РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ И СЕМЬЕ
статья на тему

Бурнашева Ольга Анатольевна

 В статье говорится о применении здоровьесберегающих технологий в ДОУ, о взаимодействии семьи детского сада. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ  В ДОУ И СЕМЬЕ

Бурнашева О.А.,

                                                                                                            воспитатель

Аннотация на русском языке В статье говорится о применении здоровьесберегающих технологий в ДОУ, о взаимодействии семьи детского сада.

Ключевые слова на русском языке: здоровьесбережение, технологии

Здоровье и счастье наших детей во многом зависят от постановки физической культуры в детском саду и семье...» Н.М. Амосову.

Дошкольный возраст-это период повышенного интереса к укреплению и сохранению здоровья детей, поэтому основной задачей воспитателей, работающих с дошкольниками, является воспитание здорового ребенка с учетом психофизиологических принципов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также разработка и внедрение в практику здоровьесберегающих технологий, формирование у ребенка потребности в здоровом образе жизни.

Чтобы беречь подрастающее поколение, обеспечить ему здоровое развитие, необходимо усилить внимание к занятиям физкультурой, проводить  систематическую работу по здоровьесбережению  ДОУ . Но для этого нужно, чтобы родители стали нашими помощниками в вопросах  физического воспитания и оздоровления  детей.

Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ повысит результативность воспитательно – образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, если:

- созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий ДОУ;

- обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку при опоре на мониторинг здоровья детей;

- сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Высочайшие темпы развития общества предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью, но в последнии годы наблюдается заметное ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей, на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, электро – лучевое, «металло – звуковое» облучение (компьютерные игры, длительный просмотр телевизора и т.д.), неправильный образ семьи.

На состояние здоровья ребенка оказывают влияние различные факторы: состояние здравоохранения – 10%; наследственность – 15%; состояние окружающей среды – 25%; социальные условия, образ жизни – 50%. К проблемам детского здоровья относится:

- гиподинамия – нарушение функций опорно – двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения;

- детские стрессы – нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе;

- тревожность - недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье;

Недостаток информации;

В настоящее время имеются данные, согласно которым только 14% из каждой тысячи детей в возрасте до 15 лет могут считаться практически здоровыми. Остальные либо имеют выраженные отклонения в состоянии здоровья (50%), либо страдают хроническими заболеваниями. Практика показывает, что решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей одной медициной не под силу. К тому же установка на здоровье (а, соответственно на здоровый образ жизни) не проявляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического процесса.  

В.А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадости, бодрости детей зависит их духовная жизнь, вера в свои силы». Отсюда следует, что дошкольное образовательное дошкольное образовательное учреждение – первая ступень, обеспечивающая развитие дошкольника в полноценную и гармоничную личность. Это возможно при условии обеспечения физического здоровья, психоэмоционального благополучия ребенка, формирования потребности детей в здоровом образе жизни. Основная задача детского сада не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, но и дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию своих воспитанников.

На протяжении последних лет работы в ДОУ стало заметно, что состояние здоровья детей ухудшается год от года, вот к примеру, 58.2% детей 6 -7 лет имеют функциональные отклонения; 28% дошкольников болеют в течение года более 4 раз; лишь 10% приходят в школу абсолютно здоровыми.

Исходя из этого возникли следующие противоречия:

- Что без сознательного участия педагогов, родителей и самих детей в формировании и укреплении здоровья, координации усилий  всех участников образовательного процесса не добиться успеха.

Особо хочется обратить внимание на воспитателей – родителей. Ведь родители являются главными воспитателями своих детей. От того как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома или не находить, и тогда закрепляться, и тогда полученная информация  будет лишней и тягостной для ребенка.

В работах Н.Н. Авдеева, О.А. Князева рассматриваются проблемы безопасного существования, от которых в немалой степени зависит здоровье детей и предлагаемые Л.Д. Глазыриной, разработавшей психологопедагогическую систему «Очарование», ориентированную на решение проблем физического воспитания дошкольников с помощью нетрадиционных методов обучения.

Проблемой здоровья дошкольников была заинтересована Э. Степаненкова, она сказала: «Мы можем что – то не дорассказать ребенку из области математики, можем не успеть вовремя познакомить его с компьютером. Это плохо, но исправно. Но если мы не усилим внимание к здоровью дошкольника, мы несем ущерб (если уже не нанесли) целому поколению…»

Необходимость использования здоровьесберегающих технологий подчеркивают и исследование В.В. Колбановой, Л.Г. Татарниковой и В.П. Петленко подтверждающие, что здоровье человека более, чем на 60% зависит от его образа жизни. В работах В.Г. Алямовской, М. Лазоревой и Г.А. Баранчуковой отмечается, что становление валеологической культуры человека обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим воздействием взрослого и ребенка, широким спектром педагогических средств и приемов.

ДОУ реально становиться важным звеном в сохранении здоровья детей. И отправной точкой здоровьесберегающей деятельности современного ДОУ является реализация здоровьесберегающих технологий в условиях психолог педагогического процесса, которые можно рассматривать и как совокупность приемов, форм и методов организации воспитания и обучения дошкольников без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье воспитанников и педагогов.

Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ:

  1. Медико – профилактические:

.  Организация мониторинга здоровья дошкольников

  • Разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья
  • Организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста
  • Закаливание
  • Организация профилактических мероприятий в детском саду
  • Организация контроля и помощь в обеспечение требований СанПиН.

II. Физкультурно-оздоровительные технологии:

  • Развитие физических качеств, двигательной активности
  • Становление физической культуры дошкольников
  • Дыхательная гимнастика
  • Массаж и самомассаж
  • Профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки
  • Воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт "Форма работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни семьи"

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РАБОТЫ НА КОНКУРСЕ – АУКЦИОНЕ « ЛУЧШАЯ ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОПАГАНДЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ», РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕГО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТ...

Проект «Работа с родителями по защите прав ребенка в семье»

Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье.В ДОУ нужно вести правовое просвещение родителей, выявлять группы семей р...

Работа с родителями по развитию речи в условиях семьи.

Воспитатели хорошо знают общие закономерности развития ребенка дошкольного возраста, методы его воспитания. Важно установить тесный контакт между педагогами и родителями. Они должны стать  помощн...

Перспективный план работы с родителями на учебный год по включению семьи в процесс подготовки дошкольников к обучению в школе

Перспективный план работы с родителями на учебный год по включению семьи в процесс подготовки дошкольников к обучению в школе...

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ВНЕДРЕНИЮ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В СЕМЬЕ

Высокая заболеваемость, неблагоприятная экологическая обстановка, сложная социальная ситуация и другие не благоприятные факторы требуют выработки определенной комплексной системы по оздоровлению детей...

«Работа с родителями: любовь к Родине начинается с семьи»

«Работа с родителями: любовь к Родине начинается с семьи»...

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в семье

Задача ДОО -показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры...