Ознакомление старших дошкольников с историей родного города как средство патриотического воспитания.
статья (старшая, подготовительная группа)

Фролова Татьяна Алексеевна

На сегодняшний день тему патриотического воспитания обсуждают на различных педагогических форумах, семинарах, пишутся статьи в журналы, учебные пособия, методические рекомендации с передачей опыта молодым педагогам. Но не стоит забывать, что цель воспитания гражданина и патриота своей Родины всегда стояло в целях любого обучения в той или иной мере. Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родном городе его истории и многогранной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Патриотическое воспитание27.65 КБ

Предварительный просмотр:

   Ознакомление старших дошкольников с историей родного города как средство патриотического  воспитания.

        Любовь к родному городу–это основа формирования будущего гражданина, которая достигается путём патриотического воспитания. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна и требует особого внимания со стороны не только педагогов, но и семьи. Для достижения определённого результата требуется находить нетрадиционные методы воздействия на ребёнка, на его эмоциональную и нравственную сферы.

        По мнению многих ведущих педагогов, а в частности И.С. Васильевой [1], проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня – одна из наиболее актуальных. В воспитании патриота своей Родины, своего Отечества и сознательного гражданина важную роль играет дошкольное детство. Именно там рождается «фундамент» настоящего патриотизма.

        Формирование нравственно-патриотического воспитания дошкольного возраста происходит под влиянием условий жизни, воспитания, обучения. Свое влияние оказывает процесс различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры. Нравственно-патриотическое воспитание эффективно осуществляется как целостный педагогический процесс в жизни ребенка с учетом возраста и личных особенностей.

        Создание благоприятных условий для полноценного проживания детьми дошкольного детства, привитие ребенку любви к своей семье, к своему дому, улице на которой ребёнок живёт, детскому саду, городу – все это приоритетные направления в патриотическом воспитании.

        На сегодняшний день тему патриотического воспитания обсуждают на различных педагогических форумах, семинарах, пишутся статьи в журналы, учебные пособия, методические рекомендации с передачей опыта молодым педагогам. Но не стоит забывать, что цель воспитания гражданина и патриота своей Родины всегда стояло в целях любого обучения в той или иной мере. Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родном городе его истории и многогранной культуре.

         Воспитание ребенка в дошкольном учреждении должно формировать у дошкольников отношения высокой духовной нравственности с активной жизненной позицией, направленной на сохранение и приумножение достижений народа своей страны. Начинается это с воспитания любви и привязанности детей к родному городу.

         Сложность патриотического воспитания детей связана в первую очередь с возрастом и, что ни одна черта личности не может быть до конца сформирована – все только появляется. Но именно в дошкольном возрасте берут свое начало нравственность и патриотизм.

        Познание подкрепляет патриотическое сознание будущего гражданина глубокими знаниями, что формирует активную гражданскую позицию и ответственное поведение.

        Речевое развитие направлено на привитие интереса детей к родной речи, художественной литературе о героях и традициях, богатстве родной природы, знакомит с интересными фактами из жизни страны. Речевое развитие формирует интерес детей к истории и культуре своей Родины.         Физическое развитие решает задачу по становлению здорового образа жизни детей, формирует внутреннее понимание его значимости в жизни отдельного человека и общества в целом.

        Важная функция нравственного воспитания состоит в формировании у подрастающего поколения нравственного сознания, устойчивого нравственного поведения и нравственных чувств, которые будут соответствовать современному образу жизни. А также формирование активной жизненной позиции каждого человека, привычка поступать в соответствии с чувством общественного долга.

         Развитие нравственных качеств – одна из основных задач, которые призван решать Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, ставящий цели по патриотическому воспитанию:

• создание особых условий для формирования основ патриотического сознания детей;

• создание возможности позитивно-направленной социализации ребенка;

• всестороннее личностное, познавательное и морально-нравственное развитие ребенка;

• развитие инициативности и способностей к творчеству на основе тех видов деятельности, которые соответствует дошкольному возрасту.

         В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» говорится о том, что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества». Поэтому, духовное оздоровление всего народа напрямую связано с патриотическим воспитанием подрастающих поколений.         Также концепция говорит, что патриотизм–это чувство верности своей стране, своему народу. Чувство гордости за Отечество, за свою малую Родину, за тот кусочек Родины, где гражданин родился, жил и воспитывался – все это ключевые понятия, которые включает в себя патриотизм.         Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность приносить пользу своему Отечеству, но никто не рождается патриотом, гражданином. Человек становится гражданином и патриотом только под вли янием места своего проживания, полученного воспитания, условий жизни, направленности своей деятельности. Осознание себя патриотом проходит сложный путь от начального формирования, а затем и развития, патриоти ческих чувств и убеждений до интеллектуальных, волевых навыков и привычек поведения.

