«Мастерство воспитателя в создании оптимальных условий, открывающих возможности для развития ребенка, его позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей».
статья на тему

Вельская Надежда Георгиевна

Ребенок ни к чему не готовится: ни к школе, ни к жизне, а развивается здесь и сейчас.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Выступление на августовской  конференции  педагогических работников по теме:    

       

 «Мастерство воспитателя в создании оптимальных условий, открывающих возможности для развития  ребенка, его позитивной социализации, развития инициативы и         творческих способностей».

                                                  Сообщение подготовила: воспитатель

                                                          МАДОУ «Сказка» Вельская Н. Г.

                                                                                          (Из опыта работы)

Программ ФГОС направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками. Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов - чем и как учить в современных условиях, приоритетную проблему; как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на современном этапе.

Посредником и проводником социализации для ребенка являются сначала родители, а затем другие значимые взрослые, в первую очередь воспитатели и педагоги. Взрослые не только открывают картину мира, но и модифицируют ее в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей, а также социально-культурных задач развития.

Дошкольный период-это возраст синзитивный к усвоению социальных и моральных норм, возраст активной социализации. В результате у ребенка формируется базовая картина мира, причем индивидуализированная, личностно значимая и эмоционально окрашенная. Ответственность за социализацию дошкольника высока так, как все последующие социальные воздействия и модели поведения накладываются на первичную модель социализации, сформированную в дошкольном детстве.

Сложный процесс формирования личности нельзя представить воле случая. Надо помочь ребенку адаптироваться в мире людей, усвоить нормы нравственного поведения, научить, не только отстаивать свою точку зрения, но и принимать чужую боль, достойно выходить из конфликтных ситуаций, обрести уверенность в себе.

Образовательный стандарт ставит перед педагогами новую цель- создание условий для всемерной поддержки самораскрытия детей, их позитивной социализации.

Мы взрослые (педагоги, родители) обязаны хорошо понимать, что ребенок ни к чему не готовится: ни к школе, ни к  жизни, а развивается здесь и сейчас. Являясь активным участником разных видов деятельности, ребенок социализируется: осваивает способы поведения, культурные нормы и ценности, учится их воспроизводить.

Д.Б.Эльконин подчеркивал, «первое» что мы должны воспитывать у наших детей и что развивается на протяжении детства - это потребность в человеке, другом человеке; сначала в матери, отце, затем в товарище, друге, наконец в коллективе и обществе. Ключевая линия дошкольного детства – это приобщение к ценностям культуры, а не обучение его письму, счету, чтению.

Дошкольники непосредственны, активны, но познавать могут только то, что им интересно. А интересно не может быть по расписанию,  не может быть только тогда, когда этого захотел взрослый. Одной из ключевых задач (взрослых) педагогов является пробуждение интереса детей к тому или иному виду деятельности, творчества.

Стандарт подчеркивает, что необходимо каждому ребенку, учитывая именно его особенности развития, обеспечить возможность обогащения этого развития (амплификации).

Нам. Педагогам важно понимать, что опираясь на имеющийся опыт ребенка, его достижения  в развитии, необходимо на основе партнерского взаимодействия, в активной со стороны ребенка, совместной деятельности позволить ему на протяжении всего дня открывать новые горизонты познания. Развитие познавательной активности дошкольника пронизывает все сферы детской жизни. В своей работе основное место мы отдаем игровым технологиям. Так как игра не продуктивный вид деятельности - ребенок  по-своему преобразует окружающую среду, что является первым шагом к творчеству. Игра – исходный пункт, из которого развивается личность. В процессе игры ребенок модифицирует отношения между людьми, предметами, явлениями. К средствам творческого развития дошкольника можно отнести дидактические игры и упражнения, формирующие интеллект, строительн - конструктивные, сюжетно – ролевые, занимательные игры – опыты.            

Особо хочется, остановится на опытно-экспериментальной деятельности, которая с введением ФГОС получила новый толчок в развитии. Мы убедились в том, что занимательные игры- опыты и игры- эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способу действий, проявлению творчества. Основным в формировании у детей опытно- экспериментальных навыков является, совместна (партнерская)  работа взрослого и ребенка по достижению определенных целей и задач. А это своего рода передача социального опыта (в сфере влияния неживой природы на все живое), поэтому мы старались привлечь к этой работе родителей, и она  дала положительные результаты не только для детей, но и для родителей, которые нередко становились участниками познавательного процесса.

Развитию инициативы, творческих способностей детей способствовала проектная деятельность.

Нами была проведена работа в рамках следующих проектов:                                                          

Проектная деятельность актуальна и очень эффективна. Она дает ребенку возможность развивать творческие способности и коммуникативные навыки, позволяет успешно адаптироваться в коллективе. Участвуя в проектах, ребенок ощущает себя значимым среди сверстников, он видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проектов - это уникальное средство обеспечения сотрудничества детей и взрослых, он делает образовательный процесс открытым для активного участия родителей.

Все дети, как известно разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в детском саду должны быть созданы все условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в  целом, а также каждому ребенку предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

 Поэтому предметно- пространственная среда в ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и опыта. В соответствии с ФГОС к предметно-развивающей среде, мы стараемся создать в группах оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующую среду. Учитывали все, что может эффективно способствовать всестороннему развитию наших воспитанников, обеспечивать психическое и эмоциональное благополучие с учетом склонностей. Интересов. Уровня активности каждого ребенка. Предметно- игровая среда отвечает определенным требованиям: это - прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, места и времени игры. Все игровые центры расположены так, что дети имеют возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Таким образом, все сказанное позволяет сделать вывод, ФГОС дает педагогу широкие возможности для того, чтобы помочь ребенку развиться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности.

   Отличительной чертой развития образовательной системы  на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования.

Стандарт для ДОУ - это требование нового закона об образовании, в котором дошкольное образование признано уровнем общего образования. Именно дошкольное образование позволяет ребенку овладеть специфическими видами детской деятельности – игрой, конструктивной, изобразительной деятельностью, наблюдением, экспериментированием. Сформировать базисные качества личности: мышление, память, внимание, воображение, речь, которые в дальнейшем позволят ребенку успешно обучаться, усваивать любую информацию.

Итоговый результат дошкольного образования представляет собой «социальный» портрет ребенка освоившего основную программу дошкольного образования. В его основе лежат целевые ориентиры – социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования. Они выступают основой преемственности дошкольного  и начального образования.

В соответствии ФГОС выделяются следующие целевые ориентиры:

  • ребенок овладевает культурными способами деятельности;
  • проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
  • способен выбирать себе род занятий;
  • обладает установкой положительного отношения к миру и окружающим;
  • взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
  • умеет  договариваться,  учитывая интересы другого;
  • способен к сопереживанию;
  • обладает развитым воображением;
  • владеет разными формами игры;
  • умеет подчиняться  разным правилам и социальным нормам;
  • достаточно хорошо владеет устной речью;
  • развита моторика, подвижность, выносливость, владеет разными движениями;
  • способен к волевым усилиям, принимает собственное решение;
  • проявляет любознательность, задает вопросы, склонен наблюдать, экспериментировать;
  • обладает знаниями о себе, природе, предметном и социальном мире.

Пути достижения социального портрета выпускника ДОУ – это:

  • Создание развивающей предметно – пространственной среды: насыщенной, полифункциональной, трансформируемой, доступной, безопасной.
  • Использование  новых инновационных современных образовательных технологий.

Одной,  из которых является метод проектов. Проектная деятельность актуальна и очень эффективна. Она дает ребенку возможность развивать творческие способности и коммуникативные навыки, позволяет успешно адаптироваться в коллективе. Участвуя в проектах, ребенок ощущает себя значимым среди сверстников, он видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач.

Немало важна в детском саду познавательно – исследовательская деятельность детей, имеющая основу в экспериментировании, поисковой активности ребенка. Именно в познавательно – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность почему?  зачем?  как устроен мир? практикуется в установлении причинно – следственных родовых, пространственных, временных связях между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочить свои представления о мире. Достигать высокого умственного развития.

Обучение в детском саду должно быть «игривым»,  а игра всегда должна обучать и развивать.

Задача педагога - ориентироваться на индивидуальные достижения дать возможность каждому ребенку продвигаться по целевым ориентирам. Последовательно и целенаправленно спланировать работу по развитию предпосылок учебной деятельности.  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития инициативы и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в центре нравственно-патриотического воспитания.

Учитывая приоритетное направление нашего детского сада (военно-патриотическое воспитание), большое внимание уделяю созданию центра патриотического воспитания «Моя Родина – мой дом», «Под надёжной защи...

«Социальное партнерство детского сада и семьи как эффективное условие развития инициативы и творческих способностей ребенка на этапе завершения дошкольного образования»

Семья – важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Взаимодействие ребёнка с родителями является первым опытом взаимодействия...

Мастерство воспитателя в создании оптимальных условий, открывающих возможности для развития ребенка, его позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей

Педагогическое мастерство — это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Ма...

«Мастерство воспитателя в создании оптимальных условий для развития ребенка, его позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей».

laquo;Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось е...

Создание оптимальных условий для воспитания и развития детей раннего возраста в адаптационный период.

Адаптационный период-серьезное испытание для малышей. Ребята вступают в важный период жизни-они идут в детский сад,и как пройдет период адаптации,во многом зависит от родителей,но и от нас,воспитателе...

Поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.

Поиск новых  средств  и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личн...