Главные вкладки

    Статья (старшая группа) по теме:
    Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников

    Васильева Раиса Васильевна

    В статье делюсь опытом как я работаю по теме ознакомления юных петербуржсцев с родным городом.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_2.doc65.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Статья «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников»

     Воспитателя ГБДОУ д/с №2 компенсирующего вида

    Красногвардейского района

    Санкт-Петербурга

    Васильевой Раисы Васильевны

    2012 г.

    ГДОУ д/с №2

    Красногвардейского района

    Опыт работы по теме:

    «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников»

    Воспитателя: Васильевой

                Раисы Васильевны

    Санкт-Петербург

    Где б я ни был – всегда:

    Летний сад и Нева

    Вас я помню,

    И к вам возвращаюсь.

    И, вернувшись домой,

    Вдруг пойму, что со мной:

    Каждый раз будто снова рождаюсь.

    «Красота родного края… - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту…Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина» - так писал В.А. Сухомлинский.

    Мы должны вырастить и воспитать юного петербуржца, человека, влюбленного в свой город, будущего строителя и созидателя, почитающего наследие предыдущих поколений. Мы должны помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Это дом и улица, двор и ближайший парк или сквер, детский сад, родная Малая Охта, Красногвардейский  район. Все это воспринимается ребенком как часть жизненно необходимой среды, без которой он не мыслит своего я. Расширить круг представлений о родном городе, дать о нем некоторые исторический сведения, познакомить с достопримечательностями, показав все то, что ценят и берегут люди – значит заронить в детское сердце искорку любви к Родине.

    Наши дети – это маленькие «почемучки». А задача взрослых: родителей, воспитателей – помочь ребенку делать открытия. Пусть маленький человечек открывает для себя красоту родного города, удивляясь тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно. Наш город славен своей историей, традициями, памятниками, местами, связанными с героизмом людей в годы войны, лучшими людьми города, Родины.

    Как много надо найти слов, чтобы рассказать о нашем прекрасном городе!

    Ведь не зря лучшие поэты посвящали ему сои стихи; скульпторы, художники, архитекторы старались воспеть и приумножить его красоту.

    Северная Венеция, Пальмира, град Петров! Детские души и сердца не могут быть равнодушными к твоей неповторимости и красоте.

    «Создание этого дивного города, да и вообще вся его жизнь необычайны и пленительны, - подчеркивал писатель В. Иванов. Всякий , кто был в нем, кто читал о нем,  кто видел о нем картины, для кого он мерцает сквозь строки пушкинских стихов, - тот не забудет его никогда!»

     А знаем ли мы свой город так, чтобы его очарование мы могли донести до детей? И не просто донести, а сделать так, чтобы они любили свой город, везде и всегда помнили о нем и хотели сделать его еще краше.

    Поэтому я и выбрала своей темой «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников». Ведь воспитание любви к Родине, месту, где родился и живешь, к родному городу, одна из важных задач, которую призван решать детский сад.

    Каждый ребенок становится взрослым. И он обязательно вспоминает свое детство. Он вспоминает ту деревню или город, где жил: речку, поля, озера, леса, которые его окружали; дворик, скамейку, парк, березку под окном, память о которых сохранилась на всю жизнь.

    Для великого множества людей, живущих в городе, город начинается по – разному. Для большинства детей это любимый двор, дом, улица, на которой живешь, детский сад, утки, плавающие в пруду или в речке Оккервиль, ближайший магазин, кинотеатр, в который ребенок ходит с родителями.

    Для кого – то это величественный, парадный центр Санкт-Петербурга, с его дворцами, музеями, памятниками и соборами, площадями и фонтанами, мостами и гордой красавицей Невой. И все это – наш город, наша Родина.

    «Куда б тебя ни кинуло,

    И сколько б лет ни минуло.

    Всегда вернуться хочется

    В родимые края…»

    Воспитание любви к родному городу начинается с воспитания любви к дому, в котором живет каждый. Для этого проводим занятие «В нашем городе разные дома».

    Выясняем, что все дети живут в разных домах, они многоэтажные. Надо беречь не только свою квартиру, но и весь дом: поддерживать чистоту в подъездах, не мусорить, не пачкать стены. И тогда дом будет чистым и опрятным. А если не беречь свои дома, то они, как люди, могут заболеть. Надо беречь не только дома, но и зеленые насаждения во дворе, деревья и кусты, цветы.

    Воспитываем у детей любовь к детскому саду. Детский сад – это второй дом. Здесь ребенок проводит большую часть времени и надо, чтобы он чувствовал себя комфортно.

    Запоминаем, что детский сад находится на проспекте Шаумяна. Учим стихотворение «На проспекте Шаумяна есть аллея из каштанов». Обращаем внимание детей на то, как красива эта аллея весной, когда цветут каштаны. Как интересно осенью собирать на аллее падающие плоды каштанов и делать из них разные поделки.

    Заучиваем с детьми свой домашний адрес. Выясняем, чем переулок отличается от улицы, улица от проспекта, что такое набережная.

    Показываем на карте, как велик наш город, как много в нем улиц, проспектов, набережных, площадей. Город разделен на несколько частей – это районы. Все наши дети живут в Красногвардейском районе. Рассматриваем район на карте, находим улицы, на которых живут дети.

    Выясняем с детьми, что Красногвардейский район очень большой: в него входят Ржевка, Пороховые, Большая Охта, Малая Охта. Все дети живут на Малой Охте, это наш маленький район, микрорайон.

    Учим с детьми стихотворение «Я живу на Малой Охте».

    Рассматриваем схему нашего микрорайона, выясняем, на каком транспорте можно доехать до дома, до детского сада, по каким улицам надо пройти.

    Дети ежедневно с родителями идут в детский сад. Они видят улицу, дорогу в детский сад и утром, когда все спешат на работу, и вечером. Утром улица кажется деловой, а вечером совсем иная: дома кажутся выше, небо на фоне ярких фонарей – бездонно-темным, витрины магазинов – нарядными.

    Ребенок видит и зимнюю улицу, с только что выпавшим снегом, и весеннюю – с оживающей на ней природой; осеннюю – с пасмурным небом и мелкими, моросящими дождями. А мы помогаем ребенку через его впечатление увидеть улицу в новом свете, открыть что-то новое в обыденном. Учим детей видеть красоту родного города в любое время суток и в любое время года.

    Читаю стихотворение «Я люблю этот город».

    Рассказываем детям, что в каждом микрорайоне есть детские сады, школы, кинотеатр, библиотека, почта, парикмахерская, аптека, поликлиника, разные магазины. Все это создано для удобства людей, здесь живущих.

    Как много замечательных мест может увидеть ребенок в родном городе. И мы советуем родителям сначала знакомить детей с ближайшим окружением, а потом и с историческим центром родного города.

    Почему наш город называется Санкт-Петербург? Святой город Петра. Назван он так в честь небесного покровителя нашего города. Кто был такой Петр I, и почему он решил основать здесь свой город – обо всем этом мы рассказываем детям, используя диафильмы, видео, слайды, иллюстрации. Дети узнают, где начиналось строительство города (Петропавловская крепость на Заячьем острове), о реках и каналах нашего города. Главная среди них река Нева – труженица, кормилица, красавица. Учим детей гордиться Невой, красотой ее гранитных набережных, красотой дворцов, отражающихся в водах Невы.

    Знакомим детей с символикой города. Почему, глядя на открытку, фотографию можно сказать, что это Санкт-Петербург? Нигде больше нет золотого кораблика на шпиле Адмиралтейства, Зимнего дворца, Александровской колонны, Исаакиевского собора, «Медного» всадника, стрелки Васильевского острова с ее Ростральными колоннами и биржей. Рассказываем детям об архитекторах и скульпторах, вложивших неоценимый вклад в культуру и неповторимый облик нашего города.

    Это Растрелли и Монферран, Захаров и Воронин, Тома де Томон и Фальконе, Клодт и Трезини.

    Знакомим детей с гербом, флагом и гимном Санкт-Петербурга.

    В нашем городе родился Российский флот. Наш город – город у моря, город – порт. Рассматриваем морскую символику, якоря: двузубые и четырехзубые, входящие в состав герба Санкт-Петербурга. Скипетр – символ власти, напоминаем о том, что в Санкт-Петербурге была столица государства российского.

    Якорь – надежда моряка на скорейшее возвращение в родной порт и город. А маяками, указывающими путь морякам, служили Ростральные колонны. Ростра – нос корабля. Рассказываем и показываем детям носовые украшения кораблей.

    Наш город настолько прекрасен и неповторим, что трудно обойти вниманием хоть какое-то место в нем. Ансамбль Дворцовой площади, Исаакиевской площади, площади Декабристов, ансамбль стрелки Васильевского острова надолго задерживают на себе наше внимание. Попутно обращаем внимание на мосты через реки и каналы: разводные и подвесные, пешеходные и с огромным движением чрез них.

    Обязательно рассказываем детям о Летнем саде – зеленом островке в центре города, ровеснике города. Решетка Летнего сада, скульптуры в аллеях, памятник дедушке Крылову с героями его басен на постаменте, летний дворец царя Петра, лебеди, плавающие в Карпиевом пруду и.т.д. Где еще ребенок может узнать так много о прошлом нашего города и полюбоваться красотой природы или просто посидеть на скамеечке и представить, что когда-то здесь сидел и гулял А.С. Пушкин, сочиняя свои стихи и сказки.

    А сколько каменных чудес можно встретить в нашем городе! Это львы у причала на Неве, у дома Лавалей, у входа в институт, а на Свердловской набережной целый львятник – 29 львов охраняют здание.

    Сфинксы у Академии художеств, приехавшие к нам с берегов далекого Нила, сфинксы на Египетском мосту, грифоны – на Банковском, львы – на Львином. А сколько разных морских существ можно увидеть на решетках и оградах: тритоны и коньки, русалки и нимфы, и  даже медуза Горгона на решетке Летнего сада. Все это заставляет ребенка любоваться красотой своего города.

    Для того, чтобы дети лучше усвоили полученные знания о родном городе, сделали много игр. Это кубики, разрезанные картинки, лото, домино о Петербурге. Сделали альбомы о городе: Санкт-Петербург в разные времена года, фонари, мосты. Используем игру «Наш город» с ее автобусными маршрутами по городу.

    Игра «Победи пару» - наборы открыток с видами города в разных ракурсах. Сделали и оформили краеведческие игры З.А. Серовой «Знаешь ли ты Санкт-Петербург».

    В играх «Собери флаг России, составь герб города» - закрепляем знание детьми символики. В игре дети всегда лучше усваивают предложенный материал.

    Как приятно слышать, когда маленькие петербуржцы говорят о городе такими словами: большой, красивый, родной, любимый, прекрасный, сказочный, чудесный, великолепный, блистательный.

    Мы знакомим детей с правилами поведения настоящего горожанина, маленького петербуржца. Дети запоминают, чего не будет делать настоящий горожанин. Ведь воспитание любви к родному городу, воспитание юного патриота начинается с воспитания внутренней культуры человека, бережному отношению ко всему окружающему и людям.

    Воспитание юного петербуржца мы стараемся осуществлять в разных видах деятельности, на занятиях и вне занятий, в играх, в совместной деятельности, на экскурсиях, которые оставляют неизгладимый след в душе ребенка.

    Я хочу надеяться, что наши усилия не пропадут даром. В школе, да и в своей взрослой жизни наши дети будут вспоминать о детском саде, о своем великом городе, своей стране России, гражданами которой мы все являемся.

    Мне хочется закончить свое сообщение словами К. Симонова:

    «Ты вспоминаешь не страну большую,

    Которую изъездил и узнал.

    Ты вспоминаешь Родину такую,

    Какой ее ты в детстве увидал».

    Литература:

    1. П.Я. Канн, Прогулки по Петербургу, «Палитра», С-Пб, 1994 г.
    2. Е. Тикунова, Красуйся град Петров, Д/в №5, 1993 г.
    3. Л. Островская, Познакомьте ребенка с родным городом, Д/в №4, 1986 г.
    4. Л.Е. Лавренова, Л.Н. Рукавчук, Санкт-Петербург. Что, где, когда, изд.дом Мин С-Пб, 1998 г.
    5. И.А. Кутузова, Прогулка по Петербургу, Д/в №5, 2003 г.
    6. Е.М. Гажур, О государственной символике, Д/в №3, 2004 г.
    7. Н.В. Поздеева, Родина моя – бескрайняя Россия, Д/в №3, 2004 г.
    8. Л.Маженько, Я – петербуржец, Питер, С-Пб, 1996 г.
    9. Л.К. Ермолаева, И.М. Лебедева, Чудесный город, слайд – путешествие, С-Пб, институт Петербурга, 1995 г.
    10. Л.К. Ермолаева, И.М. Лебедева, Чудесный город, С-Пб, 1996 г.
    11. И. Смирнова, Виват, Петербург, «Колокольчик», С-Пб, 1995 г.

     

     

         

     

     

    Выводы

    Целенаправленная работа по знакомству детей с историей и культурой Санкт-Петербурга дает положительные результаты:

    - У детей возрос интерес к Санкт-Петербургу, стремление узнать о своем городе все больше и больше;

    - Решаются задачи всестороннего развития детей:

    Умственного, нравственного, эстетического;

    - Речевое развитие детей осуществляется за счет обогащения словаря, формирование понятий, умения пользоваться полными и краткими ответами, составлять описательные рассказы, согласовывать существительные с прилагательными и числительными, правильно употреблять в речи предлоги, придумывать синонимы и антонимы, выделять начальные звуки в словах при чтении ребусов.

    - Идет развитие элементарных математических представлений, сенсорной культуры, т.к. описывая облик родного города, знакомясь с его историческим прошлым, невозможно обойтись без форм, цвета, величины, порядкового и количественного счета, уточнения соотношения частей ориентировки в пространстве и во времени.

    - При ознакомлении с городом дети знакомятся с живописью, архитектурой, скульптурой.

    - Неотъемлемой частью в работе по ознакомлению с историей и культурой Санкт-Петербурга является формирование у них нравственных представлений о петербургской этике поведения.

    КАЛЕНЛАРЬ ЮНОГО ПЕТЕРБУРЖЦА

    8 сентября 1941 года – начало блокады Ленинграда.

    8 сентября 1863 года – открыто движение конок на Невском проспекте.

    19 сентября 1858 года – учрежден петербкргский городской телеграф.

    9 октября 1768-77 г.г.  – русско-турецкая война, в ходе которой русский флот одержал победу  под Чесмой (1770 г.)

    19 ноября 1673/ 1729 – день рождения А.Д. Меньшикова.

    1 декабря 1853 года – русский флот под командованием Нахимова уничтожил Турецкую эскадру на Синопском рейде.

    6 декабря 1263 года – умер князь Ал. Невский.

    19 декабря 1788 года – взят Очаков под командованием кн. Потемкина.

    27 января 1944 года – снятие блокады Ленинграда.

    9 февраля 1904 года – начало русско-японской войны. Героическая гибель крейсера «Варяг».

    30 апреля – открыта выставка в Соляном городке «Героическая оборона Ленинграда».

    2 мая 1729/ 1796 – день рождения императрицы Екатерины П.

    18 мая 1804 года – основание Петром I на острове Котлин русской военно-морской крепости Кронштадт.

    27 мая 1703 года – день основания Санкт-Петербурга

    7 августа 1714 года – разгром шведской эскадры близ Гангута.

    3 ноября 1783 года – учреждение Российской императорской академии.

    31 января 1714 года – основание Кунсткамеры.

    8февраля 1724 года – основание Академии наук.

    18 апреля – международный день памятников и исторических мест.

    13 февраля 1799 года – день рождения А.С. Пушкина.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей "Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания"

    Базовым этапом формирования у детей старшего дошкольного возраста любви к Родине по праву считается накопление детьми опыта социальной жизни в родном городе, усвоение принятых в городе норм поведения,...

    «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

    В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этап...

    Обобщение опыта "Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания".

    Условием возникновения моего опыта и целью моей педагогической деятельности является организация педагогического процесса способствующего  формированию патриотического воспитания детей чере...

    Обобщение опыта: Ознакомление с родным городом - как средство патриотического воспитания

    "Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, ... стать подлинным патриотом" (С.Михалков)...

    Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания.

    Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста....

    Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания старших дошкольников

    В настоящее время, в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей, именно от решения вопроса патриотического воспитания зависит будущее каждого человека, живущего в России. Цель ...