статья сюжетно- ролевая игра как средство патриотического воспитание старших дошкольников .
статья (старшая группа) на тему

Токарева   Людмила  Ивановна

игра-есть образ детство,его школа марали.

Д.Б Эльконин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_l.i._tokarevoy.docx49.42 КБ

Предварительный просмотр:

Л.И. ТОКАРЕВА

МДОУ «Детский сад

комбинированного

вида № 175»

г. Иркутск

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Игра — есть образ детства,

его школа морали.

Д. Б. Эльконин

На современном этапе, когда происходят существенные изменения в социуме, одним из приоритетных направлений организации работы с подрастающим поколением является воспитание чувства патриотизма. Сейчас, в нестабильный период в обществе, остро возникает потребность вернуться к самым лучшим народным традициям, к вековым корням, к важным и вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года подчеркивает, «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость»[1].

Одной из задач Федерального государственного стандарта по дошкольному образованию является «формирование общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных качеств...»[2].

В разделе «Социально-коммуникативное развитие» Образовательной программы дошкольного образования отмечено, что содержание образования должна быть «направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности...; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых...»[3].

Можно с уверенностью утверждать, что воспитание патриотизма у детей является приоритетной задачей ДОУ.

В современных условиях актуальность патриотического воспитания подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденной Правительством Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795[4].

В. В. Путин, Президент РФ, акцентирует особое внимание на воспитание патриотов в России. В Указе о государственной политике по  патриотическому воспитанию, отмечено: «Необходимо строитьсвое будущее и будущие своих детей. И такой фундамент — это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и ее будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом[5].

Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для формирования основ личности: развития целостного восприятия окружающего мира, непосредственного эмоционального отношения к окружающим, сочувствие к нуждам и переживаниям людей; развития таких черт характера, как милосердие, гуманность, толерантность и т. д.

В воспитании патриотических чувств самое главное место занимает непосредственное их проявление в поступках, повседневной жизни.

В своей работе с детьми дошкольного возраста я часто сталкиваюсь с тем, что у современных дошкольников недостаточно знаний о стране, родном крае, городе. Дети часто равнодушно относятся к народным традициям, истории своей семьи, близким людям, товарищам по группе. Также отмечу, что родителями мало уделяется внимания проблеме патриотического воспитания в семье.

Прав был С. Михалков, который говорил, что «только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, и стать подлинным патриотом».

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста — это не только привитие уважения и любви к дому, семье, детскому саду, городу, природе, культурным достояниям своего народа, нации и др., но и формирование уважительного отношения к труду, родной земле, защитникам Родины, символике своего государства, его традициям и общенародным праздникам. Эти цели актуальны и очень важны, но все же самой приоритетной является задача воспитания любви и привязанности к окружению, в котором находится ребенок (родной дом, семья, детский сад и др.).

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста, в условиях перехода дошкольных образовательных учреждений на инновационный режим в соответствии с ФГОС ДО, возможно через разные образовательные области. Но, на мой взгляд, наиболее доступной и значительной областью является игровая деятельность. Игра — это центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Первостепенное значение игры в развитии ребенка побудило ООН провозгласить ее универсальным и неотъемлемым правом ребенка[6].

В Концепции дошкольного воспитания игра названа «академией детской жизни»[7], а Л. С. Выготский утверждает, что «игра — арифметика социальных отношений»[8].

Г. В. Плеханов, Д. Б. Эльконин обратил внимание на то, что игра социальна и по своему содержанию, т. к. дети отображают то, что видят вокруг[9].

А. Н. Леонтьев рассматривал игру как особую форму практического проникновения ребенка в мир социальных отношений, в котором растет интерес к окружающему, формируются социальные мотивы поведения, вырабатываются субкультурные нормы и правила[10].

В. А. Сухомлинский утверждал, «игра — это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая поток пытливости и любознательности»[11].

Игра является самым доступным и эффективным способом воспитания патриотических чувств дошкольников. Использование игры в образовательных целях позволяет развивать нравственные качества, формировать систему ценностей и учить ребенка патриотическим чувствам[12].

В классификации игровой деятельности сюжетно-ролевая игра считается наиболее сложной и значимой для развития личности детей в период адаптации к социуму.

Отечественные педагоги и психологи установили уникальность незаменимость сюжетно-ролевой игры в развитии патриотизма у детей (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддьяков и др.).

В Типовой «Программе обучения и воспитания детей» М. А. Васильевой, выделены задачи по гражданско-нравственному воспитанию дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры. Нравственное воспитание рассматривается в этой программе как одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Содержание программы направлено на воспитание у ребенка гуманного отношения к окружающему миру[13].

Сюжетно-ролевая игра позволяет воспитывать чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье и создает основу, на которой формируется наиболее сложное образование — любовь к родному Отечеству.

По моим практическим наблюдениям, сюжетно-ролевая игра является средством формирования у детей нравственных представлений и гуманных чувств, поскольку дошкольники в игре воспроизводят человеческие взаимоотношения. Эти отношения определяют развитие у детей умения выделять и познавать нравственные нормы и регулировать поведение с окружающими. Также наблюдения показали, что темы сюжетно-ролевых игр детей в группе однообразны, сюжеты бедны и формальны, а роли достаточно традиционны. Дети практически не организуют игры с военно-патриотической тематикой, отражающие героические подвиги нашего народа. В основном детьми используются сюжеты иностранных мультфильмов и кинофильмов, разворачивают агрессивные сюжеты.

В организации патриотического воспитания детей, я особо обращаю внимание на нравственно ценное содержание детских сюжетно-ролевых игр. Выполняя роли, у детей развиваются моральные, патриотические чувства, чувства привязанности к родным и близким. В процессе игры дети проявляют организаторские способности, настойчивость и инициативу.

При планировании образовательной деятельности и отборе содержания сюжетно-ролевых игр, я учитываю принцип единства трех компонентов:

  • представление о нормах гуманности;
  • гуманные чувства (сопереживание, сочувствие, содействие);
  • соответствующие поступки.

При этом я, стараюсь обеспечить усвоение норм, регулирующих патриотическое поведение детей и одновременно сохранить самостоятельный характер игры, так как именно в игре происходит развитие ее содержания, а также позитивно изменяется граданско-нравственное и морально-этическое поведение каждого ребенка с учетом общей игровой цели.

Мною, в рамках реализации ФГОС ДО, разработан педагогический проект — игровая гостиная из множества сюжетно-ролевых игр, направленных на воспитание патриотических чувств у дошкольников. Данный проект дает возможность создать благоприятные условия для развития чувств и навыков каждого ребенка как субъекта социальных отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Внимание к этой стороне образования связано с тем, что сегодня основной акцент государства и общества делается на формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, адаптации к жизни, к отождествлению себя с Родиной в современном социокультурном пространстве.

Игровая гостиная выступает как альтернативное предметно-развивающее и экспериментальное пространство, это объединение нескольких микроцентров для патриотического воспитания дошкольников:

  • «Краеведение» («музей», картины, выставка рисунков, фотоколлажи, фото- и видеотека и др.);
  • «Русская изба» (народная утварь, фольклор и т.п.);
  • «Библиотека» (стеллажи с книгами, учебная зона)
  • «Чудо-дерево» (панно, картины, устное народное творчество)
  • Островок здоровья и красоты (атрибуты для игр «Магазин», «Аптека», «Парикмахерская» и др.);
  • Уголок природы (зимний сад, аквариум, «полянка» и др.).

Проект предполагает компететностный подход, направленный на формирование навыков патриотического поведения (социальная значимость) и включает в себя несколько его аспектов: развитие патриотических чувств и эмоций, толерантное отношение к другим людям и др.; формирование социальных умений: умения чтить традиции своего народа, быть гордым за свой народ, уметь ощущать неразрывность с окружающим, сохранить и приумножить богатство своей страны; развитие ценностных ориентаций через раскрытие культурных традиций и обычаев и др.

Целью проекта является развитие и создание условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, уважения к ее историческому прошлому, к традициям своего народа.

Для реализации цели мною определены задачи проекта:

  1. Создание предметно-развивающей среды «игровая гостиная» с учетом особенностей детей и уровня развития игры:

Воспитывать у детей:

  • стремление к познанию культурных традиций своего народа, осознанию себя частью большого этноса, выражению своей субкультуры;
  • уважительное отношение к наследиям других народов;
  • чувство гордости, уважение к Родине и своему народу;
  • гражданско-патриотические чувства.

Формировать у детей:

  • гражданскую позицию;
  • представление о Российской Федерации как о родной стране;
  • чувство любви к Родине, своему краю, городу на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
  • умение анализировать, обобщать различные социальные явления и события.

Развивать у детей:

  • бережное, эмоционально-ценностное, созидательное отношение к своей Родине, городу, родной природе;
  • представления о национальной культуре, об образе жизни людей Иркутской области;
  • представления о ценностях жизни, чувства заботы и внимания к окружающему миру.
  1. Повышение качества взаимодействия педагогов и специалистов в автоматизации и закреплении корригируемых знаний, умений и навыков у дошкольников посредством игровой гостиной.
  2. Просвещение родителей по вопросам актуальности игры для патриотического воспитания детей.
  3. Использование эффекта новизны игрового пространства как фактора улучшения образовательного процесса.

Предполагаемыми результатами проекта является разработанная карта компетентности патриотического развития детей с выделенными знаниями, умениями и навыками, а также уровнями развития:

Высокий уровень - знает название столицы, страны, городов области, свой адрес; называет и узнает достопримечательности, зеленые зоны родного села, улицы; знает и узнает флаг, герб, гимн России и области; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договариваться со сверстниками, анализировать поступки.

Средний уровень - знает название страны, столицы, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договариваться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.

Низкий уровень – не знает названий страны, столицы, города; не может назвать адреса; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия городов, улиц; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договариваться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

Работа с детьми проводилась в нескольких направлениях:

  1. Привлечение детей к активному участию в игровой деятельности.
  2. Работа с родителями по привлечению их к совместной творческой и игровой деятельности.
  3. Работа с социумом города по реализации задач патриотического воспитания.
  4. Методическое сопровождение проекта (создание игровой гостиной, видеотеки, альбомов, фотографий, консультаций для педагогов и родителей и др.).

Перспективный план проекта включает следующие блоки:

  1. «Я и моя семья». Цель: Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
  2. «Я и мой детский сад». Цель: Формировать чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения.
  3. «Я и мой город». Цель: Знакомить детей с историей родного города, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми. Воспитывать любовь к родному городу.
  4. «Я и моя малая родина». Цель: Воспитывать у дошкольников позицию «Я – иркутянин». Формировать представления детей о родном крае, о малой родине. Знакомить с названиями близлежащих городов области. Воспитывать чувство любви к природе родного края.
  5. «Я и моя страна». Цель: Знакомить детей со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства. Формировать у воспитанников уважение и интерес к государственным символам России. Воспитывать правосознание, способность к своих прав и прав другого человека.
  6. «Я служу Отчизне». Цель: Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения. Способствовать формированию у воспитанников чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
  7. «Я мой народ». Цель: Знакомить детей с бытом и традициями России. Знакомить с видами устного народного творчества, краеведением, народным искусством. Формирование социальных умений: умения чтить традиции своего народа, быть гордым за свой народ, уметь ощущать неразрывность с окружающим, сохранить и приумножить богатство своей страны; развитие ценностных ориентаций через раскрытие культурных традиций и обычаев и др.

Реализация проекта рассчитана на 3 года обучения патриотических чувств у детей в сюжетно-ролевой игре.

Данный проект предполагает организацию процесса ознакомления дошкольников с семьей, детским садом, страной, родным городом, с его достопримечательностями, народной культурой. В проекте представлены методические разработки по созданию действенных педагогических механизмов, направленных на воспитание патриотических чувств дошкольников:

  • план сюжетно-ролевых игр для дошкольников;
  • игровая гостиная (зоны сюжетно-ролевых игр);
  • конспекты сюжетно-ролевых игр;
  • методические рекомендации для педагогов и родителей.

Таким образом, проект позволит решить основные задачи патриотического воспитание дошкольников — воспитание уважения и любви ко всему родному (дому, семье, детскому саду, городу, природе, культуре др.).

Список литературы:

  1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751).
  2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. № 6. 1966. С. 48-57.
  3. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.
  4. Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - С. 4.
  5. Павельева Е.А., Шепилова Н.А. Проекты в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5-3. - С. 354-355.
  6. Педагогические основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: диссертация ... кандидата педагогических наук. – Липецк,2001. - 178 с.
  7. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/99483/#ixzz3VIKX51AY.
  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Пункт  1.6. [электронный ресурс] / Режим доступа:http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.ht.
  9. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1984 г. С. 127.
  10. Указ Президента Российской Федерации от 20.10.2012 № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.lawmix.ru/prof/92129.
  11. Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3) ; 2. Проект Федерального государственного образовательного стандарта. 3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М. : Мозаика-Синтез, 2010.
  12. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. – М., 1996. - № 3. - С. 5-19.


[1] Национальная доктрина образования в Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751).

[2] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Пункт  1.6. // URL:http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.ht.

[3] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Пункт  2.6. // URL:http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.ht

[4].Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» // URL:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/99483/#ixzz3VIKX51AY.

[5] Указ Президента Российской Федерации от 20.10.2012 № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» // URL: http://www.lawmix.ru/prof/92129.

[6] Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.

[7] Постановление от 16 июня 1989 года № 7/1. Программно-методическое обеспечение дошкольного образования. Концепция дошкольного воспитания.

[8] Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. № 6. 1966. С. 48-57.

[9] Эльконин Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. 1996. № 3. С. 5-19.

[10] Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. С. 4.

[11] Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1984 г. С. 127.

[12] Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3) ; 2. Проект Федерального государственного образовательного стандарта. 3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М. : Мозаика-Синтез, 2010.

[13] Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. 5 изд.,испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Русская народная сказка как средство патриотического воспитания дошкольников"

В презентации представлен материал, который можно использавать как консультацию для педагогов на педагогическом часу.  Отражена значимость сказки в жизни детей, как одной из главных потребностей ...

Дидактические игры по ознакомлению с родным городом и краем как средство патриотического воспитания дошкольников

Предлагаемые  дидактические   игры  по краеведению  помогут организовать и интересно провести совместную деятельность педагога с детьми...

ДЕЛОВАЯ ИГРА «Русская культура как средство патриотического воспитания дошкольников»

Представленный материал дает возможность старшему воспитателю ДОУ провести деловую игру с педагогами по патриотическому воспитанию дошкольников....

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников

В статье делюсь опытом как я работаю по теме ознакомления юных петербуржсцев с родным городом....

Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников

Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитаниядошкольников...