Проект «Работа с родителями по защите прав ребенка в семье»
учебно-методический материал на тему

Чернобай Лидия Юрьевна

Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье.

В ДОУ нужно вести правовое просвещение родителей, выявлять группы семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Работа с родителями по защите прав ребенка в семье»

Чернобай Л.Ю.

Заведующий МБДОУ детский сад

общеразвивающего вида № 31

муниципального образования

Абинский район

Краснодарского края

Конвенция о правах ребенка - правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.

Реализация прав ребенка включает:

  • защиту его от всех форм жестокого обращения;
  • права на охрану здоровья;
  • защиту его права на образование;
  • права на игру;
  • Права на сохранение своей индивидуальности.

Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье.

В ДОУ нужно вести правовое просвещение родителей, выявлять группы семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка.

Нарушения прав ребенка в семьях чаще всего связаны с применением унижающих его достоинство и наносящих ему физический ущерб наказаний, в том числе телесных.

Если проанализировать юридическую грамотность родителей детей дошкольного возраста, получается, что лишение свободы движения, которое относится к базовым физическим потребностям ребенка, большинством родителей не воспринимается как нарушение его прав; только некоторые родители считают, что, оставляя ребенка на несколько часов, уходя из дома по делам, они нарушают тем самым его права.

Большинство родителей справедливо считают, что ударить ребенка - означает нарушить его права. Но все же допускают по попе и даже использование ремня.

Многие родители понимают, что унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психологическому ущербу. Ожидаемые последствия - неуверенность в себе, формирование комплекса неполноценности, неудачи во взрослой жизни, занижение самооценки, подавление личности; родители опасаются, что ребенок вырастет озлобленным, в нем проявятся замкнутость, трусость или садизм. Некоторые справедливо полагают, что такое обращение приведет к нарушению взаимоотношений ребенка с взрослыми - к неуважению унижающего, потере доверия.

Таким образом, основной вред, который наносит ребенку унижение его достоинства, большинство родителей видят в психологической травме. То есть, родители знают, какими последствиями чревато для ребенка унижение его достоинства. Но, к сожалению, большая часть родителей полностью поддерживает применение телесных наказаний, или считает их допустимыми в отдельных случаях. Но только малая часть телесные и иные унижающие ребенка наказания не приемлет ни при каких обстоятельствах. Они отдают предпочтение разъяснительной работе с детьми на основе взаимного уважения. Итак, даже в обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства - распространенное явление. Но почему же родители прибегают к всякого рода наказаниям? Наверное, так происходит потому, что:

- с ними аналогично поступали в их собственном детстве;

- родители не знают альтернативных методов воздействия;

- не воспринимают собственное поведение как травмирующее психику ребенка.

Бесконечные приказания, угрозы, предупреждения, нотации, обзывания - все эти формы отражают отношение к ребенку всего лишь как к объекту воспитания. Методы субъективного отношения - доброжелательная критика, советы, утешение, обращение указания в шутку, выражение обиды - именно эти формы регулирования отношений можно рекомендовать родителям.

Практика, а также многочисленные исследования показывают, что дети, чьи права в семье нарушаются, обычно испытывают те или иные сложности в адаптации. Им трудно учиться, они не организованны, агрессивны, неуравновешенны. Для них характерны частые смены настроения, неуверенность в себе, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и с взрослыми.

Часто права детей нарушаются в семьях, живущих в тесноте. Излишняя скученность порождает большую нервозность у всех членов семьи.

Низкие доходы сказываются на реализации права ребенка на образование и индивидуальное развитие его способностей. К тем же результатам приводит и невысокий образовательный статус родителей. Отсутствие отца - источника уверенности и авторитета, создает предпосылки к формированию у ребенка таких черт характера как агрессивность по отношению к взрослым, недисциплинированность, асоциальность. А это, в свою очередь, может провоцировать ответное поведение матери, не справляющейся с ребенком.

Также средний интеллектуальный уровень снижается при увеличении числа детей в семье. Хотя члены больших семей обычно внимательнее друг к другу, сплоченнее, заметнее ориентированы на семейные ценности, тем не менее, отношение родителей к детям становится более однообразным, мало учитываются их индивидуальные потребности и различия между ними. Многодетные родители редко помогают детям преодолевать трудности в обучении.

