«Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников».
методическая разработка на тему

Юлия Сергеевна Дикопавленко

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема опыта: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников».

Актуальность

Актуальность выбранной мною темы вижу в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.

Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.

Сухомлинский В. А. теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) подчеркивается необходимость работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.

В связи с этим я поставила следующие цели и задачи

Цель:

Духовно-нравственное развитие детей через использование сказочных сюжетов, сказок и русского фольклора в различных видах деятельности образовательных областей.

Задачи:

Обучающие:

- формировать представление о духовно-нравственных нормах: добро-зло, послушание-непослушание, согласие-вражда, трудолюбие-лень, простота-хитрость;

- продолжать развивать умение детей давать нравственную оценку своего поведения и поступков других людей;

- обогащать представления детей о содержании русских народных сказок, фольклора, литературных и музыкальных произведений;

- продолжать развивать умение детей понимать чувства и переживания других людей, проявлять эмоциональную отзывчивость по отношению к людям, сказочным героям;

- расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру;

Развивающие:

- развивать в играх, в творчестве положительные нравственные качества на основе сказочных сюжетов;

Развивать диалогическую и монологическую речь в общении со взрослыми и сверстниками;

Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к литературным произведениям;

- воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками и взрослыми;

Этапы работы:

• Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

• Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

• Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

Методы и приемы:

- словесный (беседа о культуре поведения, нравственных качествах и поступках, рассказ, объяснение, вопросы и игровые беседы, чтение художественной литературы);

- проблемный (проблемно-практические и проблемно-игровые ситуации, связанные с решением социально и нравственно значимых вопросов);

- игровой (сюжетно-ролевые и театрализованные игры, сюжетно-дидактические игры и игры с правилами нравственного содержания, русские народные игры)

- наглядный (показ иллюстраций и материалов, просмотр видео, рассматривание национальной одежды, изделий народных промыслов);

- практический (рисование, изготовление совместных творческих работ, участие в выставках, оформление группы);

- репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации)

Все методы и приемы, используемые в деятельности, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Вся образовательная деятельность строится на основе взаимодействия взрослого и ребенка, учитываются его интересы, возможности, социальную ситуацию, что не противоречит требованиям ФГОС ДО. В процессе такой деятельности у ребенка формируется положительная самооценка, уверенность в собственных возможностях и способностях.

Форма работы:

Осуществляется по двум направлениям:

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

Форма работы с детьми:

Используется групповая, подгрупповая, в парах и индивидуальная работа с детьми. Организуются такие формы работы:

- сюжетные игры, сюжетно-ролевые игры;

- чтение художественной литературы;

- продуктивная деятельность и выставки детских работ;

- мультимедийные презентации, просмотр мультфильмов нравственного содержания;

Форма работы с родителями:

Происходит активное вовлечение семьи в образовательную деятельность, что является также одним из основных условий ФГОС ДО. Привлечение родителей расширяет круг общения, повышает мотивацию и интерес детей.

1. Проведение родительских собраний.

2. Индивидуальных консультации и беседы с родителями.

3. Оформление уголка для родителей на тему: «Роль сказки в духовно- нравственном воспитании дошкольников».

4 Участие родителей в развлечениях и утренниках.

5 Участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ.

Средства обучения:

1. Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, принтер, магнитофон, мольберт, выход в интернет.

2. учебно-дидактические пособия: наглядно-дидактический материал (альбомы, плакаты, иллюстрации), наборы дидактических игр, муляжи, атрибуты для сюжетно-ролевых и театрализованных игр, художественная литература.

3. CD, DVD и аудиоматериалы.

4. Детская художественная литература.

Материалы для совместной деятельности- наборы на каждого ребенка для творческой деятельности (краски, карандаши, альбомы, пластилин и т.д)

Ожидаемые результаты:

- сформируются представления о духовно-нравственных нормах, открытость его к добру, позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям и самому себе;

- знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах; деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки;

- осознание ребёнком тех базовых нравственных качеств, которые я пытаюсь воспитать в детях: совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм;

- понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых.

Тематический план (приложение)

План работы с родителями (приложение)

Методы оценки и диагностики:

Диагностика проводится как индивидуально, так и фронтально.

1.Для понимания нравственных норм используется методика «Сюжетные картинки» Р.М Калининой. Критерии оценки эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, (положительная реакция – улыбка, одобрение; отрицательная реакция- осуждение негодование).

2. Для диагностики эмоционально-нравственного компонента – «Методика изучения эмоциональных состояний людей, изображенных на картинках»

3. Для диагностики развития нравственной сферы дошкольников – методика «Что такое хорошо и что такое плохо» Г.М. Фридмана. Критерии оценки: сформированность нравственных представлений у младших дошкольников. У детей развиты представления принципиального поступка, зла- причиненного тебе другими; доброго дела-свидетелем которого ты был; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявление безответственности. Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается следующим образом:

  • низкий уровень- если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
  • средний уровень- если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
  • высокий уровень- если сформировано полное и четкое представление;

4. Характеристика уровней проявления социальных эмоций и их влияние на поведение детей младшего дошкольного возраста ( приложение №  )

5. Беседа по содержанию русских народных сказок, фольклора, литературных произведений, знание сказок, пересказ и инсценировки литературных произведений, анализ детских творческих работ.

