Проект рабочей программы по экспериментально-исследовательской деятельности в средней группе Кружковая работа «Почемучки»
рабочая программа (средняя группа) на тему

Татьянникова Нина Ивановна

Проект рабочей программы

по экспериментально-исследовательской

деятельности в средней группе

Кружковая работа «Почемучки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pochemuchki.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  общеразвивающего вида №11 «Искорка»

Бугульминского муниципального района Республики Татарстан

Проект рабочей программы

по экспериментально-исследовательской

деятельности в средней группе

Кружковая работа «Почемучки»

(2016-2017 учебный год)


Авторы проекта:

Габдрахманова Гульнара Шамилевна, воспитатель МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №11 «Искорка» Бугульминского Муниципального района Республики Татарстан

Татьянникова Нина Ивановна, воспитатель МБДОУ  детский сад общеразвивающего вида №11 «Искорка» Муниципального Бугульминского Муниципального района Республики Татарстан

Чернавина Анастасия Николаевна, воспитатель МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №11 «Искорка» Бугульминского Муниципального района Республики Татарстан

                                   

Научный руководитель:

Сафина Р.Н., к.п.н., доц.

Казань,  08.02.- 19.02.2016 год


Пояснительная записка

Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Детское экспериментирование - замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.

С учётом важности всего вышесказанного и для развития интеллектуальных способностей детей мной была разработана программа кружковой работы «Почемучки», направленная на развитие поисково - познавательной деятельности детей через занимательные опыты и эксперименты.

Изучив методическую литературу по детской поисково-познавательной деятельности, я решила адаптировать практический материал к условиям нашего детского сада и создала свою модифицированную программу.

Программа разработана на основе программ:

-Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 27.

-«Неизведанное рядом» В. В. Щетинина, О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова; «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под редакцией Л. Н. Прохоровой, с.56.

-"Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2 - 7 лет" Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова, с.89.

Обучение рассчитано на 1 год, занятия проводятся один раз в неделю по 20 минут.

Обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей проводится в начале сентября и  в конце мая.

Актуальность

С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155), исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.

Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.

С первого класса ребёнок погружается в присково-исследовательскую среду. Неподготовленному ребёнку очень сложно, это ещё ему не известно, это ново для него, он способен замкнуться. Занимаясь в кружковом объединении, играя, ребёнок знакомиться с тем, что в школе его способно напугать. Речь идёт о прямой преемственности между двумя ступенями образования – дошкольным и начальным.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. А еще в ходе экспериментирования ребенок учится учиться.

А.Н. Поддъяков определяет исследовательское поведение как одну из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленную на его познание, и как существенную характеристику деятельности человека.

Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом.

Новизна

Новизна заключается в том, что разработана и апробирована система поисково-исследовательской деятельности как источник самостоятельного познания мира.

Цель:  Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию, способности применять полученные знания на практике.

Задачи:

-Развивать познавательный интерес детей.

-Развивать воображение и творческую активность.

-Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

-Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, весе причинах и следствиях и др.).

-Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.

-Формировать познавательные действия, становление сознания.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

ОД: один раз в неделю, продолжительностью 20 мин.

Предназначена для детей 4 – 5 лет.

В  работе  применяются  исследовательские методы обучения:

  • Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений);
  • Продуктивные  методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск).

Формы работы:

Групповая и подгрупповая

Индивидуальная работа

Самостоятельная деятельность детей

Законодательно-нормативное обеспечение программы:

-Закон РФ «Об образовании»

-ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УТВЕРЖДЕН приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155

-Устав ДОУ

-Программа развития ДОУ

-Положение о работе кружковых объединений

-Приказ об организации кружковой работы ДОУ

-Правила и нормы охраны труда, жизни и здоровья детей

-Новые санитарные требования к дошкольным образовательным организациям

- Семейный кодекс РФ от 29.02.1995 № 223 ФЗ

Принципы, направления, правила работы

Программа построена на основе следующих принципов:

-Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития

-Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития

-Принцип противоречивости в содержании знаний, получаемых детьми, как основы саморазвития и развития

-Принцип «развивающей интриги»

-Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания

-Принцип деятельного подхода к развитию личности

-Принцип ориентации на многообразие форм реализации поисково-познавательной деятельности

-Принцип системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формулирования поисково-познавательной деятельности

-Принцип использования средств познания (пособий, карт, схем, оборудования интеллектуального содержания).

Работа выстраивается  по трём взаимосвязанным направлениям:

- живая природа;

- неживая природа;

- человек и его окружение.

Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный).

При выборе темы следует соблюдать следующие правила:

1. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.

2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).

3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Работа по каждой теме заканчивается итоговым мероприятием: или защитой мини – проекта, или тематической выставкой, или оформлением газеты или праздником.

В условиях детского сада используем только элементарные опыты и эксперименты. В процессе этих опытов формируются элементарные понятия и умозаключения, они безопасны, используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой проблемы в действии и построение доступных выводов. Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Планируемый результат

Каждый воспитанник должен уметь:

-выделить и поставить проблему, которую необходимо разрешить;

-предложить возможные решения;

-проверить эти возможные решения;

-сделать выводы в соответствии с результатом проверки;

-применить выводы к новым данным;

-сделает обобщение.

Перспективное планирование опытов и экспериментов в средней группе

Месяц

Тема эксперимента и опыта

Цели и задачи

Материал

Литература

Сентябрь

«Человек. Звук и слух»(«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»)

Закреплять представление детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять различные запахи; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык  - определять на вкус).

ширма, газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, футляры от киндер – сюрпризов с дырочками чеснок, кусочек апельсина, поролон с духами, лимон, сахар.

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 9

«Человек. Звук и слух»

(Беседа- игра: «Почему все звучит?»)

подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебания предмета

бубен стеклянный стакан, газета, гитара, деревянная линейка, металлофон

Дыбина О. В.  Неизведанное рядом:  занимательные опыты и эксперименты для дошкольников с.  40

Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 10

Игра: «У кого какие детки?» (на прогулке)

выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). Побудить к называнию строения семян: ядрышко, оболочка

ягоды: вишня, слива, фрукты: яблоко груша; овощи: тыква, кабачок.

Дыбина О. В. Неизведанное рядом:  занимательные опыты и эксперименты для дошкольников с.  19

Опыт: «Какая бывает земля?»

закрепить с детьми знания о свойствах почвы: рыхлая, мокрая, сухая, мягкая

совочки, формочки, вода.

Дыбина О. В. Неизведанное рядом:  занимательные опыты и эксперименты для дошкольников с.  20

Октябрь

«Вещество. Вода и ее свойства»

( «Волшебная водица»)

Закрепить с детьми свойства воды: прозрачность, льется, без запаха); выявить, что вода имеет вес, принимает форму сосуда, в который налита.

две непрозрачные банки (одна с водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, таз с водой поднос, предметные картинки, воронка, резиновая перчатка, надувной шарик, целлофановый  пакет, узкий высокий стакан.

Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 11-12

Опыт: «Делаем мыльные пузыри»

познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойствами жидкого мыла: может растягиваться, образуя пленку.

жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки или от мыльных пузырей, стаканчики, вода, ложки, подносы, клеенки.

Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 13

Тема: «Вещество.Камни»

( «Домики для камешков»)

учить классифицировать камни по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям использование камней в игровых целях

различные по форме , цвету, размеру камни, коробка с формой под камень, картинки-схемы, мешочек, схема обследования камней.

Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 16

 Опыт: «Можно ли менять форму камня и глины?»

закрепить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая), можно изменять ее форму, делить на части, лепить; выявить свойства камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части)

дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета.

Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 18

Ноябрь

«Измерение.

Вес»

( «Зачем нужны весы?»)

понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала, размера. Установить зависимость веса предмета от его размера. Познакомить с весами. Понять зависимость веса от материала.

предметы одного материала разных размеров: мячи, матрешки, машины, чудесный мешочек, предметы одинаковой формы и размера из разного материала: дерева, металла, поролона, пластмассы, емкость с песком.

Дыбина О. В. Неизведанное рядом:  занимательные опыты и эксперименты для дошкольников с.  39.

«Вещество. Бумага»

Занятие: «Путешествие в прошлое бумаги»

познакомить детей с историей бумаги и ее современными видами.

камень, глиняная дощечка, ткань, береста, лист бумаги низкого качества, современная бумага.

Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы с. 24

Опыт: «Волшебное сито»

Познакомить детей со способом отделения мелкой крупы от крупной с помощью сита, развивать самостоятельность.

различные сита, ведерочко, миски, крупы: манная, гречневая или рисовая.

Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 36.

Наблюдение за комнатным растением: «Как помочь растению?»

способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага), применению знаний на практике.

2 горшочка с комнатными цветами, лейка, совочки для разрыхления земли, салфетки.

"Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2 - 7 лет" Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова,с.23

Декабрь

«Вещество. Резина»

(«На чем полетят человечки?»)

научить вычленять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности; сравнивать резину с тканью; доказывать зависимость пользы предметов от материала, из которого они сделаны.

резиновые шары, маленькие резиновые мячи, резиновые игрушки, емкость с водой, тканевые мячи.

Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы с. 26

«Вещество. Дерево и его свойства»

 («Почему дерево плавает?»)

расширить представление о дереве, его качествах и свойствах, учить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.

образцы дерева, других материалов, металлические и деревянные ложки, спички или палочки, емкости с водой.

Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы с. 28

Беседа: «Приключение карандаша»

систематизировать  и уточнить представления о свойствах дерева; развивать логическое мышление, познавательную активность.

карандаш, свеча, спички, гвоздь, молоток. Емкость с водой, картинки леса, реки, костра, карандаши.

Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы с. 32

«Свет и цвет» («Разноцветные шарики»)

путем смешивания основных цветов получить новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой

палитра, гуашевые краски, тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением, фланелеграф, модели – цветные круги и половинки кругов (соответствующие цветам красок)

Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 23,24

Январь

«Свет вокруг нас»

(Опыты: «Волшебный луч», «Тень»)

определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение источников света; понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него; познакомить с образованием тени от предметов.

картинки с изображением источников света: солнца, луны, звезд, месяца светлячка, костра, лампы, фонари разной мощности, настольная лампа, свеча.

Дыбина О. В. Неизведанное рядом:  занимательные опыты и эксперименты для дошкольников с.  35-37

Опыт: «Что отражается в зеркале?»

познакомить с понятием отражение, найти предметы, способные отражать

зеркала, сковорода, фольга, металлические ложки.

Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 35

«Вещество.

Жидкость. Вода и ее свойства»

(Опыт: «Изготовление цветных льдинок»)

Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твердым. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная.

емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.

Дыбина О. В. Неизведанное рядом:  занимательные опыты и эксперименты для дошкольников с.  28

Февраль

«Твердое тело. Материалы»

(«В мире стекла»)

Помочь детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое, его применение, проявлять познавательную активность, развивать любознательность. Выявить свойство лупы увеличивать предметы.

небольшие стеклянные предметы, лупы, стекла разного цвета, палочка

Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы с. 33,

Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 24

«Тепло-холодно».

 (Наблюдение за образованием почек и распусканием листьев на ветке, помещенной в группу.)

определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растение.

ветка сирени или березы, ваза с водой.

Дыбина О. В. Неизведанное рядом:  занимательные опыты и эксперименты для дошкольников с.  21

«Вещество. Вода и ее свойства»

(Опыт: «Взаимодействие воды и снега»)

познакомить детей с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе тает снег. Если в воду положить лед, снег или вынести ее на улицу, то она станет холоднее. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть – хрупкость твердость; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.

мерные емкости с водой разной температуры снег, тарелочки, совочки

Дыбина О. В. Неизведанное рядом:  занимательные опыты и эксперименты для дошкольников с.  29

Март

«Вещество. Воздух и его свойства»

Занятие: «Где спрятался воздух?»

Обнаружить воздух в разных предметах; доказать, что воздух занимает место; выявить, что воздух легче воды и обладает силой.

Воздушный шар, таз с водой.

Дыбина О. В. Неизведанное рядом:  занимательные опыты и эксперименты для дошкольников с.  34

Опыт: «Что растворяется в воде?»

Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с водой, ложки.

Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 34

 «Движение. Инерция»

( «Упрямые предметы»)

познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией.

игрушечные машинки, небольшие резиновые и пластмассовые игрушки, открытки или картонки, монеты.

Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 48

Наблюдение: «Где снег не тает?», «Где будут первые проталины?»

выявить зависимость изменений в природе от сезона, как солнце и тепло влияет на таяние снега.

емкости с водой и снегом

Дыбина О. В. Неизведанное рядом:  занимательные опыты и эксперименты для дошкольников с.  23.

Апрель

«Растительный мир»

( «Посадим фасоль»)

развивать навыки посадки крупных семян (лунка, посадка, прижатие землей, полив, свет); учить следовать схеме, развивать трудовые навыки, речь, способствовать развитию познавательной активности.

клеенки, семена фасоли, емкость с водой, горшки с землей,  лопаточки, схема посадки, семена других растений (горох, редис, свекла)

Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ с. 65.

«Вещество. Ткань»

( «Такая разная ткань»)

познакомить детей с разными видами ткани, ее свойствами: качеством, структурой, взаимодействием с водой, солнцем; применением.

разные виды ткани (расцветка, структура), нитки, ножницы, таз с водой, карандаши, иллюстрации одежды.

Дыбина О. В. Неизведанное рядом:  занимательные опыты и эксперименты для дошкольников с.  20

«Твердое тело. Материалы»

Занятие: «В мире пластмассы»

познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы: гладкая, легкая, цветная; развивать любознательность.

пластмассовые предметы, игрушки, стакан из пластмассы, палочки для выявления звука пластмассы.

Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы с. 35

Опыт: «Где вода?»

выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. Закрепить с детьми свойства и качества металла, учить сравнивать по качествам стекло и металл.

лупы, вода в стакане, глина, песок.

Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 27

Май

«Вещество. Материалы»

( «Курочка Ряба»)

Закрепить с детьми свойства и качества металла, учить сравнивать по качествам стекло и металл.

сказка «Курочка Ряба», металлические предметы, емкость с водой, стеклянные предметы.

Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы с. 37

«Вещество. Материалы»

 («Незнайкин клад»)

закреплять знание детей о свойствах материалов, из которых изготовлены различные предметы (резины, пластмассы, стекла, металла)

различные предметы, сделанные из резины, пластмассы, стекла, металла.

Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы с. 30.

Опыт: «Испарение воды»

познакомить детей с такими явлениями, как испарение воды и высыхание и установить зависимость этих явлений от температуры.

блюдце, вода, мокрая ткань

Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы с. 32

Опыт: «Зачем растениям нужен корень?»

определить значение корня для развития, роста и укрепления растения в почве.

баночка с водой, горшок с почвой, головки лука.

Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы с. 34

Организация исследовательской деятельности воспитанников

 Примерный алгоритм проведения экспериментирования:
1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Примерная структура организации экспериментирования        
1. Постановка исследовательской задачи.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы.
7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

Дидактический материал и техническое оснащение

Основное оборудование:

Приборы - помощники (увеличительные стекла, весы, песочные весы, компас, магниты, телескоп и др.);

разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;

разнообразный природный материал; бросовый материал (проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.);

технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и т.п.);

разные виды бумаги, красители (пищевые и непищевые);

медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.);

прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.).

Дополнительное оборудование:

специальную одежду (халаты, головные уборы);

контейнеры для сыпучих и мелких предметов;

карточки-схемы проведения эксперимента;

дневник наблюдения и экспериментов;

правила работы с материалом.

Диагностика

Функции диагностики:

-выявляет состояние критических или находящихся в состоянии изменения образовательных ситуаций, в отношении которых будет выработан курс действий на будущее;

-устанавливает отношения со всеми участниками образовательного процесса, обеспечивая обратную связь, в отношении предыдущих удач и неудач в реализации образовательных задач, стоящих перед воспитателем.

Результаты мониторинга позволяют:

-ориентироваться на дальнейшее продвижение и успех ребенка;

-уточнять и закреплять определенные знания, умения, навыки ребенка;

-диагностировать причины слабых и сильных сторон личности;

-развивать умения и навыки в новой ситуации для ребенка;

-воспитывать чувство ответственности, настойчивости в достижении цели, формирование навыков самостоятельной работы и др.;

-контролировать соответствие уровня достижений, к принятым нормам;

-стимулировать результаты деятельности ребенка.

Критерии оценивания усвоения знаний, умений, навыков по экспериментально-исследовательской деятельности:

Высокий (3 балла):

Познавательное отношение устойчиво.

Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.

Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.

Формулирует в речи достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы.

Средний (2 балла):

В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес.

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого).

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-вания, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.

Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Низкий (1 балл):

В большинстве случаев ребенок не проявляет активный познавательный интерес.

Не видит проблему самостоятельно. Ребенок не высказывает предположения, не может выстроить гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого).

Пассивен при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-вания, но не учитывает их качества и свойства. Не проявляет настойчивость в достижении результатов.

Не может сформулировать выводы самостоятельно только по наводящим вопросам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместный музыкальный проект под руководством музыкального руководителя в средних группах №4 «Ягодки» и №10 «Почемучки» «Наши младшие друзья - насекомые!»

Совместный музыкальный проект под руководством музыкального руководителя в средних группах №4 «Ягодки» и №10 «Почемучки» «Наши младшие друзья - насекомые!»...

Рабочая программа кружка для детей средней группы "Почемучки в волшебном мире мультипликации"

Создание мультфильма – это не только творческий процесс, но и исследовательская деятельность дошкольников: знакомство с историей мультипликации, придумывание из чего лучше всего с...

ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ «Почемучка» для детей 1–2 лет

Познавательное развитие ребенка раннего возраста связано, прежде всего, с органами чувств и совершаемыми ими движениями. Из всех процессов познавательного развития раннего возраста доминирующим являет...

Дополнительное образование. Кружковая работа "Почемучки" (экспериментирование)

Пояснительная записка.«Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности, в котором наиболее ярко выражены процессы целесообразности, процессы возникновения и развития ...

Рабочая программа по дополнительному образованию в ДОУ(кружковая работа) средняя группа 9.10.2022

Рабочая программа по дополнительному образованию в ДОУ(кружковая работа)  средняя группа...

Рабочая программа по дополнительному образованию в ДОУ(кружковая работа) младшая группа 9.10.2022

Рабочая программа по дополнительному образованию в ДОУ(кружковая работа)  младшая группа...