Главные вкладки

    «Организация и руководство творческими играми детей дошкольного возраста»(во второй половине дня)
    консультация на тему

    Мосейчук Алёна Валерьевна

    Консультация для педагогов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon noyabr_5.doc40 КБ

    Предварительный просмотр:

     Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад комбинированного вида №37»

     Консультация для педагогов

    «Организация и руководство творческими играми

    детей дошкольного возраста»

    (во второй половине дня)

             Подготовила:

    Мосейчук Алёна Валерьевна

    Воспитатель 1 кв.категории

     г.Братск, 2017 г

     Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д. Б. Эльконин).

    Педагогический процесс детского сада включает в себя две составляющие: деятельность детей в условиях непосредственного руководства и контроля со стороны взрослого - в основном на обучающих занятиях, и самостоятельную свободную деятельность детей. Своеобразие детской деятельности требует и своеобразных приемов управления.

     Важнейшее условие успешного руководства творческими играми - умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому воспитателю ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью. Часто ставится вопрос: может ли и должен ли воспитатель вмешиваться в игру?

     Разумеется, такое право у него есть, если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление.

    Основные принципы организации творческой игры в педагогическом процессе детского сада.

    Первый принцип: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми.

    Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно, игрой для ребенка (а не занятием или действием по инструкции), если он почувствует в этой деятельности не давление воспитателя - взрослого, которому в любом случае надо подчиняться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнера.  

     Если строить совместную игру с детьми разного дошкольного возраста подобным образом, то можно очень быстро, экономно в плане затрат усилий и времени педагога сформировать у детей соответствующие их возрастным возможностям игровые умения.

    Из этого следует второй принцип: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

             Современные исследования в области психологии и педагогики показывают, что у детей очень рано обнаруживается стремление к совместным действиям и уже с раннего возраста можно научить детей вступать в игровое взаимодействие друг с другом на доступном им уровне построения игры. Вместе с тем пояснять друг другу игровые замыслы, согласовывать их в процессе игры - задача непростая даже для детей старшего дошкольного возраста. Поэтому, как мы уже указывали, творческая сюжетная игра самостоятельно может разыгрываться детьми лишь в небольших группах.

    Итак, для того чтобы дети были в состоянии сотрудничать в игре, необходимо соблюдать третий принцип:  начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам - взрослому или сверстнику. Такая стратегия обеспечит и индивидуальную самостоятельную игру детей, и их согласованную совместную игру в небольших группах, начиная с элементарного парного взаимодействия в раннем возрасте.

     Как в совместной игре с детьми, так и при создании условий для их самостоятельной деятельности, совершенно недопустимы со стороны взрослого принуждение, навязывание тем, игровых ролей, формы игры (индивидуальной или совместной). У детей не должно возникать чувство, что в детском саду «надо играть, как велят, а не как хочешь».

             В целом, в педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные составляющие: 

    • совместную игру воспитателя с детьми, в процессе которой формируются новые игровые умения,
    • и самостоятельную детскую игру, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для ее активизации и использования детьми уже имеющихся в их арсенале игровых умений.

    В игре, как во всякой деятельности детей, воспитателю принадлежит ведущая роль. В игре взрослые многому учат детей, формируют их моральные качества. Однако попытки обучать детей намеченному воспитателем сюжету игры, разыгрывание роли по показу приводят к скучному шаблону, подавляют воображение детей, лишают игру ее педагогического значения.

    Самое сложное и важное - обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить их распределять роли, считаться с товарищами, доводить до конца задуманное. При этом ставятся задачи по отношению ко всему коллективу и к отдельным детям.

    Чтобы направлять игру, необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами, бережно относится к творческой выдумке, к созданному ребенком образу. Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы игры, и на развитие ее сюжета.

    В старшем дошкольном возрасте идея новой игры может возникнуть в результате словесного напоминания, беседы. Но здесь допустим лишь совет, который будит инициативу детей.

    Если воспитатель поддерживает удачное предложение, с уважением относится к интересной выдумке, то и ребята начинают прислушиваться к мнению друг друга, считаться с ним. Иногда игру начинают двое - трое детей, а затем и у остальных появляется желание принять в ней участие.

    Если в младшем возрасте детей побуждают обдуманно выбирать игру, в старшей, тем более в подготовительной к школе группе, важно научить их самостоятельно обдумывать содержание игры, распределять роли. Тут возникают новые трудности, которых не было ранее. Задача воспитателя - следить за тем, чтобы одни дети не подавляли других, чтобы каждому была обеспечена активная роль в игре.

    Иногда распределение ролей становится предметом коллективного обсуждения с участием воспитателя, который своим примером приучает детей быть справедливыми, доброжелательными, заботиться о товарищах.

             Воспитатель приучает детей при обсуждении игры обдумывать, что для нее требуется: соорудить постройки, подобрать игрушки, костюмы, самим изготовить необходимый инвентарь.

    Иногда воспитатель становится участником игры, берет на себя какую-нибудь роль, часто совсем не главную, эпизодическую, но и в этой роли он может незаметно руководить игрой, направлять ее, будить воображение детей, в результате чего возникают новые эпизоды, о которых ребята сами раньше не догадывались.

    Руководя игрой, воспитатель всегда должен помнить о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость игры. Из приемов руководства игрой следует исключить всякого рода принуждение, никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за него игру. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения. Только при таком руководстве успешно развивается игровое творчество.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий педагогического Совета по теме "Организация и руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

    Педагогический Совет по данной теме проводится с целью систематизации знаний педагогов по организации игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО....

    Организация и руководство творческими играми детей

    Дошкольное детство – возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребё...

    «Руководство творческими играми детей дошкольного возраста»

    Влияние творческих игр на развитие ребенка....

    Статья на тему: Роль воспитателя в организации и руководстве творческими играми детей

    Роль воспитателя в организации и руководстве творческими играми детей....