РОДИТЕЛЯМ и ПЕДАГОГАМ Развитие слуховой памяти у детей 3-х лет
консультация на тему

Богомазова Елена Григорьевна

Слуховая память играет большую роль в развитии каждого ребенка.  Ведь, когда ваш ребенок пойдет в школу, ему придется не только воспринимать всю информацию на слух, но и обрабатывать ее, а затем и запоминать.  Многие родители сталкиваются с тем, что малыш не может сделать то, что его просят, и они думают, что это происходит по причине непослушания ребенка. Однако это не так. Это обусловлено тем, что у малыша  плохо развита слуховая память, в результате чего он не воспринимает то, что ему говорят, и  не запоминает.  В результате этого у таких детей и появляются проблемы с учебой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_sluhovoy_pamyati_u_trehletnih_detey.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ У ТРЕХЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

Слуховая память играет большую роль в развитии каждого ребенка.  Ведь, когда ваш ребенок пойдет в школу, ему придется не только воспринимать всю информацию на слух, но и обрабатывать ее, а затем и запоминать.  Многие родители сталкиваются с тем, что малыш не может сделать то, что его просят, и они думают, что это происходит по причине непослушания ребенка. Однако это не так. Это обусловлено тем, что у малыша  плохо развита слуховая память, в результате чего он не воспринимает то, что ему говорят, и  не запоминает.  В результате этого у таких детей и появляются проблемы с учебой.

Речь идет не о возможности слышать. Даже ребенок с обычным слухом сталкивается с проблемой обработки услышанных сведений.  Обработку всей информации, которую мы получаем посредством слуха и зрения,  осуществляет головной мозг. Он преобразовывает, а затем и сохраняет услышанную информацию, которая будет необходима для последующего использования.

В первую очередь мозг определяет, откуда поступает звук,  потом разбирает и распознает каждый звук.  Мозг  должен уметь выбирать главные звуки из остального шума, заполнять недостающие пробелы. Если все это выполняется в соответствие со схемой –  восприятие информации происходит правильно.  Но если на одном из этапов произошла ошибка, то обработка услышанного происходит неверно.

Как понять, что у ребенка проблемы со слуховой памятью?

В большинстве случаев это проявляется невнимательностью, ребенок не может сосредоточиться на чем-то конкретном, постоянно отвлекается на посторонние звуки.  У такого ребенка  маленький словарный запас, он не может правильно выстраивать предложения, ему трудно запомнить даже собственный адрес, номер телефона, даже стихи такой малыш запоминает с трудом.

Дети, обладающие хорошей памятью, без затруднений запоминают и воспроизводят абсолютно всю услышанную информацию, даже не заучивая ее.

Что хранится в памяти маленького ребенка? Как долго? Много ли он может запомнить? До трех лет память развивается в процессе повторения различных действий, общения с людьми. Лучше запоминается то, что важно, нравится или не нравится. Чем больше интерес к событию или предмету, тем запоминание полнее и продолжительнее.

Проверьте уровень развития памяти у Вашего ребенка с помощью несложных заданий.

ЗАДАНИЯ НА ПОВТОРЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ

 Попросите ребенка выполнить несколько действий подряд: встать со стула, обойти стол кругом, взять книгу, подойти с ней к двери, постучать рукой в дверь, открыть ее и вернуться на место.

Основные нормативы развития:

В два с половиной года – выполняет 4 – 5 действий

В три с половиной года – выполняет 5 – 6 действий

ЗАДАНИЯ НА ПОВТОРЕНИЕ ФРАЗ

Попросите ребенка сказать Вам, с кем он живет дома, что ел на завтрак, во что любит играть, а также назвать свои имя и фамилию. Попросите его по очереди повторить после Вас фразы:

«Сегодня на улице много грязи и луж»;

«Его зовут Ваней, он учится в школе»;

«Шура услышала свисток и увидела поезд»;

«Летом в лесу было много грибов и ягод»;

А затем сочетания цифр:

1) «четыре – семь – один»;

«три – восемь – шесть»;

«два – пять – девять»;

2) «три – четыре – один – семь»;

«шесть – один – пять – восемь»;

«семь – два – девять – шесть».

Основные нормативы развития:

В два с половиной года – называет свои имя, фамилию, частично отвечает на                  вопросы.

В три года – хорошо отвечает на вопросы, повторяет простую фразу из 6 – 7 слов и последовательность из 2 - 3 цифр.

Чтобы правильно организовать процедуру тестирования и избежать возможных ошибок измерения, а также проверить свое чутье экспериментатора, воспользуйтесь следующими советами:

1. Предлагайте ребенку задание в форме совместной игры. Это позволит снять излишнее напряжение, вызовет доверие к Вам, сделает ситуацию более естественной. Ребенок сможет увлечься процессом и будет избавлен от переживаний по поводу возможных ошибок и последующей оценки его компетентности или некомпетентности.

2. Создайте благоприятную обстановку. Проверьте, удобно ли сидит ребенок, достаточно ли тихо и светло в комнате, не отвлекает ли его что-либо от работы.

3. Убедитесь, что состояние ребенка соответствует его обычной норме (сыт, бодр, в меру спокоен)

4. В процессе тестирования сохраняйте нейтралитет: не поддавайтесь на «провокации» - косвенные или прямые просьбы ребенка подсказать или сделать задание за него.

5. Хвалите ребенка за успешно сделанное задание, подбадривайте в случае сомнений.

6. Не исправляйте ошибок. Заканчивайте работу на позитивной ноте независимо от результатов.

Развитию памяти у детей дошкольного возраста способствуют разучивание стихов, рассказывание прослушанных сказок, стихотворений, наблюдения во время прогулок.

Для развития слуховой памяти и речи детей 2 – 4 летнего возраста можно рекомендовать для заучивания песенки, потешки, стихи. Стихотворения, как правило, выбираются сюжетного характера. Взрослый обязательно должен задавать вопросы ребенку.

Например:

1) Какая у кота шубка?

2) Какие усы?

3) Что еще есть у кота?

Эти вопросы позволят более полно воспринять образ кота, что облегчит процесс запоминания. Зачитывая каждую строчку стихотворения, попросите ребенка повторять по две строчки. Только после этого - весь стишок.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

С детьми в возрасте 2 – 4 лет следует читать и пересказывать как можно больше русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Козлятки и волк», «Репка», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и Медведь» и др.

Читать сказку нужно неоднократно. При первом прослушивании впечатления ребенка неточны. Обычно дети следят лишь за сюжетом, поэтому многое упускают. При повторных прослушиваниях сказок впечатления углубляются, ребенок лучше запоминает. Для лучшего запоминания сказки можно задать ребенку ряд вопросов, например, по сказке «Репка»:

1) Что посадил дед?

2) Смог ли дед один вытащить репку?

3) Почему он не смог?

4) Кто пришел на помощь?

5) В какое время года происходят события в сказке? Когда дед посадил репку? Когда он решил ее вытащить?

6) Чему учит эта сказка? Нужно ли помогать друг другу?

Читая и разучивая с ребенком стихотворения русских писателей о природе, необходимо знакомить ребенка со временем года. Ребенок должен хорошо усвоить, что зиму всегда сменяет весна, весну – лето, лето – осень, а осень – зима. Обязательно нужно говорить с ребенком о том, что происходит в природе зимой (стихотворения Дрожжина, Пушкина), весной (стихотворения Фета, Плещеева), летом и осенью (стихотворение Майкова).

Улицей гуляет

Дедушка Мороз,

Иней рассыпает

По ветвям берез,

Ходит, бородою

Белою трясет,

Топает ногою,

Только треск идет.      С. Дрожжин

Стихотворения А. Барто, С. Маршака, Э. Мошковской, О. Высотской, Е. Благининой также можно читать и заучивать с детьми.

Развивать слуховую память необходимо с раннего детства, не дожидаясь, когда проявятся проблемы.  Для этого родители должны как можно чаще читать ребенку сказки и стихи. Делать это необходимо четко, с интонацией и медленно, чтобы малыш успевал расслышать каждый звук в отдельности, а затем и обработать все.  Когда малыш станет немного старше, можете поиграть в игру «Угадай окончание». Вы читаете стих, не договаривая последнего слова, а малыш должен сам догадаться, какое слово пропущено.

Обязательно говорите с ребенком. Объясняйте каждое свое действие, даже когда одеваете его.  Так малыш научится соотносить звуки с действиями.

Если ребенок не выполняет того, что вы просите с первого раза, не стоит отчаиваться, нервничать и кричать на малыша. Повторяйте свою просьбу до тех пор, пока малыш не поймет, что от него требуют.

Очень хорошим упражнением для развития слуховой памяти у ребёнка, является игра с парными словами. Данные упражнения можно выполнять, начиная с четырёхлетнего  возраста.

На листе бумаги пишется 10 пар слов, можно меньше. Слова должны по смыслу связывать друг друга, к примеру, вилка – ложка, стол – стул и т.д. После того, как всё написано, необходимо прочесть слова вслух. Торопиться не нужно. Пары необходимо выделять с особой интонацией. Через несколько секунд, нужно прочесть ребёнку первые слова из необходимой пары. После каждого слова, малыш должен называть соответствующую пару. С помощью данного упражнения, развивается кратковременная память. Для тренировки долговременной памяти, необходимо повторить это же упражнение, только спустя 30 минут.

Если же у ребенка наблюдаются проблемы с правильностью построения предложений, тогда вам необходимо обязательно проконсультироваться по этому поводу с дефектологом и логопедом. В остальных же случаях родители могут самостоятельно помочь ребенку развить слуховую память.

Источники:

Матвеева Л.Г., Мякушин Д.Е., Выбойщик И.В. Что я могу узнать о своем ребенке: Психологические тесты, задания и игры. – 2-е изд., дораб. – Екатеринбург: У-Фактория. – 384 с. (Серия «Психология детства:Практикум»).

Интернет ресурсы:

http://babyzzz.ru/1-3/1320.html

https://sad23soligorsk.schools.by/pages/razvitie-pamjati


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие слуховой памяти у детей с тяжелыми нарушениями речи"

Консультация для родителей детей с тяжелвми нарушениями речи (ТНР). Цель консультации: обучение родителей играм и упражнениям, направленных на развитие слуховой памяти.Информирование родителей с видам...

Консультация для родителей "Игры на развитие слуховой памяти"

Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно?Слуховая память иг...

развитие слуховой памяти у детей дошкольного возраста

развитие слуховой памяти у детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Игры для развития слуховой памяти у детей с ЗПР"

У детей с ЗПР из всех видов памяти (наряду с двигательной и осязательной) в большей степени страдает слухоречевая память. Ее развитию способствуют специальные игры и упражнения, а также использование ...

Памятка для родителей «Игры и упражнения по развитию слуховой памяти у детей дошкольного возраста»

  Слуховая память– это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых.    Этот вид памяти имеет особенно большо...