Главные вкладки

    Статья на тему: Роль воспитателя в организации и руководстве творческими играми детей
    статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

    Кирилюк Марина Юрьевна

    Роль воспитателя в организации и руководстве творческими играми детей.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 Московского района Санкт-Петербурга

    Статья на тему: Роль воспитателя в организации и руководстве

    творческими играми детей.

    Подготовил: воспитатель высшей категории

    Кирилюк Марина Юрьевна

    г. Санкт-Петербург

    2020г.

    Важность игры всестороннего развития ребёнка требует систематического, умелого влияния на неё. Но игра – самостоятельная деятельность детей, и воспитатель не может заранее предвидеть все приёмы руководства ею, как это делается при подготовке к проведению занятий, игр с правилами.

    В игре, как во всякой деятельности детей, воспитателю принадлежит ведущая роль. Однако попытки обучать детей намеченному воспитателем сюжету игры, разыгрывание роли по заказу, подавляют воображение детей.

    Самое сложное и важное – обдумать задачи и приёмы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить их распределять роли, считаться с товарищами, доводить до конца задуманное.

    Первое условие успешного руководства играми – умение наблюдать детей, понимать их игровые замыслы, их переживания.

    Воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к детской игре серьезно, с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны.

    Такому воспитателю дети охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.

    Чтобы направлять игру, необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами, бережно относиться к творческой выдумке, к созданному ребёнком образу.

    Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы игры, и на развитие её сюжета.

    Известно, что игра возникает в том случае, когда у ребёнка имеются яркие, конкретные представления о каком-либо событии или явлении, которое ему интересно и которое оказывает не него большое эмоциональное воздействие.

    Часто хорошие игры возникают по инициативе детей. В таком случае важно вовремя поддержать интересную идею, направить усилия дошкольником на её осуществление.

    Иногда содержание игр довольно бедное. Причиной такого явления может быть недостаточная эмоциональность занятий, сухость методики наблюдений, чтения, рассказывания. Если не удаётся пробудить у детей интерес к тому, с чем их знакомят, взволновать их, игры не получится.

    Наблюдение за деятельностью взрослых – основное средство обогащения содержания игры у старших дошкольников; сюжеты многих игр черпаются из книг.

    У маленьких детей (3-4 года) поводом к игре часто служат случайные ассоциации. Этим должен воспользоваться воспитатель, подбирая игрушки и разные предметы.

    В старшем дошкольном возрасте идея новой игры может возникнуть в результате словесного напоминания, беседы. Но здесь допустим лишь совет, который будит инициативу детей.

    Тема игры, предложенная взрослым, оставляет детей равнодушными, если она не связана с их интересами, переживаниями.

    Одна из основных тенденций развития игры – формирование её целенаправленности, что требует длительной систематической работы воспитателя.

    Педагог наблюдает, выполняют ли дети задуманное, он старается поддержать интерес к выбранной теме своим одобрением, походящей игрушкой, а иногда и своим участием. Однако он не настаивает на том, чтобы задуманная игра была всегда доведена до конца, её участники справе переменить тему, если придумали более интересную. Очень важно поддержать усилия детей, дать им возможность пережить радость от достижения игровой цели.

    У детей 4-5лет совместная игра обычно начинается с того, что кто-то предлагает тему, остальные это предложение принимают, каждый выбирает себе роль. Иногда игру начинают двое – трое детей, а затем и у остальных появляется желание принять в ней участие. Устанавливается правило, иногда же по общей договорённости в игру принимает её инициатор, организатор.

    Не каждый ребёнок может сразу справиться с ролью командира, от этого пострадает и он сам, и совместная игра. Ребёнку нужно помочь найти своё место в игре, считаясь при этом с его интересами, особенностями характера, творческими возможностями.

    Когда старшие дошкольники обсуждают до начала игры её содержание, примерный ход развития сюжета, воспитатель выступает как рядовой участник игры, поддерживает удачные предложения, даёт свои советы, помогает в решении спортивных вопросов. Опыт показывает, что дети охотно устанавливают такой порядок.

    В некоторых случаях дети с общего согласия выбирают организатора, а тот назначает, кем будет каждый участник игры. Дети охотно подчиняются командиру, когда это оправдано содержанием игры.

    Успех игры с большим количеством участников во многом зависит от удачного выбора организатора. К подготовительной к школе группе целесообразно приучать детей выбирать главного с общего согласия, обдумывая и обсуждая, кто лучше всего подойдёт для этой роли.

    Воспитатель приучает детей при обсуждении игры обдумывать, что для неё требуется: соорудить постройки, подобрать игрушки, костюмы, самим изготовить необходимый инвентарь. Подготовительная работа увлекает детей, причём часто они трудятся уже в образе, в роли, которая им поручена. Роль воспитателя на этом этапе состоит в том, чтобы поддерживать, пробуждать инициативу ребят, если требуется, расширять их сведения об изображаемом.

    Особенно сложна роль воспитателя в ходе развития сюжета игры. Во время подготовки к ней, когда дети ещё не вошли в свои роли, когда сюжет игры только намечается, воспитатель, с уважением относясь к замыслу участников, может давать им советы, руководить их поведением, как взрослый детьми.

    Воспитатель не может быть равнодушным зрителем. Иногда становится участником игры, берёт на себя какую-нибудь роль, часто эпизодическую, но и в этой роли он может незаметно руководить игрой. Бывает, что воспитатель воздействует своим примером, становясь участником игры. В других случаях на помощь приходят наблюдения, чтение книги на данную тему.

    Дети сталкиваются в жизни не только с хорошими людьми, с благородными поступками. Порой затеваются игры, в которых ребята изображают, например, пьяных, ссоры между соседями. Нельзя допустить этого. Необходимо отвлечь детей от такой игры, создать интерес к другой теме, а главное, вызвать у них отрицательное отношение к дурному, чтобы им самим не хотелось изображать это в игре.

    Руководя игрой, воспитатель всегда должен помнить о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость игры. Из приёмов руководства игрой следует исключить всякого рода принуждение, иногда не фантазировать за ребёнка, не придумывать за него игру. Только при этом руководстве успешно развивается игровое творчество.

    Влияние воспитателя на выбор игры заключается в том, что он поддерживает интересные игры, придуманные детьми, развивать инициативу детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную.

    В игре многое кажется противоречивым, отсюда большие трудности в руководстве ею.

    Воспитатель помогает осуществлению задуманного прежде всего тем, что поддерживает начинания, поощряя инициативу детей. Если ребёнок видит, что воспитатель с интересом следит за игрой, оберегает его постройку, охотно даёт нужный материал, то он играет с большим одушевлением и настойчивостью.

    Для успеха этой работы требуется, как это неоднократно отмечалось, хорошо знать каждого ребёнка, уметь наблюдать детей, понимать их игры. Лишь изредка воспитатель сам играет с детьми – не всегда это требуется, но участником игры воспитатель должен быть постоянно, хотя он не играет наравне с детьми, не берёт на себя определённой роли. Если участие выражается в том, что он следит за игрой, обегает её, в нужную минуту приходит на помощь, объясняет непонятное, анализирует имеющиеся у ребят представления, намечает дальнейшую педагогическую работу.

    Советы и предложения воспитателя поддерживают интерес детей к игре, помогают довести её до конца. Это важно для воспитания у дошкольников настойчивости, целенаправленности. Особенно нуждаются в такой поддержке дети с неустойчивыми интересами, нетерпеливые, слишком подвижные. Нужно стараться внушать им, что трудности преодолимы, стараться поднять их веру в свои силы.

    Влияя на содержание игры, воспитатель тем самым влияет и на отношения между детьми. В игре всегда видны результаты педагогической работы. Отражение жизни в игре становится всё более полным, реалистическим, действия ребёнка, выражаемые им чувства делаются более осознанными.

    Такого уровня игры достигают только благодаря воспитанию, систематическому, обдуманному руководству играми со стороны воспитателя.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в организации и руководстве играми детей"

    Представлена консультация для воспитателей «Роль воспитателя в организации и руководстве играми детей», где описывается важность игры, условия успешного руководства играми и тенденции развития игр....

    Консультация для родителей на тему: «Роль воспитателя в организации и руководстве сюжетно – ролевой игрой»

    О роли воспитателя в организации и руководстве сюжетно - ролевой игрой...

    Организация и руководство творческими играми детей

    Дошкольное детство – возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребё...

    Консультация для педагогов "Роль воспитателя в организации и руководстве играми детей"

    Важность игры для всестороннего развития ребенка требует систематического, умелого влияния на нее. Но игра – самостоятельная деятельность детей, и воспитатель не может заранее предвидеть все при...