Воспитание положительных эмоций и развитие мелкой моторики детей раннего возраста через организацию деятельности с пособием «Световой экран»
методическая разработка на тему

Надежда Александровна Саркисян

консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesok.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Воспитание положительных эмоций и развитие елкой моторики детей раннего возраста через организацию деятельности с пособием

«Световой экран»

Форма: метод модерации

«Часто руки знают, как распутать то, над чем бьётся разум».

К.Г. Юнг

     Существует  огромное количество необычных способов и техник рисования, но рисование песком - завораживает. Песок - материал, который притягивает к себе. Его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых.   Рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно. Ребенок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, олицетворяет Волшебника, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность творческого изменения дискомфортной для него ситуации, или состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей, как внутреннего, так и внешнего плана.    Игра с песком это не только развлечение для ребенка, это развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления, творческого потенциала ребенка.

     Рисование песком нацелено на решение следующих задач:

  • развитие познавательных процессов высших психических функций (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение), процессов саморегуляции;
  • развитие сенсорно-перцептивной сферы и творческого потенциала;
  • тренировка мелкой моторики рук;
  • гармонизация психоэмоционального состояния;
  • формирование установки на положительное самоотношение и на коммуникативные навыки.

      Цель нашей работы: Интеллектуальное и эмоциональное развитие детей раннего дошкольного возраста.

     Задачи:

1. Развитие мелкой моторики и умения работать по образцу.

2. Развитие речи (пальчиковая гимнастика, звукоподражание, мелкая моторика, мимическая гимнастика).

3. Развитие координации движений (бивалентная работа головного мозга через осознанное рисование сразу двумя руками).

4. Развитие сенсорной сферы: формирование представлений о форме, цвете, размере предмета.

     При проведении занятий по рисованию песком необходимо соблюдать следующие правила:

• все занятия проводятся в форме сказки и игры, педагог  предлагает детям различные сказочные сюжеты, классические и авторские, соответствующие теме занятия. Через сказку и игру ребенок легче открывает для себя мир чувств, учится гармоничному общению со взрослыми и сверстниками, пониманию себя.

• Во время наших занятий играет тихая музыка, перед началом сказочного сюжета и после завершения занятия дети приветствуют сказочных героев, благодарят их за путешествие, убирают песок «в домик»…и многое другое, позволяющее детям легче и глубже погрузиться в состояние игры и сказки, а значит стать более открытым новому опыту, познанию, развитию.  

     Содержание образовательной деятельности

     Начинать следует со знакомства с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком. Следующий шаг, который делает педагог, заключается в том, чтобы научить ребенка ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать ладони). Через некоторое время дети при помощи педагогов могут составлять отпечатками рук различные геометрические формы, что способствует лучшему запоминанию понятия формы, сенсорных эталонов цвета и величины. Параллельно с этим важно помогать детям делать самомассаж песком: перетирать его между пальцами, глубоко зарывать в песок руки. Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики: пальчики «ходят гулять» по песку, играют на песке, как на пианино, и т.д. После обучения детей манипуляциям с песком можно переходить к предметному конструированию. Можно строить природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений. Так, постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании. Все песочные картины хорошо сопровождать рассказами педагога. При этом дети манипулируют деревьями, животными, транспортом и даже домами. Такие занятия развивают не только представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию.

Все игры с песком можно разделить по трем направлениям:

  • Обучающие (облегчают процесс обучения ребенка);
  • Познавательные (с их помощью познается многогранность этого мира);
  • Проективные (через них осуществляется диагностика и развитие).

     Структура игровой деятельности:

1.Введение в тему игры (демонстрация песочницы, коллекции фигурок);

2.Знакомство с правилами игр на песке;

3.Формулировка темы игровой деятельности, инструкции к играм;

4.Содержание игровой деятельности;

5.Итог игры, ритуал выхода.

     Структура игровой деятельности разработана с учетом возрастных особенностей детей, исходя из целей и задач системы. Она рассчитана на детей разного возраста, задания можно усложнять или упрощать в зависимости от проблем и успехов детей.

