Семинар-практикум "Эмоциональная стрессоустойчивость молодого педагога»
методическая разработка по теме

Чуркина Людмила Михайловна

В последние годы проблема сохранения психологического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Профессия педагога является одной из самых энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. По отношению к педагогу приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии и многое другое, вместе с тем увеличивается не только учебная нагрузка, а также растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление.

В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stressoustoychivost_3.10.2017.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-тренинг  Эмоциональная стрессоустойчивость молодого педагога»

     Цель:

- формировать навыки самопознания и саморазвития личности в целом; 
- способствовать определению, какими качествами должен обладать педагог, работающий в условиях дошкольного учреждения;
- развивать навыки управления своим состоянием;
- создать благоприятные условия для работы группы;
оборудование: чистые листы по количеству участников, карандаши, листы с личностными особенностями к упр. «Дерево качеств» и рисунки «Дерева» по количеству участников, мультимедийная презентация «Улучшатель настроения»

     Ход семинара:

Здравствуйте!

Сегодня мы с вами поговорим о стрессе и способах работы с ним. Я не просто так сказала «работы» вместо, казалось бы, более привычного слова - «борьбы». Дело в том, что под стрессом принято понимать неспецифическую реакцию человека на воздействия окружающей среды. Эти воздействия могут быть как приятными – например, объятия близкого человека, так и неприятными, а порой и губительными – трудности на работе, разногласия во взаимоотношениях, постоянная необходимость преодолевать свой страх и т. п.

Ни для кого не секрет, что постоянное напряжение, усталость, стрессы приводят к проблемам со здоровьем, снижают работоспособность, мы становимся раздражительными, неудовлетворенными жизнью, портятся наши отношения с окружающими… и т. д.

Именно поэтому так важно уметь вовремя оказывать себе помощь и расслабляться. Восстановленный и отдохнувший организм будет более устойчив к стрессам, а настроение поднимется.

Итак, для того чтобы настроиться на работу, я предлагаю начать с небольшого разминочного упражнения.

Упражнение 1. «Алексей-апельсин-Амстердам».

Вам необходимо по очереди представить себя группе следующим образом:

- назвать свое имя (так, как вы хотите, чтобы к вам обращались другие участники группы) ;

- назвать блюдо (фрукт, овощ, желательно любимые, которые начинаются на ту же, что и ваше имя;

- назвать город на первую букву вашего имени.

Стресс вызывают конкретные предметы, явления или события – их называют стрессорами. Важно помнить, что стрессор – лишь повод для начала стресса, а мы сами делаем его причиной нашего напряжения.

Все стрессоры можно разделить на три категории:

1) те, которые практически нам не подвластны

Это цены, налоги, правительство, погода, привычки и характеры других людей. Конечно, мы можем нервничать и ругаться по этому поводу, но изменить других людей мы не в силах, к чему тогда тратить свои нервы и силы на переживания из-за этого.

2) стрессоры, на которые мы можем и должны повлиять

Это наши собственные неконструктивные действия, неумение ставить жизненные цели и определять приоритеты, неспособность управлять своим временем, а также различные трудности в межличностном взаимодействии.

3) события и явления, которые сами по себе проблемами не являются, но мы превращаем их в проблемы

Все виды беспокойства о будущем, а также переживания по поводу прошлых событий, которые мы не можем изменить.

Итак, сейчас я предлагаю проанализировать, какие виды стрессоров доставляют вам беспокойство.

Упражнение 2.  «Выявление стрессоров».

Вам необходимо вспомнить те моменты, ситуации и т. д., которые являются причинами вашего стресса и вызывают у вас беспокойство, и записать их на листиках в три колонки:

1) стрессоры, которые мне неподвластны (цены, налоги, правительство, погода, привычки и характеры других людей) ;

2) стрессоры, на которые я могу повлиять (перемены во мне) ;

3) бесполезные стрессоры (беспокойство о прошлом или о будущем) .

Поскольку мы понимаем, что стрессоры в первой и последней группах нам неподвластны, работать с ними бесполезно. Мы не можем изменить их, мы можем изменить только свое отношение к ним (хотя над этим тоже можно поработать).

Но относительно второй группы стрессоров мы можем и должны что-то предпринять. Попробуйте составить себе какой-то план – что вы можете сделать, чтобы свести к минимуму воздействие на вас этих стрессоров. Может быть, нужно что-то поменять в своем распорядке дня, или пересмотреть значимость каких-то ценностей в вашей жизни, возможно, достаточно обратиться за помощью к близкому человеку, и часть проблем будет решена.

Все, что происходит у нас в голове, что мы думаем, представляем, влияет на наше состояние, причем происходит это автоматически, помимо нашего сознания.

Когда мы вспоминаем приятное событие, например, подарок от любимого человека, то при таких воспоминаниях наш организм вспоминает хорошие эмоции, и от этого становится лучше (иногда люди идут и улыбаются сами себе, это как раз тот случай). Но чаще всего мы «пережевываем» негативные случаи. Например, неприятный разговор: уже прошло 2 часа, а мы все переживаем эту ситуацию, тем самым наш организм испытывает неприятные ощущения.

У каждого человека есть свой набор способов или каких-либо вещей, которые способны поднять настроение, придать сил, когда они так нужны, помочь преодолеть какие-либо трудности. Но зачастую, под воздействием негативных обстоятельств мы не можем воспользоваться этими знаниями, хоть они и лежат на поверхности.

А ведь иногда достаточно пересмотреть фотографии с отдыха, съесть кусочек шоколада, услышать любимую мелодию и т. д.

Сейчас я предлагаю вам создать свою собственную памятку, шпаргалку, которая и будет спасательным кругом в борьбе со стрессом.

Упражнение 3. «Ресурсы»

На листах бумаги вам необходимо в виде схемы, например, солнышка с лучиками изобразить все, что способно улучшить вам настроение, те дела или предметы (это могут быть даже мелочи, которые доставляют вам радость. Постарайтесь вспомнить как можно больше, ведь это ваши ресурсы, из которых вы черпаете силу и энергию.

Все, что вы сейчас записали – это ваши ресурсы в борьбе со стрессом. Например, после работы чувствуете усталость, а домашние как назло не готовы это понять – дайте себе несколько минут, уйдите в другую комнату, включите любимую мелодию и просто полежите, придите в себя… Вы приведете свое состояние в норму, и легче будет общаться с домашними…

Кто хочет поделиться своими способами? Обмен опытом всегда обогащает…

Сложно ли вам было выполнять это задание? Что вы заметили в процессе его выполнения?

4. Дыхательные упражнения:

Управление дыханием. Слова, произнесенные много веков назад Аристотелем: «Дыхание – это жизнь» полны реального смысла и значения.

Управление дыханием – это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга.

Комплекс дыхательных упражнений усиливает газообмен и улучшает кровообращение. Под воздействием диафрагмы происходит интенсивный массаж внутренних органов, что способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Дыхательный тренинг способствует расслаблению и приведению всех функций организма в относительное спокойное состояние. 

Упражнение . «Аромат роз» - расслабляющее дыхание.

Представьте, что вдыхаете аромат букета роз. Старайтесь вдыхать не только носом, а всем телом. Медленно глубокий вдох – задержка – легкость тела – медленный выдох. 

Упражнение . «Фонтан» - тонизирующее дыхание.

- медленный вдох – струя воды поднимается высоко,

- быстрый выдох – вода срывается вниз.

Способы, связанные с воздействием слова

Самопрограммирование

Упражнение 5. СЛАЙД-ТЕРАПИЯ! («Улучшатель настроения») 

В качестве музыкального сопровождения к презентации (в прикрепленных файлах) можно использовать любую музыку для релаксации, либо подходящую классическую музыку.

Известная мудрость гласит: «Доброе слово и кошке приятно», а человеку – тем более. Иногда удачно сказанное доброе слово способно поднять другому человеку настроение, развеять дурные мысли или просто вызвать улыбку! Именно это мы с вами сейчас и попрактикуем.

Упражнение 6. «Дерево качеств» (музыка)

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

 Все мы знаем, что рабочий день воспитателя насыщен ситуациями, которые несут в себе потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования. Однако, следует заметить, что условия деятельности приобретают очертания напряженной ситуации только в том случае, если они воспринимаются, понимаются и оцениваются педагогом как трудные, сложные, опасные. А то, как воспринимается ситуация во многом зависит от наших личностных особенностей. Среди личностных особенностей педагога, «попавшегося на крючок» эмоционального стресса, выделяют следующие. Раздается набор качеств в виде листочков, воспитатели зачитывают.

 Конечно, что воспитатель, обладающий этим «набором» качеств, не только сам испытывает отрицательные эмоции, но и оказывает пагубное влияние на тех, кто рядом. Но мы знаем, что на каждое действие всегда есть противодействие. Поэтому предлагаю к каждому рассмотренному качеству подобрать такое, которое является его противоположностью. Эти качества вы можете взять из второго набора в форме корней. Таким образом, вы к каждому «листочку» подберете «корень». Таким образом, пара «лист» — «корень» представляет собой пару антонимов. Участники работают индивидуально.

Проходит обсуждение, педагоги обосновывают свой выбор.

По завершении этой работы психолог предлагает сверить свой вариант с «ключом»

Корень – лист

высокая работоспособность- утомляемость

Общительность – замкнутость

Активность-пассивность

Эмоциональная стабильность- повышенная изменчивость организма

Уравновешенность- раздражительность

Способность к риску- тревожная мнительность

Прогрессивность—консерватизм

Эмпатия - эмоциональная холодность

Умение расслабиться—сверхконтроль

Уверенность - нерешительность

Ведущий: А теперь вам предлагается из каждой пары антонимов выбрать одно из двух (либо «лист», либо «корень») в зависимости от того, что на данный момент доминирует в вас. Каждый педагог оформляет свое «дерево», добавляя «листья» и «корни».

Ведущий: Получилось дерево. Давайте оценим устойчивость нашего дерева. Бурю, какой силы по шкале от 0 до 10 баллов сможет оно выдержать? Поставьте балл (подсчитывается по количеству качеств в корне).

- Представляется ли Вам необходимым и возможным усилить дерево. Посмотрите на ваше дерево. Обратите внимание на ваши качества – помощники, которые вас поддерживают. А теперь, подумайте о том, чего вам, может быть, не хватает, но вы хотели бы, чтобы это качество у вас было, вы знаете, что оно вам будет полезно для укрепления вашего дерева качеств. Для этого мы выполним упражнение.

 Упражнение 7. «Дружественная ладошка» (музыка)

 Участникам раздаются листки бумаги.

Ведущий: Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. И я с удовольствием присоединюсь к вам.

Выполнение задания участниками.

Ведущий: Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а, может быть, и помогают в какой-то сложный момент.

Советы молодому педагогу

  1. Станьте для детей ярким, интересным, гуманным человеком, у которого они всегда смогут найти поддержку.
  2. Будьте чуткой и внимательной: это поможет Вам заметить, что ребёнок в Вас нуждается.
  3. Стремитесь узнать ребёнка: его интересы, особенности, духовный мир. Это поможет лучше понять ребёнка. Присматривайтесь, прислушивайтесь, анализируйте!
  4. Никогда не останавливайтесь на достигнутом, постоянно совершенствуйтесь! В этом особенность нашей профессии. Чтобы детям было с Вами хорошо и интересно – пополняйте свои знания, овладевайте передовыми педагогическими методиками.
  5. Держите правильный тон в разговоре с детьми: мягкий, спокойный, но требовательный в нужной ситуации. Обращайтесь к детям по имени, будьте улыбчивы, даже если у Вас плохое настроение.
  6. Не смотря на трудности в первое время, постарайтесь быть уверенным с детьми и родителями. А для того, чтобы у Вас самой появилась такая уверенность, больше готовьтесь к педагогическому процессу и советуйтесь с коллегами.
  7. Главное – установить контакт с детьми и лучше всего это сделать ласковым и добрым отношением, интересными делами.
  8. Умейте применять на практике те знания, которые Вы получили.
  9. Перенимайте из опыта коллег то ценное, что они наработали. Но не копируйте бездумно, а делайте соответствующие выводы; не переносите негативные стороны в свою работу (не водите детей строем в умывальную, не заставляйте подолгу ждать, томясь за столом, собираясь на прогулку…).
  10. Больше играйте с детьми! Будучи партнёром, Вы легче сможете поддерживать и развивать игровой замысел, расширять их кругозор, научите общаться и вести диалог в игре.
  11. Чтобы дети с интересом шли в Вашу группу, каждый раз приготавливайте для них что-нибудь новое, интересное (сказку, игру, поделку и т.п.). Маленький сюрприз, доброе слово или шутка, улыбка, весёлая потешка послужит хорошим началом не только наступившего дня, но и установлению прочных тёплых отношений между Вами и детьми.
  12. Осторожно устанавливайте нить доверия между родителями и Вами. Будьте тактичны, не допускайте панибратства и не будьте чересчур фамильярны. Самый верный способ завоевать расположение родителя – это похвалить его ребёнка, а уж за что – решите сами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Профилактика эмоционального напряжения и стрессов у педагогов"

Предлагаются игры и упражнения для снятия психоэмоционального напряжения и улучшения самочувствия педагогов....

Семинар-практикум "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

Все больше людей жалуются сегодня на стресс. Профессия педагога, воспитателя предъявляет все более высокие требования к каждому из нас, мы должны достигать безупречных результатов в условиях постоянно...

Методическая разработка «Стрессоустойчивость молодого педагога»

Упражнение «Приветствие»Цель проведения: установить первичный контакт.Дискуссия на тему занятияУпражнение «Я и стресс»Цель проведения: осознание и вербализация своих предс...

семинар-практикум «Профилактика эмоционального выгорания педагога»

Термин «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ) (burnout – сгорание, выгорание) впервые был введен в 1974 г. американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером. В опу...

Сообщение для педагогов ДОУ на семинаре - практикуме "Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность". Уровень ДОУ 2018г.

27 ноября 2018 года в МДОУ № 51 прошёл семинар-практикум "Театрально-игровая деятельность в детском саду". Музыкальный руководитель нашего детского сада, Кочергина Татьяна Дмитриевна выступи...

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...

Семинар-практикум «Развитие эмоциональной сферы личности педагога»

Семинар-практикум «Развитие эмоциональной сферы личности педагога»...