Главные вкладки

    Тренинг «Вместе – мы сила» (командообразование)
    методическая разработка на тему

    Цель тренинга: сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vmeste_my_sila.docx24.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тренинг «Вместе – мы сила» (командообразование)

    Цель тренинга: сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона.

    Задачи тренинга командообразования:

    • способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами;
    • повысить групповую сплоченность;
    • снять мышечное и эмоциональное напряжение педагогов;
    • улучшить эмоциональное состояние педагогов.
    • развить у сотрудников навыки командной работы;

    Ход тренинга:

    Педагог-психолог: 

    Добрый день! Мы рады приветствовать вас на нашем тренинге! Это замечательно, что мы смогли с вами встретиться и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и о коллегах, влившихся в наш сплоченный коллектив, что-то новое а, самое главное, - выразить друг другу радость встречи. Перед началом тренинга давайте поздороваемся необычным способом.

    Упражнение № 1 "Давайте поздороваемся"

    Педагоги по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определенным образом:

    • 1 хлопок - здороваемся за руку;
    • 2 хлопка - здороваемся плечами;
    • 3 хлопка - здороваемся спинами

    Уважаемые коллеги! По правилам игры во время передвижения по залу запрещено разговаривать.

             - Молодцы, присаживаемся. В современных условиях главным ресурсом эффективной работы является команда специалистов. Резко возрастает роль личностей, осуществляющих трудовой процесс.   От вашей квалификации, деловой активности, умения взаимодействовать между собой и достигать социально значимого результата зависят судьбы детей, родителей, сотрудников и перспективы развития нашего учреждения.

    Одним из наиболее востребованных личных качеств, наряду с профессионализмом, является способность специалиста действовать в команде. Ключевым фактором эффективной работы команды является способность каждого ее члена «работать на результат» и уважать мнения всех сотрудников.

    Упражнение на командообразование «7 факторов»

    Цель: Упражнение тренирует умение участников группы договариваться между собой.

    Для следующего упражнения нам нужно разделиться на мини-группы по 5-6 человек.

    Каждая мини-группа должна будет составить список из 7 факторов, которые кажутся вам наиболее важными для работы в коллективе, например: умение внимательно слушать, способность поставить себя на место другого, уважение к партнеру, ясное мышление, доверие, фантазия, и др. 

    Справились? Отлично! Теперь задача каждой команды проранжировать эти факторы по их важности для работы в коллективе. Обязательное условие: с этим решением должны быть согласны все члены команды.

    На это еще 5 минут. После этого команды по-очереди выступают, презентуя группе свои 7 факторов.

    Итоги упражнения:

    • Насколько быстро и слаженно вы смогли составить список?
    • Быстро ли был найден приемлемый для всех вариант ценностной градации?
    • О каких качествах долго спорили?
    • Было ли у вас ощущение, что остальные члены вашей команды поняли ваши идеи?
    • Можно ли было донести свою точку зрения до остальных более эффективно?
    • Чему вы научились в этом упражнении?
    • Какое качество лично вам кажется особенно важным?
    • Какое качество вы хотели бы развивать в себе в дальнейшем?

    Упражнение «КТО БЫСТРЕЕ»

    Цель: координация совместных действий, распределение ролей в группе.

    - Посчитаться на счёт раз-два. У нас получилось две команды. Ваша задача сейчас, как можно быстрее, построить ту геометрическую фигуру, которую я назову, причём строитесь вы молчком, ничего не объясняя.

    Возможные фигуры:

    • треугольник;

    • ромб;

    • угол;

    • буква;

    • птичий косяк;

    • квадрат.

    -В наш коллектив пришли новые специалисты. Давайте поприветствуем Юлию Андреевну и Анастасию…. Мы принимаем вас в наш коллектив, но перед этим вам предлагается пройти  испытание.

    Итак! Первый конкурс.

    1. Визитка: Педагогам предлагается рассказать о себе, о своих увлечениях, педагогическое кредо

    2. Задание-разминка: уважаемые педагоги, доскажите имя сказочного героя.

    Али…(Баба)

    Баба…(Яга)

    Барон…(Мюнхаузен)

    Винни…(Пух)

    Дед….(Мороз, Мазай)

    Доктор…(Айболит)

    Домовёнок… (Кузя)

    Дядя…(Стёпа, Фёдор)

    Елена …(Прекрасная)

    Железный …(Дровосек)

    Змей… (Горыныч)

    Иван… (Царевич)

    Иванушка…(Дурачок)

    Кот… (в сапогах, Леопольд, Матроскин)

    Кощей… (Бессмертный)

    Красная…(Шапочка)

    Крокодил…(Гена)

    Крошечка…(Хаврошечка)

    Маленький… (Принц, Мук)

    Мальчик… (с Пальчик)

    Муха… (Цокотуха)

    Никита… (Кожемяка)

    Папа…(Карло)

    Пес..(Шарик)

    Почтальон… (Печкин)

    Принц.. (Лимон)

    Пудель.. (Артемон)

    Сестрица… (Алёнушка)

    Соловей… (Разбойник)

    Старик… (Хоттабыч)

    Старуха…((Шапокляк)

    Соловей… (Разбойник)

    Старик…(Хоттабыч)

    Старуха… (Шапокляк)

    Финист.. (Ясный сокол)

    Черепаха… (Тортилла)

    3. Следующее задание. Выберите правильный ответ из предложенных. Возможна одна подсказка – помощь друга

    1. Зачем кузнечику сабля?
    • Для “сражений”
    • Для откладки яиц *
    • Для красоты
    1. Для чего дятел барабанит?
    • Клюв чистит
    • Кому-то, что-то сообщает *
    • Музыкой увлекается
    1. Почему суслику не спится?
    • Боится замерзнуть *
    • О лете вспоминает
    • Стережет свои запасы
    1. Вкусны ли птичьи гнёзда?
    • Они же не сьедобны
    • Не хуже куриных яиц *
    • Совершенно невкусные
    1. Как отличить аллигатора от крокодила?
    • По зубам *
    • По размерам
    • По цвету глаз
    1. У кого когти самые сильные?
    • У медведя
    • У муравьеда *
    • У льва
    1. и т.п.

    Педагогами зачитывается Клятва воспитателя

    Упражнение "Пчелы и змеи"

    Педагог-психолог: Я хочу предложить вам сыграть в игру под названием "Пчелы и змеи".

    Для этого нужно разбиться на две примерно равные группы. Те, кто хочет стать пчелами, отойдите к окнам, кто хочет играть в команде змей, подойдите к стене напротив... Каждая группа должна выбрать своего короля. А теперь я расскажу вам правила игры. Оба короля выходят из зала и ждут, пока их не позовут. Я спрячу два предмета, которые короли должны разыскать в зале. Король пчел должен найти "мед" - вот эту губку. А змеиный король должен отыскать "ящерицу" - вот этот карандаш. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать. Чем ближе их король подходит к "меду", тем громче должно быть жужжание. А змеи должны помогать своему королю шипением. Чем ближе змеиный король приближается к "ящерице", тем громче должно быть шипение. Теперь пусть короли выйдут, чтобы я смогла спрятать "мед" и "ящерицу". Пчелы и змеи могут занять свои позиции. Внимательно следите за тем, на каком расстоянии от цели находится ваш король. Тогда вы легко сможете ему помочь: громко жужжать или шипеть при его приближении к цели и тихо - при его удалении. Пожалуйста, помните: во время игры вы не имеете права говорить.

    Упражнение "Все мы чем-то похожи" 

    Педагог-психолог: Разбейтесь, пожалуйста, на группы по 4 или 5 человек. Пусть каждая группа сядет и составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например: "У каждого из нас есть сестра...", "Любимый цвет каждого из нас - синий" и т. д. У вас пять минут. Победит та группа, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт

    Релаксация «Невидимая нить»

    Информирование: «Известно, что давным-давно на свете жил один удивительный человек. У него были длинная седая борода и волосы, поэтому многие думали, что он стар и мудр. Другие же видели озорной блеск его глаз и говорили, что он молод. Этот человек умел то, чего не умели другие. И люди называли его мудрецом. Никто не знал, откуда он пришел, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким, как все. Менялись поколения, а мудрец по-прежнему жил среди людей. И они ощущали себя под его защитой.

    И вот пришел день, когда мудрец отправился в путь. Он обошел всю Землю, и узнал многих людей. И удивился мудрец, насколько разными были эти люди, их характеры, привычки, желания и стремления. «Как непросто всем уживаться друг с другом! — думал мудрец. — Что бы такого предпринять? — размышлял он». И тогда мудрец сплел тончайшую длинную нить. Задумал он обойти добрых сердцем людей и связать их этой чудесной нитью».