Взаимодействие с семьей имеет очень большое значение для ребенка-дошкольника. Семья для дошкольника - жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития его личности. Сотрудничество с семьей предполагает решение задач оказания помощи родителям через индивидуальные и фронтальные занятия, используя традиционные и нетрадиционные формы, активизируя и обогащая воспитательные умения родителей. Индивидуальные формы (беседы, консультации, приобщение родителей к жизни в детском саду) важны для оказания помощи семьям разного типа, помогают выявить потребности родителей, заинтересовывают родителей в предстоящей фронтальной работе, в получении необходимой помощи у специалистов и т. д. Наиболее распространенными в сотрудничестве с семьей являются беседы. Беседа является наиболее благополучной и результативной возможностью воспитателя убедить родителей в особенности своей педагогической позиции. Каждая беседа индивидуальна, она зависит от конкретных людей, от конкретных ситуаций.

Фронтальные формы.

- традиционные родительские собрания, на которых обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы;

- семинары-практикумы формируют педагогическую рефлексию и позицию;

- занятия тренингового характера, основная цель - помочь родителям правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком;

- вечера вопросов и ответов;

- заседания круглого стола;

- проведение совместных праздников, на которых родители не пассивные зрители, а активные участники: готовят номера, выступают вместе с детьми.

Нетрадиционные формы построены по типу развлекательных программ, направленные на привлечение внимания родителей к детскому саду, на установление неформальных контактов. Родители могут лучше узнать своего ребенка. Эти формы сокращают эмоциональную дистанцию («Поле чудес», «Кубанские посиделки», конкурсы знатоков, педагогический случай, «Папа, мама, я - спортивная семья» и т. д.). В системе работы педагогов важно использовать все формы работы, при этом главное - содержательная сторона, а не увлечение увлекательностью. Выбор форм работы с каждой семьей зависит от профессионализма, компетентности и индивидуальности воспитателя и родителей, и принадлежит самому педагогу, с одной стороны, а также зависит от потребностей и желаний родителей, с другой.

В приведенной ниже таблице предлагается вариант распределения функций между разными специалистами и службами образовательного учреждения в работе по защите прав ребенка в семье.

Должность,

служба

Функции

Примечания

Заведующий ДОУ

Информационная - разъяснение родителям и педагогам юридического аспекта проблемы нарушения прав маленького ребенка

Знакомит всех родителей и педагогов с Конвенцией о правах ребенка. Формы работы разные

Старший воспитатель

Координирующая

Диагностическая по психологическим факторам и последующая коррекционная. Мониторинг психологического состояния детей группы риска.

Получает запросы от психологов и педагогов, дает соответствующие поручения обеим службам, контролирует качество исполнения

Держит в зоне своего внимания: детско-родительские отношения в группе риска; установки и ценности родителей, их

детский опыт; родительские ожидания и их коррекцию; нарушения супружеских взаимоотношений в семье; родительскую некомпетентность

Медицинская служба

Мониторинг здоровья ребенка

Передает «сигналы неблагополучия» другим службам

Педагогический коллектив

Формирующая - формирование понимания родительства как необходимого условия личностного роста взрослого человека

 

Работа с родителями предполагает осуществление двух стратегий, различных по целям и направленности воздействия. Первая - это профилактическая разъяснительная работа со всеми родителями. Вторая - выявление проблемных семей и коррекционная работа с ними.

В работе с родителями могут быть выделены следующие этапы:

ЭТАП

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Ответственные

ОБЯЗАННОСТИ

Первичный ознакомительный

Выделение семей группы риска

Заведующий

Собеседование, Сбор анкет. Разработка и обработка анкет

Общепрофилактический

Проведение общепрофилактических мероприятий для всех родителей по каждой группе. Создание у родителей представления о педагогически целесообразном и психологически грамотном стиле общения с ребенком данного возраста, принятом в детском саду. Утверждение ценностей гуманистической педагогики в данном педагогически-родительском сообществе

Воспитатели

Ст. воспитатель

Оформление наглядной агитации. Составление памятки для родителей. Выступление на родительском собрании. Планирование работы на год. Подбор видео, литературы, знакомство с новинками психолого-педагогической литературы.

