Рабочая программа кружка для детей средней группы "Почемучки в волшебном мире мультипликации"
рабочая программа (средняя группа)

Лисичкина Юлия Владимировна

Создание мультфильма – это не только творческий процесс, но и исследовательская деятельность дошкольников: знакомство с историей мультипликации, придумывание из чего лучше всего сделать елочки, тележку, как заставить трубу паровоза дымить и т. д., освоение анимационной техники перекладки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_po_multiplikatsii.docx358.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа – детский сад»

Города Сафоново Смоленской области

Рабочая программа кружка

для детей средней группы

«Почемучки в волшебном мире мультипликации»

Выполнила воспитатель:

Лисичкина Юлия Владимировна

г. Сафоново

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

     Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу организации дошкольного воспитания и обучения.

     Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребёнка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и умения продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат и положительное подкрепление взрослого, начиная с младшего дошкольного возраста.

     Учитывая эти особенности современных детей, процесс воспитания дошкольников как субъектов деятельности и поведения закономерно ищет те игровые формы организации воспитательно-образовательной работы, которые привлекли бы детей и были бы эффективны в достижение поставленной цели.

     Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

     В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. Все виды искусства (живопись, музыка, мультипликация и т.д.) благотворно влияют на становление личности дошкольников, но именно в детстве одним из самых востребованных видов современного искусства является мультипликация.

         Мультипликация сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей различных видов искусств. Являясь одним из видов современного искусства, мультипликация обладает чрезвычайно высоким потенциалом художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста, а также широкими воспитательнообразовательными возможностями. Главная педагогическая ценность мультипликации заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Этому способствует интеграция разных видов изобразительного искусства, которые сосуществуют в мультипликации на равных: рисунок, живопись, лепка, графика, фотография, скульптура, литература, музыка, дизайн, декоративно-прикладное творчество, театр.

     Искусство мультипликации в первую очередь воздействует на воображение и фантазию детей. В мультипликации все рисунки, предметы, вещи, персонажи «оживают» и могут передвигаться, перемещаться из одного места в другое. И не только перемещаться, но и полноценно жить на экране, совершать те или иные поступки, самостоятельно разрешать конфликты входить в тесные взаимоотношения друг с другом, рассуждать, говорить и даже, если это нужно, петь, танцевать и играть на различных музыкальных инструментах.

      В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребёнка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения.

     Работа над созданием фильма создает условия для формирования у ребенка личностных качеств, таких как инициатива, настойчивость, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность и т.д. А это те целевые ориентиры, которые определены ФГОС дошкольного образования.    

      Мультипликация как вид детского творчества существует уже достаточно давно, как в нашей стране, так и во многих странах мира. Отличаясь доступностью и неповторимостью жанра, мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребёнка.

      Педагоги-энтузиасты проявляют немалый интерес к педагогическому потенциалу мультипликации, они заинтересованы не только в конечном результате детского творчества – фильмах, но в первую очередь, в проявлении и выражении творческих способностей детей.  

      Мультипликационные фильмы оказывают большое влияние на развитие детей дошкольного возраста. С одной стороны, - это яркие, зрелищные, образные, простые, ненавязчивые, доступные детям мультфильмы. Они формируют у него первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения.

     Через сравнение себя с любимыми героями дошкольник имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать его осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение и творческие способности.

     Несмотря на педагогические возможности мультипликации, данный вид деятельности реализуется в основном в Центрах детского и юношеского творчества, детских анимационных студиях, а для дошкольных учреждений мультипликация является новой, нетрадиционной формой работы с детьми.  

     Выявленные противоречия между необходимостью формирования познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста и недостаточным использованием средств формирования этого интереса у дошкольников посредством создания мультфильмов в ДОУ, позволило обозначить проблему, которая заключается в поиске средств формирования познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста посредством создания мультфильмов в ДОУ.

     Формирование творческих способностей и качеств личности необходимо начинать с детского возраста. По мнению психологов и педагогов, детей следует как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий (Л.С.Выгодский, Л.А.Баренбойм, Н.А.Ветлугина). Более того, некоторые исследователи указывают на необходимость органичной связи обучения и творчества, при этом творчество они рассматривают как один из методов освоения учебного материала (Б.В.Асафьев, А.А.Никитин).

     Многие авторы подчёркивают плодотворность художественного воспитания в развитии у детей творческих способностей (Н.А.Ветлугина, Б.П.Юсов, А.А.Мелик – Пашев). Это меня и подтолкнуло к мысли о написание рабочей программы «Почемучки в волшебном мире мультипликации». Следовательно, разработанная рабочая программа «Почемучки в волшебном мире мультипликации» по развитию у младших дошкольников познавательного интереса и творческих способностей посредством создания мультфильмов (далее Программа) позволит детям приобрести интерес к детской анимации, развить у них познавательный аспект к созданию собственных мультфильмов, замысел, фантазию, воображение, художественно-эстетический вкус и творческие способности.

     Одной из задач дошкольного воспитания является создание условий для развития познавательной активности детей, развития их познавательных интересов. Поэтому воспитатель должен тщательно продумывать подбор и использование наиболее приемлемых для этого форм и методов обучения воспитания.

     Жить в современном обществе, игнорируя такие явления, как телевидение, журналы, кино, интернет невозможно. А так как становление личности человека начинается в раннем детстве, и мультфильм является одним из элементов её формирования, обладающим качеством особой достоверности, оперирующий фактами из жизни, то телевидение и мультипликационные фильмы дают нам информацию, которая становится источником дальнейшего, самостоятельного размышления.

Теоретическое обоснование

     Мультипликация (от лат. multiplicacio – умножение, увеличение, возрастание, размножение) – технические приемы получения движущихся изображений, иллюзии движения и/или изменения формы объектов с помощью нескольких или множества неподвижных изображений и сцен. Другое название этого процесса – анимация (от фр. animation) – оживление, одушевление. Мультипликация была изобретена раньше кино. Первые рисованные мультфильмы были созданы во Франции Э. Колем в 1907 году. Создателем объемной мультипликации считается режиссер русского дореволюционного кино В. Старевич. Выдающийся вклад в развитие мирового мультипликационного искусства внесли У. Дисней (США), И. Трнка, Г. Тырлова, К. Земан (Чехословакия), Д. Вукотич (Югославия), И. Попеску-Гопо (Румыния), М. Цехановский, С. Юткевич, Ю. Норштейн (СССР) и мн. др.

     По мнению известного мультипликатора Фёдора Хитрука, использование терминов «мультипликация», «мультипликатор» связано с технологией, популярной до внедрения классической рисованной анимации – созданием изображений при помощи накладывания на лист элементов персонажей, что сродни аппликации. По созвучию с этим, словом новое искусство было названо мультипликацией. Другими словами, анимация, мультипликация – это «область киноискусства, представленная фильмами, которые создаются путём покадровой съёмки последовательных фаз движения рисованных (графическая мультипликация) или объёмно- кукольных (объёмная мультипликация) образов»

     На первый взгляд, процесс создания мультфильма существенно отличается от привычных форм непосредственно-образовательной деятельности, однако по сути своей является практической совокупностью знаний, умений, навыков детей и педагогов.

Цель программы:

Создание дидактических мультфильмов через развитие у детей среднего дошкольного возраста познавательной деятельности.

Задачи программы:

1. Образовательные:

− познакомить с историей возникновения, развития и видами мультипликации;

− познакомить с технологией создания мультипликационного фильма;

− формировать художественные навыки и умения;

- Формировать общую способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

2.Развивающие:

− развивать творческое воображение;

- Развивать навыки связной речи, умение использовать разнообразные выразительные средства;

- Развивать информационную культуру и логическое мышление детей;

- Развивать навыки художественного вкуса и дизайнерского оформления;

− способствовать проявлению индивидуальных интересов и потребностей;

− развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности;

- Развивать восприятие, произвольное внимание, память;

- Развивать пространственное ориентирование.

3.Воспитательные:

− воспитывать чувство коллективизма, культуру поведения в коллективе;

− поддерживать стремление детей к отражению своих представлений посредством        анимационной деятельности;

− воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результатам;

− воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

     Значимые характеристики для реализации программы

      Программа предназначена для реализации в средней группе детского сада.

      Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся во второй половине дня, 1 раз в неделю с сентября по май.

     Количество детей в студии 15 человек.

Количество часов в год составляет 32 занятия. Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:  20  минут - средняя группа (4 – 5 лет).

Список средств:

Цифровые и технические средства:

1. Цифровой фотоаппарат

2. Штатив

3. Компьютер или ноутбук

4. Диктофон

5. Осветительные приборы (искусственные источники света)

6. Ватман, использующийся в качестве фона

7. Расходный материал / Краски гуашевые, карандаши цветные, пластилин, цветная, бархатная и белая бумага, цветной, гофрированный и белый картон, крупы (для сыпучей анимации, игрушки, бросовый материал, предметы и пр. (по количеству детей).

Программные средства:

-Подборка музыкальных произведений (для звукового оформления мультфильма)

-Windows Movie Maker

Принципы и подходы к реализации программы

1.Наглядность: у детей формируются представления в процессе наблюдений, рассматривания картин, наглядных пособий и просмотра видеоматериала.

2.Научность: в совместной деятельности с детьми используется научная литература, периодические издания.

3.Последовательность: поэтапное формирование мультипликационных умений детей.

4.Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

5.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, сотрудничество с семьёй.

     Программный материал реализуется в процессе организации художественной деятельности детей, речевых игр, творческой речевой деятельности (сочинение сказки и создание по ее мотивам мультфильма, составление рассказов из личного опыта), через ознакомление с компьютерной техникой, овладение навыками анимационных техник.

Процесс создания мультфильма в стенах дошкольного учреждения

(последовательность действий)

1. Подбор материала для сценария.

2. Изготовление фонов и персонажей.

3. Съемка анимационного фильма.

5. Звуковое оформление, или «озвучивание». Здесь дети проявляют свои актерские способности: выразительно читают авторский текст.

6. Монтаж фильма. В работе с дошкольниками эта функция решается педагогом. Перенести отснятые фотографии на компьютер. Разместить снимки, музыкальные композиции, голосовые записи в программе и монтировать фильм.

Этапы реализации программы

  • Первый этап – организационный
  • Второй этап – практический
  •  Третий этап – заключительный.

Ожидаемые результаты

 Данная рабочая программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных результатов:

На конец года обучения дети могут знать и уметь:

- развитие у младших дошкольников познавательного интереса и творческих способностей посредством создания мультфильмов;

-правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

-название и назначение инструментов для работы с бумагой и пластилином;

-способы соединения деталей из бумаги и пластилина;

-особенности материалов техники анимационной деятельности;  

-определить порядок действий, планировать этапы своей работы;

-пользоваться инструментами и графическими материалами (карандашами, гуашью, акварелью, тушью, кистью, палитрой, белой и цветной бумагой; перьями и палочками);

-различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;

-передавать движения фигур человека и животных;

-проявлять творчество в создании своей работы.

-владеть простейшими навыками работы с фотоаппаратом;

-имеет представления о причинно-следственных связях;

-знаком с новыми словами, явлениями, ситуациями.

Создание мультфильма – это не только творческий процесс, но и исследовательская деятельность дошкольников: знакомство с историей мультипликации, придумывание из чего лучше всего сделать елочки, тележку, как заставить трубу паровоза дымить и т. д., освоение анимационной техники перекладки.

Календарно-тематический план реализации рабочей программы

Месяц

Тема

Формы и виды детской деятельности

Предполагаемый результат

Сентябрь

Такие разные мультфильмы:

1. Разные виды анимации в мультфильмах.

2. Интересная работа (профессии в мультипликации)

3. Как снимают мультфильмы.

4. Любимые сказки своими руками: творческая мастерская

-Просмотр разных видов анимационных фильмов;

-беседы по содержанию мультфильмов;

-деятельность по поиску информации.

-Создание альбома рисунков «Мой любимый мультфильм»;

-дети владеют понятийным аппаратом мультипликации

Октябрь

Перекладка

1.Интересная история

2.Герои сюжета

3.Мульт – команда: приемы работы с фотоаппаратом.

4.Первый результат

- Подготовка материалов для деятельности;

- придумывание сюжета;

-определение героев и их действий;

-работа с фотоаппаратом

-просмотр готовых кадров.

- Мультфильм в технике «перекладка»

-фотоотчет о съемке мультфильма «Времена года.

Ноябрь

Сыпучая анимация

1.Сыпучие материалы: что это такое?

2.Сыпучий сюжет – командная работа.

3. Техника исполнения

4.Рождение мультфильма

- Исследовательская деятельность;

-чтение худ.произведений о разных эмоциях (Что такое хорошо, и что такое плохо»;

- рассматривание картинок с разными эмоциями;

-фотосъемка.

 - Мультфильм в технике «сыпучая анимация»

«Настроение»

Декабрь

Монтаж и озвучка мультфильма:

1. Приемы монтажа. Работа с фотографиями

2. Музыка и речь в мультфильмах

3. Мы - звукорежиссеры

4.Видеосалон «Наши чудеса».

-Работа с ПК;

-гимнастика для глаз;

-коммуникативные игры;

-групповая работа;

- запись звуков;

- экспериментирование

У детей формируются представления о монтаже и озвучке мультфильма.

Январь

Пластилиновая анимация

1.«Я леплю из пластилина»

2.Обсуждение сюжета, фотосъёмка;

3.Экранизация: работа с ПК.

- Лепка фигурок мультфильма;

- беседы о пластике фигур, о растениях;

- экспериментирование;

- работа с ПО;

- просмотр готового материала.

Мультфильм в технике «Пластилиновая анимация»

«Прорастание фасоли»

Февраль

1.Придумывание сюжета о разных профессиях;

2.Подготовка материала;

3.Съёмка мультфильма;

4. Монтаж и озвучка

-беседа о выбор профессий для мультфильма;

- Игры о профессиях;

- заучивание стихотворений;

- запись на диктофон;

- экспериментирование;

- работа с фотоаппаратом.

Мультфильм в технике «Перекладки»

«Разные профессии»

Март

1. Природные явления; Выбор сюжета и персонажей;

2. Подготовка материала (фон, декорации, персонажи)

3. Съёмка мультфильма

4.Монтаж и озвучка

-беседа о круговороте воды в природе;

- совместная деятельность педагога и детей по созданию декораций;

- чтение худ.литературы;

- просмотр презентации;

- работа с фотоаппаратом

Мультфильм в технике «Перекладки»

«Круговорот воды в природе. Путешествие капельки»

Апрель

Галерея успеха

1. Конкурс сюжетов.

2.Декораторы - оформители

3.Мульт – команда:

4.Экспертная оценка

- работа с ПК;

- обсуждение сюжетов;

-беседа о мульт – профессиях;

- чтение худ.литературы;

- дидактические игры.

-Фотовыставка;

Май

1.Создание своего диска мультфильмов.

-просмотр видеоматериала;

- запись диска с мультфильмами

- выступление на итоговом родительском собрании.

C:\Users\Юлия\Desktop\мультстудия\20200511_122858.jpg

 Вывод

     Дети от природы обладают синкретичным мышлением, этот вид творческой деятельности является наиболее удачным. Создавая анимационный фильм, ребёнок становится художником, сценаристом, режиссёром, актёром, оператором, учится договариваться с другими, взаимно согласовывать действия, добиваться общего результата.

     В связи, с чем отличительной и важной особенностью программы является её мотивационная направленность на любимый всеми детьми жанр киноискусства-мультфильмы: дети ещё не умеют говорить, читать, но уже с удовольствием их смотрят. И гораздо интереснее становится желание детей самим создавать мультфильм, узнавать о том, как создаются любимые мультфильмы, познакомится с именами известных мультипликаторов, научиться самим, делать анимацию с небольшой помощью взрослых. Эта модель и выступает как эталон, своеобразный измеритель, относительно которого можно идентифицировать объект.

В процессе создания мультфильма стираются границы между отдельными видами деятельности. В этом целостность анимационной педагогики. Кроме того, работа над фильмом формирует личностные качества: инициативу, настойчивость, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность и т. д. А это те целевые ориентиры, которые определены ФГОС дошкольного образования как результат.

Список литературы и источников

  1. Анофриков П. Принципы организации детской мультстудии // Искусство в школе. — 2009, т.в. 6.
  2. Борев Ю.Б. Эстетика. — Ростов на Дону: Феникс, 2004.
  3. Иткин В. Что делает мультипликационный фильм интересным // Искусство в школе 2006. — № 1
  4. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. – М.: Прогресс-Традиция, 1998.
  5. Лыкова И.И. Куда уходят детские рисунки // Обруч. — 2002. — № 1
  6. Мелик-Пашаев А.А. Художественная одаренность // Одаренный ребенок. — 2003. -№ 5

7.   Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников- М: 2005.

8.   Давыдова Г.Н., Нетрадиционные техники рисования в детском саду- М:, 2010.

9.   Давыдова Г.Н., Пластилинография для малышей – М., 2006.

10.   Давыдова Г.Н., Бумагопластика – М:, 2007.

11.   Пищикова Н.Г., Работа с бумагой в нетрадиционной технике, М:, 2006.

12.  Малышева А.Н., Работа с тканью-Ярославль:, 2002.

13.   Казакова Р.Г., Мацкевич Ж.В. Смотрим и рисуем мультфильмы. Методическое пособие. М.,2013 – 125с.

Мультфильмы своими руками. http://veriochen.livejournal.com/121698.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка для детей 3-4 лет "Волшебная Бумага"

Занятия с бумагой развивают мелкую маторику рук детей....

Рабочая программа кружка по пластилинографии средняя группа

Рабочая программа кружка по пластилинографии средняя группа...

Рабочая программа кружка "Звуковичок" в средней группе

Представлена программа кружка по  подготовке к грамоте с детьми 4-5 лет....

Рабочая программа кружка «Юные патриоты» средняя группа

Цель программы Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье,городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.В...

Рабочая программа кружка «Умелые ладошки» (средняя группа)

Рабочая программа кружка«Умелые ладошки» (средняя группа)...

Рабочая программа кружка по развитию художественно-эстетического творчества «Волшебная иголочка»

Рабочая программакружка по развитию художественно-эстетического творчества «Волшебная иголочка»...

«Пластилиновая фантазия» Рабочая программа кружка для детей среднего дошкольного возраста

laquo;Пластилиновая фантазия»  Рабочая программа  кружка   для детей   среднего  дошкольного возраста...