдовиченко, стр. 8

«Мой лучший друг – собака!» Цель – продолжать учить создавать изображение, используя контур руки

«Одуванчики» (рисование мыльными пузырями, рисование с использованием контура ладони)

Вдовиченко,

 стр. 17

Дубровская,

 стр. 9

«Я вылупился!»

(создание изображения используя яичную скорлупу)

Цель – закрепить прием закрашивания пушистых поверхностей методом тычка

«Приди, лето красное» (в цикле из 4 занятий «Времена года») Цель – продолжать учить изображать один и тот же пейзаж в разные времена года, дополняя рисунок характерными деталями

Трофимова,

 стр. 52

(2 занятия)

Результативность работы.

К концу обучения дети умеют:

  1. Создавать художественный образ на основе привлечения накопленного сенсорного опыта и преобразование его при помощи воображения.
  2. Изображать предметы с натуры и по памяти. Замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе).
  3. Использовать в рисовании различные материалы, соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа.
  4. Самостоятельно применять различные техники нетрадиционного рисования.
  5. Отражать окружающий мир с помощью цветовых образов. Иметь представление о разнообразии цветов и оттенков, способов их получения.
  6. Передавать движение людей и животных, растений, склоняющихся от ветра.
  7. Создавать коллективные композиции, осуществляя совместное обсуждение. Действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину.
  8. Замечать недостатки своих работ и исправлять их, вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа.
  9. Радоваться результатам своего труда и труда товарищей. Аргументированно и развёрнуто оценивать свои работы и работы сверстников, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей.

Материалы и инструменты, необходимые для работы:

  1. Бумага разного формата и цвета.
  2. Акварельные краски.
  3. Тушь черная.
  4. Гуашь.
  5. Восковые мелки.
  6. Трубочки для коктейля.
  7. Ванночки с поролоном.
  8. Баночки для воды.
  9. Кисти круглые и плоские разного размера.
  10. Салфетки.
  11. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.
  12. Фломастеры.
  13. Клей ПВА.
  14. Соль,  манка.
  15.  Восковые свечи.
  16. Шампунь.
  17. Мел.
  18. Палочки для процарапывания.
  19. Угольный карандаш.
  20. Краска для ткани.
  21. Пластилин разного цвета.

Литература:

  1. Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада»
  2. Вдовиченко С. «Дети светлой краской красят мир» (мини-хрестоматия методов и приёмов работы с детьми дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью)
  3. Дубровская Н.В. «Рисунки, спрятанные в пальчиках» (наглядно – методическое пособие)
  4. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
  5. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. «И учёба, и игра: изобразительное искусство»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные приемы рисования

Влияние нетрадиционных техник изодеятельности на развитие творческого воображения у дошкольников...

Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные приемы рисования. Из опыта работы

Работая с детьми, я заметила, что в изобразительной деятельности склонности и способности к творчеству реализуются даже при минимуме материалов. Меня всегда интересовало, почему у ребенка, имеющего хо...

Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные приемы рисования

      Дошкольная педагогика рассматривает детское творчество в тесной связи с эмоциональным, познавательным и социальным развитием. Ребята с удовольствием выражают свои чувства в...

Консультация для родителей на тему: «Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные приемы рисования»

Наша цивилизация развивается благодаря появлению новых идей. Но как воспитать человека, чтобы он смог решать жизненные нестандартные задачи, преодолеть традиции и стереотипы? Этот вопрос занимал психо...