Помощь или противодействие исследовательскому поведению ребенка со стороны педагога ДОУ
статья на тему

Ботнарчук Алена Ивановна

Для полноценного существования в интенсивно меняющейся среде современному человеку все чаще приходится проявлять исследовательское поведение.  Общая тенденция развития современного мира такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Поэтому исследовательское поведение рассматривается как стиль жизни современного человека. В настоящее время в педагогической психологии, педагогике и образовательной практике чрезвычайно высок интерес к формированию и поддержке исследовательского поведения дошкольника как важнейшему образовательному ресурсу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_issled_povedenie.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Помощь или противодействие исследовательскому поведению ребенка со стороны педагога ДОУ

Автор: Ботнарчук А.И., воспитатель первой квалификационной категории,

 ГБДОУ №26, Красногвардейский район, г.Санкт-Петербург

Актуальность: Для полноценного существования в интенсивно меняющейся среде современному человеку все чаще приходится проявлять исследовательское поведение.  Общая тенденция развития современного мира такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Поэтому исследовательское поведение рассматривается как стиль жизни современного человека. В настоящее время в педагогической психологии, педагогике и образовательной практике чрезвычайно высок интерес к формированию и поддержке исследовательского поведения дошкольника как важнейшему образовательному ресурсу.

«Вообще опыт собственных открытий —

одна из лучших школ характера» (А. Шапиро).

     Способность действовать в условиях неопределенности приобретает фундаментальное значение в настоящее время [Асмолов, 1996]. Развитие цивилизации характеризуется все возрастающей динамичностью и неопределенностью, человечество создает и вовлекает себя во все новые, более широкие и сложные сети различных взаимодействий. В связи с этим важнейшим направлением познавательного развития человека (взрослых и детей) считается развитие комплекса способностей, обеспечивающего деятельность в сложных многофакторных средах, характеризующихся высокой неопределенностью и динамичностью.

  Проводятся специальные, фундаментальные исследования общих основ психологии исследовательского поведения, разрабатывается проблематика диагностики и развития исследовательских способностей дошкольника (А. В. Леонтович, А. С. Обухов, А. Н. Поддъяков, А. И. Савенков и др.). Особенно интенсивно ведутся изыскания в области педагогической психологии и педагогики, где исследовательское поведение рассматривается как один из эффективных инструментов, позволяющих преобразовывать процесс развития личности в процесс саморазвития.

          Малыш трогает и ощупывает разнообразные предметы: тяжелые и легкие, острые и тупые, мягкие и жесткие. Он рисует,складывает, рвет бумагу, разбрасывает игрушки, что-то опрокидывает. Многие увлекательные игры исследования начинаются с необычных эффектов, полученных при случайных физических действиях, — шлепание по лужам, расплескивание воды, пересыпание песка, деформация пластичных материалов (глины, пластилина, кинетического песка) и др. Все это не следует считать какой-то деструктивной деятельностью. В значительной мере это — проявление первых ростков любознательности, реализация стремления к исследовательскому поиску.

      Максимально расширяя пространство для реализации исследовательской активности ребенка, нам-воспитателям следует стремиться к тому, чтобы его окружение было безопасным для здоровья и жизни. Важно также, чтобы и само окружение не очень страдало от деятельности начинающего исследователя.

Человек познает окружающий мир через исследование или опыт.

    Именно опыт помогает ребенку приобрести необходимые знания о жизни. Давайте вспомним первые годы малыша. Потрогал горячее — больно, теперь он не возьмет этот предмет, даже если он будет холодным, потому что приобрел свой опыт. Проводя простую манипуляцию с предметами, исследуя и наблюдая, он познает окружающий мир, развивая интеллект.

     Так, пятилетний малыш выходит гулять. Вокруг много интересного. Но самое привлекательное – большущая лужа в самой середине двора, в которой весело отражается весеннее солнышко. А что если кинуть в лужу камешек? «Испугается» солнышко или нет? От камушков по воде расходятся по воде круги. Лужа «морщится». От маленького камушка – немножко. От большого - по воде расходятся широкие круги. Потом в воду летит большая глыба почерневшего апрельского снега. Глыба плюхается с тяжелым звуком и начинает смешно оседать – подтаивает. По поверхности плывут темные пятна крупных льдинок, какой – то мусор… Видно, прятался внутри глыбы. А это что такое?! Цветные льдинки, когда-то украсившие наши кусты! В воде причудливым рисунком возникают призрачные красновато– бурые полосы. Возьмем палку, слегка помешаем ею водную муть: волны меняют направление, цветные полоски закручиваются спирально. Что дальше? Можно кораблик запустить, а можно высыпать аква-грунт и наблюдать как «арбизы» пьют воду. Примерно такую картину наблюдал однажды весной Николай Николаевич Поддъяков – замечательный психолог, академик РАО, руководитель Лаборатории умственного воспитания Института дошкольного воспитания, руководимого А.В. Запорожцем. Что делал малыш? Баловался? Отнюдь нет. По мнению Н.Н. Поддъякова занимался наисерьёзнейшим делом – исследовал, экспериментировал. Никто не ставил перед ребенком никакой специальной задачи, никто не организовывал его деятельность. Действия его были вызваны исключительно природным любопытством – качеством, которому человек обязан своим появлением в процессе эволюции в качестве Человека.

     Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Что же такое исследовательское поведение?

    Исследовательское поведение – это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации; одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его познание; сущностная характеристика деятельности человека. Исследовательское поведение, инициативность играют незаменимую роль в овладении новыми и сложными областями, в развитии познавательных процессов всех уровней, в приобретении социального опыта и развитии личности. В свою очередь, само исследовательское поведение функционирует и развивается под мощным влиянием личностных и социальных факторов.

    Важнейший факт состоит в том, что формирование и развитие исследовательского поведения человека происходит в чрезвычайно противоречивом социальном контексте. С одной стороны, практическое исследование новых неизвестных объектов часто сопряжено с теми или иными опасностями и для ребенка, и для взрослого (возможность травм и даже гибели). Эта опасность может исходить не только от самих обследуемых предметов, но и от лиц, почему-либо заинтересованных в их защите. Поэтому управление формированием исследовательских способностей требует контроля и жестких ограничений, связанных с безопасностью, соблюдением этических норм и т.д.

    Психическое развитие дошкольника в практическом исследовательском процессе   осуществляется не только в ситуациях сотрудничества, но и в ситуациях противодействия. В современной литературе по педагогической психологии эта проблема актуализирована А.Н. Поддъяковым. Им проведен ряд специальных исследований этой сложной и, на первый взгляд, неожиданно звучащей научной задачи. А.Н. Поддъяков справедливо отмечает: «Анализ социального взаимодействия без противодействия так же не полон, как не полна математическая теория без отрицательных чисел» [1]

Проблема помощи и противодействия исследовательскому поведению и любознательности детей имеет несколько аспектов:

•   помощь или противодействие исследовательскому поведению ребенка со стороны взрослого;

•   способность самого ребенка помогать или противодействовать чужой исследовательской активности и осуществлять свое собственное исследование в условиях чужой помощи (чужого противодействия).

Анализируя противодействие исследовательскому поведению детей со стороны взрослых, мы выделяем две группы целей этой деятельности:

1.  обеспечение безопасности;

2.  повышение эффективности деятельности ребенка по определенным параметрам.

Раскроем эти два пункта содержательно.

1. Противодействие исследовательскому поведению и любознательности детей из соображений безопасности предполагает обеспечение:

а) безопасности самого ребенка, который может получить травму или погибнуть в результате своей исследовательской активности;

б) безопасности окружающих (если ребенок экспериментирует с опасными для них предметами);

в) безопасности обследуемого ребенком предмета (например, ценной и дорогой вещи, которая может быть повреждена и испорчена при обследовании).

Риск и опасность различной степени являются неизбежным следствием любой ситуации развертывания исследовательского поведения, следствием неопределенности. Понимая или ощущая, что исследовательское поведение детей всегда опасно в той или иной мере (хотя бы и в очень малой), взрослые стараются контролировать, ограничивать и даже пресекать исследовательскую активность ребенка. Однако полное пресечение исследовательской инициативности даже из соображений безопасности невозможно и нецелесообразно. Сами возникающие новые опасности требуют исследования. Поэтому педагогическая задача должна состоять в том, чтобы формировать у детей навыки разумного исследовательского поведения и предвидения возможных опасностей. Она, к сожалению, не имеет универсального решения, которое в каждом отдельном случае зависит от конкретных условий, возможностей ребенка и педагогических способностей родителей и педагогов.

Уровни безопасности, которые пытается обеспечить взрослый, могут варьироваться очень широко: от устранения ситуативной опасности оцарапать палец об острие ножниц до глобальных запретов на самостоятельную исследовательскую деятельность вообще. Но родители и педагоги должны помнить о необходимости баланса между требованиями непосредственной безопасности и необходимостью получения новой информации, служащей также и для достижения более высокого уровня безопасности.

2. Второй вид целей противодействия исследовательскому поведению – это повышение эффективности деятельности ребенка по некоторым параметрам. Часто требуется, чтобы ребенок без проб и ошибок делал то, что взрослый считает полезным, жизненно важным. Собственная активность и неумеренная любознательность ребенка может стать здесь серьезной помехой. Но надо учитывать необходимость баланса между локальными и глобальными параметрами эффективности. Если учить детей только тому, что уже хорошо отработано взрослым, то они встретятся с серьезными трудностями в дальнейшей самостоятельной деятельности. Поэтому надо учить их самостоятельно строить компоненты деятельности разной степени неопределенности и глобальности (цели, стратегии), в том числе такие, которые требуют от ребенка активных поисков и проб.

Перечислим уровни деятельности, направленной на снижение исследовательской инициативности и любознательности ребенка:

а) формирование глобальной личностной установки на избегание и пресечение исследовательского поведения и любознательности («Любопытной Варваре нос оторвали», «От любопытства кошка умерла», «Никогда не суйся туда, куда не знаешь», «Никогда не задавай лишних вопросов» и т.д.);

б) формирование отрицательного отношения к проявлениям исследовательской инициативности и любознательности в определенных областях («игры с огнем смертельно опасны»), у лиц определенного возраста («ты еще маленький»), пола («это не для девочек / это не для мальчиков»), социального положения («люди твоего положения этим не должны интересоваться»), к определенным формам исследовательского поведения («нельзя подслушивать / подсматривать» и т.д.);

в) частные, ситуативные и временные запреты на исследование («не тронь, пока горячее», «не подходи, пока не остановится».и т.п.).

Со стороны, для взрослого, в большинстве случаев точно знающего, для чего предназначен объект и как с ним работать, действия ребенка выглядят как ошибочные или, в лучшем случае, ненужные, раз они не ведут к немедленному или, по крайней мере, быстрому решению известных взрослому задач.

    Детей, даже самых маленьких, не нужно силком подталкивать к поиску, к проведению собственных исследований. Ребенку достаточно просто дать свободу для экспериментирования и исследования. Важно постоянно помнить: чем больше этой свободы, чем шире диапазон поисков, тем больше возможностей для развития мыслительных и творческих способностей. В специальных экспериментах давно доказано, что ограничение свободы действий детей, выраженное в самых разных формах: ограничении двигательной активности или в постоянных «нельзя», «не лезь туда», «не тронь», способно серьезно помешать развитию детской любознательности.  Ведь все это сдерживает порывы ребенка к исследовательскому поведению,  а следовательно, ограничивает возможности самостоятельного, творческого изучения и осмысления происходящего.

  Но и ребенок, и взрослый должны знать, что, исследуя новый объект, никто не может избежать гипотез, которые не будут подтверждены при проверке. Если объект или ситуация являются действительно новыми и содержат неизвестные скрытые свойства, то человек вынужден использовать пробующие действия и их стратегии различной сложности, результат которых ему не может быть известен заранее. Эти действия не являются ошибочными в силу отсутствия полной информации о потенциальных возможностях объекта, о четко сформулированных конкретных целях деятельности с ним и способах их достижения. С дидактической точки зрения, проблема должна состоять не в том, чтобы ликвидировать исследовательскую активность ребенка, а в том, чтобы развивать ее.

1. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: ПЕР СЭ, 2006. Электронная версия: [WWW Document] URL http://www.researcher.ru.

2. Доналдсон M. Мыслительная деятельность детей. M.: Педагогика, 1985.

3. Поддьяков A.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: ПЕР СЭ, 2006. Электронная версия: [WWW Document] URL http://www.researcher.ruПоддьяков AM. Ориентировочная и дезориентирующая основы деятельности: иерархии целей обучения в конфликтующих системах // Вопросы психологии. 2002. № 5. С. 79-89; Поддьяков A.Н. Противодействие обучению и развитию как психолого-педагогическая проблема // Вопросы психологии. 1999. № 1.С. 13-20. Электр, версия: [WWW Document] URL http://www.courier.com.г и/vp/educ.htm.

4. Поддьяков А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: дис. на соиск. учен. степени д-ра психол. наук.- М.: МГУ. -2001. Режим доступа: http://www.aspirantura.spb.ru/dissers/poddiakov.rar.

5. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников [Электр.ресурс]. -Режим доступа: http://www.ds14-ukhta.ru/metodicheskaya-kopilka/poznavatelno-issledovatelskaya-deyatelnost-doshkolnikov

6. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль: Академия развития, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игрушка и игра в развитии исследовательского поведения ребенка"

Консультация для родителей о развитии исследовательских способностей ребенка....

Консультация для родителей "Как исправить поведение ребенка в лучшую сторону"

Консультация для родителей "Как исправить поведение ребенка в лучшую сторону"...

Проектирование системной работы с педагогами ДОО на тему "Формирование исследовательского поведения у детей старшего дошкольного возраста"

В материале представлена технологическая карта системы методической поддержки повышения педагогической компетентности воспитателей по теме "Формирование исследовательского поведения у детей старшего д...

«Формирование исследовательского поведения детей старшего дошкольного возраста с помощью проблемных ситуаций»

laquo;Формирование исследовательского поведения детей старшего дошкольного возраста с помощью проблемных ситуаций»...

Развитие исследовательского поведения дошкольников при сопровождении педагогом-психологом педагога дополнительного образования и воспитателей.

В современном мире окружающие нас условия, люди, предметы постоянно меняются, поэтому взрослым, а тем более детям приходится приспосабливаться к новым реалиям прибегая к поисковой активности и исследо...

Технологии здоровьесбережения основываются на благополучном влиянии факторов учебного процесса на жизнь ребенка, а именно: комфортные условия обучения — доброжелательная атмосфера со стороны педагога и коллектива, отсутствие стрессовых ситуаций, адекватн

Технологии здоровьесбережения основываются на благополучном влиянии факторов учебного процесса на жизнь ребенка, а именно: комфортные условия обучения — доброжелательная атмосфера со стороны педаго...