Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством внедрения методических разработок
учебно-методический материал на тему

Менькина Наталья Викторовна

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» объединяет в себе такие разделы, как «Музыка», «Художественное творчество» и «Чтение художественной литературы». В этом объединении большой плюс, поскольку разделение видов искусства на отдельные единицы затрудняет процесс интеграции. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvenno_-_esteticheskoe_razvitie.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы «Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством внедрения методических разработок»

Менькина Наталья Викторовна, музыкальный руководитель

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 12»Теремок»

Город Котлас Архангельская область

В соответствии с ФГОС, образовательно – воспитательный процесс в ДОУ должен быть направлен на формирование психолого-педагогической поддержки социализации и индивидуализации развития личности ребёнка. В связи с этим,  содержание образовательной программы дошкольного учреждения становится условием и средством этого процесса. В том числе и художественно-эстетическое развитие, как одна из областей развития ребенка, и вся детская деятельность в рамках этой области - одно из средств  вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации себя окружающему миру.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» объединяет в себе такие разделы, как «Музыка», «Художественное творчество» и «Чтение художественной литературы». В этом объединении большой плюс, поскольку разделение видов искусства на отдельные единицы затрудняет процесс интеграции. Для дошкольников интеграция разных видов деятельности в рамках одной образовательной области очень важна. Она позволяет ребёнку научиться общаться с произведениями искусства в целом, развивает у него художественное восприятие, чувственную сферу, позволяет детям понять взаимопроникновение художественных образов, отражающих действительность различными средствами выразительности, в смежных видах искусства. И то, как ребёнок научится  воспринимать художественные образы, размышлять о них, понимать идею художника, композитора, писателя, режиссёра, зависит от работы педагогов.

 Сегодня во всех ДОУ используется тематическое планирование.  По ряду объективных причин, нам – музыкальным руководителям очень не просто осуществлять свою деятельность в соответствии с тематическим планом. Это связано с тем, что темы, предлагаемые в перспективном плане, длятся неделю, в крайнем случае, две. В то же время,  на то чтобы дети освоили одну песню, методикой отводится 8 занятий, столько же  для танца, 4 занятия на игру и т. д. Иногда для знакомства с темой нет или недостаточно  музыкального репертуара, так же существует некоторая зависимость планирования НОД в разделе «Музыкальное воспитание» от календарных праздников. Но все же, есть несколько тем, где  мы имеем возможность не только осуществлять с детьми полноценную деятельность  по всем разделам музыкального воспитания, но и  в полной мере  сотрудничать с воспитателем по художественному труду.  Осуществляя такое сотрудничество, мы используем методические разработки.  По нашему мнению,  методические разработки могут стать отправной точкой в реализации интегрированного подхода в области художественно – эстетического развития дошкольников.

Цель: художественно – эстетическое развитие дошкольников посредством внедрения методических разработок в практику работы

Задачи:

  1. Разработать структуру методической разработки
  2. Обеспечить тесное взаимодействие музыкальных руководителей с воспитателем по художественному труду и воспитателями групп
  3. Развивать художественно – творческие способности детей

Методическая разработка   раскрывает формы, средства, методы обучения, включает элементы современных педагогических технологий  или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме НОД,  теме, отраженной в перспективном плане  образовательной  программы, работы педагогов и воспитанников в рамках образовательной области.

Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой и представлять собой:

  • разработку занятия;
  • разработку серии занятий;
  • разработку темы программы;
  • разработку авторской методики обучения и воспитания в рамках образовательной области;
  • разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания.

В аннотации к методической разработке мы кратко указываем,  какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна. При планировании интегрированного или комплексного занятия,  формулируем  значимость реализуемой темы, обосновываем ее актуальность, т.е. даем ответ на вопрос, почему именно эта тема выбрана нами, каково ее место в содержании образования  и чем она интересна детям. Указываем авторскую новизну, состоящую, например,  в авторской разработке материала и  внедрению педагогами инновационных методов и приёмов работы (ИКТ, моделирование), способствующих повышению интереса детей к выбранной теме и применению полученных знаний в самостоятельной игровой деятельности. Например, для каждой методической разработки готовим презентации, где помимо видеоряда, настроенного с музыкой, есть еще и творческие задания для детей, или небольшие музыкальные викторины, или содержание песен, представленное при помощи анимации.

Содержание методической разработки оформляем в виде таблицы, что позволяет представлять разделы НОД в нескольких вариантах,  в зависимости от характеристики групп. Часто случается так, что  параллельные группы в детском саду по составу (количеству мальчиков и девочек), по уровню развития и подготовки детей, по наполняемости очень отличаются друг от друга. Некоторые группы общеразвивающей направленности посещают дети с ОВЗ.  В этих случаях возникает необходимость в разном подходе к детям и использовании соответствующих методов и приемов.  Если в одной группе,  в разделе «восприятие музыкального произведения»,  можно провести  слушание с последующей беседой,  викторину,  организовать музицирование на ДМИ,  предложить детям творческое задание, например, в виде и двигательной импровизации, то для другой группы, в том же самом разделе занятия,  подойдет только слушание с беседой и двигательная импровизация.  На практике мы видим, что план и используемый репертуар остается один и тот же для всех.

Таблица 1

Структурные этапы занятия

Содержание учебного материала

Оборудование

Дидактические задания        

Действия

педагога

Действия детей

Результат

Группа№1

Группа №2

Восприятие музыкальных произведений

Слушание «На тройке» Г. Свиридов, «Вальс снежных хлопьев» Чайковского, «Зима» Вивальди. Презентация - викторина «Узнай музыкальное произведе-ние»

Иллюстрации картин, фонограммы музыкальных произведений, ноты песен о зиме, белые шарфики, султанчики, музыкальные инструменты  - треугольники, звоночки.  

Описать характер муз. произведе-ния, ответить на вопросы викторины, «Вальс Снежных хлопьев» - двигательная импровиза-ция с предметами на выбор, подобрать муз. инструмент для оркестровки,оркестровка «На тройке»,

Описать характер муз. произ-

ведения, «Вальс Снежных хлопьев» - двигательная импровизация с шарфами

Создает условия с учетом индивидуальных особенностей детей, беседует с детьми, задает вопросы, организует проведение викторины, импровизации, оркестровки, помогает с выбором предметов при затруднении,

Слушают музыку, отвечают на вопросы, участвуют в викторине, импровизируют с предметами, играют на ДМИ

Положительный настрой детей, желание узнать новое, желание реализовывать творческие потребности в двигательной импровизации, игре на ДМИ, закрепили знания о музыкальных произвкдкниях

В пределах одной методической разработки, оформленной в виде таблицы, мы можем учесть особенности детей одного возраста с разным уровнем развития способностей.

План в виде таблицы удобен еще и тем, что в ней хорошо просматриваются разделы занятия.  В соответствии с разделами, в таблицу заносим содержание учебного материала, дидактические задания, оборудование, кратко указываем действия педагогов, возможную деятельность детей в каждом разделе НОД,  фиксируем промежуточный итог, которого планируем достичь в каждом разделе занятия и  предполагаемый итог всего занятия в целом.  

В ходе реализации темы «Россия мастеровая», где дети знакомились с народным творчеством на образцах русского фольклора в живописи и музыке, нами была создана разработка комплексного занятия художественно – эстетического направления   «Бабушкин сундук».  

Фольклорные образцы музыки и живописи предоставили  детям большой простор для развития художественно – творческих способностей. В рисунке, песне, игре на музыкальных инструментах дети удовлетворяли  потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений, а так же комбинировали свои впечатления, полученные при восприятии различных произведений народного искусства.

Знакомство детей с картинами русских художников и  произведениями русских композиторов – классиков на зимнюю тему, которое осуществлялось в процессе реализации нескольких, следующих друг за другом, недельных тем о зиме, послужило толчком для создания методической разработки «Зимние истории».   Взаимопроникновение музыки и живописи сделало процесс восприятия музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства более осмысленным и интересным для дошкольников. Тематическая организация данной разработки позволила каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно в ходе занятия, а использование игровых методов способствовало развитию интереса детей к различным видам художественно – творческой  деятельности.

Итогом знакомства детей с произведениями художников и композиторов на тему народных и авторских сказок стала методическая разработка «Сказочная выставка волшебных вещей». На примере образцов музыки, живописи, литературы, танца, театра происходило формирование элементарных представлений о видах искусства, совершенствовалось восприятие музыки, стимулировалось сопереживание персонажам художественных произведений, реализовывалась самостоятельная творческая деятельность детей (изобразительная, музыкальная, театрализованная).

Еще одна разработка,  музыкально – литературная гостиная, подвела итог  темы «Сказки А. С. Пушкина» и стала заключительным этапом знакомства дошкольников с творчеством великого русского поэта. Собравшись в импровизированной гостиной, дети и взрослые слушали классическую музыку, читали отрывки из сказок Пушкина, смогли примерить на себя роли известных Пушкинских персонажей, выступить в качестве художников – декораторов. Ведущей педагогической идеей данной методической разработки явилась реализация комплексного подхода к художественно – эстетическому развитию старших дошкольников на основе синтеза литературы,  музыки, театра  и изобразительного искусства.

На наш взгляд методическая разработка очень удобна при реализации интегрированного подхода в работе с дошкольниками.   Мы, педагоги художественно – эстетической области,  в сотрудничестве с воспитателями групп, осуществляем различные формы взаимодействия с детьми.  Планируя проведение тематических, комплексных, интегрированных занятий, музыкальных гостиных и др., где обязательно присутствует синтез искусств, дающий детям возможность исследовать тему занятия с разных сторон, мы используем методические разработки. Такая форма работы принесла пользу нам,   и другим педагогам, которые вместе с нами изучали  и внедряли новые технологии в своей работе. Результатом этого стало повышение эффективности развития художественно – творческих способностей детей старшего дошкольного  возраста, роста профессионального мастерства педагогов и качества образовательного процесса.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы педагогического коллективва по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников

В статье представлены основные виды органиации детской деятельности по художесственно- эстетическому развитию, работа педагогов дополнительного образования по изодеятельности, ритмике и в компьютерном...

Инновационная педагогическая технология в художественно – эстетическом направлении развития дошкольников.

Развитие и совершенствование личности ребенка невозможно представить без реализации ее эстетических и творческих потребностей. Этим целям созвучна природа творческого развития в системе эстетического ...

В11. Внедрение методических разработок, игр, электронных пособий

Внедрение методических разработок, игр, электронных пособий...

XI Критерий. Внедрение методических разработок, игр, электронных пособий

Методическая разработка: «Дидактические игры для развития связной речи дошкольников средствами современных педагогических технологий», за основу взяли технология «Синквейн»Техн...

Значение театрализованной деятельности в художественно-эстетическом развитии дошкольников при внедрении ФГОС ДО

quot;Семинар в ДОУ "Значение театрализованной деятельности в художественно-эстетическом развитии дошкольников при внедрении ФГОС ДО"...

XI. Внедрение методических разработок, игр, электронных пособий

XI. Внедрение методических разработок, игр, электронных пособий...

XI Критерий. Внедрение методических разработок, игр, электронных пособий

XI Критерий. Внедрение методических разработок, игр, электронных пособий...