Проект "Звезды и созвездия"
рабочая программа (старшая группа) на тему

Матвеева Елена Андреевна

Актуальность. Проблематика проекта:

 

     Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Ночное звездное небо не оставляет равнодушным ни одного ребенка. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко.

      В звездной вселенной скрыто много таинственного и интересного. Кроме всего прочего, обогащая знания детей о космосе и солнечной системе можно более полно раскрыть тему смены времен года, частей суток.

           На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается мною не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества.

 

Согласно Госстандарту в рамках формирования у до­школьников естественно-научных представлений детям должны давать элементарные представления о Солнечной системе и основных космических явлениях. В настоящее время накоплен опыт изучения элементов астрономии в начальных классах школы, на книжных пол­ках появились многочисленные энциклопедии, сказки, кни­ги о космосе, об астрономии для детей дошкольного возраста.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько и др.).

Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие. И.Г. Песталоцци отмечал, что окружающий мир ребенка – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных  восприятий к четким понятиям».

         Однако, проведенный опрос выявил, что дети имеют поверхностные знания о космосе, недостаточный интерес и внимание родителей к космосу и празднику День космонавтики.

Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему добывать новую, интересную информацию про космос?  Данный  проект позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, оторванными от современной жизни.

      В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях. Понятно, что просто чтение рассказов о небесных телах, рассматривание иллюстраций, а тем более «сухое» переклады­вание материала школы на детский сад неприемлемы. Естест­венно, содержание и формы проведения занятий должны оп­ределяться воспитателем в соответствии с его интересами и знаниями, контингентом воспитуемых, спецификой ДОУ и т. д.        

            В организации работы с детьми  используются следующие методы:

• методы ТРИЗ, в которых успешно решаем задачи проблемного и развивающего обучения, побуждаем детей к поиску, моделированию, экспериментированию. Дети работают в атмосфере свободы мышления и творчества;

• наглядные методы: опорные схемы, таблицы, карты, эйдетика, в которых развиваем память, мышление; формируем навыки объяснительной речи, умение обосновывать свои мысли, делать выводы, побуждаем детей к размышлению;

• методы проектных технологий, в которых формируем умение конструировать свою деятельность, использовать свои знания на практике, искать ответы на вопросы, включаться в партнерские отношения со сверстниками и взрослыми;

• методы экспериментально — исследовательской деятельности, в которых опираемся на опыт ребенка, формируем сенсорно — перцептивную сферу у детей, представление о предметах, явлениях природы. В работа с детьми мной использовались вариативные формы работы: проблемно-поисковые ситуации, интегрированное, комплексное обучение, разбор проблемных ситуаций.

    Большое внимание мной  было уделено созданию условий для развития познавательно-речевой активности старших дошкольников, а также развитию их любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи, что способствовало всестороннему гармоничному развитию личности.

Знакомство с  космосом по данному проекту подразделяется на блоки:

1. В Солнечном царстве — Космическом государстве.

2. Страна 1000 Солнц.

3. Неизведанное — непознанное.

4. Экология космоса.

Изучая первый блок  проекта, дети узнают о космиче­ском доме нашей планеты — Солнечной системе; Солнце и планетах, вращающихся вокруг него. Путешествуя по этому дому, дети должны усвоить, что такое Солнце, планеты, спут­ники, астероиды; как происходит смена времён года её дня и ночи; существование или отсутствие жизни на планетах; о Лу­не — спутнике Земли и тд.

Во втором блоке даются представления о звёздах, со­звездиях, о звёздных домах — Галактиках, о Солнце как звез­де. Детей знакомятся с мифами и легендами Древнего мира. Они учатся находить самые яркие созвездия, такие как Боль­шая Медведица, Кассиопея, Малая Медведица, Орион и т. д.; Полярную звезду.

Через содержание третьего блока осуществляются раз­вивающие и воспитательные цели  проекта. На занятиях дети под руководством воспитателя фантазируют о внезем­ных цивилизациях, констатируют и «заселяют» другие плане­ты, дискутируют, знакомятся с тайнами своей планеты (Снеж­ный человек, Лохнесское чудовище) и тд., рассматривают ри­сунки очевидцев НЛО, сами рисуют по представлению обитателей иных миров. Важно, чтобы у детей формировался не страх перед неизведанным, а спокойный интерес и умение принимать жизнь в разных проявлениях.

Четвёртый блок призван реализовать задачи экологиче­ского воспитания детей. На примере того, как дети учатся обу­страивать планету Земля, т.е. ухаживают за растительным и животным миром, выявляют неблагополучия в природе и уст­раняют их, изучают законы природы, строится обучение эко­логии космоса. Дети моделируют ситуации неблагополучия, которые могут возникнуть в результате деятельности челове­ка в космосе и способы их устранения. Дети констатируют экологически «правильные» планеты.

Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.

Знакомство с Космосом по данному проекту проходят раз в неделю; 4 раза в месяц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kosmos_matveeva.docx620.59 КБ

Предварительный просмотр:

Нижневартовск, 201

Проект  «Звезды и созвездия»

Карта проекта

Вид проекта

  • Познавательно-исследовательский
  • групповой

Продолжительность проекта:

  • долгосрочный (ноябрь 2016- апрель 2018)

Участники проекта:

  • воспитанники старшего дошкольного возраста
  • воспитатели
  • родители воспитанников

Образовательные области:

  • познавательное развитие
  • речевое развитие
  • художественно-эстетическое развитие
  • социально-коммуникативное развитие
  • физическое

Разработчик проекта

  • Воспитатель

Матвеева Елена Андреевна

Цель проекта:

  • формирование  у  детей старшего дошкольного возраста познавательно-исследовательские способности посредством ознакомления с первоначальными астрономическими  представлениями о космическом пространстве, освоении космоса.

Задачи проекта: 

  • сформировать у детей представления о том, что Вселенная – это множество звёзд, планет и небесных тел.
  • Познакомить детей с освоением человеком космического пространства, рассказать о значении космических исследований для жизни людей на Земле.
  • Познакомить  с историей освоения космоса
  • развивать любознательность и познавательную активность, расширить и активизировать словарный запас детей;
  • воспитывать чувство гордости за свою Родину, желание развивать в себе выносливость, смелость.
  • привлечь родителей к совместному творчеству.

Ожидаемый  результат:

  • у детей повысится на 25%  уровень  знаний и представлений    о космосе, космонавтах, Вселенной, планете Земля.
  • расширится на 15% словарный запас детей, дети смогут активно использовать новые слова в речи.
  • у детей появится желание добывать новые знания, воспитывать в себе новые качества характера.
  • родители смогут проявить себя в совместном с детьми творчестве.

Актуальность. Проблематика проекта:

     Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Ночное звездное небо не оставляет равнодушным ни одного ребенка. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко.

      В звездной вселенной скрыто много таинственного и интересного. Кроме всего прочего, обогащая знания детей о космосе и солнечной системе можно более полно раскрыть тему смены времен года, частей суток.

           На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается мною не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества.

Согласно Госстандарту в рамках формирования у дошкольников естественно-научных представлений детям должны давать элементарные представления о Солнечной системе и основных космических явлениях. В настоящее время накоплен опыт изучения элементов астрономии в начальных классах школы, на книжных полках появились многочисленные энциклопедии, сказки, книги о космосе, об астрономии для детей дошкольного возраста.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько и др.).

Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие. И.Г. Песталоцци отмечал, что окружающий мир ребенка – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных  восприятий к четким понятиям».

         Однако, проведенный опрос выявил, что дети имеют поверхностные знания о космосе, недостаточный интерес и внимание родителей к космосу и празднику День космонавтики.

Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему добывать новую, интересную информацию про космос?  Данный  проект позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, оторванными от современной жизни.

      В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях. Понятно, что просто чтение рассказов о небесных телах, рассматривание иллюстраций, а тем более «сухое» перекладывание материала школы на детский сад неприемлемы. Естественно, содержание и формы проведения занятий должны определяться воспитателем в соответствии с его интересами и знаниями, контингентом воспитуемых, спецификой ДОУ и т. д.        

            В организации работы с детьми  используются следующие методы:

• методы ТРИЗ, в которых успешно решаем задачи проблемного и развивающего обучения, побуждаем детей к поиску, моделированию, экспериментированию. Дети работают в атмосфере свободы мышления и творчества;

• наглядные методы: опорные схемы, таблицы, карты, эйдетика, в которых развиваем память, мышление; формируем навыки объяснительной речи, умение обосновывать свои мысли, делать выводы, побуждаем детей к размышлению;

• методы проектных технологий, в которых формируем умение конструировать свою деятельность, использовать свои знания на практике, искать ответы на вопросы, включаться в партнерские отношения со сверстниками и взрослыми;

• методы экспериментально — исследовательской деятельности, в которых опираемся на опыт ребенка, формируем сенсорно — перцептивную сферу у детей, представление о предметах, явлениях природы. В работа с детьми мной использовались вариативные формы работы: проблемно-поисковые ситуации, интегрированное, комплексное обучение, разбор проблемных ситуаций.

    Большое внимание мной  было уделено созданию условий для развития познавательно-речевой активности старших дошкольников, а также развитию их любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи, что способствовало всестороннему гармоничному развитию личности.

Знакомство с  космосом по данному проекту подразделяется на блоки:

1. В Солнечном царстве — Космическом государстве.

2. Страна 1000 Солнц.

3. Неизведанное — непознанное.

4. Экология космоса.

Изучая первый блок  проекта, дети узнают о космическом доме нашей планеты — Солнечной системе; Солнце и планетах, вращающихся вокруг него. Путешествуя по этому дому, дети должны усвоить, что такое Солнце, планеты, спутники, астероиды; как происходит смена времён года её дня и ночи; существование или отсутствие жизни на планетах; о Луне — спутнике Земли и тд.

Во втором блоке даются представления о звёздах, созвездиях, о звёздных домах — Галактиках, о Солнце как звезде. Детей знакомятся с мифами и легендами Древнего мира. Они учатся находить самые яркие созвездия, такие как Большая Медведица, Кассиопея, Малая Медведица, Орион и т. д.; Полярную звезду.

Через содержание третьего блока осуществляются развивающие и воспитательные цели  проекта. На занятиях дети под руководством воспитателя фантазируют о внеземных цивилизациях, констатируют и «заселяют» другие планеты, дискутируют, знакомятся с тайнами своей планеты (Снежный человек, Лохнесское чудовище) и тд., рассматривают рисунки очевидцев НЛО, сами рисуют по представлению обитателей иных миров. Важно, чтобы у детей формировался не страх перед неизведанным, а спокойный интерес и умение принимать жизнь в разных проявлениях.

Четвёртый блок призван реализовать задачи экологического воспитания детей. На примере того, как дети учатся обустраивать планету Земля, т.е. ухаживают за растительным и животным миром, выявляют неблагополучия в природе и устраняют их, изучают законы природы, строится обучение экологии космоса. Дети моделируют ситуации неблагополучия, которые могут возникнуть в результате деятельности человека в космосе и способы их устранения. Дети констатируют экологически «правильные» планеты.

Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.

Знакомство с Космосом по данному проекту проходят раз в неделю; 4 раза в месяц.

В рамках  этого проекта создаётся музей Космоса в детском саду, что позволяет более эффективно организовать работу.

 Предварительная работа:

  • подбор иллюстративного материала по теме;
  • подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей.

Работа с родителями:

  • ознакомление родителей с целями и задачами проекта;
  • информация в приемной: «Беседы о космосе. Что интересно дошкольникам»;
  • привлечение родителей к организации предметно-развивающей среды.

Реализация проекта:

1-й этап - подготовительный

  • Первичная диагностика детей
  • Анализ подобранной литературы
  • Организация предметно-развивающей среды
  • Разработка каталога подвижных игр
  • Подготовка  различных презетнаций

2-й этап – основной

  • Разработка конспектов организованной образовательной деятельности, проведение занятий, экспериментов, игр.
  • Организация продуктивной деятельности детей по теме «Космос».
  •  Разработка конспектов и проведение различных мероприятий с родителями.

3-й этап – заключительный

  • Праздник
  • Выставка продуктивной деятельности детей.
  • Презентация проекта.
  • Итоговая диагностика дошкольников.

 

Интеграция по образовательным  областям

Содержание деятельности

Задачи области

Образовательная область «Физическая культура»

Эстафеты,  соревнования,  подвижные игры по теме проекта

Физкультурный досуг.

    -  развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); 
    -  накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); 
     - формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. 

Образовательная область «Здоровье»

Игры настольно печатные

 «Хорошо – плохо»;

 «Найди лишнее»

 

     - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;      

      - формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. 

Образовательная область «Познание»

Наблюдения, экскурсии.

Дидактические игры. «Найди дорогу на Землю»; «Волшебная космическая палочка»; «Космическое лото».
Знакомство с  глобусом.

Загадывание загадок по теме проекта. 
Разрешение проблемных ситуаций

 Кроссворды по теме проекта.

Настольно печатные игры «Космос», «Космическое путешествие»

Просмотр видеофильмов «Планеты», «Вселенная» и др.

Экспериментальная деятельность «Земля и Солнце»;

Экскурсия в планетарий.

     - сенсорное развитие; 
    -  развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; 
    -  формирование элементарных математических представлений;
     - формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. 

Образовательная область «Коммуникация»

Беседы с детьми на темы «Наша планета Земля»,

серия  картинок «Что мы видели на небе».

Работа в книжном уголке: рассматривание иллюстраций по теме проекта.

Создание «Космического словаря ».
Игра  «Планеты » «Письмо космическим друзьям», «Продолжи ряд слов»
Игра «Узнай по описанию планету».

     - развитие свободного общения со взрослыми и детьми; 
     - развитие всех компонентов устной речи детей
     - практическое овладение воспитанниками нормами речи

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Рассматривание иллюстраций по теме: «Солнечная система», чтение произведений о космосе.

Чтение стихов, пересказ   историй.

    -  формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; 
     - развитие литературной речи; 
     - приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. 

Образовательная область «Социализация»

Сюжетно-ролевые игры «Космонавты»,  «Путешествие на Луну», «Строим космодром»

     - развитие игровой деятельности детей; 
     - приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); 
     - формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. 

Образовательная область «Труд»

 Совместно с родителями изготовить атрибуты  к сюжетно-ролевым играм по теме проекта.

Изготовление  макетов, атрибутов к сюжетно-ролевым играм по теме проекта.

Создание книги о космосе

     - развитие трудовой деятельности; 
     - воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; 
     - формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. 

Образовательная область «Безопасность»

Беседа   по ознакомлению с окружающим  социальным миром и правилами поведения

    -  формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; 
     - приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; 
    -  формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. 

Образовательная область «Музыка»

Театральные костюмы  космонавта , космических пришельцев

Инсценировка «Большое космическое путешествие»
Разучивание музыкально-ритмической композиции по теме проекта.

     - развитие музыкально-художественной деятельности; 
     - приобщение к музыкальному искусству. 

Образовательная область «Художественное творчество»

 Изготовление  поделок из бросового материала «Космическое путешествие»

 Рисование, аппликация, конструирование  на тему «Космос»

 - развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); развитие детского творчества;

- приобщение к изобразительному искусству. 

 

И в заключение хочу сказать что…

Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя». Развивает волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия и способствует успешному обучению в школе. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

 

Список литературы:

  1. Дейнеко О.В. Использование метода игрового моделирования в работе с детьми  // ж. «Справочник старшего воспитателя» №3/2009, стр. 22.
  2. Близнецова В.С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ //ж. «Справочник старшего воспитателя» №9/2009, стр. 33.
  3. Богина М.Ю. Полет в космос  //ж. «Справочник старшего воспитателя» №4/2009, стр. 69.
  4. Н.Васильева Проектная деятельность; участвуем вместе.//ж. «Дошкольное воспитание», № 10 /2011 г.,стр.49.
  5. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? //Книга для воспитателей, гувернеров и родителей – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005 - 96 с.
  6. Л.Н. Прохорова   Организация экспериментальной деятельности дошкольников» . Методические рекомендации – М.: АРКТИ, 2003 - 64 с.

Приложение  1

Календарно-тематическое планирование  проекта

«Звезды и созвездия»

Сроки

Форма работы

Задачи

Образовательные области

Участники

Ноябрь

2016г.

  Беседа, опрос воспитанников

 Выявить первоначальный уровень знания детей о космосе

 

Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие

дети

воспитатель

Ноябрь

2016г.

Физкультурное занятие «Полет в космос»

Воспитывать желание совершенствовать свои физические качества, целеустремленность, развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость.

Физическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

дети
воспитатель

 

Ноябрь 2016г.

Чтение «Собаки-космонавты»

Познакомить с материалом о собаках-космонавтах, воспитывать любовь и уважение к этим смелым животным.

