Рабочая программа 1 младшая группа
рабочая программа (младшая группа) на тему

Петрушева Елена Михайловна

Рабочая программа

Совместной деятельности педагога с детьми 2-3лет, 1 младшая группа.

Составлена на основе основной общеобразовательной программы  «Радуга»                  

под редакциейТ.Н Дороновой, В.В Гербовой, Т.И Гризик.

Срок реализации программы:            учебный год.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад общеразвивающего вида № 4 «Аленка»                                    

 города Новошахтинска

г. Новошахтинск, улица Воровского, 15 Тел: (86369) 20719

Принято                                                                                           Утверждаю

          на педагогическом совете МБДОУ                                                                                           заведующий МБДОУ д/с № 4  «Аленка»

Протокол №   от «___»________2016г.                                                                                                       ________С.В Яковенко

                                                                                                                                                                                 Приказ №                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                                 «____»_________2016г.

                                                                       

Рабочая программа

Совместной деятельности педагога с детьми 2-3лет, 1 младшая группа.

Составлена на основе основной общеобразовательной программы  «Радуга»                  

под редакциейТ.Н Дороновой, В.В Гербовой, Т.И Гризик.

Срок реализации программы:            учебный год.

                                                                                                                   Воспитатель: Петрушева Е.М.

г.Новошахтинск

2016г.

                   

1  Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

       Рабочая программа для детей 2-3 лет средней группы на 2016-2017 учебный год разработана на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования. Авторы: С.Г.Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, Е.А. Екжанова.

       Рабочая программа по развитию детей средней группы обеспечивает разностороннее развитие детей от 2до 3 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно- эстетическое, физическое развитие.

         Используются парциональные программы:

№ п./п.

Парциональные  программы и технологии

    1.

Развивающие занятия с детьми 2 – 3 лет ,Л.А.Парамонова

    2.

Изобразительна деятельность в детском саду(вторая младшая группа), И.И.Лыкова

       Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30 384), вступил в силу с 1 января 2014 г.
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Пункт 4 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Часть первая статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Пункт 1.5 ФГОС дошкольного образования.
  • Пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 1012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

1.2 Цели основной образовательной Программы

Программа «Радуга» ориентирует образовательную организацию на достижение следующих общих ключевых целей:

 

  • сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать у них привычку к ЗОЖ;
  • содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка;
  • обеспечивать каждому ребёнку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Программа направлена на решение следующих задач:

  • охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • обеспечение познавательно-речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;
  • воспитание с учётом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей;
  • взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям( законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

1.3 Принципы и подходы в организации образовательного процесса:

  • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество образовательной организации с семьёй;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учёт этнокультурной ситуации развития детей.

1.4 Содержание психолого – педагогической работы:

  • ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие , речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
  • При  проектировании содержания рабочей программы учитываются специфические климатические особенности региона, к которому относится Ростовская область- юг России: время начала и окончания тех или иных сезонных явлений

         ( листопад, таяние снега и т.д.) и интенсивность их протекания; состав             флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т.д. в группе присутствует национально-региональный компонент.

1.5 Возрастные особенности  детей раннего возраста(от 2 до 3 лет)

Ключ возраста. До 5 лет все основные психические процессы - внимание, память, мышление - носят у ребёнка непроизвольный характер. Это означает, что он неможет по собственному желанию сосредоточиться или запомнить, а обращает внимание только на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что «само запоминается» и т. п. Это важнейшая особенность, которая определяет характер используемых в работе с детьми методических приёмов.

Эмоции. Ребёнок проявляет свои эмоции немедленно, ярко и непосредственно. Он не способен произвольно контролировать эти проявления и не может по своей воле«немедленно прекратить», как от него иногда требуют взрослые. Если эмоция слишком сильна и захватила ребёнка, он нуждается в том, чтобы взрослый помог ему успокоиться, восстановить равновесие. В этом возрасте его легко отвлечь и переключить с одного состояния на другое.

Причины негативных эмоций у малышей часто связаны сфизическим состоянием. Упал и ушибся — плачет. Не выспался, проголодался, давит тесная обувь или «кусает» раздражающий нежную кожу шерстяной свитер —

хнычет, ноет и т. п. Всё чаще педагоги отмечают, что дети реагируют плохим или неустойчивым настроением на смену погоды, перепады давления, вспышки солнечной активности, магнитные бури, полнолуние и новолуние и другие природные факторы.