Работа с подгруппой риска

Коррекция родительских установок и выявление глубоких индивидуальных проблем семьи

Воспитатели

Организация групповых дискуссий. Тренинги родительской эффективности. Отслеживание поведения ребенка, текущее педагогическое консультирование

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа с родителями, семьями

Проведение сеансов семейной терапии

Рефлексивный

Обсуждение изменений взаимоотношений в семьях

Организация групповых встреч

Интегративный

Совместные собрания, праздники для всех родителей группы с акцентом на интеграцию семей группы риска в сообщество родителей

Воспитатели

Организация совместной деятельности детей и родителей

Планирование перспектив

Совместно с родителями планирование работы на будущий год

Воспитатели

Проведение групповых обсуждений планов

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ, НАРУШАЮЩИМИ ПРАВА ДЕТЕЙ

Матерей и отцов этой группы не следует сразу выделять из общей массы родителей, которые водят своих детей в ту или иную возрастную группу. Сначала необходимо познакомить всех родителей с представлениями современной возрастной психологии о значимости периода дошкольного детства, ранимости детской психики, возможных последствиях жестокого или грубого обращения с ребенком дошкольного возраста.

Затем нужно дать возможность родителям сравнить собственный опыт и взгляды с позицией других родителей, использующих в воспитании своих детей методы и приемы, не травмирующие психику ребенка. Наиболее целесообразно сосредоточиться на разговоре о проблеме наказаний и отношение к агрессивному поведению вообще. Только после этого имеет смысл выделить группу риска для проведения дальнейшей работы. Работу можно представить в виде дискуссионных занятий. Занятия преследуют цель изменить способы воздействия родителей на своего ребенка. Ключевой момент, отражающий низкую родительскую компетентность, является проблема поощрений и наказаний. Родителей необходимо познакомить с тем, какова связь между характером дисциплинарных воздействий и детским характером.

Меры дисциплинарных воздействий делятся на три группы:

  1. Использование власти и принуждения, которое предполагает насилие. К этой группе относятся приказ, жесткий контроль, физические наказания.
  2. Индуктивные методы, предполагающие похвалу, обоснование выдвигаемых требований, объяснение ребенку последствия его действий и поступков.
  3. Лишение родительской любви - игнорирование ребенка, неприятие его, выражение разочарования его поведением; дошкольника наказывают тем, что перестают с ним разговаривать, его не замечают, говорят о нем в третьем лице.

В принципе, практически все родители осознают травмирующий характер наказаний, связанных с принуждением и насилием, но все же их используют. Необходимо установить в сознании родителей связь этих форм воздействия с конкретными чертами характера и особенностями поведения их собственного ребенка, которые их не устраивают. Некоторые родители часто используют методы третьей группы. Они считают их эффективными и психологически не травмирующими. Однако у многих детей лишение родительской любви вызывает чувство собственной ненужности, одиночества, а у некоторых - ярость и агрессию. Необходимо обучать родителей использовать именно индуктивные методы в управлении поведением ребенка. Одновременно ведется коррекционная работа с детьми, поскольку они привыкают к травмирующим способам общения с ними и иногда уже не воспринимают иных форм взаимодействия. В этом случае может помочь игровая терапия - воспитатель выявляет проблемы и то, как ребенок реагирует на них. Затем следует корригирующая игровая терапия с элементами театрализации, чтобы ребенок на примере разыгрываемых сценок-ситуаций постигал новые для него способы поведения и разрешения конфликтов с взрослыми и сверстниками.

Анкета для родителей

  1. Наказания происходят потому, что ______________________
  2. Мне приходится наказывать ребенка, когда он_____________
  3. Какие наказания применяли родители по отношению к Вам в детстве? Они могли: дать пощечину; высечь ремнем; шлепнуть по попе; ущипнуть; поцарапать; ударить кулаком; посадить в темное место; поставить в угол; поставить на колени на крупу; не разговаривать; лишить еды; лишить удовольствий; другое_____________
  4. Какие наказания Вы применяете по отношению к своему ребенку?________________
  5. Кто, с Вашей точки зрения, наиболее агрессивен в семье Ваших родителей?______________

В Вашей семье?____________

  1. Что раздражает Вас в вашем ребенке?______________

В жене (муже)?________________

В родителях?__________________

В себе самом?_________________

  1. Ваш возраст и пол_______________
  2. Возраст и пол ребенка___________
  3. Ваше образование______________

Опросник для родителей.

Уважаемые родители!

Коллективу нашего ДОУ интересно узнать Ваше мнение по поводу работы педагогов группы. Ваши ответы и пожелания мы используем для совершенствования педагогической работы, но это возможно лишь в том случае, если они будут искренни и обдуманы. Анонимность ответов полностью гарантируется.

Благодарим за сотрудничество.

Если Вы согласны с нижеприведенным суждением, обведите кружком соответствующий номер, если не согласны - зачеркните. Если не знаете, что поставить - поставьте возле номера вопросительный знак.

  1. Меня полностью удовлетворяет уровень воспитательно-образовательной работы с детьми в нашем ДОУ.
  2. Я уверен(а) в хорошем отношении воспитателя к детям группы и к моему ребенку в частности.
  3. Особенно меня привлекает в воспитателях группы их компетентность, умение дать нужный совет, причем сделать это очень тактично и ненавязчиво.
  4. При необходимости я получаю полную информацию о жизни моего ребенка в группе детского сада.
  5. При желании, я имею возможность присутствовать в группе в любое время.
  6. Благодаря помощи педагогов ДОУ мне удалось преодолеть многие трудности в общении с собственным ребенком.
  7. Посещая собрания, консультации, читая рекомендуемую литературу, я стал(а) лучше разбираться в особенностях детей дошкольного возраста.

Какие вы родители?

  1. Считаете ли Вы, что в Вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
  2. Говорят ли с Вами дети по душам, советуются ли по личным делам?
  3. Интересуются ли дети Вашей работой?
  4. Знаете ли Вы друзей своих детей?
  5. Бывают ли друзья Вашего ребенка у вас дома?
  6. Участвуют ли Выши дети вместе с Вами в хозяйственных делах?
  7. Есть ли у вас общие занятия и увлечения?
  8. Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?
  9. Предпочитают ли дети, чтобы во время детских праздников Вы были вместе с ними?
  10. Бываете ли Вы вместе с детьми в театрах, на выставках, концертах?
  11. Обсуждаете ли Вы с детьми телепередачи?
  12. Обсуждаете ли прочитанные книги?
  13. Участвуете ли Вы в экскурсиях, походах, прогулках?
  14. Предпочитаете ли Вы проводить вместе с детьми свободное время?

Ключ к тесту

Поставьте себе по два балла за каждый положительный ответ, по одному баллу за ответ «иногда». Отрицательный ответ не принесет вам ни одного балла.

Более 20 очков. У Вас все благополучно в общении с детьми.

От 10 до 20 очков. Отношения с детьми удовлетворительные, но недостаточные, односторонние. Подумайте, что можно и нужно изменить.

Ниже 10 очков. Можно констатировать, что контакт с детьми у Вас не налажен.

Хорошие ли вы родители?

Прочтите внимательно и выберите ответ, соответствующий Вашему поведению. Ваше поведение и Ваше суждение: да, нет, не знаю.

  1. На некоторые поступки ребенка часто реагируете «взрывом», а потом сожалеете об этом.
  2. Иногда Вы пользуетесь советом или помощью других лиц, когда Вы не знаете, как реагировать на поведение Вашего ребенка.
  3. Ваши интуиция и опыт - лучшие советчики в воспитании ребенка.

Дата

Тема

Цель и Содержание деятельности

Вид деятельности

сентябрь

«Я и мое имя. Что оно означает?»

Рассказать о происхождении имени, отчества, подвести к выводу о том, что имя человеку необходимо и каждый имеет право на имя.

Оформление Панно «Наша группа». Оформление альбомов «Кто я?»

октябрь

«Моя семья»

Ввести понятие «семья». Познакомить детей с правом на любовь и заботу.

Подготовка рисунков к выставке «Моя семья»

Ноябрь

«Мои папа и мама любят меня»

Познакомить детей с правом на любовь и заботу родителей»

Праздник детей И родителей «Осенины»

Декабрь

«Дом, в котором я живу»

Дать понятие «дом», его функции, разные

типы жилья. Познакомить детей с правом на неприкосновенность жилья.

Оформление рисунков «Мой дом». Совместное праздничное мероприятие «Новый год».

Январь

«Будем здоровы»

Дать понятие «здоровье». Беседа о здоровье, почему важно заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, почему важно заниматься физкультурой и закаливаться

Подготовка к выставке рисунков «Как я закаливаюсь». Оформление папки «О пользе закаливания», «Как уберечь детей от заболеваний»

Февраль

«Жизнь прекрасна»

Знакомство с понятием «жизнь». Сообщение о том, что во всех странах жизнь человека охраняется Законом.

Игры: «Придумай свой счастливый конец сказки «Гуси-лебеди»», «У медведя во бору»

Март

«Не обижай Меня»

Беседа с детьми о праве на защиту от всех форм насилия и жестокости

Утренник «Женский день 8 Марта»

Апрель

«Какие мы разные»

Беседа с детьми о праве на индивидуальность, на свое мнение

Д/и: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Где подстерегают опасности»

Май

«Кому нужно учиться»

Ввести понятие «образование». Беседа о необходимости образования. Знакомство детей с правом на обучение и образование, о преимуществе образованных людей над необразованными

Подготовка к выставке рисунков «Каким я хочу стать»

Июнь

«Отдых, досуг, развлечения»

Познакомить детей с правом на отдых, досуг, развлечения

Развлекательное мероприятие «Здравствуй, лето»

  1. Иногда Вам случается доверить ребенку секрет, который Вы никому не рассказали бы.
  2. Вас обижает негативное мнение других людей о Вашем ребенке.
  3. Вам случается просить прощения у ребенка за свое поведение.
  4. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.
  5. Вы замечаете между своим характером и характером своего ребенка различия, которые иногда удивляют (радуют) Вас.
  6. Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи своего ребенка.
  7. Вы можете удержаться от покупки интересной игрушки для ребенка (даже если у Вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом.
  8. Вы считаете, что до определенного возраста вполне уместно применять иногда физическое наказание (ремень).
  9. Ваш ребенок именно таков, о каком Вы мечтали.
  10. Ваш ребенок доставляет Вам больше хлопот, чем радости.
  11. Иногда Вам кажется, что ребенок учит Вас новым мыслям и поведению.
  12. У Вас конфликты с собственным ребенком.
  13. Занятость и усталость могут стать достаточной причиной для отказа Вашему ребенку в просьбе оказать ему внимание.
  14. Вы знаете о международной Конвенции о правах ребенка.
  15. Вы считаете, что ребенок нуждается в правовой защите.

Десять заповедей родителей

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким. Как ты. Или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не думай, что ребенок твой: он Божий.
  3. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему: это необратимый закон благодарности.
  4. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
  5. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его ноша тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может, и больше. Потому что у него еще нет привычки.
  6. Не унижай!
  7. Не мучь себя, если не можешь сделать чего-то для своего ребенка, мучь - если можешь и не делаешь.
  8. Помни (перефразируя одного человека, сказавшего это об отечестве) - для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
  10. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация работы с родителями по соблюдению прав ребенка

Современное общество предъявляет человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный, знающий свои права и умеющий уважать права других, человек. С детского возраста нужно воспитыв...

Семинар для педагогов "Организация работы в ДОУ по защите прав ребенка и по формированию правовой культуры родителей"

Изложен опыт построения системы работы в ДОУ по формированию правовой культуры дошкольников и их родителей....

Отчет о работе с родителями по теме "Права ребенка"

Фотографии  мероприятий, проведенных в группе "Колокольчики",  по ознакомлению родителей с правами детей....

Работа с родителями папка-передвижка "Права ребенка"

Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье.Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/pedoput33.htm...

Консультация для родителей "Проблемы защиты прав ребенка в семье"

Предлагаю консультацию для родителей по защите прав детей....

Памятка для родителей по защите прав и достоинств ребенка в семье. "Я - ребёнок, Я - имею право!"

Памятка составлена для родителей. В ней рассказано как надо себя вести с ребёнком в трудной ситуации, как помочь ему.  Можно найти ответ на вопрос "можно ли наказывать ребёнка?" , найти...