Консультация для педагогов: "Методика обучения выразительному чтению стихотворений в разных возрастных группах"
консультация по теме

Миронова Елена Ивановна

Заучивание стихотворения – одно из важнейших средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Эта работа связана с воспитанием любви к художественному слову, к поэзии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика обучения выразительному чтению стихотворений в разных возрастных группах

Заучивание стихотворения – одно из важнейших средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Эта работа связана с воспитанием любви к художественному слову, к поэзии.

В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать  поэтические произведения, воспитывать художественный вкус. При заучивании стихотворения перед воспитателем стоят две задачи:

  1. Добиваться хорошего запоминания стихов, т.е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти.
  2. Учить детей читать стихи выразительно. Выразительным можно считать такое чтение, которое ясно, отчетливо передает мысли и чувства. Обе задачи решаются одновременно, постепенно усложняясь от младшей группы к старшей и подготовительной.

При разучивании стихотворения воспитателю необходимо знать и соблюдать методические требования:

  • Не рекомендуется заучивать стихотворение хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения, чтение хором мешает выразительности;
  • стихи заучиваются целиком (не по строкам и строфам), так как это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти;
  • не следует требовать полного запоминания на одном занятии;
  • в процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы;
  • необходимо создавать атмосферу поэзии в дошкольном учреждении, когда стихи звучат на прогулке, в общении, на занятиях. Развивать потребность слушать и запоминать стихи.

Прежде чем приступить к разучиванию с детьми стихотворения воспитатель должен:

  • Выбрать стихотворение с учетом возраста, интересов, времен года, тематики других занятий;
  • выучить наизусть, продумать средства выразительности, организацию восприятия (чтение под музыку, чтение с обыгрыванием);
  • продумать вопросы к детям по содержанию:
  1. Понравилось ли? Почему понравилось? О чем стихотворение?
  2. Какими словами говорится о героях, природе и т.д.? Какие выражения автора понравились? Что в них необычного?
  3. Какое стихотворение, какое чувство оно у вас вызывает? Что вспоминается, когда вы его слушаете? Как нужно читать стихотворение?
  • продумать предварительную работу и приемы обучения.

Занятия, на которых разучиваются стихотворения, строятся так:

  1. Начало. Задача – создать эмоциональный фон, настрой.

Приемы: беседа, связанная с опытом детей, загадки, картины, игрушки; старшим детям – показ портрета, назвать автора, жанр.

  1. Выразительное чтение наизусть без установки на запоминание. После чтения – пауза.
  2. Беседа о стихотворении: помочь понять трудные места, объяснить непонятные слова. Основной прием – вопросы.
  3. Повторное чтение с установкой на запоминание.
  4. Воспроизведение стихотворения детьми. Вначале читают те, у кого лучше память.

Приемы: подсказ сова, интонации, сопряженная и отраженная речь.

  1. Конец занятия. Задача – поддержать интерес.

Приемы: выразительное чтение воспитателя или детей, иллюстрации, рисование, слушание музыки.

Приемы, способствующие лучшему запоминанию: игровые (чтение обыгрывается), чтение по ролям, драматизация с игрушками, воспроизведение стихотворения через игру, доказывание детьми рифмующего слова, частичное воспроизведение текста всей группой (реплика или четверостишие).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения дошкольников рисования домов в разных возрастных группах

Данная презентация представляет собой методические рекомендации по обучению дошкольников рисованию домов в разных возрастных группах  к   «Основной общеобразовательной программе  М...

Методические рекомендации обучения детей описательным рассказам в разных возрастных группах ДОО

Процесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. У совр...

Подбор литературных произведений для чтения с детьми разных возрастных групп по формированию полоролевой социализации в дошкольном возрасте

Подбор литературных произведений для чтения с детьми разных возрастных групп по формированию полоролевой социализации в дошкольном возрасте...

Консультация для воспитателей "Развитие навыков связной речи у дошкольников разных возрастных групп путем обучения рассказыванию по сюжетной картине и картинкам"

Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методически...

Консультация для педагогов "Обучение ходьбе на лыжах в разных возрастных группах"

Материал раскрывает принципы обучения детей на ходьбе на лыжах: с чего начать, какие бывают виды ходьбы, даются примерные игровые упражнения....