Консультация для воспитателей "Особенности реализации прав ребенка через социальные взаимоотношения"
консультация на тему

Вольвака Елена Викторовна

Консультация представляет интерес для воспитателей и социальных педагогов, может быть использована для организации и проведения родительских встреч, в рамках международного дня детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_soblyudenie_prav.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей

№ 8 «Виноградинка»

Консультация для педагогов

по теме: «Особенности реализации прав ребенка через социальные взаимоотношения»

Подготовила: старший воспитатель

Е.В. Вольвака

х. Ведерников

Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, в котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном детстве у ребенка возникает доверие к себе, к людям, к миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.

Декларация прав ребенка, принятая 20 ноября 1959 года, является первым документом международного масштаба, защищающим права детей.

Конвенция о правах ребенка определяет полноправные возможности детей на пользование услугами образования, различными достижениями культуры и цивилизации, определяет право на отдых и досуг, а также другие права, которые должны обеспечивать детям государства – члены ООН. Конвенция о правах ребенка – основной международный правовой документ, который рассматривает права детей от самого рождения до 18 лет на условия жизни без голода, нужды, эксплуатации, жестокости и других форм насилия со стороны общества, а также право на культурное и духовное развитие личности ребенка.

Документ содержит четыре основных требования, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защиту и обеспечение активного участия в жизни общества. В Конвенции заключены два основополагающих принципа:

  1. Ребенок- самостоятельный субъект права, то есть обладает всем комплексом гражданских, политических, социальных и культурных прав человека.
  2. Приоритетность интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии.

Права ребенка- свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребенка. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок – это лицо, не достигшее 18 лет. Государство берет на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.

  • Ребенок имеет право на семью
  • Ребенок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей
  • Ребенок имеет право на образование
  • Ребенок имеет право на равенство
  • Ребенок имеет право свободно выражать свои мысли
  • Ребенок имеет право на собственное мнение
  • Ребенок имеет право на имя и гражданство
  • Ребенок имеет право на получение информации
  • Ребенок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения
  • Ребенок имеет право на медицинское обслуживание
  • Ребенок имеет право на отдых и досуг
  • Ребенок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например у детей с ОВЗ)

Педагоги единодушны во мнении, что именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребенка.

Образовательные задачи педагогов дошкольного учреждения

  1. Формировать у детей дошкольного возраста основы гражданско-правовых знаний, выражающихся в осознанном их применении.
  2. Развивать доброжелательное отношение к близким людям, взрослым и сверстникам, пробуждать эмоциональную отзывчивость к их состоянию.
  3. Предоставлять каждому ребенку возможность почувствовать свою значимость и компетентность. Создать условия для упражнения в конкретных и практических действиях по праву.
  4. Вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка.

Воспитательные задачи педагогов дошкольного учреждения

  1. Любить ребенка таким, каков он есть.
  2. Уважать в каждом ребенке личность, воспитывая достоинства и ответственность за себя и свои поступки.
  3. Хвалить, поощрять, одобрять ребенка, создавая положительную эмоциональную атмосферу вокруг него.
  4. Верить в возможности каждого ребенка, в перспективы его развития, находить его сильные стороны.
  5. Раскрывать душу ребенка прежде, чем его ум.
  6. Поступать так, чтобы каждый ребенок почувствовал: возможности заложены в нем самом. «Ты все можешь» - главная формула образования.
  7. Учить ребенка трудолюбию, заботе о ближнем, уважению к другим людям.
  8. Сделать ребенка родителей своими союзниками в деле воспитания.

Особенности соблюдения прав ребенка на детство в разновозрастных группах.

Младший дошкольный возраст (3-5 лет)

Конвенция о правах ребенка направлена на обеспечение полноценного развития личности ребенка в каждом уголке земли. Многие педагоги стараются познакомить с ней детей как можно раньше. С маленькими не нужно специально учить права детей. Нужно реально ограждать и предохранять их от зла, защищать их. А это – задача взрослых. Конвенцию о правах ребенка должны знать специалисты – юристы, которые занимаются ювенальной юстицией, педагоги и, конечно, родители. А у ребенка, в первую очередь маленького, и так мало защитников. Образ взрослого человека как справедливого, доброго защитника обязательно должен сформироваться у ребенка в раннем возрасте.

Старший дошкольный возраст (5-7лет)

Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Следует выбирать ведущие для дошкольников виды деятельности - игровую и художественно-продуктивную. Рекомендуется проводить ролевые, театрализованные и дидактические игры, упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков. Ребенку необходимо поупражняться в воспроизведении усвоенных действий, увидеть со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. Для этого организуется проблемно-поисковая деятельность детей (разрешение ситуаций проблемного характера), создаются условия для продуктивной деятельности (изготовление эмблем, плакатов). В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, можно использовать сказки, стихи, пословицы, поговорки и самое главное - личный пример.

Литература:

Дошкольная педагогика № 5 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Формирование основ базовой культуры личности ребенка через социальную действительность"

В материале представлены некоторые особенности восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста и средства приобщения детей к социальной действительности....

«Особенности реализации прав ребёнка через социальные взаимоотношения»

Особенности реализации прав ребёнка через социальные взаимоотношения...

Семинар - практикум "Реализация права ребенка на игру"

Семинар - практикум проводится в форме деловой игры с целью повышения уровня компетентности педагогов, совершенствования практической подготовки в развитии игровых навыков детей, осуществлении их прав...

Права ребенка через социальные взаимоотношения.

В данной презентации раскрываются статьи через, которые прослеживаются права ребенка через социальные взаимоотношения. Также освещается вопрос, как должны поступать педагоги в той или иной ситуации. И...

Реализация прав ребенка дошкольного возраста.

Несовершеннолетний ребенок — человек, не достигший 18-летнего возраста....

Проект в подготовительной к школе группе на тему: «Реализация прав ребенка на здоровье в условиях детского сада у детей подготовительной к школе группы»

Проект «Реализация прав ребенка на здоровье в условиях детского сада у детей подготовительной  к школе группы» был проведен в подготовительной группе детского сада. Целями являлись: формиров...