Семинар- практикум « Способы разработки проектов в ДОУ»
методическая разработка по теме

Гильманова Татьяна Михайловна

Данная разработка является разработкой сценария семинара для педагогов ДОУ, посвященного проблеме технологии проектирования. Содержание материала представлено  информацией о способах составления проектов, мастер- классом «Интеллект - карта как один из способов составления проекта», а также  презентацией к данному семинару.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №1 с. Раевский муниципального района  Альшеевский район РБ

Семинар- практикум

 «Способы разработки проектов в ДОУ»

Разработала:

Ст. воспитатель Гильманова Т.М.

2016 год

Цель: совершенствовать педагогическое мастерство педагогов.

Задачи: - познакомить коллег с различными способами разработки проектов в ДОУ,

                - способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологией проектирования.

Оборудование: экран, проектор, ноутбук; 3 стола, 3 листа бумаги формата А4, упаковка фломастеров, ручки, смайлики трёх видов по количеству участников, круги (красный, жёлтый, зелёный) по количеству участников.

План семинара- практикума:

1. Способы разработки проектов в ДОУ.

2. Мастер- класс «Интеллект- карта как один из способов составления проекта».

Ход семинара- практикума:

Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с внедрением в образовательный процесс ДОУ метода проектов, поговорим о способах разработки проектов и попробуем спланировать проекты разными способами. В начале для настроя на работу предлагаю игру на сплочения коллектива.

Организационная игра.

Игра «Поменяйтесь местами». Всем участникам нужно пройти в круг. Я буду называть некий признак, если он к вам относится - меняетесь местами между собой, не возвращаясь на прежнее место:

 -кто пришел сегодня в юбке;

- у кого подавленное настроение;

-у кого короткая стрижка;

- кто испытывает трудности в работе по проектам со своей группой;

- кто любит золотые украшения;

-кто испытывает затруднения в составлении ежедневных планов;

-у кого карие глаза;

- кто иногда опаздывает на работу;

-у кого ничего не болит;

- кто не знает, как общаться с родителями;

-кто любит играть роли;

 - кто не жалеет, что выбрал профессию воспитателя;

 - кто любит заниматься с детьми.

Теоретическая часть. Своё сообщение я хочу начать с китайской притчи, которая гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай сделать, и я пойму». Эта притча ещё раз нам напоминает, как важно формировать у дошкольников навыки исследовательской деятельности, развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество. Все эти качества позволяет успешно реализовать проектная деятельность.

Что же такое проект? Кто его организовывает - ребёнок или взрослый? А кто его выполняет?

 Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Существуют разные способы разработки проектов. Любой проект ориентирован на разрешение конкретной проблемы, при его разработке полезно уже изначально выразить свое видение предполагаемых действий.

Вы знаете какие- нибудь способы разработки проектов?

Существует несколько способов разработки проектов:

 • «МОДЕЛЬ ТРЁХ ВОПРОСОВ»

• СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ

• МЕТОД «МЫСЛИТЕЛЬНЫХ КАРТ» (Тони Бьюзен )

 • ОБРАЗ «СЕМЬ МЫ» (по Е. С. Заир-Бек).

Рассмотрим «Модель трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как узнаем об этом?

А) Воспитатель организует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена.

Б) Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать о…? » Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности.

В) Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?».

Давайте подробнее рассмотрим эту модель разработки проектов на примере проекта «Ягоды».

!Полезно будет придумать с детьми разные символы сбора информации.

Что мы можем запланировать, исходя из полученных ответов?  

• пригласить бабушку, чтобы она рассказала, как варить варенье.

• можно сделать мини-книгу «Рецепты варенья от бабушек»;

• провести для девочек показ мод «Одежда с ягодками» под песни про ягоды;

• сделать коллаж «Черные и красные ягоды»;

• придумать (нарисовать, построить) приспособление для сборки ягод;

 • организовать сюжетно-ролевую игру «В лес по ягоды»;

• провести фотовыставку «Дачные ягодки».

Т.к. мы только начинаем вводить проекты, я взяла картинку из интернета.

В идеале в заполнении модели принимают участие и родители детей. Так, «Модель трех вопросов» вывешивается в раздевалке группы, и родители принимают самое непосредственное участие в работе по теме с самого начала: с одной стороны они видят, что появилась новая интересная тема; видят, как проявляю в этой теме себя дети и их собственный ребенок; с другой стороны, они могут сразу же внести свои предложения, коррективы, понять, в чем нужна их помощь.

Рассмотрим способ «Системная паутинка по проекту».

Начиная работу по методу проектов,  очень важно не только определить тему проекта, учитывая интерес детей, но и выстроить системную паутинку с учетом требования ФГОС.

Чётко должны прослеживаться не только направления деятельности, но и интеграция областей.

В этом поможет нам системная паутинка.

Чтобы было более понятно, рассмотрим системную паутинку по проекту «посуда».

Указываем ведущий вид деятельности в каждой области.

