Авторская программа "Ловкие пальчики" по развитию мелкой моторики.
рабочая программа на тему

Кулемина Татьяна Викторовна

Авторская программа "Ловкие пальчики" по развитию мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lovkie_palchiki.docx28.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Сказка» муниципального образования – Путятинский муниципальный район Рязанской области

Принято                                                                                                           Утверждено

педагогическим советом учреждения                                        Заведующий МДОУ «Сказка»

протокол № 1                                                                               _________Е.А. Мирошкина

« 30» августа 2017 г.                                                                             « 30 » августа 2017г.

Вариативная часть рабочей программы

с детьми 3-4 лет

"Ловкие пальчики"

(развитие мелкой моторики)

                                                                                                          Воспитатель:

Кулемина Т.В.

с. Путятино 2017-2018 уч. год.

Содержание.

Раздел 1.

  1. Пояснительная записка.

 Актуальность.

 Проблема.

 Цель.

 Задачи.

 Участники.

 Направленность программы.

 Основные принципы педагога при реализации программы.

 Возрастные особенности детей 3-4 лет.

Раздел 2

2.1 Календарно- тематическое планирование.

Раздел 3

2.2 Материально - техническое обеспечение.

2.3 Список используемой литературы.

 Раздел 1

1.1.Пояснительная записка.

Актуальность.

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движения пальцев рук) и тактильной чувствительности-мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающие импульсы центральную нервную систему человека.

  Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно-надо обратить их в интересные и полезные игры.

Наряду с развитием мелкой моторики развивается память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Мелкая моторика рук -это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности даёт сама жизнь.

    Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для малышей при помощи обычных предметов домашнего обихода. Самое главное-для того, чтобы играть с ребёнком, нам не нужно ничего покупать специально-у нас всё под рукой: пуговицы баночки, тюбики, крышки, крупа, полотенца, тряпочки, бумага.

    Уровень развития мелкой моторики- один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

      Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребёнка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

        Занятия проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа проводится естественно, не возникает психического напряжения.

Проблема: наблюдая за детьми в младших группах детского сада, я заметила, что у многих детей недостаточно развита моторика рук. Одни не могли правильно держать ложку, другие собрать конструктор и мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи застёгивать застёжки и липучки на одежде, не говоря уже о пуговицах и шнурках. Проблемы развития мелкой моторики

Проблемы развития мелкой моторики изучаются достаточно давно. Многие ученные показали в своих исследованиях роль двигательно-кинестического анализатора в развитии речи и мышления, а так - же доказали, что первой и главной врожденной формой деятельности является двигательная. И. П. Павлов считал, что речь - это мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга. Многие ученные, в том числе и современные считают, что все способности детей находятся в кончиках их пальцев. Важно развитие мелкой моторики рук для речевого развития ребенка. В настоящее время разработано достаточно много упражнений, которые помогают развить пальцевую моторику

Цель: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

 Задачи:

Образовательные:

  • формировать представления о пространственных признаках и отношениях (понятиях наверху, внизу, справа, слева, внизу);
  • привить интерес к прописыванию различных графических элементов;
  • способствовать формированию координации движения ведущей руки.

  Развивающие:

  • развивать умение производить точные движения кистью и пальцами;
  • развивать способности координированной работы рук со зрительным                         развитие восприятием;
  • развитие творческой активности;
  •  формировать умения воплощать свои идеи художественный образ;
  • развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые    способности,

учитывая индивидуальные и возрастные особенности;

развивать речь детей, обогащать их словарь.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к своему и чужому труду;
  •   воспитывать любознательность.

Участники:

  • Дети второй младшей группы.
  • Воспитатель.

 Направленность:

  • познавательно-речевая деятельность;
  • изобразительная деятельность;
  • игровая деятельность;
  • практическая деятельность.

 Основные принципы работы педагога при реализации программы:

  -уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в         сочетании с разумной требовательностью;

 - комплексный подход при разработке занятий;

 - систематичность и последовательность занятий;

 - вариативность содержания и форм проведения занятий;

 - наглядность;

 -адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребёнку в                  процессе занятий;

 -постепенность, систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых и доступных знаний к более сложным, комплексным;

-индивидуализация темпа работы- переход к новому этапу обучени только после полного освоения материала предыдущего этапа;

-повторность материала, позволяющего формировать и закреплять           механизмы реализации функции.

 Возрастные особенности детей 3-4 лет.

Развитие происходит постепенно. Это происходит последовательно, начиная от периода новорожденности.  Ребенок, начинает брать и удерживать предмет, перекладывает предмет, например, какую -либо игрушку из руки в руку. Начинает узнавать предметы на расстоянии. При захвате предмета участвует большой палец и конечные фаланги других. В игре ребенок начинает исследовать предметы различными путями. В возрасте 1.6 -3 года у ребенка формируется зрительное восприятие предметов. А так-же появляется преобладающая рука, которая со временем может меняться. В возрасте 3-4 года ребенок должен уметь обводит по конурам, хорошо брать мяч.

. В 3-4 года четко держит карандаш или ручку пальцами, собирает и строит различные постройки с кубиков и многое другое

Раздел 2

2.1. Календарно-тематическое планирование.

Месяц

Тема занятий

Программное содержание

Сентябрь

"Цветы на клумбе"

(лепка рельефная)

Создание рельефных картин:

Отрывание (отщипывание) кусочков пластилина (красного, желтого цвета) и примазывание к фону.

Развивать чувство цвета, мелкую моторику.

Октябрь

"Падают, падают листья…"

(обрывная аппликация)

Вызвать интерес к созданию коллективного панно из осенних листьев (кусочков бумаги, жёлтого цвета).

Освоение техники наклеивания. Развитие мелкой моторики.

Ноябрь

"Узоры на манке"

(рисование пальчиками на манной крупе)

Создание изображений на манной крупе: изображение ладошек. Развитие тактильных ощущений и мелкой моторики.

Декабрь

"Бусы для ёлочки"

(раскрашивание макарон и нанизывание из них бус)

Изготовление украшений для ёлочки из макаронных изделий. Развитие чувства цвета и ритма. Развитие мелкой моторики.

Январь

"Вкусное печенье"

(лепка из солёного теста орешков)

Продолжить знакомство с тестом как художественным материалом. Получение силуэтных изображений из теста: отпечатки, выдавливание. Обведение и украшение форм пальчиками. Развитие тактильных ощущений и мелкой моторики.

Февраль

"Снеговик"

(аппликация из комочков ваты или бумажных салфеток)

Создание образа снеговика в сотворчестве с воспитателем: выкладывание и приклеивание бумажных салфеток в пределах нарисованного контура. Развитие чувства формы и ритма, глазомера и мелкой моторики.

Март

"Цветок для мамы"

(рисование с элементами аппликации)

Подготовка картинок в подарок мамам на праздник. Освоение техники раскрашивания, выделение серединки. Развивать глазомер, мелкую моторику.

Апрель

"Верба"

(аппликация из ватных палочек)

Создание образа цветущей вербы из подручного материала. Способствовать воспитанию интереса к прекрасному, окружающему нас. Развивать мелкую моторику.

Май

"Вот какой у нас салют!"

(лепка рельефная)

Создание коллективной композиции в сотворчестве с воспитателем. Сочетание приёмов лепки: раскатывание жгутика и шарика, их соединение и включение в общую композицию. Развитие чувства формы, ритма, мелкой моторики.

Раздел 3

2.3 Материально - техническое обеспечение:

  • столы, стулья;
  • интерактивная доска;
  • дидактические игры;
  • мольберт;
  • дощечки для лепки;
  • природный материал (камни, песок, бусы, фасоль, макароны, крупа и т. д.)
  • дидактические материалы (картинки, иллюстрации, раздаточный материал, карточки - схемы и т.д.)

2.4 Список использованной литературы.

 

2. Нищева Н. В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»

3. Овчинникова Т. С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду»

4. Османова Г. А, Позднякова Л. А «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. З -4 года»

5. Ткаченко Т. А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи»

6. Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по развитию мелкой моторики и творческих способностей детей "Волшебные комочки"

Методическое пособие для воспитателей детских садов и педагогов дополнительного образования. В пособии представлена программа и серия апробированных НОД по развитию творческих способностей дошкольнико...

Авторское пособие по развитию мелкой моторики рук.

Развитие мелкой моторики рук полезно не только само по себе.В настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребёнка. Именно поэтому во время трени...

Авторские упражнения для развития мелкой моторики кистей рук и ладоней по технике Су - Джок

Данный материал содержит авторские наработки по технике Су - Джок...

Авторское пособие для развития мелкой моторики "Лесная полянка"

Используется для индивидуальной работы с детьми...

Авторская программа по развитию мелкой моторики рук посредством нетрадиционных форм продуктивной деятельности у детей 6 - 7 лет

Авторская программа по развитию мелкой моторики рук посредством нетрадиционных форм продуктивной деятельности у детей 6 - 7 лет[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15736487","attributes"...

Авторское пособие на развитие мелкой моторики рук «Занимательный куб»

Авторское пособие на развитие мелкой моторики рук   «Занимательный куб»...

Авторская программа по развитию мелкой моторики рук в условиях экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста "Чудознайка"

Авторская программа по развитию мелкой моторики рук  в условиях эксперимаентальной деятельности...