Занятие по профориентации для школьников 9 - 11 классов.
план-конспект занятия на тему

Фролова Татьяна Владимировна

Занятие по профориентации для школьников 9 - 11 классов на тему: "Профессия психолога. Кто это?".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_proforientatsii.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по профориентации "Профессия психолога. Кто это?"

Цель: установление контакта с подростками, создание положительного настроя, ознокомление детей с профессией психолога.

План.

1. Приветствие «Хорошее настроение».
2. Мини – лекция «Профессия психолога».
3. Упражнение
4. Обратная связь «Анкета – газета».

Содержание.

1. Приветствие «Хорошее настроение». Дети стоя в кругу с психологом, говорят на что похоже их настроение сегодня и приветствуют друг друга пожимая поочередно руки, передавая тем самым свое хорошее настроение соседу справа и так далее по кругу.
2. Мини – лекция «Профессия психолога».
История становления науки.
Становление науки психологии однозначным назвать нельзя. Она сформировалась из глубин таких наук, как астрономия, философия, различных оккультных наук. Первыми представителями “целителей душ” можно назвать знахарей, колдунов, шаманов. По крайней мере, положительный эффект от их “лечения” происходил, в большей степени, от силы внушения, чем от применения лечебных средств. И только в XVIII веке были предприняты первые попытки развенчать предрассудки и научно обосновать их влияние на человека. Годом становления психологии считается 1879 г., когда В.Вундт основал лабораторию экспериментальной психологии. Психология призвана исследовать и постигать самое ценное и сокровенное, чем наделен человек, - его душу, сложный, неповторимый и уникальный внутренний мир. Еще Аристотель утверждал, что учение о душе – это знание о самом совершенном, возвышенном и удивительном. И в самом деле, для науки нет более сложного предмета для изучения, чем человеческая психика.
Психолог занимается поиском ответов на интереснейшие вопросы о том, почему человек ведет себя так, а не иначе, почему он к одному стремится, а другое отвергает, почему счастлив или несчастлив, как управлять собой и быть эффективным в общении с другими.

Психологию можно разделить на два основных направления – теоретическую и практическую. Однако настоящий психолог развивается в обоих направлениях, то есть работает и как психолог-исследователь (в науке) и как психолог-практик (помогая людям).
Психолог - исследователь работает обычно в институтах и лабораториях, изучая свойства восприятия, эмоциональных состояний, волевой регуляции и потребностей, закономерностей мышления и поведения, возрастные особенности, межличностные отношения и так далее (всего более 100 отраслей психологии). Зачастую психолог-исследователь работает и со студентами – как преподаватель каких-либо психологических дисциплин. Основная задача психолога-исследователя – создать новое знание, открыть нечто новое о внутреннем мире человека и его поведении.
Психолог-практик работает во всех сферах личной (внутренний мир, семья, отношения с окружающими) и общественной жизни человека – в образовании, медицине, спорте, бизнесе, юриспруденции, военном деле, религиозной практике, искусстве, политике, сфере развлечений и так далее. Основная задача психолога-практика уже не открытие нового знания о человеческой душе, а в том, чтобы помочь человеку, опираясь на уже существующие в психологии знания. В зависимости от сферы деятельности психологи проходят разную специализацию. Самые активно развивающиеся сейчас специализации – это организационная, клиническая, юридическая психология и психология в образовании. В последнее время появляются и новые специализации в психологии, например, психология экстремальных ситуаций. Психологи востребованы в современном обществе в самых разных сферах и эта востребованность с каждым годом только усиливается.

Я педагог-психолог в детском саду. Основная моя цель, как психолога в детском дошкольном учреждении это -  охрана физического и психического здоровья детей, создание условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка.
Я помогаю воспитателям и родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения. Психолог обязан не «упустить» малыша, трудности которого находятся «на грани нормы», чтобы вместе с родителями и другими коллегами помочь ему справиться с ними еще до школы.
Основные направления деятельности практического психолога в учреждении системы образования, предусмотрены «Положением о психологической службе образования»:

- Психологическое просвещение
Цель: повышение психологической культуры педагогов и родителей, обеспечение информацией по психологическим проблемам;
- Психологическая профилактика
Цель: формирование у педагогов и родителей потребности в психологических знаниях; создание благоприятного эмоционально-психологического климата; своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и интеллекта;
- Психологическая диагностика
Цель: выявление индивидуальных особенностей ребенка; определить причины нарушений в воспитании и обучении;
Психологическая диагностика проводится в течение всего учебного года. Если результаты контроля воспитателей над усвоением знаний, умений и навыков детьми разных возрастных групп в соответствии с программой, по которой работает детский сад показывают, что малыш «не справляется», в соответствии с возрастом, то провожу дополнительные исследования на зрелость основных психических процессов, обеспечивающих всю вышеописанную деятельность. И если на этом уровне выявляются проблемы, выходящие за рамки нормы, направляю родителей с малышом либо к неврологу, либо к невропатологу.Также в течение года изучаю отношения в детском коллективе, выявляет лидеров, тех, с кем «никто не дружит», помогает воспитателю планировать работу по улучшению взаимоотношений между детьми.
Помимо плановой диагностики провожу и «ситуативные» исследования. Например, появились у ребенка страхи. С помощью специальных тестов выявляю причину. Развелись родители - то, как перенес или переносит это ребёнок, можно выявить при помощи специальных методик. Отдельный вид диагностики - это комплексная оценка готовности ребенка к школе.
- Развивающая и психокоррекционная работа
Цель: активное воздействие на процесс формирования личности и индивидуальности ребенка.
Дети, как известно, все разные. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее. Психические процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает, что развитие какой-то психической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение. С этой целью в детском саду планирую и провожу с ребенком коррекционные занятия. Предварительно обязательно ставя в известность родителей. Потому что успеха можно добиться только при абсолютном единстве требований и доверии. Также любая травмирующая ситуация, которая повлекла за собой изменения в поведении ребенка, тоже требует проведения с малышом серии коррекционных занятий. Коррекционная работа зависит от результатов, полученных в ходе обследования детей, исходя из конкретных потребностей, определяю основное направление коррекции.
Специфика моей работы такова, что я должна владеть значительным количеством разнообразных методов, приемов и уметь комбинировать их в самых разнообразных вариантах в зависимости от обстоятельств его деятельности. Порой деятельность практического психолога сродни искусству. Я должна быть готова в любой момент импровизировать, менять упражнения и изобретать новые.
3. Упражнение «Обзывалки».
Цель:
Снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме. Игра полезна также для обидчивых детей.
«Ребята, передавая мяч друг другу, давайте называть друг друга разными необидными словами (это могут быть названия овощей, фруктов, грибов, мебели и т.д). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты… морковка!». Помним, что это игра и друг на друга не обижаемся.
4. ТЕХНОЛОГИЯ "АНКЕТА-ГАЗЕТА"
На большом листе бумаги (ватмана) участникам педагогического взаимодействия предлагается выразить свое отношение, дать оценку состоявшегося взаимодействия в виде рисунков, дружеских шаржей, карикатур, стихотворных строк, небольших прозаических текстов, пожеланий, замечаний, предложений, вопросов и т.п.
После того как в оформлении и выпуске газеты все приняли участие, она вывешивается на всеобщее обозрение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по профориентации «Профессий много на Земле, выбирай по душе».

Цель: расширить знания учащихся о различных профессиях, формировать интерес к профессиям, развивать память, мышление, воображение, связную речь, расширять словарный запас, прививать любовь и уважение ...

Конспект коррекционно – развивающего занятия (для подгруппы младших школьников 2 класса; с нарушениями зрения).

Данный конспект содержит в себе материалы по формированию у детей  адекватного поведения, соответствующего социальным нормам, умения контролировать себя в определенных ситуациях.Обучение осознани...

Занятие по профориентации "Профессия худижник"

Занятие  для детей от 7 до 15 лет....

План проведения практического занятия по профориентации дошкольников с помощью сюжетно-ролевой игры. Средняя группа

Дети очень любят играть – в «магазин». Им нравится чувствовать себя продавцом, обслуживать покупателей. Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» подразумевает участие нескольких игроков, имеет обучающий и п...

конспект открытого занятия по профориентации на занятии по физкультуре

НОД на зазнятии по физкультуре в средней группе по профориентации...