Патриотическое воспитание в детском саду.
методическая разработка на тему

Олохова Ирина Леонидовна

Воспитание любви к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культур

В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriot.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание любви к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка.

Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные.

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально – познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать, как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, быть ответственным уже в любом, пусть маленьком деле.  Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства.

Сочувствовать – значит понимать мысли и чувства другого человека, переживать то, что переживает он. Способность к сочувствию является одним из свойств человека, как общественного существа. Это социальное чувство ограничивает частный эгоизм людей, позволяет каждому поставить себя на место другого человека, увидеть в нем себе подобного.

При воспитании у ребенка гуманных чувств, необходимо, прежде всего, развивать способность к сопереживанию и к переживанию вообще.

Речь идет о развитии общей эмоциональности ребенка. Эмоциональный человек более активно воспринимает окружающее, проявляет заинтересованность, у него появляется желание заботиться о других, бережно относиться к природе.

Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя.  Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И вид из окна на проспект, и панорама родного города, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками. И родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно малыш! Они овеяны особым эмоциональным отношением, которое проявляется только в детстве. И, хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе

От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, что поразило его воображение, какие уроки извлек он из объяснений о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит становление личности. Без исторических сведений невозможно пробудить интерес детей к Родине, заложить начала патриотических чувств.

Особое значение имеет рождающее «чувство истории». Действительность раскрывается перед детьми не только в ее сегодняшних проявлениях, но и в фактах, связанных с прошлым России. У маленького гражданина появляется возможность сравнить то, что есть, с тем, что было.

Старший дошкольник должен осознать: наша страна – мощная и мирная держава, ее защитники всегда на страже мира и готовы дать отпор любому врагу.

Педагог и родители помогают открыть Родину маленькому человеку, показывая ему связь его детства с героическим прошлым старшего поколения. Разговор на эту тему не сложен для старшего дошкольника – все дело в доходчивых словах и ярких фактах.

Пусть не все поймет ребенок сейчас, но след в его сердце останется, а позже он осмыслит цену завоеванного для него счастья.  Подобные уроки мужества особенно полезны в воспитании мальчиков. Это они – будущие мужчины, а, значит. И будущие воины, должны уметь охранять родную землю и чистое небо нашей Родины. Не менее важны уроки мужества и девочкам. Они – будущие женщины – должны растить достойных сыновей, а, если потребуется, то и уметь воодушевить их на защиту Отчизны.

Важно подвести ребенка к пониманию: мы победили в тяжелой битве с фашистами, потому что люди любят свою Отчизну. Быть гражданином России – это непременно быть интернационалистом. Одна из задач воспитания – развивать у ребенка эмоционально – положительное отношение и чувство симпатии ко всем народам, населяющим нашу страну

Воспитание любви к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей

Полихудожественный подход в нравственно-патриотическом развитии дошкольников заключается во взаимодействии, интегрировании, комплексности различных видов художественно-творческой деятельности с целью глубокого, всестороннего, целостного восприятия детьми нравственно-патриотических идей и смыслов, воплощенных в образах произведений разных видов искусства. Полихудожественный подход открывает для ребенка возможности деятельностного проявления и визуализации собственной нравственно-патриотической позиции в продуктах творчества с помощью различных средств художественного самовыражения.

Чувство любви к Отчизне формируется у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об общественной жизни страны, труде людей, природе. Зарождается это сложное чувство из любви к близким, к тому месту, где ребенок родился, где прошли его годы детства, к своей малой родине.

Проблема воспитания у детей любви к Родине была актуальной всегда, но особую значимость она приобрела в настоящее время. Идея воспитания патриотизма приобретает все большое значение, стала задачей государственной важности. В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации говориться: «Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формирующую России единого гражданского общества »

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям русского народа не случайно. В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей пропаганда народного творчества приобретает более сильное значение. Не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Основой при формировании эстетического сознания детей могут стать художественные ценности традиционной национальной культуры народа, источником и фундаментом которого является фольклор, русское народное прикладное искусство.

Поэтому при выборе результативных средств патриотического воспитания через приобщение к русскому фольклору, к русскому народному прикладному искусству, мы сделали ставку на налаживание активного и творческого взаимодействия с родителями воспитанников через совместную кружковую работу «Народные истоки». Такая работа позволяет установить наиболее оптимальный, продуктивный контакт с детьми, предложить родителям заняться с детьми той деятельностью, которая наиболее близка и понятна, и очень интересна детям. В процессе такого взаимодействия происходит обмен знаниями и умениями между всеми субъектами продуктивной деятельности. Также родители в непосредственной обстановке получают азы общения с ребенком, умение взаимодействовать, уважать друг друга. Знания о истоках народной культуры получают обе стороны, так взрослые могут поделиться своими впечатлениями, жизненным опытом, а воспитанник в свою очередь рассказывают о том, что они узнали, и чему научились непосредственно у педагогов детского сада.

Результатами таких посиделок нередко бывают настоящие самобытные вещи – это и расписные доски, ложки, куклы-обреги, сувениры и т.п


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему : "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в детском саду".

Консультация для родителей на тему «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей в детском саду».Дорогие родители одной из главных задач , которая заложена в «Программе обучения и восп...

Методическая разработка "Вопросы патриотического воспитания в детском саду"

Предлагаю свой опыт работы по патриотическому воспинаию дошкольников,разработанный на основе рекомендаций и программ Н.В.Алешиной,Т.И.Оверчук,Е.К.Ривиной. Надеюсь,что мой опыт будет полезен старшим во...

Патриотическое воспитание в детском саду

Воспитание патриотизма невозможно без формирования знаний традиций своей Родины, своего города.В детском саду  ставится основная цель работы – воспитание у ребят любви к своему городу. Если удиви...

Патриотическое воспитание в детском саду

О привитии любви к родному краю, к Родине...

Патриотическое воспитание в детском саду

О привитии любви к родному краю, к Родине....

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...