Рабочая программа кружка для детей средней группы "Почемучки в волшебном мире мультипликации"
рабочая программа (средняя группа)

Лисичкина Юлия Владимировна

Создание мультфильма – это не только творческий процесс, но и исследовательская деятельность дошкольников: знакомство с историей мультипликации, придумывание из чего лучше всего сделать елочки, тележку, как заставить трубу паровоза дымить и т. д., освоение анимационной техники перекладки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_po_multiplikatsii.docx358.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа – детский сад»

Города Сафоново Смоленской области

Рабочая программа кружка

для детей средней группы

«Почемучки в волшебном мире мультипликации»

Выполнила воспитатель:

Лисичкина Юлия Владимировна

г. Сафоново

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

     Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу организации дошкольного воспитания и обучения.

     Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребёнка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и умения продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат и положительное подкрепление взрослого, начиная с младшего дошкольного возраста.

     Учитывая эти особенности современных детей, процесс воспитания дошкольников как субъектов деятельности и поведения закономерно ищет те игровые формы организации воспитательно-образовательной работы, которые привлекли бы детей и были бы эффективны в достижение поставленной цели.

     Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

     В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. Все виды искусства (живопись, музыка, мультипликация и т.д.) благотворно влияют на становление личности дошкольников, но именно в детстве одним из самых востребованных видов современного искусства является мультипликация.

         Мультипликация сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей различных видов искусств. Являясь одним из видов современного искусства, мультипликация обладает чрезвычайно высоким потенциалом художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста, а также широкими воспитательнообразовательными возможностями. Главная педагогическая ценность мультипликации заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Этому способствует интеграция разных видов изобразительного искусства, которые сосуществуют в мультипликации на равных: рисунок, живопись, лепка, графика, фотография, скульптура, литература, музыка, дизайн, декоративно-прикладное творчество, театр.

     Искусство мультипликации в первую очередь воздействует на воображение и фантазию детей. В мультипликации все рисунки, предметы, вещи, персонажи «оживают» и могут передвигаться, перемещаться из одного места в другое. И не только перемещаться, но и полноценно жить на экране, совершать те или иные поступки, самостоятельно разрешать конфликты входить в тесные взаимоотношения друг с другом, рассуждать, говорить и даже, если это нужно, петь, танцевать и играть на различных музыкальных инструментах.

      В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребёнка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения.

     Работа над созданием фильма создает условия для формирования у ребенка личностных качеств, таких как инициатива, настойчивость, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность и т.д. А это те целевые ориентиры, которые определены ФГОС дошкольного образования.    

      Мультипликация как вид детского творчества существует уже достаточно давно, как в нашей стране, так и во многих странах мира. Отличаясь доступностью и неповторимостью жанра, мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребёнка.

      Педагоги-энтузиасты проявляют немалый интерес к педагогическому потенциалу мультипликации, они заинтересованы не только в конечном результате детского творчества – фильмах, но в первую очередь, в проявлении и выражении творческих способностей детей.  

      Мультипликационные фильмы оказывают большое влияние на развитие детей дошкольного возраста. С одной стороны, - это яркие, зрелищные, образные, простые, ненавязчивые, доступные детям мультфильмы. Они формируют у него первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения.

     Через сравнение себя с любимыми героями дошкольник имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать его осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение и творческие способности.

     Несмотря на педагогические возможности мультипликации, данный вид деятельности реализуется в основном в Центрах детского и юношеского творчества, детских анимационных студиях, а для дошкольных учреждений мультипликация является новой, нетрадиционной формой работы с детьми.  

     Выявленные противоречия между необходимостью формирования познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста и недостаточным использованием средств формирования этого интереса у дошкольников посредством создания мультфильмов в ДОУ, позволило обозначить проблему, которая заключается в поиске средств формирования познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста посредством создания мультфильмов в ДОУ.

     Формирование творческих способностей и качеств личности необходимо начинать с детского возраста. По мнению психологов и педагогов, детей следует как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий (Л.С.Выгодский, Л.А.Баренбойм, Н.А.Ветлугина). Более того, некоторые исследователи указывают на необходимость органичной связи обучения и творчества, при этом творчество они рассматривают как один из методов освоения учебного материала (Б.В.Асафьев, А.А.Никитин).

     Многие авторы подчёркивают плодотворность художественного воспитания в развитии у детей творческих способностей (Н.А.Ветлугина, Б.П.Юсов, А.А.Мелик – Пашев). Это меня и подтолкнуло к мысли о написание рабочей программы «Почемучки в волшебном мире мультипликации». Следовательно, разработанная рабочая программа «Почемучки в волшебном мире мультипликации» по развитию у младших дошкольников познавательного интереса и творческих способностей посредством создания мультфильмов (далее Программа) позволит детям приобрести интерес к детской анимации, развить у них познавательный аспект к созданию собственных мультфильмов, замысел, фантазию, воображение, художественно-эстетический вкус и творческие способности.

     Одной из задач дошкольного воспитания является создание условий для развития познавательной активности детей, развития их познавательных интересов. Поэтому воспитатель должен тщательно продумывать подбор и использование наиболее приемлемых для этого форм и методов обучения воспитания.

     Жить в современном обществе, игнорируя такие явления, как телевидение, журналы, кино, интернет невозможно. А так как становление личности человека начинается в раннем детстве, и мультфильм является одним из элементов её формирования, обладающим качеством особой достоверности, оперирующий фактами из жизни, то телевидение и мультипликационные фильмы дают нам информацию, которая становится источником дальнейшего, самостоятельного размышления.

Теоретическое обоснование

     Мультипликация (от лат. multiplicacio – умножение, увеличение, возрастание, размножение) – технические приемы получения движущихся изображений, иллюзии движения и/или изменения формы объектов с помощью нескольких или множества неподвижных изображений и сцен. Другое название этого процесса – анимация (от фр. animation) – оживление, одушевление. Мультипликация была изобретена раньше кино. Первые рисованные мультфильмы были созданы во Франции Э. Колем в 1907 году. Создателем объемной мультипликации считается режиссер русского дореволюционного кино В. Старевич. Выдающийся вклад в развитие мирового мультипликационного искусства внесли У. Дисней (США), И. Трнка, Г. Тырлова, К. Земан (Чехословакия), Д. Вукотич (Югославия), И. Попеску-Гопо (Румыния), М. Цехановский, С. Юткевич, Ю. Норштейн (СССР) и мн. др.

     По мнению известного мультипликатора Фёдора Хитрука, использование терминов «мультипликация», «мультипликатор» связано с технологией, популярной до внедрения классической рисованной анимации – созданием изображений при помощи накладывания на лист элементов персонажей, что сродни аппликации. По созвучию с этим, словом новое искусство было названо мультипликацией. Другими словами, анимация, мультипликация – это «область киноискусства, представленная фильмами, которые создаются путём покадровой съёмки последовательных фаз движения рисованных (графическая мультипликация) или объёмно- кукольных (объёмная мультипликация) образов»

     На первый взгляд, процесс создания мультфильма существенно отличается от привычных форм непосредственно-образовательной деятельности, однако по сути своей является практической совокупностью знаний, умений, навыков детей и педагогов.

Цель программы:

Создание дидактических мультфильмов через развитие у детей среднего дошкольного возраста познавательной деятельности.

Задачи программы:

1. Образовательные:

− познакомить с историей возникновения, развития и видами мультипликации;

− познакомить с технологией создания мультипликационного фильма;

− формировать художественные навыки и умения;

- Формировать общую способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

2.Развивающие:

− развивать творческое воображение;

- Развивать навыки связной речи, умение использовать разнообразные выразительные средства;

- Развивать информационную культуру и логическое мышление детей;

- Развивать навыки художественного вкуса и дизайнерского оформления;

− способствовать проявлению индивидуальных интересов и потребностей;

− развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности;

- Развивать восприятие, произвольное внимание, память;

- Развивать пространственное ориентирование.

3.Воспитательные:

− воспитывать чувство коллективизма, культуру поведения в коллективе;

− поддерживать стремление детей к отражению своих представлений посредством        анимационной деятельности;

− воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результатам;

− воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

     Значимые характеристики для реализации программы

      Программа предназначена для реализации в средней группе детского сада.

      Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся во второй половине дня, 1 раз в неделю с сентября по май.

     Количество детей в студии 15 человек.

Количество часов в год составляет 32 занятия. Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:  20  минут - средняя группа (4 – 5 лет).

Список средств:

Цифровые и технические средства:

1. Цифровой фотоаппарат

2. Штатив

3. Компьютер или ноутбук

4. Диктофон

5. Осветительные приборы (искусственные источники света)

6. Ватман, использующийся в качестве фона

7. Расходный материал / Краски гуашевые, карандаши цветные, пластилин, цветная, бархатная и белая бумага, цветной, гофрированный и белый картон, крупы (для сыпучей анимации, игрушки, бросовый материал, предметы и пр. (по количеству детей).

Программные средства:

-Подборка музыкальных произведений (для звукового оформления мультфильма)

-Windows Movie Maker

Принципы и подходы к реализации программы

1.Наглядность: у детей формируются представления в процессе наблюдений, рассматривания картин, наглядных пособий и просмотра видеоматериала.

2.Научность: в совместной деятельности с детьми используется научная литература, периодические издания.

3.Последовательность: поэтапное формирование мультипликационных умений детей.

4.Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

5.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, сотрудничество с семьёй.

     Программный материал реализуется в процессе организации художественной деятельности детей, речевых игр, творческой речевой деятельности (сочинение сказки и создание по ее мотивам мультфильма, составление рассказов из личного опыта), через ознакомление с компьютерной техникой, овладение навыками анимационных техник.

Процесс создания мультфильма в стенах дошкольного учреждения

(последовательность действий)

1. Подбор материала для сценария.

2. Изготовление фонов и персонажей.

3. Съемка анимационного фильма.

5. Звуковое оформление, или «озвучивание». Здесь дети проявляют свои актерские способности: выразительно читают авторский текст.

6. Монтаж фильма. В работе с дошкольниками эта функция решается педагогом. Перенести отснятые фотографии на компьютер. Разместить снимки, музыкальные композиции, голосовые записи в программе и монтировать фильм.

Этапы реализации программы

  • Первый этап – организационный
  • Второй этап – практический
  •  Третий этап – заключительный.

Ожидаемые результаты

 Данная рабочая программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных результатов:

На конец года обучения дети могут знать и уметь:

- развитие у младших дошкольников познавательного интереса и творческих способностей посредством создания мультфильмов;

-правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

-название и назначение инструментов для работы с бумагой и пластилином;

-способы соединения деталей из бумаги и пластилина;

-особенности материалов техники анимационной деятельности;  

-определить порядок действий, планировать этапы своей работы;

-пользоваться инструментами и графическими материалами (карандашами, гуашью, акварелью, тушью, кистью, палитрой, белой и цветной бумагой; перьями и палочками);

-различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;

-передавать движения фигур человека и животных;

-проявлять творчество в создании своей работы.

-владеть простейшими навыками работы с фотоаппаратом;

-имеет представления о причинно-следственных связях;

-знаком с новыми словами, явлениями, ситуациями.

Создание мультфильма – это не только творческий процесс, но и исследовательская деятельность дошкольников: знакомство с историей мультипликации, придумывание из чего лучше всего сделать елочки, тележку, как заставить трубу паровоза дымить и т. д., освоение анимационной техники перекладки.

Календарно-тематический план реализации рабочей программы

Месяц

Тема

Формы и виды детской деятельности

Предполагаемый результат

Сентябрь

Такие разные мультфильмы:

1. Разные виды анимации в мультфильмах.

2. Интересная работа (профессии в мультипликации)

3. Как снимают мультфильмы.

4. Любимые сказки своими руками: творческая мастерская

-Просмотр разных видов анимационных фильмов;

-беседы по содержанию мультфильмов;

-деятельность по поиску информации.

-Создание альбома рисунков «Мой любимый мультфильм»;

-дети владеют понятийным аппаратом мультипликации

Октябрь

Перекладка

1.Интересная история

2.Герои сюжета

3.Мульт – команда: приемы работы с фотоаппаратом.

4.Первый результат

- Подготовка материалов для деятельности;

- придумывание сюжета;

-определение героев и их действий;

-работа с фотоаппаратом

-просмотр готовых кадров.

- Мультфильм в технике «перекладка»

-фотоотчет о съемке мультфильма «Времена года.

Ноябрь

Сыпучая анимация

1.Сыпучие материалы: что это такое?

2.Сыпучий сюжет – командная работа.

3. Техника исполнения

4.Рождение мультфильма

- Исследовательская деятельность;

-чтение худ.произведений о разных эмоциях (Что такое хорошо, и что такое плохо»;

- рассматривание картинок с разными эмоциями;

-фотосъемка.

 - Мультфильм в технике «сыпучая анимация»

«Настроение»

Декабрь

Монтаж и озвучка мультфильма:

1. Приемы монтажа. Работа с фотографиями

2. Музыка и речь в мультфильмах

3. Мы - звукорежиссеры

4.Видеосалон «Наши чудеса».

-Работа с ПК;

-гимнастика для глаз;

-коммуникативные игры;

-групповая работа;

- запись звуков;

- экспериментирование

У детей формируются представления о монтаже и озвучке мультфильма.

Январь

Пластилиновая анимация

1.«Я леплю из пластилина»

2.Обсуждение сюжета, фотосъёмка;

3.Экранизация: работа с ПК.

- Лепка фигурок мультфильма;

- беседы о пластике фигур, о растениях;

- экспериментирование;

- работа с ПО;

- просмотр готового материала.

Мультфильм в технике «Пластилиновая анимация»

«Прорастание фасоли»

Февраль

1.Придумывание сюжета о разных профессиях;

2.Подготовка материала;

3.Съёмка мультфильма;

4. Монтаж и озвучка

-беседа о выбор профессий для мультфильма;

- Игры о профессиях;

- заучивание стихотворений;

- запись на диктофон;

- экспериментирование;

- работа с фотоаппаратом.

Мультфильм в технике «Перекладки»

«Разные профессии»

Март

1. Природные явления; Выбор сюжета и персонажей;

2. Подготовка материала (фон, декорации, персонажи)

3. Съёмка мультфильма

4.Монтаж и озвучка

-беседа о круговороте воды в природе;

- совместная деятельность педагога и детей по созданию декораций;

- чтение худ.литературы;

- просмотр презентации;

- работа с фотоаппаратом

Мультфильм в технике «Перекладки»

«Круговорот воды в природе. Путешествие капельки»

Апрель

Галерея успеха

1. Конкурс сюжетов.

2.Декораторы - оформители

3.Мульт – команда:

4.Экспертная оценка

- работа с ПК;

- обсуждение сюжетов;

-беседа о мульт – профессиях;

- чтение худ.литературы;

- дидактические игры.

-Фотовыставка;

Май

1.Создание своего диска мультфильмов.

-просмотр видеоматериала;

- запись диска с мультфильмами

- выступление на итоговом родительском собрании.

C:\Users\Юлия\Desktop\мультстудия\20200511_122858.jpg

 Вывод

     Дети от природы обладают синкретичным мышлением, этот вид творческой деятельности является наиболее удачным. Создавая анимационный фильм, ребёнок становится художником, сценаристом, режиссёром, актёром, оператором, учится договариваться с другими, взаимно согласовывать действия, добиваться общего результата.

     В связи, с чем отличительной и важной особенностью программы является её мотивационная направленность на любимый всеми детьми жанр киноискусства-мультфильмы: дети ещё не умеют говорить, читать, но уже с удовольствием их смотрят. И гораздо интереснее становится желание детей самим создавать мультфильм, узнавать о том, как создаются любимые мультфильмы, познакомится с именами известных мультипликаторов, научиться самим, делать анимацию с небольшой помощью взрослых. Эта модель и выступает как эталон, своеобразный измеритель, относительно которого можно идентифицировать объект.

В процессе создания мультфильма стираются границы между отдельными видами деятельности. В этом целостность анимационной педагогики. Кроме того, работа над фильмом формирует личностные качества: инициативу, настойчивость, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность и т. д. А это те целевые ориентиры, которые определены ФГОС дошкольного образования как результат.

Список литературы и источников

  1. Анофриков П. Принципы организации детской мультстудии // Искусство в школе. — 2009, т.в. 6.
  2. Борев Ю.Б. Эстетика. — Ростов на Дону: Феникс, 2004.
  3. Иткин В. Что делает мультипликационный фильм интересным // Искусство в школе 2006. — № 1
  4. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. – М.: Прогресс-Традиция, 1998.
  5. Лыкова И.И. Куда уходят детские рисунки // Обруч. — 2002. — № 1
  6. Мелик-Пашаев А.А. Художественная одаренность // Одаренный ребенок. — 2003. -№ 5

7.   Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников- М: 2005.

8.   Давыдова Г.Н., Нетрадиционные техники рисования в детском саду- М:, 2010.

9.   Давыдова Г.Н., Пластилинография для малышей – М., 2006.

10.   Давыдова Г.Н., Бумагопластика – М:, 2007.

11.   Пищикова Н.Г., Работа с бумагой в нетрадиционной технике, М:, 2006.

12.  Малышева А.Н., Работа с тканью-Ярославль:, 2002.

13.   Казакова Р.Г., Мацкевич Ж.В. Смотрим и рисуем мультфильмы. Методическое пособие. М.,2013 – 125с.

Мультфильмы своими руками. http://veriochen.livejournal.com/121698.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка для детей 3-4 лет "Волшебная Бумага"

Занятия с бумагой развивают мелкую маторику рук детей....

Рабочая программа кружка по пластилинографии средняя группа

Рабочая программа кружка по пластилинографии средняя группа...

Рабочая программа кружка "Звуковичок" в средней группе

Представлена программа кружка по  подготовке к грамоте с детьми 4-5 лет....

Рабочая программа кружка «Юные патриоты» средняя группа

Цель программы Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье,городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.В...

Рабочая программа кружка «Умелые ладошки» (средняя группа)

Рабочая программа кружка«Умелые ладошки» (средняя группа)...

Рабочая программа кружка «Всезнайка» для средней группы (познавательное развитие)

Рабочая программа кружка «Всезнайка»для средней группы  (познавательное развитие)...

Рабочая программа кружка по развитию художественно-эстетического творчества «Волшебная иголочка»

Рабочая программакружка по развитию художественно-эстетического творчества «Волшебная иголочка»...