Семинар на тему: Современный подход к способам разработки проектов в ДОУ"
учебно-методический материал

Серебрякова Мария Юрьевна

Семинар разработан для педагогов дошкольного образования, с целью систематизирования знаний педагогов по развитию проектно-исследовательской деятельности детей, совершенствования педагогического мастерства. 

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.sovet_.docx27.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Чуварлейский детский сад «Колокольчик»

Алатырского муниципального округа Чувашской Республики

на тему:

 «Современный подход к способам разработки

проектов в ДОУ» 

Разработал: старший воспитатель 1 квалификационной категории

Серебрякова Мария Юрьевна

Цель:

- систематизировать знания педагогов по развитию проектно-исследовательской деятельности детей;

- совершенствовать педагогическое мастерство;

- повышать методический уровень;

- способствовать творческому уровню.

Повестка дня:

  1. Актуальность использования проектного метода
  2. «Педагогическая ромашка»
  3. Современные способы разработки проектов.
  4. Домашнее задание. Презентация проекта.

  1. Теоретическая часть.

  Актуальность использования проектного метода.

-Здравствуйте, уважаемые педагоги! Я рада приветствовать вас на нашем семинаре  «Современный подход к разработке проекта в ДОУ».

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на "саморазвивающуюся систему", при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Большинство педагогов осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности. Однако специалисты затрудняются в определении факторов, влияющих на успешность продвижения ребенка в образовательном процессе.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. 

Он стал результатом "педагогизации", включения в образовательный процесс (в котором ведущей деятельностью ребенка является познавательная деятельность) проектирования как вида деятельности.

Любой проект ориентирован на разрешение конкретной проблемы, то при его разработке полезно уже изначально выразить свое видение предполагаемых действий.

Таким образом, структуру проекта очень легко запомнить и можно представить как «Шесть П».

Шесть «П» проекта

Проблема (выбор темы)

Проектирование или планирование проекта

Поиск информации

Продукт (практический результат: выставка, журнал, газета, игра, карта, коллекция, альбом, реклама, сообщение, концерт и т. д.) .

Презентация (Виды презентации: отчет исследовательской работы, научный доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.)

Шестое «П» - портфолио проекта, в котором собраны наработанные материалы (фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.).

Вы все работали над проектами, и я думаю, что Вы поняли, что проектная деятельность подразумевает в основном коллективную работу. 

Существуют несколько способов разработки проектов, и я хочу вас с ними познакомить.

Способы разработки проектов:

  •  «Модель трёх вопросов»
  • Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)

Воспитатель инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена. Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать о? » Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы? ». Мы с детьми придумали символы - сбора информации в картинках.

Давайте подробнее рассмотрим эту модель на примере проекта «Ягоды».

Что мы можем запланировать, исходя из полученных ответов: 

•пригласить бабушку, чтобы она рассказала, как варить варенье. 

•можно сделать мини-книгу «Рецепты варенья от бабушек»;

• провести для девочек показ мод «Одежда с ягодками» под песни про ягоды;
         •сделать коллаж «Черные и красные ягоды»;

•придумать (нарисовать, построить) приспособление для сборки ягод;

•организовать сюжетно-ролевую игру «В лес по ягоды»;

•провести фотовыставку «Дачные ягодки».

         Второй способ - метод «Мыслительная карта», это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Основателем этой техники является американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен. 

Мыслительные карты, помогают выявить имеющие знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом. 

Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов. 

В центре листа размещаем основную тему, то есть пишем слово или выполнить в виде рисунка. Например, тема фрукты, можно нарисовать корзинку или другой образ, ассоциирующийся с фруктами. 

Далее ребенок рисует толстые ветви (к углам листа, каждая своим цветом. Над каждой ветвью воспитатель пишет слово ассоциацию. Ребенок добавить каждое слово картинкой или рисунком, обозначающим данное слово. 

Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Например, слово яблоко ассоциируется у нас с зелёным цветом, следующая ветвь – поговорка. Далее от этой ветви второго порядка рисуем ветвь третьего порядка, например, приведённая выше поговорка, может ассоциироваться со здоровьем, витамины и т. д. Эти слова также желательно изображать в виде рисунков, для лучшего запоминания детьми. 

Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди. Если во время работы, с какой – либо ветвью возникают идеи по поводу другой, то их нужно записывать.

Практическая часть. Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам разделиться на две команды и разработать проект разными способами: «Модель трех вопросов» и "Метод мыслительная карта», и представить свой проект. Тему проекта команда определяет сама.

Представление проектов.

- Благодаря вышеназванным способам (моделям) воспитатель получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по теме, ориентируется сам и помогает ориентации детей в способах получения, уточнения знаний, дети участвуют в общем планировании предстоящей познавательной деятельности.

3. Представление проектов

- Спасибо за ваши разработки проектов.

- А сейчас нам представит свой проект, который реализовывался в подготовительной группе Федотова Н.Н. («Моя семья»).

- Спасибо, вопросы есть к Наталье Николаевне?        

  Проектная деятельность расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, повышает детскую любознательность, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.

Технология проектирования помогает вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения, ведь обязательное условие проектной деятельности - участие родителей.

III часть. Заключительная

- Закончить наш семинар хотелось бы притчей «Счастье».

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? – спросил Бог. – «Слепи мне счастье, – попросил человек. Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мы завершаем педагогический совет. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами.

Используемая литература:

1. Журнал Дошкольное воспитание № 6, 2007.

2. И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. Детское экспериментирование, 2003.

3. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007

4. Материалы Интернет-сайтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар- практикум « Способы разработки проектов в ДОУ»

Данная разработка является разработкой сценария семинара для педагогов ДОУ, посвященного проблеме технологии проектирования. Содержание материала представлено  информацией о способах составления ...

Семинар-практикум на тему: «Современный подход к логико-математическому развитию дошкольников»

Цель:Выявление более эффективных форм работы и видов организованной и организованной образовательной деятельности, необходимых для развития математических представлений у дошкольников.Задачи:- Формиро...

Выступление на семинаре для педагогов Тема: «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС»

laquo; Труд всегда был основой для человечества и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из основных элементов».( А.С. Макаренко)Труд и способность к труду не дается...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ на тему: "Современные подходы по физическому воспитанию в ДОУ"

Цель: поиск путей оптимизации создания условий для совершенствования физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ. Задачи:1. Систематизировать физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ.2. Расширит...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Тема: "Современные подходы к использованию элементов метода мозжечковой стимуляции как условие гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, в том числе и с особыми образовательными потребностями"

Описаны теоретические основы системно организованного метода мозжечковой стимуляции с применением специального балансировочного комплекса «Learning Breakthrough Kit» (Balametrics)....

Семинар- практикум в МДОУ "Детский сад "Мечта". Тема: «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».

Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников, систематизировать знания и умения педаг...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ на тему: «Современные подходы к организации ФЭМП дошкольников»

Семинар – практикум«ТРИЗ – понятие, принципы и подходы в образовательной работе с дошкольниками разного возраста»ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в на...