Выступление на конференции на тему "Народные подвижные игры как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
статья на тему

Игошина Людмила Васильевна

Народные подвижные игры -это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_konferentsii.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специолистов

«Мордовский республиканский институт образования»

Кафедра дошкольного и начального образования

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА КОНФЕРЕНЦИИ

ПО ТЕМЕ: «НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Подготовила: Игошина Л.В.

воспитатель МДОУ №16

Саранск 2017

   Наша Родина – это многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых по–своему самобытен и имеет богатые традиции. Это особенно важно для нашего региона, где с древнейших времен  бок о бок  живут русские и татары, чуваши и мордва, украинцы и армяне, в дружеском обращении, постоянно взаимодействуя друг с другом. Дружелюбие, толерантное отношение к людям разных национальностей воспитывается  благодаря усвоению детьми определенного круга знаний о других народах: местожительстве каждого из них, главном городе, природных условиях края, народной культуре. Чтобы пробудить у детей любовь к Родине, необходимо знакомить детей с многообразием культурных традиций и особенностей нашей Родины, познакомить с народными праздниками и развлечениями. Показать детям их красоты и увлечь народными играми, побудить интерес к ним.

  Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.

  Народная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая является ещё и средством обучения и воспитания, направленный на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжения, на развитие у детей определённых умений и навыков.  Испокон  веков в них ярко отражались образы людей, быт, труд и национальные устои, представления людей о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.   Веселье, удальство, ловкость, состязание — вот основные характеристики народных игр. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка- дошкольника.  В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными и веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

   Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности.

  Народные игры увлекают и оказывают успокаивающее воздействие даже на большинство гиперактивных детей, помогают раскрыться «зажатым» и неуверенным в себе детям, с помощью народных мелодий и движений можно снять негатив, страхи, боязнь, раскрыть чувства и эмоции.

  Народные подвижные игры — наиболее доступный и эффективный метод развития личности ребенка при его активной помощи. Игра — естественный спутник жизни и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка — неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Именно игра даёт возможность ребёнку самому «прожить» то, о чём он узнал в процессе непосредственно- образовательной деятельности. Рассказы о народных традициях не достигнут цели, если не найдут продолжения в играх, изобразительной, театрализованной деятельности. Подвижные игры  способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств.

   К. Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них.

   Игра – это ещё и деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания сближают участников, формируют у них целеустремлённость. Играя, ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей. 

  Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников. В них отражается  образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

   Названия и правила народных игр часто были различны в разных областях России, но всегда в них было общее — это желание одержать победу, единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания сближают участников, формируют у них целеустремлённость.

  Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли.

   Народные подвижные игры развивают сообразительность, подвижность и умение быстро реагировать на изменяющиеся условия, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, то есть дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

  Народные игры несут в себе неоценимое национальное богатство, где радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя у дошкольников устойчивое отношение к культуре родной страны.

  Д. С. Лихачёв писал: «Народ не должен терять своего нравственного авторитета, не должен забывать о своём культурном прошлом, о памятниках, литературе, языке, живописи...»

   Сущность и особенность народных игр, заключается в формировании системы ценностей человека и приобщение к духовности и нравственности своего народа, что целесообразнее осуществлять с детского возраста.

Народные игры неоценимы в педагогическом отношении, в их влиянии на воспитание характера, воли, нравственных чувств, они укрепляют ребенка физически, создают определенный духовный настрой, формируют интерес к народному творчеству. Народное творчество во всем его многообразии является благоприятной почвой для  основ патриотического  воспитания  дошкольников, оно способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Через игру формируется у них  устойчивое отношение к культуре родной страны,   создает  эмоционально-положительную основу для  развития патриотических чувств.

Работа по знакомству детей с народными играми можно начинать с 2 лет. В этом возрасте детей привлекают, в основном, игры-забавы («Коза рогатая», «Ладушки и др.) и некоторые игры спортивного характера, такие как «Ловишки» и «Прятки». Во 2 младшей группе к ним добавляются игры природные («Паучок»«Сорока» и др. ,драматические («Заинька»«Дрёма» «И уже в средней группы мы используем все виды народных игр. Что касается типов народных игр, то в младшем дошкольном возрасте используются хороводные и часть игр хороводов – шествий, а в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются народные игры всех типов.

Выделяются следующие функции народных игр:

1. Коммуникативная - игра способна охватить своим эмоциональным влиянием всех играющих вместе и зрителей.

2. Компинсаторная – в игре человек не только тратит, но и восстанавливает свою энергию: психологические перегрузки нередко сопровождаются недостаточной физической работой других органов. Игра позволяет вовлечь в работу органы, которые ранее бездействовали, тем самым формируя жизненный тонус человека.

3. Функция воспитания и обучения - игра позволяет создать для детей ситуацию, направленную на выявление собственных способностей, пределов выносливости, правильной самооценки, физического развития.

4. Подготовительная – подготовка через игру к настоящей жизни.

5. Функция прогноза – игра обладает большой предсказательностью, в игре можно экспериментировать с собой или с кем, то другим (игры – «дочки-матери»«отец зарабатывает деньги»«мама готовит еду»)

Особенностями народной игры являются:

* Игра создает предпосылки для освоения социально ценных стереотипов поведения, которые становятся специальными регуляторами отношений в социальной среде; через игру дети в опосредованной форме включаются в жизнь взрослых, удовлетворяя и собственную потребность в причастности к происходящему в социальном мире;

Народная игра реализуется на принципах добровольности, спонтанности при особых условиях сговоренности, отражает особенности определенного исторического момента развития общества, претерпевает изменения под влиянием социально-политических, экономических, культурных и др. факторов;

Народная игра способствует выработке социально-нравственных качеств в соединении с психолого-педагогическими условиями.

Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам.

 Народные подвижные игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.Характерная особенность  народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу).Правила в играх определяются самими участниками в зависимости от условий, в которых проводятся игры (в городках - расстояние до города от кона или полукона, в лапте - количество игроков, длина и ширина площадки, в салках - условия осаливания и т. д.). Также может варьироваться и инвентарь  (в «Лапте» - размеры биты, мяча, в «Жмурках» - размеры повязки, в «Чижике» - размеры чижика, биты или кона и т. д.).

  Таким образом, народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе  национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности  народа. В игре развиваются самые нужные для дальнейшей жизни качества: подчинение правилам, соответствие взятой на себя роли, развитие памяти, умение управлять своими эмоциями, поведением, сопоставлять их с поведением других детей.

   Веселые подвижные игры — это наше детство! Кто не помнит загадочных пряток, ловишек, салочек? Нет имени автора , даты и места создания этих игр. Эти  игры, как легенды, былины, сказки и песни  созданы народом! Содержание многих игр не меняется  на протяжении веков и несет в себе   лучшие национальные традиции.

  Прошли годы, века, и игры постепенно ушли из дворов и из деятельности детей. Теперь у наших детей появились другие ценности: телевизор,    компьютер, развивающие кружки и секции. Да, мир изменился, изменились интересы. Многие из дворовых игр, в которые мы играли в детстве, сейчас позабыты. Но давайте не будем терять нити, связывающие нас с историей и богатством родной культуры.

Литература

1. О. Л.Князева, М. Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.

2.  Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. Л.С. Куприна, Т. А.Бударина, О. А.Маханева, О. Н, Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

3. К.Ю.Белая, В.М.Сотникова. Разноцветные игры. – М: «Линка-Пресс»,2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых целей образования. В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающи...

Подвижные игры как средство физического воспитания детей дошкольного возраста

Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются различные средства: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. Кроме того, на физическое ...

Стендовый доклад на тему "Подвижные игры как средство физического воспитания детей дошкольного возраста".

Доклад на тему "Подвижные игры как средство физического воспитания детей дошкольного возраста". Задачи: рассказать о значении подвижной игры в жизни детей, рассмотреть классификацию подвижных игр, мет...

Подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста

Подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста...

Подвижная игра - важнейшее средство физического воспитания детей дошкольного возраста

         Подвижная игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста Она способствует физическому, умственному, нравственному и...

Дидактические игры, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Дидактические игры как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста...