Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников.
статья (младшая группа) на тему

Князева Юлия Анатольевна

Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой.Только опираясь на семью, только совместными усилиями  мы можем воспитать человека экологически грамотного. Поэтому работа с родителям по экологическому воспитанию дошкольников - одна из состовляющих частей работы дошкольного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл word_pechat_tekst.docx37.28 КБ

Предварительный просмотр:

      Экологическое воспитание – это направление в дошкольной педагогике, которое стало особенно актуально в последнее время в связи с возросшей деятельностью человека в мире природы.

      Дошкольный период очень важное время в развитии каждого ребенка. Именно в этот период формируется личность маленького человека, его мировоззрение и отношение к окружающей реальности. У детей часто отмечается негативное отношение к природе, причиной которого является отсутствие знаний о растениях и животных, их потребностях и особенностях развития. Основной задачей экологического детей дошкольного возраста является получение знаний о природе и воспитание определенного отношения к ней. На основе этих знаний формируется экологическое сознание, развиваются личностные качества. Это является фундаментом непрерывного экологического образования, которое продолжается в школе и других образовательных учреждениях.

    Известно, что результативность педагогического процесса зависит от совместных усилий дошкольного учреждения и семьи. И как бы не старались педагоги привить навыки экологической культуры, без взаимодействия с семьей это сделать невозможно. Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Родители должны осознавать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют.

    Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем воспитать человека экологически грамотного. Поэтому работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников – одна из составляющих частей работы дошкольного учреждения.

    Знания о природе детям системно дает педагог, но определенное отношение к природе можно воспитать только вместе с семьей. Именно в семье формируются основы культурного и духовного облика, закладываются вкусы и привычки. Задача педагога показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, вовлечь родителей в процесс экологического воспитания.

    Но прежде чем выстраивать работу с родителями надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат).

    Работа с родителями по экологическому воспитанию включает в себя:

  1. Анкетирование, проведение опросов с целью выявления экологической компетенции родителей.
  2. Беседы за круглым столом, родительские собрания, консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
  3. Совместные досуги, праздники, квн-ы, викторины.
  4. Домашнее задание – участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы.
  5. Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
  6. Использование художественной и научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
  7. Выпуск газет, фотогазет, экологических фотоальбомов, плакатов, папок- передвижек.

    С помощью этой работы мы можем:

  1. Подвести родителей к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.
  2. Расширить представление родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно, и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.
  3. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.
  4. Пробудить интерес к созданию благоприятной среды нашего детского сада (т.е. озеленение территории.
  5. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса к экологии и экологически правильного поведения в природе.
  6. Учим родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.

     В нашей группе мы начали с самого простого. Предложили родителям провести серию наблюдений в природе и специальные задания типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката, рассмотреть узор снежинки, понаблюдать за передвижением муравьев по тропе и т.д. Обязательно нужно объяснять родителям. зачем это нужно, ведь не имея педагогического образования, родители просто не обращают на это внимания.

     Совместно с родителями мы составили правила поведения в природе:

      Насекомые опыляют растения, создают красоту нашей природы. Без бабочек, пчел,    

      шмелей и стрекоз такой красоты не будет. Не ловите шмелей, пчел и стрекоз.

      Ягоды и грибы- это не только пища для человека, но и для животных. Сборы ягод в                                     букетики дорого обходятся растениям, они долго болеют, даже могут погибнуть.

      Лекарственные растения – это наше общее достояние и богатство, которое нужно      

      бережно использовать. Собирать их нужно грамотно. Не разрешайте детям их    

      бесцельно рвать.

     Важно с раннего детства воспитывать у детей чувства непримиримости к фактам безответственного поведения людей: не затушенным кострам, оставленному мусору, сломанной ветке. Им целесообразно противопоставить правильные практические действия. Например: провести целевую прогулку в ближайшую лесопарковую зону для уборки мусора.

      Такую форму работы, как консультации, например «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье», можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Здесь важно напомнить родителям, прежде чем читать книгу детям, необходимо, чтобы сами родители прочли ее.                                                                                                            Можно на консультации показать родителям сценку, например: «Лесные уроки вежливости», в которой сказочные персонажи (Каркуша, Гном-Гномыч расскажут, как надо вести себя в природе. Потом провести беседу с родителями, дать им конкретные советы, порекомендовать детям делать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие-то телевизионные передачи.

Консультацию «Совместная деятельность родителей и детей по выращиванию комнатных растений можно начать с викторины , задавая вопросы детям и взрослым, например:

  1. Отгадайте по загадке растение и найдите его.
  2. Назови растение и расскажи, какого ухода оно требует.
  3. Придумай ласковые слова своему растению.

После ухода детей воспитатель:

  1. Рассказывает о видах работ по уходу за растениями и показывает их.
  2. Дает советы по содержанию.
  3. Напоминает, что дети должны знать цель труда.
  4. Советует родителям придумать имя своему растению и разговаривать с ним, как с живым.

   Планируя работу с родителями необходимо обратить внимание на такой аспект, как искоренение в детях стремления убивать и мучить животных. Для этого используем экологические ситуации, объясняем родителям, что это такое.

   Например: Дети нашли в лесу ежика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа? Сорвали букет первоцветов для мамы. Что случилось с цветами?  Малыш разогнал стаю птиц. А как бы поступил ты? Нужно ли срывать несъедобные ягоды крушины, калины, рябины без необходимости?

   Предлагаем родителям записать на пленку рассказы детей о своих питомцах, а по том всем вместе послушать их.

   Предлагаем родителям:

  1. Прочитать книги о природе Бианки, Пришвина, Паустовского, Чарушина.
  2. Оказать с ребенком помощь животным на улице, рассказать почему животные оказываются бездомными.

   Также очень важны в работе с родителями педагогические ширмы. В них мы даем четкие практические, конкретные советы по узкой теме. При этом родители должны получить ответы на интересующие их вопросы: что рассказать ребенку, на что обратить внимание, чему научить его. В ширме хорошо помещать логические задачи, которые дети могут решать самостоятельно или с помощью взрослого. Например: на асфальт после дождя выползло много дождевых червей. Почему? Что ты будешь делать? Птица залетела в открытое окно. Что ты предпримешь?  Через ширмы знакомим с народными приметами, но обязательно с заданием. Например: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

   Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе они могут дать детям, показать, что эти знания необходимы для формирования основ в экологической культуре.

   Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

    Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.


Список используемой литературы:

Т. Зенина Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание 2000 №7 с. 58-63

Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика 2007 №5 с.47-49

Николаева С.Н. Типовая модель экологического воспитания //Дошкольное воспитание 2004 № 14 с. 45-47

Воронкевич О.А. « Добро пожаловать в экологию» Современная технология экологического образования //

       

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №40»

города Миасса Челябинской области

             

Доклад на тему

«Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников»

                                                                                                                           

                                                                                                                          подготовила  

                                                                                 воспитатель второй младшей группы      

                                                                                                 Князева Юлия Анатольевна                                                                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс. Большое место должно уделяться совместной деятельности детей и и...

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников

Работа с родителями по экологичес­кому воспитанию дошкольников яв­ляется одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем р...

"Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников".

" Задача воспитателей- показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры" "Что включает в себя понятие "Экологическая культура"-это знания, практические навыки , эстетиче...

НЕКОТОРЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить гл...

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников

Работа с родителями по экологичес­кому воспитанию дошкольников яв­ляется одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить ...