Организация экологического образования в рамках основных образовательных программ ДОУ
презентация для интерактивной доски на тему

Коваленко Оксана Викторовна

«Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.  Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

 

В. А. Сухомлинский

В условиях перехода на федеральный образовательный стандарт становится актуально проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация экологического образования в рамках основных образовательных программ ДОУ

«Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.  Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

В. А. Сухомлинский

В условиях перехода на федеральный образовательный стандарт становится актуально проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Социально-технический прогресс сопровождается преобразующим влиянием человека на природу со многими негативными последствиями социально-экологического характера. В соответствии с этим становится актуально экологическое образование дошкольников.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

На современном этапе развития общества становится совершенно очевидным, что человечество должно изменить свое отношение к природе, научиться жить в гармонии с ней. Недаром XXI век объявлен мировым сообществом как "столетие окружающей среды". В этих условиях проблема экологического воспитания подрастающего поколения обретает особую значимость. Экологическое образование детей — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой.

Как  отмечает  Александр Валерьевич Гагарин:  «экологическое образование - это  непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на усвоение систематизированных знаний о природе, умений и навыков природоохранительной деятельности, формирование общей экологической культуры».

        По  мнению  учёных, наиболее значимые задачи, которые стоят перед экологическим воспитанием, — это воспитание любви к природе, стремление к общению с ней; вооружение знаниями об основных закономерностях развития природы; воспитание экологической культуры; воспитание гражданской ответственности за состояние природы. Таким образом, система экологического образования призвана, не просто соответствовать реалиям времени, а быть ориентиром на будущее, создавать материальные предпосылки для гармоничного развития человека.

Понятие "экологическое образование" применительно к детям дошкольного возраста по своему содержанию шире, чем природоохранительная работа в детском саду, чем воспитание бережного и заботливого отношения к природе. Экологическое образование дошкольника можно рассматривать как процесс формирования осознанного гуманно-деятельного отношения к природе, которое проявляется в поведении детей.

        Наталья Александровна Рыжова предлагает понимать под экологическим образованием дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Успех экологического образования во многом определяется постановкой этой работы в дошкольном учреждении, где значительная часть детей проводит свое детство и где, впервые создаются условия для проведения систематической, целенаправленной работы в данном направлении.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные  элементы экологической культуры.

 Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные   формы и методы.

1.Наблюдения в природе.

2.Экологические игры. «Что было бы, если из леса исчезли…», «Где что зреет?», «Вершки-корешки» и др.

3.Экскурсии.

4.Экологические занятия: «Волшебница вода», «Пресмыкающиеся животные», «Земля - наш общий дом» и др.

5. Интегрированные занятия (изо и экология, экология и музыка).

6.Экологическая тропа.

7. Рассматривание репродукций картин, иллюстраций.

8.Лаборатория юного эколога (проведение опытов, рассматривание коллекций).

9. НОД в уголке природы: «Поможем растениям в уголке природы» и др.

10.Прогулки на участке детского сада и за его пределами.

11. Экологические выставки: «Цветущая весна», «Наши пернатые друзья», «Чудеса с обычной грядки» и др.

12 .Экологические развлечения и праздники: «День земли», «Чистая вода», «В гостях у Лесовичка» и др.

13. Экологические акции: «Чистая планета — здоровая Земля!», «Игрушки – фантазии из бросового материала» и др.

14. Беседы: « Что такое витамины?», «Поможем природе» и т.д

15.Обсуждение и проигрывание ситуаций, сюжета книг.

Разнообразие и эффективность форм и методов  характеризует мастерство воспитателя. Выбор форм и методов  определяется содержанием программы и зависит от природного окружения дошкольного учреждения, места и объекта наблюдений, а также от возраста детей и накопленного ими опыта.

Основным доказательством, регламентирующим содержанием педагогического процесса в ДОУ являются программа обучения и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития;  среди последних немало экологических.

Многие программы прошли экспертизу Министерства образования и получили его одобрения. К числу таких комплексных  программ относятся: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад – дом радости», «Кроха»,  и др.Министерством одобрен и ряд парциальных экологических программ: «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом – природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог». 

Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста,  в основе, которой личностно – ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развития интеллектуальных и художественных способностей ребенка.

«Кроха» – это программа воспитания детей раннего возраста в семье и детском саду. Программа предусматривает и их экологическое  воспитание. Если в помещении (дома или в детском саду) имеются растения, животные, взрослые могут приобщить детей к наблюдениям и совместному уходу, вызвать у них эмоциональный отклик на красоту и разные проявления живых существ.

Подраздел «Мир природы» программы «Радуга» является составляющей познавательного раздела детей. В методическом материале программы имеется значительное количество занятий, посвященных растениям, животным, планете Земля и строению Солнечной системы. Детям дают много географических занятий и экзотических сведений (природа Африки, динозавры и др.), на основе сезонных наблюдений составляются «портреты» каждого месяца, детей знакомят с историей часов, календарей, глобусов.

В программе «Детство», раздел, «Ребенок открывает для себя мир природы» предполагает обстоятельное знакомство детей с самыми разными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ. На основе данной программы у детей формируется большое количество обобщенных представлений (о системе потребностей растений и животных, о типичных  системах, об основных фазах жизненного цикла растения, животного, человека и др.), расширяются и конкретные представления ( о проявлениях чувств животных, о человеке как живом существе на основе системы его биологических потребностей, о его состояниях и здоровье и др.).

«Детство» – программа не только многогранного развития личности дошкольника, это комплексная программа с экологическим уклоном, обеспечивающая ребенку одновременно всестороннее развитие и формирование начальной стадии экологического мировоззрения. Такое сочетание может способствовать в дальнейшем развитию полноценного экологического сознания, которое будет определять деятельность взрослого человека в быту, на отдыхе и на производстве.

Программа «Мы» предполагает традиционные виды детской деятельности – наблюдение, моделирование, труд в природе, игру, изо деятельность и конструирование. С ними автор связывает проявление у детей экологической и общечеловеческой культуры. Особое значение приобретает природоохранная деятельность, которая может осуществляться старшими дошкольниками во все сезоны года.

Основная цель экологической программы «Наш дом-природа» – воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

«Наш дом – природа»  обеспечивает  преемственность в экологическом образовании дошкольников. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

Программа «Юный эколог» включает в себя:

– концептуальный научно обоснованный психолого-педагогический взгляд на проблему экологического воспитания дошкольников;

– экологически обоснованный подход к построению содержания и методов обучения, отбор форм работы как в детском саду, так и в семье;

– подготовку персонала, особенно воспитателей и экологов (повышение уровня экологической культуры, экологической грамотности и эколого-педагогической готовности работе с детьми);

– технологию формирования начал экологической культуры во всех возрастных группах.

Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация природной зоны, той части помещения и участка дошкольного учреждения, на которой произрастают растения, содержатся какие-либо животные.

Таким образом, на современном этапе существует большое разнообразие программ экологического воспитания дошкольников. Каждая из них называет различные формы организации экологического воспитания. Но общим является то, что ведущей формой организации является занятие в совокупности с работой в повседневной жизни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Организация экологического образования в рамках основных образовательных программ ДОУ» Коваленко Оксана Викторовна Воспитатель МБДОУ д/с « Соловушка»

Слайд 2

« Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». В. А. Сухомлинский

Слайд 3

В условиях перехода на федеральный образовательный стандарт становится актуально проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Социально-технический прогресс сопровождается преобразующим влиянием человека на природу со многими негативными последствиями социально-экологического характера. В соответствии с этим становится актуально экологическое образование дошкольников. Актуальность

Слайд 4

«Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на усвоение систематизированных знаний о природе, умений и навыков природоохранительной деятельности, формирование общей экологической культуры». Александр Валерьевич Гагарин

Слайд 5

1.Наблюдения в природе. 2.Экологические игры. 3.Экскурсии. 4.Экологические занятия. 5. Интегрированные занятия (изо и экология, экология и музыка). 6.Экологическая тропа. 7. Рассматривание репродукций картин, иллюстраций. 8.Лаборатория юного эколога (проведение опытов, рассматривание коллекций). 9. НОД в уголке природы. 10.Прогулки на участке детского сада и за его пределами. 11. Экологические выставки. 12 .Экологические развлечения и праздники. 13. Экологические акции. 14. Беседы. 15.Обсуждение и проигрывание ситуаций, сюжета книг. Формы и методы работы :

Слайд 6

воспитание любви к природе, стремление к общению с ней; вооружение знаниями об основных закономерностях развития природы; воспитание экологической культуры ; воспитание гражданской ответственности за состояние природы. Значимые задачи экологического воспитания

Слайд 7

Комплексные - направлены на формирование у ребенка универсальных способностей и развитие их до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества. Парциальные (специализированные)-включают одно или несколько направлений развития ребенка. Программы делятся на комплексные и специализированные (парциальные)

Слайд 8

Программа «Радуга» Программа «Детство» Программа «Развитие » Программа «Истоки » Программа «Детский сад – дом радости » Программа «Кроха » и др. Комплексные программы:

Слайд 9

Программа « Семицветик » Программа «Природа и художник » Программа «Наш дом – природа » Программа «Жизнь вокруг нас » Программа «Паутинка» Программа «Юный эколог » Программа «Мы» Парциальные экологические программы:

Слайд 10

Цель программы: комплексное развитие воспитание и обучение детей в возрасте до трех лет. Программа состоит из четырех глав: «Мы ждем тебя, малыш! (предродовая педагогика); « Как я буду расти и развиваться» (характеристика особенностей психического развития ребенка от рождения до 3-х лет) «Гуленька» ( развитие и воспитание детей первого года жизни); «Я сам» (развит ие и воспитание детей второго и третьего года жизни) Программа «Кроха» Авторы: Г.Г. Григорьева, Д.В. Сергеева, Н.П. Кочетова и др.

Слайд 11

Программа «Радуга» Цель программы – сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения.

Слайд 12

Цель программы — обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного. Программа «Детство» Издательство «Детство- Пресс»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа дошкольного образования по реализации основной образовательной программы ДОУ в средней "А" группе компенсирующей направленности для детей от 3 до 5 лет на 2014-2015 у.г.

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ в средней группе....

Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

    Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это   сложный и ответственный этап  в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьник...

Организованная совместная деятельность в рамках основной образовательной программы дошкольного учреждения «Занимательная математика» в средней группе.

Математические знания дошкольника - непосредственно важная основа в умственном развитии ребенка. Благодаря математическим знаниям дети учатся: анализировать, сравнивать, синтезировать, выполнять вычис...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью методического комплекса РЕЧЬ:ПЛЮС, реализуемого в рамках основной образовательной программы «Вдохновение"

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью методического комплекса РЕЧЬ:ПЛЮС, реализуемого в рамках основной образовательной программы «Вдохновение»....

Приказ от 31 июля 2020 г. N 373 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам-образовательным программам дошкольного образования"

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (далее - Порядок) регулирует орга...

Приказ от 31 июля 2020 г. N 373 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам-образовательным программам дошкольного образования"

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (далее - Порядок) регулирует организаци...

Приказ от 31 июля 2020 г. N 373 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам-образовательным программам дошкольного образования"

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (далее - Порядок) регулирует организаци...