Рассмотрим способ «Образ "Семь мы" ( по Заир-Бек)». Заир-Бек Елена Сергеевна, доктор педагогических наук.

Как вы думаете, почему так назвали?

Рассмотрим метод «Мыслительных карт».

Для ознакомления с этим методам я представю вам свой мастер- класс «Интеллект- карта как один из способов составления проекта».

Встречаются также название «Карты ума», «Ментальные», «Интеллектуальные карты». Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом.

Основателем техники «Мыслительных карт» является американский специалист по вопросам интеллекта Тони Бьюзен. Мыслительные карты  помогают выявить у детей имеющие знания, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые.

Первоначально этот метод использовался узкими специалистами, которые занимались вопросами развития памяти и мышления, затем метод стал распространяться. Относительно недавно он пришел в Российскую педагогику и совсем недавно - в дошкольное образование.

Научимся составлять их по образцу мыслительной карты на тему «Наши друзья животные».

Итак, переходим собственно к картам. Как их строить? Очень просто. Рисовать их может как взрослый, так и ребёнок.

Используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

        Основная идея, проблема или слово располагается в центре.

Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Например, у нас – олень (как символ животного).

Каждая главная ветвь имеет свой цвет. В детском саду рисуют не более 5 ветвей. Над каждой линией – ветвью пишется печатными буквами только одно ключевое слово.

Детьми подрисовывается рисунок- маркер. Например, дикие животные- рисуем дерево, домашние- домик и т.д.

Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями таким же цветом.

Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

Далее в ходе обсуждения рисуют ветви второго, третьего и т.д. порядка, дети ставят рисунок- маркер.

Вот- готовый вид карты. Глядя на нее, дети смогут в любой момент рассказать о том, что изображено, вспомнить большой объём информации.

Глядя на неё, давайте попробуем охарактеризовать свойства мыслительных карт, благодаря которым она поможет нам в работе:

- Наглядность (Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.)

- Привлекательность (Хорошая карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.)

- Запоминаемость (Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета карта легко запоминается.)

- Своевременность (карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.)

- Творчество (карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.)

- Возможность пересмотра (Пересмотр карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.)

Практическая часть.

Прошу каждого участника взять карточку- смайлик и пройти за стол с соответствующим маркером- таким образом мы разделимся на 3 группы.

Попробуем применить данный метод на практике и разработать проект «Вода» различными способами:

 1 группа - способом "Системная паутинка проекта";

2 группа - способом "Модель трёх вопросов";

3 группа - способом "Метод мыслительных карт».

Давайте ещё раз посмотрим на слайды и вспомним все рассмотренные сегодня способы составления проектов.

У вас на столах листы формата А4, цветные фломастеры, ручки.

Вам в помощь -  выведенная на слайд подсказка по способам составления проектов.

Время выполнения- 5 минут. Команды представляют свои проекты по окончанию времени.

Презентация разработанных педагогами способов составления проектов.

Как вы думаете, достаточно ли будет интересен и полон  проект, разработанный лишь по одному из этих способов?  Конечно, более полным будет проект при использовании нескольких из рассмотренных способов.

Прошу оценить качество вашего участия в семинаре.

Зелёный круг: узнала много нового, информация полезная, буду использовать в работе;

Жёлтый круг: информация знакомая, буду использовать в работе;

Красный круг: узнала много нового, но мне не интересно, не буду использовать в работе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цель: познакомить коллег с различными способами разработки проектов в ДОУ. Задачи: - совершенствовать педагогическое мастерство педагогов, -способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологией проектирования. Семинар- практикум « Способы разработки проектов в ДОУ » Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 с. Раевский «Сказка»

Слайд 2

«Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню, Дай сделать, и я пойму»

Слайд 3

Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Слайд 4

1. « МОДЕЛЬ ТРЁХ ВОПРОСОВ » 2. МЕТОД « МЫСЛИТЕЛЬНЫХ КАРТ » (Тони Бьюзен ) 3. СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ 4. ОБРАЗ « СЕМЬ МЫ » (по Е. С. Заир-Бек) Способы разработки проектов:

Слайд 10

СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ

Слайд 11

Познавательное развитие. Ведущая деятельность - познавательно-исследовательская, формы : … . Речевое развитие. Ведущая деятельность - коммуникативная , формы: … . Физическое развитие. Ведущая деятельность - двигательная , формы: … . Социально-коммуникативное развитие . Ведущая деятельность - игровая , формы: … . Художественно- эстетическое развитие. Ведущая деятельность - продуктивная , формы: … . Формы взаимодействия с семьей и соц. партнерами: … .

Слайд 12

Образовательные области Виды деятельности Социально-коммуникативная (игровая) -Сюжетно-ролевые игры «Накроем стол для гостей», «Угостим куклу чаем», «Приготовим обед» -Дидактические игры: «Из чего сделана посуда», «Четвертый лишний», «Веселый счет», «Разложи по полочкам», «Чудесный мешочек», «Составь башкирскую посуду» Речевое (к оммуникативная) -Беседы: «Как сервировать стол», «Этикет во время еды», «История создания посуды» -Составление книжки-малышки творческих рассказов «Моя любимая кружка» -ООД – итоговое занятие «Посуда», чтение: К.Чуковский « Федорино горе», Т.Шуйская «Непутевая Федора», чтение башкирских сказок. Физическое развитие (двигательная) -Дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, самомассаж . -Презентация семейных рецептов детских напитков, кумыса. Познавательное (познавательно-исследовательская) -Создание мини-музея «Моя любимая кружка». -Беседы о профессии гончара, повара, младшего воспитателя. Художественно-эстетическое (продуктивная) -Лепка, раскрашивание посуды из соленого теста, рисование башкирского орнамента на посуде. - Организация выставки «Посуда своими руками».

Слайд 13

ОБРАЗ « СЕМЬ МЫ » (по Е. С. Заир-Бек)

Слайд 14

Мы озабочены... (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание) Мы понимаем... ( представляется осознанная проблема для решения и о риентиры-ценности) Мы ожидаем... ( дается описание предполагаемых целей - результатов) Мы предполагаем... (представляются идеи, гипотезы) Мы намереваемся... ( контекст действий, планируемых поэтапно) Мы готовы... (дается описание имеющихся ресурсов различного характера) Мы обращаемся за поддержкой... (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).

Слайд 15

Мастер- класс «Интеллект- карта как один из способов составления проекта»

Слайд 16

Тони Бьюзен : «Хотите мыслить творчески и легко запоминать? Рисуйте!» Мыслительные карты помогают выявить имеющие у детей знания, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые.

Слайд 17

ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ: 1. Используются только цветные карандаши, маркеры и т. д. 2. Основная идея , проблема или слово располагается в центре . 3. Для изображения нужно использовать рисунки, картинки . 4. Каждая главная ветвь имеет свой цвет . 5. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями. 6. Ветви должны быть изогнутым и, а не прямыми (как ветви дерева). 7. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. 8. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

Слайд 27

СВОЙСТВА мыслительных карт: Наглядность Привлекательность Запоминаемость Своевременность Творчество Возможность пересмотра

Слайд 28

1. « МОДЕЛЬ ТРЁХ ВОПРОСОВ » 2. МЕТОД « МЫСЛИТЕЛЬНЫХ КАРТ » (Тони Бьюзен ) 3. СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ 4. ОБРАЗ « СЕМЬ МЫ » (по Е. С. Заир-Бек) Способы разработки проектов:

Слайд 30

Образовательные области Виды деятельности Социально-коммуникативная -Сюжетно-ролевые игры «Накроем стол для гостей», «Угостим куклу чаем», «Приготовим обед» -Дидактические игры: «Из чего сделана посуда», «Четвертый лишний», «Веселый счет», «Разложи по полочкам», «Чудесный мешочек», «Составь башкирскую посуду» Речевое (к оммуникативная) -Беседы: «Как сервировать стол», «Этикет во время еды», «История создания посуды» -Составление книжки-малышки творческих рассказов «Моя любимая кружка» -ООД – итоговое занятие «Посуда», чтение: К.Чуковский « Федорино горе», Т.Шуйская «Непутевая Федора», чтение башкирских сказок. Физическое развитие (двигательная) -Дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, самомассаж . -Презентация семейных рецептов детских напитков, кумыса. Познавательное (познавательно-исследовательская) -Создание мини-музея «Моя любимая кружка». -Беседы о профессии гончара, повара, младшего воспитателя. Художественно-эстетическое (продуктивная) -Лепка, раскрашивание посуды из соленого теста, рисование башкирского орнамента на посуде. - Организация выставки «Посуда своими руками». (игровая)

Слайд 32

Системная паутинка: Познавательное развитие. Ведущая деятельность - познавательно-исследовательская, формы : … . Речевое развитие. Ведущая деятельность - коммуникативная , формы: … . Физическое развитие. Ведущая деятельность - двигательная , формы: … . Социально-коммуникативное развитие . Ведущая деятельность - игровая , формы: … Художественно- эстетическое развитие. Ведущая деятельность - продуктивная , формы: … . Формы взаимодействия с семьей и соц. партнерами: … . Метод мыслительных карт

Слайд 33

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар практикум «Способы, методы и приемы организации группы детей»

Цель:         повышение психолого-         педагогической компетентности...

Семинар- практикум "Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей"

Семинар- практикум "Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей"...

Семинар-практикум"Детско-родительские проекты, как средство включения родителей в общественную деятельность ДО"

Доказано, что семья и детский сад, интегрируя свои усилия в процессе социализации ребенка, способны обеспечить полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды, в котор...

Семинар-практикум "Метод детских проектов как способ реализации образовательной программы"

Семинар-практикум "Метод детских проектов как способ реализации образовательной программы" - технология Л. Свирской...

Семинар на тему: Современный подход к способам разработки проектов в ДОУ"

Семинар разработан для педагогов дошкольного образования, с целью систематизирования знаний педагогов по развитию проектно-исследовательской деятельности детей, совершенствования педагогичес...