    Инструкция: закройте глаза и ожидайте появления нити у вас в руках.

    В это время ведущий включает релаксационную музыку и вкладывает в руку каждого из участников нить.

    «Воистину нить эта была уникальна. Гладкая и тонкая, она была совершенно незаметна для человека, но несмотря на это влияла на его взаимоотношения с другими людьми. Те, кому мудрец передал чудесную нить, стали добрее, спокойнее, терпеливее. Они стали более внимательно относиться друг к другу, стремились понять мысли и чувства ближнего. Иногда они спорили, но, о чудо, нить натягивалась, но не рвалась. Иногда они ссорились, и нить разрывалась, но после примирения оборванные концы нити связывались вновь. Только узелок напоминал о прошлой ссоре.

    Что сделали люди с подарком мудреца? Кто-то бережно берег, передавая тайну из поколения в поколение. Кто-то, не ощущая присутствия нити, оставлял на ней множество узелков, да и характер его постепенно менялся и становился «узловатым». Но главное, у каждого появилась способность протягивать невидимые нити к тем, кого он считал близкими и друзьями, соратниками и партнерами».

    Когда у каждого члена команды будет в руках нить, она образует замкнутый круг.

    — Дорогие друзья! Сейчас вы ощущаете в своих руках чудесную нить, подарок мудреца. Какова она на ощупь? Гладкая, шелковая, тонкая, прохладная… Давайте проверим, что может произойти, если каждый потянет ее на себя… Она натянется и станет резать руки. Такие отношения называют натянутыми…А если кто-то потянет нить на себя, а кто-то не станет этого делать… Что будет, давайте попробуем… Равновесие круга нарушается. Кто-то оказывается в более устойчивом положении, а кто-то совсем в неустойчивом… О таких ситуациях говорят «он тянет одеяло на себя»…

    Некоторые люди предпочитают надевать эту нить себе на шею. Хотите попробовать?.. Те, кто сейчас сделал это, наверное, ощутил, как больно нить режет шею… Про такие ситуации люди говорят «посадил себе на шею»…

    Разные эксперименты можно проводить с этой нитью. Собственно, многие люди посвящают этому целую жизнь. Натянут, разорвут, завяжут узел, наденут на шею или вообще отпустят… В нашей команде это недопустимо.

    Давайте сейчас найдем такое положение и натяжение нити, которое будет наиболее удобным для всех. И запомним это состояние каждой клеточкой нашего тела. Спасибо!

    Игра закончена, на время обсуждения нить можно положить в круг, потом смотать и убрать. Нить можно хранить среди ценных вещей и талисманов команды как символ связи между ее членами.

    Рефлексия. Главный вопрос для обсуждения: «Чему эта игра может научить команду?» Ответы всех членов команды желательно записывать на доске, так как этот материал можно использовать при формировании ценностей команды.

            

    Список литературы

    1.   Вачков И.В. Основы группового тренинга. – М.: Ось-89, 2000.

    2. Монина Г.Б., Лютова-Робертс, Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб.: Речь, 2007. - 224 с: ил.

    3. Самоукина Н.В. «Игры, в которые играют…». Психологический практикум. – Дубна: Феникс+, 2000.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    тренинг для педагогов "Вместе мы сила"

    ·         способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопонима­нию между педагогами...

    Тренинг для педагогов "Вместе мы сила"

    Возмож­ность для педагогов немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах что-то новое и, самое главное, - выразить друг другу ра­дость встречи....

    Сценарий тренинга для педагогов «Вместе – мы сила»

    Тренинг помогает раскрыть творческий потенциал каждого педагога и почувствовать себя частичкой единого целого....

    Тренинг "Вместе мы сила!"

    Описание практических упражнений на тренинге...

    Тренинг для педагогов ДОУ "Вместе мы сила"

    Задачи: Ø  способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами;Ø  повысить групповую сплоченность;Ø  снять мышечное и эмоциональное напряжение педагогов;Ø...

    Тренинг для педагогов "Вместе мы сила"

    тренинг для педагогов, способствующий позитивным взаимоотношениям, взаимопонима­нию между педагогами...

    Тренинг на сплочение педагогов "Вместе мы сила"

    Тренинг на сплочение педагогов включает в себя 5 упражений, направленными на создание чувства единства, организованности и сплоченности....