«Проектный метод, как метод развития познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста»
консультация на тему

Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу.

Перед нами, педагогами, задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия. Одним из эффективных средств решения данных задач считаем метод педагогического проектирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozdanie_sovremennoy_sistemy_doshkolnogo_obrazovaniya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

      Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу.

Пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Перед нами, педагогами, задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия.

Одним из эффективных средств решения данных задач считаем метод педагогического проектирования. Это одна из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы в соответствии с ФГОС. Этот метод влияет на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств для развития интегративных качеств ребенка, и, таким образом, повышающую качество воспитательно-образовательного процесса.

Проект - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, это конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод организованного освоения ребёнком окружающей среды; это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.

Проектная деятельность позволяет видеть современный мир как совокупность реализованных и разворачивающихся проектов, авторами и реализаторами которых являются конкретные люди, сумевшие перевести свои мечты в проектный план и реализовать его.

Таким образом, метод проектов можно представить как один из способов организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в ходе поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.

Метод проектов – способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка. В практике  дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

  • исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  • ролевые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  • информационно - практико- ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  • творческие - оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна.

    С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.

        На современном этапе развития общества, когда государство стало понимать, что общее процветание страны зависит от личностного потенциала каждого индивидуального человека, методы воспитания детей  уже на дошкольном этапе претерпевают значительные изменения. Прежде всего, уходит в прошлое авторитарно-командный стиль наставничества, показавший свою крайнюю неэффективность и даже вредность, так как значительно ограничивает свободу мышления и творческий потенциал ребенка, мешая его самоопределению и самореализации в дальнейшем. Но нельзя просто «отбросить все старое», не предлагая ничего взамен. Поэтому  ведущими педагогами и психологами и был разработан совершенно новый метод взаимодействия с подрастающим поколением, получивший название проектная деятельность в детском саду.          

        Одним из инновационных методов в своей работе, позволяющих решать проблему не только развития творческих познавательных способностей детей, но и создание единого пространства, служит метод проектной деятельности. Любой проект - продукт сотрудничества детей, воспитателей и родителей. Проект предполагает решение задач познавательного, творческого характера, экспериментальной деятельности и развития коммуникативных навыков общения.

         Проектируются  и  реализуются  индивидуальные  траектории образования,   представляющих собой   некое  движение  педагога  в содержании  образования,  во  времени  и в пространстве.

Можно предложить следующие инновационные проекты:

  «Наше здоровье» - проект по сохранению и укреплению здоровьесберегающих технологий

      Сохранение и укрепление здоровья детей рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет быть активным и позволит добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботиться о своем здоровье с детства.        

 Здоровьесберегающая  технология в дошкольном образовании – технология направленная на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель проекта: обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупность осознанного отношения ребенка к здоровью, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.

Задачи проекта: 

1.Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы;

2.Охрана  и  укрепление  физического  и  психического  здоровья  детей;

3.Формирование  жизненно  необходимых  двигательных  умений  и  навыков  ребенка  в  соответствии  с  его  индивидуальными  особенностями;

Методы: теоретические, обобщение, классификация, моделирование, наблюдение, беседа.

       Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку  здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.

«Юные исследователи» - проект  развития исследовательских навыков  у дошкольников

      Для формирования культуры мышления и развития умений и навыков исследовательского поведения можно использовать методы, которые предлагает Савенков А.И. Один из приемов, использование простых графических схем, которые дают возможность, выявить логическую структуру текста. Занятия по познавательной деятельности проводятся один раз в неделю. Используя исследовательский метод мы отошли от традиционного обучающего занятия, когда взрослый преподает, а ребенок учится. Савенков А.И. подчеркивает, что «Доминирование исследовательского метода в обучении не исключает иных методов и приемов, оно предполагает лишь его преобладание».

Цель проекта: организация и внедрение исследовательской деятельности детей младшего возраста в ДО.

Задачи проекта:                 

1. раскрыть содержание поисково — исследовательских методов в детском саду;

2. определить место и значение поисково — исследовательской деятельности в детском саду;

3. обеспечить организацию поисково — исследовательской деятельности в детском саду.

Ознакомление детей с новым не является переносом части школьной программы в детский сад. Это необходимость, обусловленная задачами и условиями умственного воспитания, потому, что ребенок, так или иначе, сталкивается со всеми этими фактами действительности в процессе своего стихийного опыта.

В тоже время у детей будет «багаж знаний» для бушующих занятий в начальной школе на уроках естествознания и курсах природоведения станет для них впоследствии более понятным и интересным.

«Мы – единый народ»  проект этнокультурного воспитания

Обучая национально-культурным ценностям казахского народа в гармоническом сочетании, дать знание воспитывающее народной культуре.

Цель проекта: Воспитывать воспитанников к высокой человечности, доброте, высокой ответственности, научить любить и ценить свою национальность, народ, оберегая свою Родину, преданно служить ей.

Задачи проекта: Поднять  интерес и стремлению к знаниям, научить принимать полученные знания в природе, в быту, соединяя их с жизненными закономерностями, научить применять их на опыте, развивать мышление и языковое чутье, сообразительность, красноречие.

 «Наш мир» - социальный проект совместной работы приобщения родителей к педагогическому процессу

Ориентация на индивидуальность ребёнка требует нового стиля преемственности и взаимосвязи между детским садом и семьёй. Работа педагогического коллектива нашего детского сада направлена на развитие педагогики сотрудничества. На воспитателях и педагогах дополнительного воспитания лежит особая ответственность. Именно они чаще всего видят родителей и членов семьи ребенка ближе всех, знакомы с проблемами и особенностями семьи. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.

Детский сад — первый не семейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Цель проекта:        повысить компетентность родителей ДО, а так же повысить знания о рефлексии взаимоотношений родителя с ребенком, сформировать у родителей умение смотреть на мир глазами ребёнка, способствовать повышению педагогической культуры родителей.

Задачи проекта: 

  1. партнерство родителей и педагогов в воспитании и обучении детей;
  2. единое понимание обеими сторонами целей и задач воспитания и обучения  детей;
  3. помощь, уважение и доверие к ребенку со стороны родителей;
  4. постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДО.

 

О перспективности  проектной деятельности  свидетельствуют те факты, что он дает  возможность  развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской   деятельности,  коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими  развитие успешной личности.

       Внедрение этих проектов позволит наиболее полно воспитать сознательное отношение к собственому здоровью, формировать личность дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать  информацию для решения жизненно-важных проблем.

         

  Список литературы:

1.С.Ф. Еликова, О.И. Вязовая, Е.А. Москоленко. Я и мир вокруг меня. 2010 г.

2.И.Н.Павленко, Н.Г. Родюшкина. Развитие речи и ознакомление с окружающим        миром в ДОУ. 2006 г.

3.Н.В.Полтавцева, Н.А. Гордова. Физическая культура в дошкольном детстве.2007 г.

4.М.М.Безруких  Развитие социальной уверенности у дошкольников. 2003 г.

5.С.К.Исмагулова, Н.К.Ткаченко, Д.Ф. Исмагулов. Творческая педагогика.2009 г.

6.Е Шишмакова, Т. Комарова. Воспитание дошкольников. 2009 г.

7. Психолог в детском саду 2008 г.                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема проекта:Конструирование как средство развития познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста

На сегодняшний день дошкольники много времени проводят за компьютерными играми и просмотром мультфильмов, что приводит к недостаточной степени развития мелких и крупных мышц рук и технических умений. ...

Проект на тему "Создание предметно-пространственной среды, способствующей развитию познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики».

Представленный материал поможет создать действенную развивающую  предметную среду, способствующую развитию познавательных  и  творческих способностей  у детей дошкольного возраста ...

" Создание мультфильма, как способ развития познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста"

Цель: Обновление педагогического процесса, направленного на развитие личности ребенка и раскрытие его познавательных, художественных и творческих возможностей, через создание мультфильмов в услов...

МИРЗОЯН Ж.М. ПРОЕКТ Создание мультфильма, как способ развития познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Мы живём в стремительный век развития информационных технологий. Умение получать и грамотно обрабатывать информацию является главными её приоритетами....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Презентация "Круги Луллия как средство развития познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста"

laquo;Круги Луллия» - это простая дидактическая игра, позитивно воздействующая на мозговую деятельность детей....

Художественное конструирование как средство развития познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста

Cистема работы по художественному конструированию будет способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей...