Русская народная игрушка
презентация к уроку (старшая группа) на тему

Мальцева Любовь Викторовна

Знакомство с традиционной русской народной игрушкой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_k_prezentatsii_russkaya_igrushka.docx16.41 КБ

Предварительный просмотр:

Текст к презентации «Народная игрушка»

1 слайд: Народная игрушка передаёт национальные особенности русского народного творчества, его локальные стили. Она говорит о силе коллективного творчества, о ценности индивидуального мастерства, выражает влечение человека к красоте  и творчеству, глубоко связанному с жизнью. В куклы не только играли дети, ими окружали себя и взрослые.

2слайд: Игрушка, прежде всего, связана с игрой, с народным бытом и с проявлением духовной жизни. Выполняет народная игрушка несколько функций:

  • Игровая
  • Эстетическая
  • Обрядовая, магическая

3 слайд: Ещё в начале ХХв. Игрушка русской деревни сохраняла характер своего бытования. Игрушки мастерили из подручных материалов: тряпок, соломы, глины, дерева. Немудрено получалось, но всегда имело смысл, и никогда не встречалось безделиц. Каждая даже примитивная потешка (так называли игрушку в народе), имело вполне определённое назначение, существовала не просто сама по себе, а была одним из звеньев цепи, где игрушки чередовались, сменяли друг друга в нужную пору детства. Мастера  игрушек глубоко понимали интересы  и желания ребёнка, учитывали особенности его физического и духовного  развития. Игрушка побуждала ребёнка к активной игре, созерцательных игрушек не было. Никогда не доводилась игрушка до такой законченности, когда ребёнку нечего было делать. С ранних пор он должен был вложить в игрушку частицу своего труда, а позднее – творчества.

4 слайд: С рождения ребёнка игрушка становилась непременным  спутником детской жизни. Самым маленьким предназначались потешки, какие могли привлечь внимание малыша: погремушки, трещотки, хлопушки, шумные подвески, колокольчики, кусочки меди на верёвочке. Первые игрушки «издавали» звуки и побрякивали, поэтому их часто называли «побрякушки».

5 слайд: По мере того, как подрастал ребёнок, изменялись и усложнялись игрушки. Теперь они помогали ему учиться ходить, осваивать пространство. Для этой цели служили напольные каталки и каталки на палочках. Часто это были игрушки лошадки. Игрушка-конь покорно воле маленького хозяина следовал с малышом, а ребёнок переживал первые ощущения своей силы и превосходства.

6 слайд:  Примерно с 2 лет  ребёнок распоряжался игрушками самостоятельно. Игрушки для бросания и стрельбы тренировали меткость, волчки, кубари, жужжалки открывали тайны технические навыки. Дудки, рожки, сопилки, свирели, свистульки развлекали и знакомили с музыкой.

7 слайд: Игрушечные сохи, бороны, топоры, тележки приобщали ребёнка к повседневному труду (игровой инструментарий никогда не украшался).

8слайд: С пяти-шести лет дети делали игрушки сами. За поделкой для игры ребёнок познавал, открывал, импровизировал, учился работать, сближался с природой. Любимой игрушкой была кукла. В кукольных забавах проигрывались быт, традиции и праздничные обряды. Самой распространённой были куклы тряпичные, так же их делали из дерева, глины, соломы. В куклы играли и девочки, и мальчики вместе до 7 лет.

9 слайд: С 7 лет  костюмы детей различались, их игры строго разделялись.

10 слайд:  Игрушек не было много, в некоторых местах их почти не было. Их заменяли предметы домашнего обихода: лапти, ложки, деревянные крашенные яйца… Дети делали себе тряпичные куклы-самоделки.

11 слайд: Это не было признаком бедности и безразличного отношения взрослого к ребёнку. Участие взрослых в воспитании детей было здравым, без сантиментов, если не сказать суровым, как требовала того жизнь.

 Многие учёные, философы и педагоги позднее, одобряли отсутствие  обилия игрушек, считая, что  польза заключается в том, что уменьшение численности игрушек стимулируют детскую фантазию. В народе же смысл минимума игрушек был оправдан жизнью, проверен не одним поколением. Здесь сказались народные представления о порядке и умение обходиться в быту малым числом вещей.

12 слайд: Но самое главное, тенденция эта ясно выражала принцип детского самостоятельного труда, положенный в основу народного воспитания. Ребёнок должен был быстрее расти, с ранних пор трудиться, чтобы стать самостоятельным, полезным членом семьи и общества. Ребёнок расценивался, как будущий помощник и работник. С семи-восьми лет труд становился основным занятием ребёнка.

13 слайд: В начале XX века замечательные исследователи В. С. Воронов, А. И. Некрасов, Н. Д. Бартрам, А. В. Бакушинский, А. И. Деньшин, Л. Г. Оршанский открыли игрушку как самобытную область русского народного искусства. Тогда же были собраны первые ее коллекции, написаны о ней первые книги. С тех пор игрушка получила право называться произведением искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое вопитание в ДОУ по приобщению детей к русской народной культуре. Проект "Русская народная игрушка"

Материал содержит описание проекта "Русская народная игрушка" (актуальность проекта, его цели и задачи, необходимое оборудование, содержание работы с детьми и родителями)....

Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...

Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"

Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"...

Проект "Русские народные игрушки и игры" как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры"

Как жили люди на Руси? Чем занимались? В какие игры и какими игрушками играли? Данный проект поможет ответить на все вопросы....

Консультация для родителей на тему «Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку».

Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, пр...