6. Анализ проблемных ситуаций, поступков сверстников и героев литературных произведений. Наблюдение, опрос.

Результаты диагностики:

Получены следующие результаты диагностики духовно-нравственных, социально-коммуникативных и речевых компетентностей детей за учебный год.

 Уровень

Духовно-нравственные нормы

Социально-личностная компетентность

Речевая компетентность

Итог

Сентябрь

Январь

Сентябрь

Январь

Сентябрь

Январь

Сентябрь

Январь

Высокий

4%

33%

4%

42%

0%

38%

3%

38%

Средний

75%

58%

58%

42%

80%

58%

71%

52%

Низкий

21%

9%

38%

16%

20%

4%

 26%

10%

  Общий уровень

Сентябрь

Январь

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Высокий

1

4

9

36

Средний

18

75

13

54

Низкий

5

21

2

8

Вывод

По результатам диагностики духовно-нравственного развития на начало учебного года из 24 диагностируемых только у 1 ребенка выявлено высокий уровень развития. Средний уровень сформированности показали 18 детей, с большинством диагностический заданий эти дети справились с помощью взрослого, имеют отрывочное представление о нравственных нормах; затрудняются в моральной оценке изображенных на картинках поступков; содержании русских народных сказок, фольклора. Низкий уровень показали 5 детей, они испытывали затруднение при выполнении практически всех заданий даже с помощью взрослых, не проявляя эмоциональных реакций по содержанию сказок, фольклора, игр.

При повторной диагностики(январь) наблюдается положительная динамика. Выявлено, что высокий уровень развития у - 9 детей, средний – 54 ребенка, низкий -2 ребенка.

Таким образом анализ результатов диагностики подтвердил результативность данной программы. Дети стали более общительными, доброжелательными, отзывчивыми по отношению к сверстникам, проявляют заботу и чуткость к животным, сказочным героям. Знают определенные сказочные сюжеты, научились выражать свои мысли и чувства.

- дети знают определённые сказочные сюжеты, составляющие духовный опыт человечества;

- научились понимать сюжетную линию сказки, выделять проблему, актуализированную в сказке, выражать свои мысли и чувства.

Подведение итога своей работы: показ сказки «Колобок» (кукольный театр).

Нормативно – правовая база.

- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273 –ФЗ;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г № 1155г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- устав дошкольного образовательного учреждения;

- Основная образовательная программа ДОУ

Используемая литература:

1. журналы «Дошкольное воспитание», «Детский сад будущего»; Гриценко З. А. «Ты детям сказку расскажи» М., 2003.; Доронова Т. Н. «Играют взрослые и дети» Линка – Пресс, 2006.; Рик Т. «Сказки и пьесы для семьи и детского сада» Линка – Пресс, ;

2. Рыжова Н. А. Коллекция увлечений. Линка – Пресс, 2005. ; Шорохова О. А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. М., 2006.; Безруких М. М. Сказка как источник развития творчества детей. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС., 2001.;

3. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. Харьков. 1996.;

4. О. А. Шиян. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. Мозаика-синтез; М. :; 2012.;

5. М. Д. Маханева. Театрализованные занятия в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2003г.

6. Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко. Кукольный театр- дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек. - М. : Просвещение, 1982г.

7. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей, средней, старшей, подготовительной группах детского сада. – М. : Мозаика – Синтез, 2012, 2013.

8. Князева О.Л. Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: учебно-методическое пособие. ООО издательство «Детство-пресс»

9. Комарова О.А. Комарова В.Ю. Развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка в условиях введения ФГОС ДО. /Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2015г № 3

10. Чебан. А. Я. Бурлакова Л.Л Знакомим дошкольников с народной культурой. ТЦ Сфера, 2011г

11. Никитина Н.Н Духовно-нравственное воспитание: сущность и проблемы. www.pedkopilka-cultura.narod.ru

12. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г № 1155.- М: «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Испокон веков именно сказка  вводила детей в мир идеалов и ценностей традиционной культуры. Сказка нужна и малышу, и шестилетке, и даже подростку. Только задачи сказки по отношению к каждому возр...

"Сказка, как средства духовно-нравственного воспитания ребёнка дошкольника"

В данной статье рассказывается о влиянии русских народных сказок на духовно-нравственное воспитнание дошкольников....

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания ребёнка-дошкольника

Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на освоение социальной действительности, повышает позн...

Русские народные сказки как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Роль русских народных сказок в воспитании дошкольников...

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

                                                      ...

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников...