Главные вкладки

    Консультация на тему:
    Ознакомление с историей родного города - как средство патриотического воспитания дошкольников

    Куколева Мария Мирославовна

    Консультация для пелагогов дошкольного образования на тему: "Ознакомление с историей родного города - как средство патриотического воспитания дошкольников"   

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Ознакомление с историей родного города - как средство патриотического воспитания дошкольников  

     

    воспитатель Куколева М.М.

    Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. На рубеже 20 и 21 веков в нашей стране произошли перемены социально-экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально-нравственных ценностей и норм поведения в обществе.

    В настоящее время проблема духовно-нравственного развития детей стоит особенно остро. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.

    Духовно-нравственное развитие в педагогике - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

    К сожалению, в нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. Смещение акцентов в развитии дошкольников в сторону ранней интеллектуализации, также не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

    Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

      Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений. У ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении (дом, двор, улица, город, страна).

    Особенное место в духовно-нравственном развитии является воспитание чувства патриотизма, а оно многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

    У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством  у большинства людей возникают самые добрые воспоминания.

    Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу. История города – это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе поколения. Мы живем в Мурманске, городе с необыкновенной историей, неповторимым внешним обликом. И наша задача – с самых ранних лет заложить в детях не только интерес к истории нашего города, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за героическое прошлое и настоящее Мурманска.

    Необходимо отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных родного края, города; труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, городу педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

    В непосредственно-образовательной деятельности, экскурсиях, беседах дать детям краеведческие сведения о родном крае, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, городских зданиях и учреждениях, знаменитых земляках. Воспитывать гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше.

    Родители имеют недостаточно знаний в этом вопросе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют информацией о родном городе. Не имея необходимого количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

    В настоящее время выходит много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса.

    Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

    Исходя из этого, работа дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию детей  включает целый комплекс задач:

    - воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

    - формирование бережного отношения к природе и всему живому;

    - воспитание уважения к труду;

    - развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;

    - формирование элементарных знаний о правах и обязанностях человека;

    - расширение представлений о городах России;

    - знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

    - развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

    - формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

    Принципы

    При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:

    Принцип историзма.

    Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

    Принцип гуманизации .

    Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

    Принцип дифференциации.

    Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

    Принцип интегративности.

    Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской библиотекой, музеями города и т. п.

    Чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников, педагоги должны использовать различные формы и методы организации деятельности детей.

    Методы:

    Методы

    Средства

    Словесные методы:

    рассказ, объяснение, беседа, толкование (разъяснение понятия), поручение, анализ ситуаций, обсуждение, увещевание, работа с книгой, пояснения, указания, подача команд, распоряжений, сигналов; вопросы к детям, образный сюжетный рассказ, словесные инструкции (инструкции-констатации, инструкции-комментарии, инструкции-интерпретации), выразительное чтение и рассказывание худ. произведений, повторное чтение, заучивание наизусть

    Использование произведений художественной литературы, устного народного творчества:

    Фольклор: песни, потешки, заклички, сказки, пословицы, былины скороговорки, загадки и др.;

    Поэтические и прозаические произведения (стихотворения, литературные сказки, рассказы, повести и др.);

    Наглядные методы:

    Наблюдаемые объекты, предметы, явления; наглядные пособия, образцы, использование персонажей различных театров

    Метод иллюстрирования

    Предполагает применение картинок, рисунков, изображений, символов, иллюстрированных пособий: плакатов, картин, карт, репродукций, зарисовок и   карточек, алгоритмов, атрибутов для игр    

    Метод демонстрации (использование технических средств для аудио и видео ряда)

    Связан с демонстрацией объектов, опытов, мультфильмов, кинофильмов, диафильмов, прослушивания музыки  и др.

    Метод показа

    Различные действия и движения, манипуляции с предметами, имитирующие движения и др.

    Методы практического обучения

    Упражнения (устные, графические, двигательные (для развития общей и мелкой моторики) и трудовые)

    Приучение. Обсуждение ситуаций взаимодействия в ходе игры и творческой деятельности. Технические и творческие действия

    Музыкально-ритмические движения, этюды-драматизации. Дидактические, музыкально-дидактические игры.

    Различный материал для продуктивной и творческой деятельности. Конструкторы. Знаково-символические обозначения ориентиров. Изучение правил взаимодействия в групповой деятельности

    Методы проблемного обучения

    Элемент проблемности. Познавательное проблемное изложение. Диалогическое проблемное изложение.

    Эвристический или поисковый метод. Элементарный анализ; сравнение по контрасту и подобию, сходству; группировка и классификация; моделирование и конструирование;   приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы

    Сочетание разнообразных средств, использование художественного слова (н-р: рассказы, содержащие проблемный компонент);

    Картотека логических задач и проблемных ситуаций;

    Объекты и явления окружающего мира;

    Различный дидактический материал;

    Материал для экспериментирования;

    Задачи на решение коммуникативных ситуаций  

    Методы, вызывающие эмоциональную активность

    воображаемая ситуация; придумывание сказок;

    игры-драматизации; сюрпризные моменты и элементы новизны; юмор и шутка; поощрение детей за внимательность, доброжелательность, сотрудничество; групповые дела,  предусматривающие участие родителей и детей других групп

    Сочетание разнообразных средств, использование художественного слова (коротких рассказов, познавательных сказок, стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, закличек, потешек, примет) и музыкального сопровождения, соответствующего характеру осуществляемой деятельности, ее темпу и содержанию; включение игровых и сказочных персонажей; использование дизайн-проектов как средства, обеспечивающего «эмоциональное погружение» в тему, в содержание изучаемого явления.

    Большое значение, в патриотическом воспитании, имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на её благо. Для этого используют различные формы работы:

    Организованная образовательная деятельность – занятия (НОД)

    Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов и специально организованных мероприятий

    Свободная (нерегламентированная) деятельность воспитанников

    Занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые)

    Занятия комплексные, интегрированные

    Занятия – фантазии

    Занятия-сомнения (поиск истины)

    Целевые прогулки

    Экскурсии

    Тематические встречи (гостиные)

    Викторины

    Конкурсы

    Презентации

    Путешествия

    Игры, где замысел или организация принадлежит педагогу (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные и др.).

    Проектная деятельность

    Чтение художественной литературы

    Фестивали. Концерты. Тематические досуги, развлечения. Театрализованные представления

    Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера.  Коллекционирование.

    Спонтанная игровая деятельность

    Свободная творческая, продуктивная деятельность

    Рассматривание книг, иллюстраций и т.п.

    Самостоятельная двигательная активность

    Уединение

    Примерный перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей дошкольного возраста

    Дата

    Тема

    Связь с другими видами деятельности

    Сентябрь

    Моя малая Родина

    - изготовление альбома, составление рассказов «Дом, в котором я живу»

    Октябрь

    День рождение города

    - прослушивание песен о родном городе, чтение стихов,

    - выставка детского рисунка «Мой любимый город»

    Ноябрь

    История возникновения города

    - изготовление альбома «Природа моего края»,

    - оформление стенда «Мурманск теперь и прежде»

    Декабрь

    Знакомство с гербом города

    - изодеятельность - «Нарисуй герб семьи»,

    - знакомство с флагом, гербом и гимном России

    Январь

    Экскурсия по городу

    - изготовление макета города,

    - дидактическая игра «Путешествие по городу»

    Февраль

    Они прославили наш город

    - игры «Рыбаки», «Магазин сувениров»,

    - беседа о важности труда всех людей

    Март

    Папа, мама, я - Мурманская семья (викторина)

    - дидактическая игра «Край, в котором мы живём»,

    - заучивание стихотворений о Мурманске

    Апрель

    Мурманск - спортивный

    - спортивный фестиваль «Белый медвежонок»,

    - выставка детского рисунка «Мы любим спорт»

    Май

    Боевая слава города

    - изготовление праздничных открыток,

    - встреча с ветеранами

    - беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне

    Огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры.

    Примерные тематические блоки работы воспитателя с детьми по ознакомлению с родным городом:
    1. История города. Название. Почему здесь возникло поселение людей?
    2. Самая большая площадь. Моя улица. На какой улице находится мой детский сад? Улицы нашего города.
    3. Достопримечательности нашего города. Памятники, здания, музеи, театры.
    4. Труд взрослых. Предприятия нашего города. Чем славится город?
    5. Герб города. Какие символы на нем изображены. Как они связаны с историей и работой людей в нашем городе.
    6. Выдающиеся люди родного города. Чьими именами названы улицы, школы, предприятия. Почему? Какие люди прославили наш край?
    7. Природа родного города. Какие деревья, цветы украшают улицы города. Каких растений больше всего. Как называется водоем, на берегу которого расположен город.
    8. Культура родного города. Какие музеи, театры, библиотеки есть в городе. Учебные заведения, школы, детские сады.
    9. Культура поведения в родном городе. Как вести себя на улице, в транспорте, музеях, театрах, на прогулке, на общегородских праздниках.
    10. Отдых в нашем городе. Где любят отдыхать жители родного города. Какие традиции, праздники. День города.
    11. Защитники нашего города. Кто следит за спокойствием, благосостоянием людей в городе. Кто помогает людям в чрезвычайных ситуациях. Кто такие ветераны. Как в нашем городе празднуют День Победы.

    Тематические блоки могут интегрироваться с любым этапом познания ребенком родного города, обогащая жизненный опыт ребенка.

    Закончить свое выступление хочу словами К.Д. Ушинского, которые, как мне кажется, относятся и к педагогам дошкольных образовательных организаций:

    «Дух школы, ее направление,  ее цель должны быть обдуманы и созданы нами самими, сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характеру, его религии. Постигая отечественную историю и культуру, связанную с духовным опытом, школьник (в нашем случае дошкольник)  придет к осмыслению того в какой стране он живет, какие ценности отстаивали его предки».  

    Литература:

    1. Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.: ТЦ Сфера, 1999.

    2. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004.

    3. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6.

    4. Якушева Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.

    5. http://nsportal.ru/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект "Ознакомление дошкольников с историей родного города, как средство патриотического воспитания"

    У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось д...

    Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников

    В статье делюсь опытом как я работаю по теме ознакомления юных петербуржсцев с родным городом....

    Сообщение к педагогическому совету по теме: «Ознакомление с историей родного города - как средство патриотического воспитания»

    Сообщение к педагогическому советупо теме: «Ознакомление с историей родного города - как средство патриотического воспитания»...

    Сообщение: «Ознакомление с историей Республики Мордовия как средство патриотического воспитания»

    Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам и гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим и желание сохранить, приумножить богатство своей страны...

    Родительское собрание «Знакомство с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников»

    Задача взрослых, чтобы впечатления детства стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нем истоками патриотических чувств.Основной целью родителей должно стать форми...

    Проект "Ознакомление с культурой мордовского края как средство патриотического воспитания дошкольников"

    quot;Ознакомление с культурой мордовского края как средство патриотического воспитания дошкольников"...