Статья: "Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное благополучие дошкольника с задержкой психического развития"
статья (старшая, подготовительная группа) по теме

Шустрова Елена Андреевна

Статья посвящена проблеме детско-родительских отношений; тому, какое влияние родители оказывают на эмоциональное благополучие детей с ЗПР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное благополучие дошкольника с задержкой психического развития

Эмоциональное благополучие (неблагополучие) рассматривается многими авторами в контексте психологического здоровья. Термин «психологическое здоровье» был введен в научный оборот автором И.В.Дубровиной. По ее мнению, психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности [1, с.132]. Психологическое здоровье в научной литературе фактически отождествляется с понятием «психическое здоровье». Так, психическое здоровье свидетельствует о наличии душевных сил, необходимых для жизни в обществе: человек ясно мыслит, его воля не парализована, он способен контролировать свое поведение, ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность и т.п. Эмоциональное благополучие как компонент психологического здоровья предусматривает удовлетворение потребности в общении, установлении доброжелательных взаимоотношений в семье, между детьми и воспитателями в учебно-воспитательных учреждениях, создание благоприятного микроклимата в группах. Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является актуальной, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.

Трактовкой понятия «эмоциональное благополучие» занимались многие отечественные и зарубежные психологи, например, И.М. Слободчиков считает, что эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи. Именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Эмоциональное благополучие (неблагополучие) – это субъективная характеристика для качественной оценки эмоционального состояния человека. Показателями эмоционального благополучия человека являются нормальный уровень ситуативной и личностной тревоги, оптимальный уровень активности и работоспособности, возможность и готовность адекватно действовать в различных жизненных ситуациях. Данный психологический феномен определяется массой разнообразных факторов:  физическим самочувствием, психологическим климатом в семье, самооценкой ребенка, его взаимоотношениям в группе ДОУ, отношением воспитателя, особенностями воспитательной среды и др. Для определения эмоционального благополучия важны показатели тревожности ребенка, которые говорят о нарушениях в эмоциональном развитии. Причиной данных нарушений могут быть и ошибки в семейном воспитании. Выделяя факторы, влияющие на содержание и способы выражения эмоциональных состояний дошкольников, ряд исследователей подчеркивает роль взрослых, семьи и значимость отношений со сверстниками, то есть социальные условия развития эмоций детей (Е.П. Урунтаева, М.И. Лисина и др.) [2, с.523]. Негативные социальные эмоции, которые зачастую испытывает ребенок в различных жизненных ситуациях, могут быть обусловлены именно непринятием и отчужденностью со стороны ближайшего окружения. Комплексы подобных негативных эмоций и эмоциональных состояний, например, как тревожность, образуют основу эмоционального неблагополучия личности. Эмоциональное неблагополучие – это такое проявление эмоций, которое мешает человеку в повседневной его жизни. Среди основных причин, вызывающих эмоциональное неблагополучие, можно выделить неправильное воспитание детей с самого раннего возраста.

Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное самочувствие ребенка. Оно вызывается многими причинами. Главной выступает неудовлетворенность ребенка общением со взрослыми, прежде всего с родителями и со сверстниками. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие тесных эмоциональных контактов с родителями приводит к формированию у ребенка тревожно-пессимистических личностных ожиданий. Их характеризует неуверенность ребенка, чувство незащищенности, иногда страх в связи с прогнозируемым отрицательным отношением взрослого. Такое отношение взрослого провоцирует у ребенка упрямство, нежелание подчиняться требованиям родителей, то есть является серьезным «психологическим» барьером между взрослым и детьми. Тогда как тесные, насыщенные эмоциональные контакты, при которых ребенок является объектом доброжелательного, но требовательного оценочного отношения как личность, формирует у него уверенно-оптимистические личностные ожидания. Для них характерно переживание возможного успеха, похвалы, одобрения со стороны близких взрослых [3, с.12].

 Эмоциональное неблагополучие может приводить к двум типам поведения:

1. к первой группе относятся дети неуравновешенные, легко возбудимые. Безудержность эмоций у них часто становится причиной дезорганизованности их деятельности. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции детей часто проявляются в аффектах: вспышках гнева, обиде, нередко сопровождаемых слезами, грубостью, драками. Наблюдаются сопутствующие вегетативные изменения: покраснения кожи, усиление потоотделения и пр. Негативные эмоциональные реакции могут быть вызваны серьезными или незначительными причинами. Однако, быстро вспыхивая, они быстро угасают.

2. вторую группу составляют дети с устойчивым негативным отношением к общению. Как правило, обида, недовольство, неприязнь и т. д. надолго сохраняются в их памяти, но при их проявлении дети более сдержанны. Такие дети характеризуются обособленностью, избегают общения. Эмоциональное неблагополучие часто сопряжено с нежеланием посещать детский сад, с неудовлетворенностью отношениями с воспитателем или сверстниками. Острая восприимчивость ребенка, его чрезмерная впечатлительность могут привести к внутриличностному конфликту.

Р.Д. Тригер отмечает, что дефицит положительных эмоциональных контактов дошкольника с ЗПР со взрослыми, их ущербность не могут не затруднять или не искажать его личностное становление. Эти выводы опираются на теории привязанности, теории социально-эмоционального развития, являющейся одной из самых влиятельных во второй половине 20 века, разработанной Дж. Боулби, британским аналитиком, работающим с детьми. Он считал привязанность младенца ко взрослому первичной, врожденной поведенческой системой, обеспечивающей благополучное психоэмоциональное развитие. В случаях нарушения привязанности у матери у ребенка наблюдаются противоречивые эмоциональные реакции, затрудняющие эффективное взаимодействие с окружающей средой. Это выражается в тревожности, плаксивости, страхах, гиперактивности, выплесках агрессии или, наоборот,  подавленности. Эти эмоциональные реакции могут повлиять и на развитие познавательных способностей ребенка и его интеллекта в целом [4, с.55].

Негативный опыт общения со взрослыми в семье и вне её приводит к тому, что в новой ситуации старшие дошкольники с ЗПР, предвидя недопонимание каких-либо требований или заданий, заранее прогнозируют себе неуспех. Они находятся в напряжении и испытывают отрицательные эмоции. Многие отстающие в развитии дети находятся в состоянии тревоги, у них возникает страх перед возможным наказанием. Ребенок боится даже воображаемых наказаний, особенно физических. Надеясь избежать наказания, некоторые дети готовы выполнять любые требования, ограничивающие их поведение. Такое состояние ребенка препятствует осознанному освоению социально одобряемых правил поведения и способов общения с окружающими.

В ряде исследований показано, что способ общения многих родителей (и прежде всего матерей), имеющих детей с ЗПР, - либо уход от решения проблем, связанных с жизнью ребенка, либо окрик, приказ, наказание за непослушание. Такие родители не считают нужным выслушать объяснения своего ребенка, почему он поступил так, а не иначе. В любой ситуации он виноват и должен понести наказание. Реакция детей на указанное отношение взрослых бывает различной: от полного игнорирования их требований до слез, истерик и агрессии.

Литература:

1. Возрастная и педагогическая психология. Сост. Дубровина И. В. - М. : ИНФРА, 2001. – 368с.

2. Психология мотивации и эмоций. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. В. Фаликман. – М. : ЧеРо, 2002. – 752с.

3. Рояк А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада // Дошкольное воспитание. – 1997. №2. с. 12-19.

4. Тригер Р. Д. Пихологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. – СПб. : Питер, 2008. – 192с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное благополучие ребенка

Многие родители обращаются к воспитателям с жалобами на то, что их дети чрезмерно возбудимы, агрессивны, или наоборот, заторможены, плаксивы, очень робки. Как отмечают воспитатели, дошкольники с проб...

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы по развитию эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами песочной терапии для детей от 4-5 лет «Умные ручки »

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы по развитию эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами песочной терапиидля детей от 4-5 ле...

Влияние детско - родительских отношений на эмоциональное благополучие дошкольника

Мной было проведено исследование по влиянию детско родительских отношений в моей группе на эмоциональное благополучие ребенка.Семья рассматривается как среда, где родители оказывают непосредственное в...

Развитие эмоционального интеллекта дошкольников с задержкой психического развития

В статье представлено содержание коррекционно-воспитательной работы с детьми с задержкой психического развития. Представленные виды деятельности позволяют развивать эмоциональный интеллект, мышл...

Особенности эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития

Особенности эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития...

Эмоциональная сфера дошкольников с задержкой психического развития как предмет коррекционной работы.

Эмоциональная сфера дошкольников с задержкой психического развития как предмет коррекционной работы.  Слово «эмоция» является производным от латинского глагола  emoveo- потрясаю,...