      Когда  дети начинают играть в песок, они чувствуют его притягательное, волшебное воздействие. Они сгребают песок руками, делают из него узоры. В отличие от песочницы, в которой ребёнок сидит или стоит на коленях, лоток с песком располагается на столе напротив ребёнка. Ограничивающая рамка даёт ребёнку чувство надёжности, во время работы он может встать, поменять положение. Под прозрачное дно можно положить разноцветную фольгу или рисунки детей.

     С помощью специального инструмента можно быстро разровнять песок и начать игру заново. Это мотивирует детей, побуждает их к экспериментам.

      Правила поведения в песочнице:

  • «Песочная Фея загрустила, потому что ее подружки песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Песочная Фея просит тебя:
  • Береги песчинки – не выбрасывай их из песочницы.
  • Если случайно песок высыпался – покажи взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу.
  • Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
  • Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей.
  • Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
  • Песочная Фея любит, когда у детей чистые ручки и носы. Поиграл с песком – помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу».

      В процессе обучения дошкольники учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности; оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую привлекательность.

     Для воплощения каждого замысла используется определенное количество песка, выделяется центральная фигура, задуманная ребенком, остальные детали прорисовываются дополнительно. Добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли.

     Каждое занятие состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей.

     В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения.

     Вводная часть предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме. Педагог может пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие формы, штрихи стоит использовать.

     Основная часть - непосредственно работа с песком по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности.

     Обязательным является проведение физкультминутки.

     Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и рисунков товарищей; раскрытие творческого замысла. После подведения итогов образовательной деятельности детские работы фотографируются. В конце обучения из лучших работ оформляются фотовыставка и фотоальбом для каждого ребенка.

     Особенности техники изображения

  • Кулаком
  • Ладонью
  • Ребром большого пальца
  • Щепотью
  • Мизинцами
  • Одновременное использование нескольких пальцев
  • Симметрично двумя руками.
  • Отсечение лишнего
  • Насыпание  из кулачка

     Использование песка в изобразительной деятельности имеет ряд преимуществ. Песок дает детям возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, а главное - быстро достигать желаемого результата. Техника рисования песком хороша тем, что в процессе деятельности можно изменить рисунок, нарисовать новый, дополнить его деталями, героями и т. д. Рисуя песком, не надо ждать, когда он высохнет, не надо пользоваться ластиком.

     В процессе работы с песком у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет дошкольникам удовольствие. Такие свойства песка, как мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления.

     Использование песка в ходе изобразительной деятельности способствует формированию у детей таких навыков, как передача композиции, пропорций изображения, владение оттенками света и тени. У дошкольников развиваются точность и координация движений рук и глаз, гибкость рук, психические процессы (внимание, логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, память, речь), умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно достигать задуманной цели, обеспечивается контроль над собственными действиями.

     Современные исследования доказывают, что, занимаясь рисованием песком, ребенок не только овладевает практическими навыками и осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, развивает художественный вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, учится творчески мыслить.

 Рефлексия.

- Понравился ли Вам наш мастер – класс?

- Узнали ли Вы что-то новое для себя?

- Сможете ли Вы применять полученные знания в своей практике?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование положительного отношения к взрослому у детей раннего возраста через игровую деятельность.

Доклад на тему "Формирование положительного отношения ко взрослому". В докладе рассматриваются вопросы особенностей детей раннего возраста, сформированности отдельных когнитивных и эмоциональных проце...

Развитие мелкой моторики детей раннего возраста через различные виды деятельности

Здесь представлены материалы, котрые могут быть полезны при работе по данной теме...

консультация для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста через организацию детского экспериментирования в группе раннего возраста.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста через организацию детского экспериментирования в группе раннего возраста....

Опыт работы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через проектную деятельность»

От того, насколько ловко ребенок научиться управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ

В статье рассматривается вопрос актуальности  создания условий в ДОУ для обеспечения благополучия и социализации детей раннего возраста в  игровой деятельности....

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Любовь к Отечеству - это и естьто главное основание душилюбого истинного гражданина России.Это и есть тот стержень,  который объединяет нашу страну,который делает её великой, который делает её на...