Речевое развитие

Познавательное развитие

дети

воспитатель

Ноябрь 2016г.

Экспериментирование «Почему происходит смена дня и ночи»

Расширять представления  детей о космических телах, о космических явлениях

Речевое развитие

Познавательное развитие

дети

воспитатель

Декабрь 2016г.

Беседа «Из истории возникновении ракеты»

Сформировать у детей понятия «ракета», «комический корабль», разъяснить их предназначение.

Речевое развитие

Познавательное развитие

дети

воспитатель

Декабрь 2016г

Конструирование ракеты. Аппликация.

Развивать потребность в творческой деятельности при работе с бумагой.

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

дети

воспитатель

родители

Декабрь 2016г.

Работа с родителями: «отправляемся в космическое путешествие»

Привлечь родителей к творческой совместной деятельности с детьми

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

дети

воспитатель

родители

Декабрь 2016г

Экспериментирование «как образуются облака»

Формировать стремление детей к познавательной активности,

Речевое развитие

Познавательное развитие

дети

воспитатель

Январь 2017

Чтение стихов про космос, космонавтов. Рассказ о Ю.А. Гагарине

Познакомить детей с подвигом первого космонавта. Побуждать детей общению с взрослым посредством вопросов.

Речевое развитие

Познавательное развитие

дети

воспитатель

Январь 2017

Лепка «Покорители космоса»

Формировать у детей приемы лепки на примере изготовления фигурки космонавта

Художественно-эстетическое развитие

дети

воспитатель

Январь 2017

Информация для родителей «Это интересно»

Побуждать родителей получать новые знания, тем самым показывая пример детям.

Работа с родителями

воспитатель

родители

Январь 2017

Экспериментирование

«Солнечное затмение»

Расширять представления детей о космических явлениях.

Социально-коммуникативное развитие

познавательное

Речевое развитие

дети

воспитатель

Февраль 2017

Сюжетно-ролевая игра «Летим в космос»

Развивать игровую деятельность детей, развивать воображение и фантазию

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

дети

воспитатель

Февраль 2017

Рисование «Инопланетяне, какие они?»

Развивать потребность в творческой деятельности.

Художественно-эстетическое развитие

дети

воспитатель

Февраль 2017

Космические опыты

При помощи фонарика показать детям смену дня и ночи и времен года

Познавательное развитие

дети

воспитатель

Февраль 2017

Конструирование «Создаем музей»

Развивать логическое мышление, вооружение, фантазию

Художественно-эстетическое развитие

дети

воспитатель

Март 2017

Дидактическая игра «Найди пару»

Развивать логическое мышление, связную речь

Социально-коммуникативное развитие

дети

воспитатель

Март 2017

Занятие по ФЭМП «Летим в космос»

Формировать элементарные математические представления в игровой форме

Речевое развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

дети

воспитатель

Март 2017

Беседа «Какая она  Луна?»

Сформировать представления детей о Луне как спутнике Земли.

Речевое развитие

Познавательное развитие

дети

воспитатель

Март 2017

Экспериментирование

«Солнце и земля»

Дать представления о  размерах планет, звезд,

Речевое развитие

Познавательное развитие

дети

воспитатель

Апрель 2017

 Реализация кратковременного проекта совместно с родителями  «Мы – дети Галактики»

Активизировать словарный запас детей, побуждать их к фантазированию,

Расширять представления родителей и детей о космосе. Развивать коммуникативные  , художественно-эстетические навыки.

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

дети

воспитатель

родители

Апрель 2017

Космические раскраски

Заинтересовать детей космической темой, побуждать к творчеству при раскрашивании, воспитывать эстетический вкус.

Художественно-эстетическое развитие

дети

воспитатель

Апрель 2017

Занятие «Вода и воздух – богатство нашей планеты»

Беседа «Что случится с нашей планетой, если…»

Приобщение к правилам поведения, безопасного для человека и окружающего мира природы. Обобщить представления детей о планете Земля, об условиях, необходимых для жизни. Воспитывать любовь к своей планете и желание беречь её.

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

дети

воспитатель

Апрель 2017

Экспериментирование

«Солнечная система»

Подведение итога реализации проекта «Мы – дети Галактики»

Закрепить представления детей о вращении планет вокруг солнца, о Вселенной

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

дети

воспитатель

родители

Май 2017

Подвижная игра «Летает – не летает»

Развивать память, внимание, быстроту реакции.

Социально-коммуникативное развитие

дети

воспитатель

Май 2017

Загадки про космос

Формировать у детей представления, связанные с космосом на примере загадок

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развтиие

дети

воспитатель

Май 2017

Развлечение «Ждут нас быстрые ракеты

Подвести итог полученных знаний, повысить эмоциональный фон детей.

Физическое развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

дети

воспитатель

муз. рук-ль

Май 2017

  Беседа, опрос воспитанников

Выявить   (промежуточный) уровень знания детей о космосе

 

Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие

дети

воспитатель

Сентябрь 2017

Проведение родительского собрания совместно с воспитанниками в рамках темы.

Расширять  представления родителей и воспитанников о космосе, воспитывать уважение к старшим.

Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие

дети

воспитатель

Сентябрь 2017

Проведение интегрированного занятия «Созвездия»

Дать представления о звездах и созвездиях

Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие

дети

воспитатель

Сентябрь 2017

Дидактическая игра «Звездочет»

Закрепить представления о расположении  звезд на западном полушарии

Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие

дети

воспитатель

Сентябрь 2017

Экспериментирование

«Смена времен года»

Расширять представления детей о космосе, экологии космоса

Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие

дети

воспитатель

Октябрь 2017

Проведение  тематического занятия

- «Человек и космос»;

Расширять представления детей об освоении космоса людьми

Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие

дети

воспитатель

Октябрь 2017

Аппликация «Солнечная система»

Закрепить представления детей о солнечной системе, развивать воображение.

Художественно-эстетическое развитие

дети

воспитатель

Октябрь 2017

Посещение  планетария  - экскурсия

Расширять представления детей о космосе, знакомство с новыми созвездиями.

Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие

дети

воспитатель

Октябрь 2017

Экспериментирование

«Земное притяжение»

Расширять представления детей о  законах физики  Земли  и других планет

Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие

дети

воспитатель

Ноябрь 2017

 Беседа «Человек и космос»

Продолжать знакомить детей с освоением космоса

Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие

дети

воспитатель

Ноябрь 2017

Конструирование

«Космодром»

Закрепить представления детей о различных летальных аппаратах

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

дети

воспитатель

Ноябрь 2017

Праздник «В гостях у Лунтика»

Расширить представления детей о НЛО,  привлечь родителей к организации совместных мероприятий

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие

дети

воспитатель, родители

Ноябрь 2017

Экспериментирование «Далеко-близко»

Закрепить представления детей о Солнце и его значении для всего живого

Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие

дети

воспитатель

Декабрь 2017

Проведение  занятия «Сколько звезд на небе?»;

Продолжать знакомить детей с многообразием созвездий

Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие

дети

воспитатель

Декабрь 2017

Посещение планетария совместно с родителями

Расширять представления  о солнечной системе, знакомство с телескопом

Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие

дети

воспитатель

родители

Декабрь 2017

Чтение А.Леонов «Я выхожу в космос»

Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.

Речевое развитие

Познавательное развитие

дети

воспитатель

Декабрь 2017

 Оформление выставки «Мы – жители планеты Земля»

 Закрепить знания детей о космических катастрофах, расширять знания об экологии космоса

Речевое развитие

Познавательное развитие

дети

воспитатель

Январь 2018

Проведения беседы  «Космонавты»

Расширять знания детей о космодроме, о профессии космонавтов

Речевое развитие

Познавательное развитие

дети

воспитатель

Январь 2018

Экспериментирование

«Далекое свечение»

Знакомство с понятием «Пояс Ориона»

Речевое развитие

Познавательное развитие

дети

воспитатель

Январь 2018

Рисование «НЛО»

Развивать воображение, расширять знания детей о НЛО

Художественно-эстетическое развитие

познавательное

дети

воспитатель

Январь 2018

Выставка работ «Солнечная система»

 Закрепить знания детей о расположении планет в солнечной системе

Художественно-эстетическое развитие

познавательное

дети

воспитатель

Февраль 2018

Интегрированное занятие «В гостях у инопланетян»

Расширять  представления детей о многообразии грунта на других планетах

Речевое развитие

Познавательное развитие

дети

воспитатель

Февраль 2018

Чтение «Незнайка на луне» Носова

Закрепить представления о невесомости

Речевое развитие

Познавательное развитие

дети

воспитатель

Февраль 2018

Спортивное мероприятие «Космонавты»

Развивать выносливость, стремление быть  смелым, отважным, расширять представления о тренировках космонавтов

Физическое развитие

Дети воспитатель

Февраль 2018

Экспериментирование

«Дневные звезды»

Дать представления о том, что звезды светят постоянно

Речевое развитие

Познавательное развитие

дети

воспитатель

Март 2018

 Аппликация  «Звезды и созвездия»

Продолжать знакомить детей с многообразием созвездий

Художественно-эстетическое развитие

познавательное

дети

воспитатель

Март 2018

Посещение планетария -экскурсия

Продолжать знакомить детей с многообразием созвездий, расположением планет

Речевое развитие

Познавательное развитие

дети

воспитатель

Март 2018

Чтение стихов про космос

Знакомить с произведениями разных народов

Речевое развитие

Познавательное развитие

дети

воспитатель

Март 2018

Экспериментирование

«За горизонтом»

Дать представления детей о восходе, западе, закрепить знания о смене дня и ночи

Речевое развитие

Познавательное развитие

дети

воспитатель

Апрель 2018

Лепка «НЛО» с использованием бросового материала

Закрепить преставления  детей о НЛО

Художественно-эстетическое развитие

познавательное

дети

воспитатель

Апрель 2018

Занятие «Космолет»

Расширять преставления детей о строении ракет, космических аппаратов

Речевое развитие

Познавательное развитие

дети

воспитатель

Апрель 2018

Экспериментирование

«Звездные кольца»

Дать представления о свечении звезд

Речевое развитие

Познавательное развитие

дети

воспитатель

Апрель 2018

Занятие «Черные дыры»

Обогащать знания детей об экологии космоса

Речевое развитие

Познавательное развитие

дети

воспитатель

Май 2018

 Аппликация  «Космолет» с использованием бросового материала

Закрепить представления детей о строении ракет, летальных аппаратов

Художественно-эстетическое развитие

познавательное

дети

воспитатель

Май 2018

Подведение итогов. Презентация проекта. Итоговая диагностика.

Закрепить знания детей о Космосе

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

дети

воспитатель

Приложение 2

 Опросный лист

для выявления уровня   знаний  воспитанников

  по итогам  реализации проекта «Звезды и созвездия»

Вопрос/ ответ

0 баллов

 1 балл

2 балла

Что такое солнечная система?

Затрудняется с ответом.

Ответ односложный, отвечает с подсказками, наводящими вопросами

Отвечает самостоятельно,  полными предложениями.

Как называется ближайшая к нам звезда? планета?

Затрудняется с ответом.

Отвечает только на один вопрос.

Отвечает самостоятельно,  полными предложениями.

Какие планеты солнечной системы ты знаешь? Какая из них самая большая?

Затрудняется с ответом, отвечает по подсказкам, картинам, называет менее3  планет.

 Называет более 6 планет солнечной системы

Отвечает самостоятельно,  полными предложениями.

Кто первым полетел в космос? Каких космонавтов ты знаешь?

Затрудняется  с ответом.

Отвечает на первый вопрос, показывает и называет по картине 1-2 космонавтов

 Отвечает самостоятельно,  называет и показывает более 2 космонавтов

Какие созвездия нашего неба ты знаешь?

Затрудняется  с ответом.

Называет 2-3 созвездия, может показать 1   созвездие на карте

Называет и показывает более 3 созвездий

Когда впервые человек полетел в космос? Как назывался космический корабль на котором полетел Ю.А Гагарин?

Затрудняется  с ответом.

Отвечает только на один вопрос.

Отвечает самостоятельно,  полными предложениями.

Как ты считаешь, какими качествами должен обладать космонавт?

Затрудняется  с ответом.

Отвечает односложно, по наводящим вопросам.

Отвечает самостоятельно,  полными предложениями.

Критерии  уровня усвоения материала по проекту «Звезды и созвездия»

0-3 балла – низкий уровень

3- 10 баллов – средний уровень

более 10 баллов – высокий уровень усвоения материала

Средства мониторинга:  игры – беседы, обобщающие и проблемно – поисковые ситуации, вариативно – игровые задания.