        Если рассматривать патриотическое воспитание как социально-педагогическое явление, то мы видим, что оно связано не только с передачей жизненного опыта от поколения к поколению. Патриотическое воспитание также связано и с подготовкой ребенка к общественно полезному труду, развитием его духовности и нравственности. Оно связано с социализацией ребенка в обществе, в котором он живет.

        Духовно-нравственная личность способна любить свою родную землю, непрерывно ощущать с ней связь, защищать интересы, сохранять лучшие традиции своего народа и приумножать их, ценить культуру. Такая личность постоянно стремиться к обеспечению справедливости в обществе и безопасности. Таким образом, мы понимаем, патриотическое воспитание в самом широком смысле этого слова–процесс, охватывающий все сферы жизнедеятельности человека и общества, обеспечивающий правильное, с точки зрения общества, поведение отдельного человека.

        Рассматривая патриотическое воспитание как одну из возможностей формирования и развития личности патриота-гражданина своей Родины, можно увидеть, что на личность и на общество в целом влияют различные факторы:

• Микросреда (семья, образовательное учреждение, друзья, ближайшее окружение и другой тесный коллектив);

• Природная среда, в которой живет человек;

• Целенаправленный воспитательный процесс, влияющий на личность и коллектив;

• Макросреда (общество, имеющее устоявшуюся общепринятую идеологию); • Трудовая и профессиональная деятельность человека. Факторы, влияющие на формирование личности гражданина. Все указанные факторы находятся в тесном взаимодействии и все оказывают свое влияние на формирование личности гражданина. В то же время каждый из этих факторов обладает своей самостоятельностью и оказывает свое влияние на формирование и развитие патриотических чувств, убеждений и действий, на разных этапах формирования личности. В разные этапы формирования личности патриота в воспитании приоритет имеют разные факторы, но в сумме все они на протяжении всей жизни человека играют немаловажную роль.

        В России с древнейших времен патриотизм является одним из наиболее приоритетных направлений в воспитании подрастающего поколения. Он прививается детям с детства, через русские былины, песни, сказки и т.д.         Современное понимание патриотизма характеризуется разнообразностью и неоднозначностью. Термин «патриот» употребляется в научно-исследовательской литературе, в выступлениях, дискуссиях, статьях, предвыборных программах.

        Сформированность нравственных ценностей – важнейший показатель целостной личности, самостоятельной и ответственной, способной создавать собственное представление о своем жизненном пути. По мнению А.Я. Ветохиной [2], дети проходят большой путь по усвоению нравственных понятий от уровня элементарного представления до полного понимания их сути.

        У детей с возрастом растет самостоятельность, они начинают осознавать свое поведение–это приводит к развитию у детей способности руководствоваться в поступках теми нравственными нормами, которые они усвоили. Появляются устоявшиеся этические нормы поведения, которые начинают определять поступки старшего дошкольника.

        В.А. Деркунская [3] говорит, что «воспитание в педагогическом смысле–это специально организуемый и управляемый процесс, содействующий развитию личности».

        Нравственное воспитание–не бездумное заучивание моральных норм. Нравственное воспитание – это активный процесс различных отношений, взаимодействия друг с другом, общения, совместной и отдельной деятельности и преодоления возникающих противоречий.

        Нравственное воспитание – постоянный процесс решений, выборов волевых усилий в пользу моральных норм.  Старший дошкольный возраст является одним из самых ответственных этапов в становлении личности дошкольника. Именно в старшем дошкольном возрасте идет активный процесс развития механизмов поведения и деятельности. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

        В содержании федерального образовательного стандарта отмечается острая необходимость в активизации процесса воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста.

        Дошкольники очень любознательны, восприимчивы и отзывчивы– они с радостью откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. В этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитании детей. Происходит формирование основы личности ребенка, его духовной стороны, эмоций, чувств, мышления, начинается социальная адаптация в обществе, осознание себя в окружающем мире. Именно на этом этапе жизни человека можно заложить основы нравственности и патриотизма, так как он является наиболее плодотворным для воздействия на ребенка в эмоциональном и психологическом плане. Детские образы очень яркие и сильные, и именно поэтому они откладываются надолго в памяти ребенка, бывает даже, что и на всю жизнь. Детские образы очень важны для воспитания патриотизма.

         Б.Т. Лихачев [4] в своем учебном пособии «Педагогика: Курс лекций» говорит, что в понятие «патриотизм» включается и любовь к Родине, и гордость за исторические достижения своего народа.

         Патриотизм–это комплекс отношений человека к различным сферам жизни общества, таким как:

• история страны;

• национальная культура;

• страна на карте мира (природа, экономика, места собственного жительства, «малая» Родина);

• государство;

• ответственность за жизнь свою и жизнь близких людей, за судьбу своего народа в целом.

        За последние десятки лет изменились взгляды на ребенка дошкольного возраста. Дошкольный возраст рассматривается как фундамент формирования гармоничной личности ребенка. На основе педагогического опыта были получены новые данные о процессе социализации дошкольника.         Таким образом, мы видим, что в дошкольном возрасте у ребенка приобретается богатый практический опыт поступков, которые соответствуют моральным нормам того общества, где он живет. И на основе этого опыта формируются те навыки поведения, в которых будут проявляться гуманное и ответственное отношение к окружающим. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование осознанности морального смысла общественного поведения. Старший дошкольник начинает понимать объективность и справедливость принятых норм поведения, и их моральной значимости в ситуациях выбора.

        Одним из путей патриотического воспитания детей является ознакомление детей с историей и культурой родного города. Процесс развития личности и ее нравственности не может быть ограничен возрастом. Личность развивается и меняется всю жизнь, под воздействием различных факторов. Но все же существуют основы, которые обязательно должны быть у человека для успешного функционирования в человеческом обществе. Для успешной деятельности ребенка в обществе необходимо обучить его этим основам как можно раньше.

         Патриотическое воспитание, основанное на истории и культуре родного города – это процесс влияния на воспитанников с целью осознанного понимания ими исторических знаний о родном городе, его культурном наследии, великом подвиге, любви к символам города и страны, непримиримости к врагам России.

        Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Нежные объятия мамы, папин авторитет, трогательная любовь и забота всей семьи–это решающий фактор в воспитании ребенка. Именно из установок, полученных в раннем детстве на примере отношений в семье, формируются предпосылки для дальнейшего развития. Взаимоотношения в семье моделирует отношения в обществе, составляя основу для граждан- ского поведения.

        Следующая стадия развития гражданина России–это осмысленное принятие традиций своего города, его ценностей и культурно-исторического прошлого, социальной и духовной жизни. Понятия формирующие чувство принадлежности к родине, наполняются конкретикой через ближайшее окружение и природу.

        Человечество сейчас живет в период, когда интенсивно происходит смена типа цивилизации. Современность трактует новые нормы и отношения во всех сферах человеческой деятельности, в том числе в системе образования. Подрастающее поколение плохо ориентируется в истории не только страны, но и своей малой родины. Основной задачей формирования у детей любви к Родине можно считать накопление общественного опыта жизни в своём городе, который способствует усвоению тех норм поведения и взаимоотношений, которые приняты в данном обществе. Через получение общественного опыта идет приобщение ребенка к миру культуры своей Родины.

        Немалую роль в опознавании родного города является символика. Если флаг и герб города могут опознать практически все, то официальный гимн не слышали многие. И, можно сказать, это упущение в воспитании гражданственности того поколения, которое сейчас растит уже своих детей.         Символом может стать что угодно–будь то какой-либо предмет, памятник или художественное произведение, за которым мы видим события, виток истории. Именно поэтому символика в патриотическом воспитании будет иметь особое значение. Научить ребенка узнавать символы родного города–одна из задач патриотического воспитания, решение которой позволит детям лучше знать историю родного города.

        Воздействие официальной символики на сознание и поведение детей продолжается на всех этапах становления формирования патриотичной личности, ведь официальная символика встречается повсеместно и повседневно. Формирование у воспитанников осознания сущности и значимости государственных символов, воспитание почтения к ним складывается на занятиях в системе дошкольного и дополнительного образования детей. Немаловажную роль в формировании уважительного отношения к символам играет процесс проведения гражданских ритуалов, связанных с символами.

        Русская поговорка говорит: «Знать – значит любить». При систематическом ознакомлении детей дошкольного возраста с символикой города в различных видах занятий начинается процесс формирования гражданственности и патриотизма.

         У старших дошкольников и младших школьников представления о символах родного только начинают формироваться, и существенную роль здесь имеет эмоциональная основа, которая глубоко оставляет свой след в душе ребенка. Каждый элемент символов имеет большую смысловую и эмоциональную нагрузку на сознание ребенка.

        Герб и Флаг родного города имеют глубокие исторические корни. Их происхождение неразрывно связано с историей и культурой города. Поэтому, начинать работу по знакомству детей с официальной символикой родного города следует с опорой на художественную и культурно-историческую стороны символики. Ребенку дошкольного возраста будут понятны сказочные и песенные образы. Именно красота и яркость этих образов помогают сложить положительное отношение в душе ребенка к гербу, флагу и гимну города.

        Важным условием эффективности работы с детьми по знакомству с официальной символикой города является работа с родителями. Нам не удастся сформировать у ребенка уважительного и почтительного отношения к символам города, если в его семье, у его родителей не будет понимания значимости смысла символов родного города.

        Б.Т. Лихачев [4] в своих трудах считает главным механизмом формирования патриотизма – активное участие в творческом и созидательном труде. Дети мыслят образами, эмоционально воспринимают ярко окрашенные события и факты, особенно, если они вовлечены в художественную форму. Это требует от педагогов и родителей быть вооруженными знаниями особенностей детского восприятия, осознания и осмысления фактов и событий.

         По мнению педагога И.С. Васильевой [1] патриотические чувства детей формируются намного эффективнее, если детский сад тесно сотрудничает с семьёй ребенка. Необходимость вовлечения семьи в процесс формирования патриотических чувств можно объяснить теми особыми возможностями, которые есть у семьи и которые никогда не сможет в полной мере сменить дошкольное учреждение: безграничная любовь к детям и эмоциональная насыщенность отношений. Всё это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Дети – очень искренни. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.

        В.А. Сухомлинский [5] в своих трудах говорит, что именно в старшем дошкольном возрасте воспитывается чувство справедливости, уважения к людям, происходит понимание собственной значимости, появляется чувство долга и ответственности за свои поступки.

        Родной город становится безгранично дорог, когда радость жизни сливается с чувством долга перед людьми, отстоявшими город в тяжелое время. Огромное влияние на детей оказывают различные беседы с ветеранами-участниками боевых действий, различные выставки, проводимые в близлежащих музеях и мини-музеях детского сада.

        Формирование знаний ребенка происходит под воздействием на интеллектуальную сферу, а эмоциональный отклик, который вызывает у ребенка чувство сопереживания и принадлежности, достигается через воздействие на эмоции ребенка. В труде педагога всегда содержится гуманистическое, общечеловеческое начало. Сознательное его выдвижение на первый план, стремление служить будущему характеризуют прогрессивных педагогов всех времен.

        Кроме того, педагоги должны учесть психолого-педагогические компоненты, позволяющие донести содержательность патриотизма детям, сделать его качеством личности. Тут большое значение имеет эмоциональное влияние, так как любые нравственные убеждения–это взаимодействие знаний о том, каким должно быть поведение и чувств, которые испытывает ребенок при совершении определенных поступков. Не что иное, как чувство – та ниточка, которая связывает знания «как надо» и действия «как надо».         Повышение опыта и накапливание знаний ведет к дальнейшему усилению и различению патриотических представлений старших дошкольников. Обобщенность патриотических представлений приближает детей к простым нравственным понятиям, таким как дружба, уважение к женщинам, почтение к старшим и т.п. Появляющиеся представления начинают играть определяющую роль в повседневном поведении детей и их отношении к окружающему миру.

        В старшем дошкольном возрасте активно развиваются волевые процессы и нервная система ребенка, поэтому повышается возможность воспитания у детей умения слушать и слушаться. У детей появляется способность сдерживать свои побуждения, подчинять свои поступки общепринятым и выдвигаемым требованиям. Тут начинает формироваться дисциплинированность, самостоятельность и организованность.

        Воспитание гражданина имеет главенствующую цель современного образования России, является это одной из первостепенных задач общества и государства. Социально- педагогическая поддержка развития нравственности, компетентности, ответственности, творческой направленности, инициативности детей–залог успеха нравственного воспитания.

        Ребенку необходим большой объем нравственно-патриотических представлений, запас знаний для ориентиров при выборе способов поведения в возникающих новых для него ситуациях. Но усвоение выдвигаемых понятий, играя важную роль в становлении и развитии сознания, само по себе еще не обеспечивает формирования нравственно-патриотического поведения. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что нередко дети, хорошо зная общепринятые нормы, не следуют им в своем поведении. Важно систематически закреплять в повседневной деятельности детей необходимые действия в игровой и творческой форме.

        В старшем дошкольном возрасте дети учатся оценивать поступки не только по критерию, какие последствия они повлекли за собой, но и по тому, какие внутренние мотивы были у человека, совершающего тот или иной поступок.

        Родина, родной край, родная земля–так люди называют то место, где родились, и нет ничего дороже, чем Родина, красоту которой он однажды увидел. Ребенку необходима помощь в открытии чуда – красоты своей Родины, сделать это можно приобщая его к истории и культуре родного города. Ребенок начинает любить свою Родину через знакомство с ее историей, он сохраняет привязанность к Отечеству на всю жизнь. Чем больше дети узнают историю родного города, тем больше сможет понимать значение сегодняшних событий и тем яснее сможет представить будущее. Человек, который способен любить Родину не способен предать, совершить преступление.         В процессе воспитания чувства ответственности и гордости за родной город у старших дошкольников большое влияние имеет обсуждение личного опыта ребенка либо значимых лиц. Имеет смысл групповое обсуждение какого-либо значимого события, с привлечением участников такого события к дискуссии, передаче своего опыта, воспоминаний. Для подведения итогов любого мероприятия отличным показателем понимания является наличие обратной связи. Большое значение имеет желание ребенка задавать вопросы, узнавать больше – важно научить ребенка не бояться озвучивать вопросы и поощрять их.

        Одним из показателей вовлеченности детей в патриотические чувства, направленные на родной город–является желание детей обсудить между собой или с педагогами и родителями свои впечатления. Если в процессе такого обсуждения рассматриваются разные точки зрения–это позволяет детям развивать не только речь, но и собственное мышление и мнение. Даже на самом простом уровне спора, который контролирует взрослый, дети учатся высказывать свою точку зрения, излагать свои мысли и чувства.         В процессе воспитания у детей любви к своему городу необходимо ненавязчиво привести их к осознанию того, что город является частицей Родины. Понимание детьми того, что гражданин и патриот обязательно должен с уважением относиться к каждому человеку, вне зависимости от его расы, национальности или вероисповедания, уважать культуру других народов, должно прививаться детям совместно с любовью к Родине

 Библиографический список .

Васильева И.С.–Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста.– 2017 г. // Журнал «Педагог» [электронный ресурс] международный образовательный журнал содержит различные публикации педагогов в сфере образования.– Режим доступа https://zhurnalpedagog.ru/ свободный. (Дата обращения: 07.01.2020). 2. Ветохина А.Я.– Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов / А.Я. Ветохина, З.С. Дмитриенко, Е.Н. Жигналь, Г.В. Краснозекова, С.П. Подопригора, В.К. Полынова, О.В, Савельева.–СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2011 г.– 192 с. 3. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие.– М.: Центр педагогического образования, 2012.– 144с. 4. Лихачев Б.Т.– Педагогика: Курс лекций. Учеб. Пособие для студентов педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. / Б.Т. Лихачев.– 4-е изд., перераб. и доп.– М.: Юрайт, 2000.– 523 с. 5. Сухомлинский В.А.– Сердце отдаю детям.– Мн.: Нар. Асвета, 1982.– 288с., 1 л. ил. Конспект спортивного мероприятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Ознакомление дошкольников с историей родного города, как средство патриотического воспитания"

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось д...

Ознакомление дошкольников с историей родного города

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...

Педагогический проект «Нетрадиционные формы ознакомления старших дошкольников с историей родного города, края»

«Нетрадиционные формы ознакомлениястарших  дошкольников с  историей родного города, края»  Участники проекта : дети подготовительной к школе группе, родители, воспитатели.Тип: информаци...

Сообщение к педагогическому совету по теме: «Ознакомление с историей родного города - как средство патриотического воспитания»

Сообщение к педагогическому советупо теме: «Ознакомление с историей родного города - как средство патриотического воспитания»...

Ознакомление с историей родного города - как средство патриотического воспитания дошкольников

Консультация для пелагогов дошкольного образования на тему: "Ознакомление с историей родного города - как средство патриотического воспитания дошкольников" ...

" История рождения города "- презентация по ознакомлению старших дошкольников с историей родного города

Наглядный материал по изучению истории  г.Благовещенска, состоящий из двух частей:часть1-История рождения города; часть 2-памятники основателям города...

Патриотическое воспитание старших дошкольников через историю родного города.

Патриотическое воспитание старших дошкольников через историю родного города....