Главные вкладки

    Консультация педагогов "Успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий»
    консультация на тему

    Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx32.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка. Ведь адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, психологическом, социальном.

    Трудности, возникшие у детей в период адаптации могут привести к самой неблагоприятной ее форме – дезадаптации, которая проявляется в нарушениях дисциплины, игровой и учебной деятельности и взаимоотношений со сверстниками и воспитателями.

     В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 лет до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки, с другой стороны, делают проблему привыкания  младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.

     В процессе адаптации участвуют все системы организма. В том числе снижаются и защитные силы организма - что может привести к заболеванию ребенка.

    К сожалению, нередко этот процесс протекает сложно и болезненно. Ребенок может отказаться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у него появляются нежелательные привычки.

     Поэтому необходимо помочь ребенку адаптироваться, привыкнуть к новым условиям существования, необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

     Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании благоприятных условий для успешной адаптации детей к дошкольному учреждению.

    Выделяют три стиля, с помощью которых ребенок может адаптироваться к окружающей среде:

    Наиболее оптимальным, является творческий  стиль.  Наша цель - является успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий.

     Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

    1. Оптимизировать процесс психологической адаптации  детей в ДОУ:

      - снизить уровень тревожности;

     - создание комфортной ситуации;

     - формирование социальной коммуникабельности

    2. Оптимизировать процесс физиологической адаптации:

     -  снизить уровень заболеваемости воспитанников ДОУ;

     - поднять уровень физической культуры детей.

    3. Гармонизировать психологическую и физиологическую адаптацию.

       Работа по организации адаптации детей к дошкольному учреждению должна начинаться задолго до поступления ребенка в ДОУ. Изучение ребенка до поступления в ДОУ начинается со знакомства с образом жизни его семьи. Для этого проводится анкетирование родителей, из которого делаются выводы о готовности ребенка к поступлению в ДОУ.

    С целью обеспечения индивидуализации и дифференциации подхода к детям, проводится система медико-психолого-педагогических мер, направленных на облегчение адаптации у детей.

     Работа, во время адаптационного периода детей ведется по следующим направлениям:

     - создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;

     - формирование чувства уверенности в детях.

     Одна из задач адаптационного периода - помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоится в новой среде, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А так он почувствует себя лишь тогда, когда узнает и поймет, какие люди его окружают, в каком помещении он живет. Решению этой задачи, начиная с первого дня в детском саду, посвящается все первое полугодие. Для формирования чувства уверенности в окружающем мире знакомство проводится в игровой форме.

     Для этого первое знакомство с воспитателями и детьми должно проходить в благоприятной, насыщенной   положительными   эмоциями   обстановке.   При   этом необходимо присутствие  обоих воспитателей группы и родителей детей.

     После представления нового члена детского коллектива проводится серия игр, закрепляющих в памяти детей информацию о вновь прибывшем товарище.

     Следующим ключевым моментом является знакомство с группой в игровой форме:

     В организацию адаптационного периода можно включать элементы театрализованной деятельности:

     - показ настольного театра «Теремок»,

     - драматизация сказки «Как собака друга искала»

     - инсценированиепотешки «Курочка Рябушечка»

     - игра инсценировка «Сварим из овощей вкусный суп»

    На протяжении всего адаптационного периода проводятся игровые занятия, основными задачами которых являются: преодоление стрессовых состояний у детей,  эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; развитие речевой активности, восприятия, внимания; развитие общей и мелкой моторики, координации движений; развитие игровых умений и навыков. Такие как: «Уложим куклу спать», «Ох красивый теремок – очень-очень он высок», «Чаепитие», «Устроим кукле комнату», «Мы встречаем гостей», «Купание куклы Кати», «Встреча с доктором Айболитом», «Рассмешим наши игрушки».

    Необходимо использование в работе приемов, которые позволяют затормаживать отрицательные эмоции малышей:

     - игры с песком и водой: «Ловись рыбка», «Дождик как-кап-кап», «Плыви кораблик», «Печем пирожки», «Вымоем машину».

     - пальчиковые игры: «Погладим котенка», «Наш малыш», «Мальчик-пальчик», «Сорока», «Домик».

     - монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур).

     - сжимание кистей рук (малышу предлагали резиновую игрушку-пищалку).

     - рисование фломастером, красками.

     - слушание спокойной музыки: «Утро» (А. Григ), «Мелодия» (Глюк).

     - занятия смехотерапией.

     В основную часть занятия необходимо включать игры и упражнения, которые позволяют детям интенсивно двигаться, свободно выражать возникающие эмоции, взаимодействовать с окружающими.

     Завершать занятие играми малой подвижности, подводящих детей к успокоению. Дети этого возраста хорошо воспринимают материал, объединенный единым сказочным – игровым сюжетом. Проявляющаяся в этом возрасте у детей синтония (эмоциональное заражение), с помощью игр позволяет быстро переключать внимание детей с дружного плача на прыжки, хлопанье, топание, подражание, таким образом, объединяя детей и создавая положительный эмоциональный настрой.

    В течение дня важно использовать потешки, пестушки, колыбельные песенки, детские песенки. С помощью них малыши приобретали необходимые знания, дающие уверенность в своих силах, тепло, ласку, любовь, радостные восприятия окружающего мира.

     Важную роль в облегчении адаптации играет предметно-развивающая среда в группе, которая способствует снижению стресса у детей, обеспечивает их комфортное состояние.

     Предметно - развивающая среда должна соответствовать таким характеристикам, как:

     - разнообразие (наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, продуктивной и музыкальной деятельности, организации двигательной активности);

     - оптимальная насыщенность (без чрезмерного обилия и без недостатка);

     - стабильность (материалы и пособия имели постоянное место);

     - доступность (исключали высокую мебель и закрытые шкафы);

     - эмоциогенность (среда яркая, привлекающая внимание ребенка, вызывающая положительные эмоции);

     - зонирование (не пересекаются игровые и учебные зоны).

    Также, в процессе адаптации, приветствуется, когда дети приносят с собой из дома любимые игрушки.

    Для создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовывала  маленькие "комнатки", в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой "домик". Желательно рядом с "домиком" разместить живой уголок. Растения и  вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.  Необходим в группе спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.

     Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами - маркерами, на прикрепленном к стене листе бумаги. Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка - тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.

    Умиротворяющее действуют на детей игры с песком с водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

     Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате, возня других детей отвлекает, не дает возможности расслабиться и уснуть.

    В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т.п.

    Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.

     Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.

     Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе "семейный" альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких.

    Гибкий график посещения в период адаптации позволяет разработать индивидуальный режим дня для каждого ребенка. Так, дети с легкой адаптацией, как правило, приходят с утра, детей со средней или тяжелой адаптацией приглашают сначала на прогулку или во второй половине дня. Первые дни ребенок находится в группе с мамой, время его пребывания увеличивается постепенно, также постепенно новичка приучают к системе требований детского сада.

    В период адаптации взаимодействие воспитателя с родителями приобретает особое значение. Ни родитель, ни педагог не могут облегчить процесс адаптации в одиночку.

     При общении с семьями воспитанников  должны учитываться типы семейных отношений. Родителей необходимо сделать своими союзниками в вопросах адаптации.

     Основными формами работы детского сада и семьи являются:

     - консультации;

     - анкетирование;

     - родительские собрания;

     - беседы;

     - выставки;

    - папки передвижки.

    Адаптационный период считается законченным, если:

     • Ребенок ест с аппетитом;

     • Быстро засыпает, вовремя просыпается;

     • Эмоционально общается с окружающими.

     • Играет.

     Библиографический список:

     1. Антонова Е.В., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. – 2003. –N5. – с.49 – 53; N6 – с.46 –51.

     2. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2004.

     3. Грановская Р.М. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Учебное пособие. – М.: Учитель, 2004.

     5. Дикая Л.Г. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие – М.: ТЦ «Сфера», 2005.( Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

     6. Диагностика в детском саду. Под редакцией Ничипорюк Е.А. Посевиной Г.Д. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2004 .

     7. Доронова Т.Н. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 4 лет. Под ред. Т.Н. Дороновой. – М., 2005.

     8. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого – педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. – 2004. – N7. – с.66 – 77.

     9. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. – 2006. – N1 – c.34 – 37.

     10. Лапин И.П. Педагоги, родители, дети (воспитателю о работе с родителями). - М.: ТОО «ИнтелТех», 2004.

     11. Морозова Е. Группа кратковременного пребывания: мой первый опыт сотрудничества с родителями / Дошкольное воспитание. – 2002. – N11. –с.10.

     12. Оверчук Т. И. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада: Сборник статей и документов. – М., 2005.

     13. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Е.Г. Раннее детство: познавательное развитие – М., Мозаика Синтез, 2004.

     14. Психологический портрет дошкольника. - Новоуральск, 1999 .

     15. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Дошкольное воспитание. – 2003. – N2.

     16. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению – М.: Книголюб, 2005.

     17. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе – М., АРКТИ, 2006 .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    « Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации по созданию благоприятных условий для её протекания».

            Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспекта...

    Консультация для педагогов «Успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий».

    Детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка. Ведь адаптация - это сложный процесс ...

    Консультация для родителей «Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации по созданию благоприятных условий для её протекания»

    Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, явл...

    Консультация для родителей Адаптация детей к детскому саду.Рекомендации по созданию благоприятных условиях для ее протекания.

    Адаптация детей к детскому саду.Рекомендации по созданию благоприятных условиях для ее протекания....

    Консультация для родителей "Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации по созданию благоприятных условий для её протекания"

    Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации по созданию благоприятных условий для её протекания...