 

Приложение 3

Подвижные  игры:

«Ждут нас быстрые ракеты»

По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:
- Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять в круг и игра начинается сначала.

«Космонавты»

Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».
- Запускаем мы ракету « У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса, 
- Завели моторы  «Р- р- р»: движение по кругу друг за другом
- Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.
- На  заправку полетели: присели -  руки вперёд, заправились – руки опустили.
Игра повторяется несколько раз по желанию детей.

«Ракетодром»

Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полётов по планетам. 
На какую захотим, 
На такую полетим! 
Но в игре один секрет –
Опоздавшим места нет! 
Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.

«Невесомость»

Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети вставшие на вторую ногу садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.

«Солнышко и дождик»

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу.
Дети сидят на скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко» ,дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик. Скорей домой!» дети на свои места.

«Солнце – чемпион».

Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:

На Луне жил звездочет.
Он планетам вел учет:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун.

Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников.

Приложение 4

Дидактические игры:

«Восстанови порядок в солнечной системе»

Цель: Закрепить знания детей о расположении планет по порядку в солнечной системе, запоминая названия планет. Раскладываем модели планет на ковре, и ведущий читает стихи о планете которую нужно найти. Кто её узнаёт, тот её и берёт, выкладывает на орбиту за Солнцем. Все планеты должны занять своё место в системе. В заключении, назвать каждую планету.                                                                                                    

 

«Найди лишнее»

На карточке изображено 5 картинок. 4 картинки из одной группы, пятая лишняя. Нужно найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор.

«Подбери созвездие».

Соединить линиями созвездие с нужной картинкой.

http://dovosp.ru/insertfiles/images/articles/for_teachers/cognitive%20and%20language%20development/tsikl_zanyatii_k_proektu_genii_m_v_lomonosova-dety/zanatie_kosmos26.jpg

  

«Добавь словечко»

Главным правилом у нас
Выполнять любой (приказ).
Космонавтом хочешь стать?
Должен много-много (знать).
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит (труд).
Только дружных звездолёт
Может взять с собой (в полёт).
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на (орбиту).
Чистый небосвод прекрасен,
Про него есть много басен.
Вам соврать мне не дадут,
Будто звери там живут.
Есть в России хищный зверь,
Глянь – на небе он теперь!
Ясной ночью светится –
Большая …(Медведица).
А медведица – с ребенком,
Добрым, славным медвежонком.
Рядом с мамой светится
Малая … (Медведица).
Планета с багровым отливом.
В раскрасе военном, хвастливом.
Словно розовый атлас,
Светится планета … (Марс).
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный… (телескоп).
До луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая… (ракета).
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски астронавт,
А по-русски… (космонавт).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для детей с использованием ИКТ по РЭМП на тему "Путешествие к созвездию Весы"(измерение массы предметов) "

Тема: "Путешествие к созвездию Весы"Цель: Формирование представлений об измерении массы предметов с помощью различных видоов весов, о сложении и вычитании масс предметов;Умение составлять задачи ...

Фестиваль детского творчества "Созвездие талантов"

Сценарий районного фестиваля посвящён юбилейной дате- 65 летию Победы в Великой Отечественной войне....

КАРТОТЕКА СОЗВЕЗДИЙ

Ознакомление детей с созвездиями, их названиями, формой, способствует развитию абстрактного мышления....

Презентация "Созвездия и звёзды"

Данная презентация предназначена для воспитателей логопедических групп по теме "Знакомство с космосом ". Даётся понятие о Млечном пути, звёздах и созвездиях, как найти Полярную звезду, что такое солнц...

Семья – созвездие земное.Совместная образовательная деятельность с родителями

Расширять представления детей о понятии «семья», закрепить знания о том, что у каждого человека должна быть своя семья, родные; формировать представления о родственных отношениях; воспитывать не...

Коррекционная работа с детьми, направленная на обучение конструктивного поведения.Конспект занятия педагога – психолога с детьми старшей группы из реализованной программы «Созвездие».

Дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь, нуждаются в психолого – педагогиче...

Конспект НОД по реализации ОО "Художественное творчество" рисование "Созвездие" (техника "Граттаж")

Конспект НОД по реализации ОО "Художественное творчество" рисование "Созвездие"(техника "Граттаж")...