    После начала кризиса 3 лет вспышки негативних эмоций сопровождают также попытки взрослых на вязать ребёнку свою волю. Положительные эмоции также в значительной степени связаны с сенсорными впечатлениями: вкусная любимая еда, приятные запахи (например, цветов или духов), приятный физический контакт со взрослым, активное движение, пение, лёгкая и весёлая музыка, осязание приятных на ощупь тканей или материалов, из которых сделаны мягкие игрушки или которыми они наполне-

ны внутри (например, перекатывающиеся шарики), для некоторых детей — купание.

     Для поддержания ровного положительного эмоционального фона очень важно соблюдение чёткого и соответствующего возрастным физиологическим особенностям и ритмам режима.

    В этом возрасте у многих детей проявляются возрастающие страхи — темноты, чудовищ, больших и лохматых существ, собак и т. п. Ребёнок может испугаться неожиданного резкого громкого звука, движения.

Восприятие. Для детей третьего года жизни восприятие ещё не является самостоятельным процессом и включено в решение разных предметно-практических задач.

Восприятие характеризуется:

  • во-первых, тем, что оно ориентировано на так называемые смысловые признаки предметов, те, которые выступают на первый план. Так, при виде машины-бетономешалки ребёнок схватывает только вращающуюся ёмкость и ручками воспроизводит это движение. А рассматривая фигурку оленя, выделяет только большие рога и не ориентируется на другие признаки;
  • во-вторых, предметы и явления воспринимаются целостно, без выделения частей или отдельных сенсорных свойств (цвета, величины и т. д.).  

Очень важным, хотя внешне малозаметным, является появление взаимодействия в работе разных органов чувств.

Зрение и осязание начинают взаимодействовать при восприятии формы, величины и пространственных отношений, слух и речедвигательные системы — при восприятии и различении речи. Интенсивно развивается фонематический слух. Но это положительное явление (без фонематического слуха невозможно развитие речи) даёт негативный побочный эффект — несколько тормозится развитие звуко-высотного слуха. Постепенно увеличиваются острота зрения и различение цветов.

Внимание. У детей третьего года жизни внимание очень не похоже на то, которое наблюдается у взрослых. Дети просто не понимают, что это значит - заставить себя быть внимательным, т. е. произвольно направлять и удерживать своё внимание на объекте. Они внимательны не потому, что хотят, а потому, что объект приковал их внимание к себе. Устойчивость внимания зависит от их интереса к объекту. На интересном для них деле даже такие малыши могут сосредоточиваться до 20—25 минут. Но никакого насилия со стороны их внимание не терпит. Направить его на что-либо путём

словесного указания «посмотри» или «послушай» очень трудно. Переключить на другой предмет с помощью словесной инструкции можно только при условии её многократных повторений. Именно поэтому детям этого возраста так сложно немедленно выполнить просьбу принести что-либо, убрать игрушки и т. п. Объём внимания очень невелик. Если взрослый может одновременно удерживать в поле своего внимания до шести разных объектов, то малыш — всего один-единственный объект.

Память. В этом возрасте память проявляется главным образом в узнавании воспринимавшихся ранее вещей и событий. Ничего преднамеренно, специально дети этого возраста запомнить не могут. И в то же время они прекрасно запоминают то, что им понравилось, что они с интересом слушали или наблюдали. Ребёнок может знать наизусть «Телефон» К. Чуковского и не в состоянии запомнить простое поручение — положить карандаш на стол в другой комнате. Он запоминает то, что запомнилось само.

Речь. Между 2 и 3 годами происходит становление и интенсивное развитие активной речи. Вместе с тем речь детей ситуативна. Она привязана к тем условиям и обстоятельствам, которые ребёнок воспринимает и в которых он действует. Она осуществляется в процессе диалога, т. е. требует постоянной поддержки со стороны собеседника.

Словарный запас должен за этот год значительно возрасти. Если в 2 года он в среднем составляет 200 слов, а в 2,5 года — 250, то в 3 года — это уже 400, а у хорошо развитых детей — более 500 слов.

Мышление ребёнка данного возраста носит наглядно-действенный характер. Это означает, что познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Соответственно ведущим типом игры является предметно-манипулятивная игра. Полноценное развитие предметно-манипулятивной игры имеет большое значение для развития у ребёнка воображения, которое является основой творческих способностей. Умение комбинировать необходимо во многих видах художественного творчества, в том числе таких, как дизайн, архитектура, моделирование.

Деятельность. Целеполагание. Важнейшим психическим новообразованием

этого возраста является становление целеполагания.

У ребёнка появляются желание и способность не просто манипулировать предметами, как он делал это раньше, катать, стучать, бросать и т. д., но и создавать из них или с их помощью нечто новое - забор из кубиков, поезд из стульев и т. п. Чтобы создавать новые вещи, необходимо заранее- в уме - представить себе тот результат, который желательно получить в конце. Эта способность поставить и представить себе конечную цель своих действий и попытаться удерживать её в мыслях в течение всего времени, необходимого для её достижения, и есть то важнейшее психическое новообразование, которое должно появиться у ребёнка к 3 годам.

Ребёнок выражает гордость за своё творчество и за продукты своего труда независимо от их качества.

Освоение мира предметов связано с формированием орудийной деятельности.

Важно помнить, что собственно цели деятельности взрослых ребёнок понимает ещё не вполне отчётливо. Он стремится прежде всего имитировать само действие с предметами. Начальная орудийная деятельность обеспечивает развитие ручной умелости, мелкой моторики, способствует совершенствованию зрительно-двигательной координации, столь необходимых в этом возрасте.

Каждое орудие требует выполнения совершенно определённых движений и в этом смысле создаёт поле требований к ребёнку. Учась действовать в нём, ребёнок подготавливается к произвольному контролированию своих движений и действий, которое пока ему недоступно.

Овладевая навыками самообслуживания, застёгивая пуговицы, развязывая шнурки, ребёнок учится выполнять точные, контролируемые движения, которые должны привести к совершенно определённому результату. Кроме того, дети чувствуют всё большую уверенность в своих силах, поскольку получают опыт воздействия на окружающий мир посредством различных орудий.

Третий год жизни - лучшее время для формирования хороших привычек любого рода. К их числу относятся навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки.

В игре ребёнок также воспроизводит именно игровое действие, используя для этого разнообразные предметы-заместители.

Собственные манипуляции с предметами и подражание действиям взрослых приводят к тому, что у детей возникают мысленные представления как о предмете, так и о действиях с ним. Благодаря таким мысленным представлениям появляется способность переносить действия с одного предмета на другой, что стимулирует участие малыша в игре и приводит к появлению функции замещения одного предмета другим.

Дети этого возраста любят повторения: они с удовольствием много раз слушают одну и ту же сказку, любят петь знакомые песни, повторять знакомые действия. Это даёт им возможность хорошо овладеть материалом и почувствовать себя уверенно.

Сознание. Сознание как высший уровень психического отражения человеком действительности в виде обобщённых образов и понятий только начинает формироваться у детей третьего года жизни. Содержание сознания в значительной мере заполняется в результате сенсорного опыта ребёнка. Разнообразие и полимодальность сенсорних впечатлений, которые получают все анализаторные системы, имеют большое значение для его развития.

Становление сознания ребёнка тесно связано с развитием его речи. Речью ребёнок овладевает только благодаря стараниям взрослых и в ходе общения с ними. При этом малыш воспринимает речь взрослого в том случае, если она обращена лично к нему и взрослый смотрит в момент речи на него.

В мир культуры - песен, сказок, рассказов, картин - его вводят также взрослые.

Личность. Отношение к взрослому. Взрослый необходим ребёнку в первую очередь как источник помощи и защиты.

Обучение в этом возрасте происходит, кроме собственного практического опыта, на основе подражания симпатичному взрослому. При этом ребёнок подражает всему, что делает взрослый - и хорошему, и плохому; и правильному, и неправильному.

Дети начинают ценить себя, если их ценят другие. Если взрослые действительно относятся к детям с уважением и выражают его чётко и постоянно, малыши быстро усваивают границы желательного и нежелательного поведения.

Для этой возрастной группы развитие исходит из опыта, который поддерживает инициативу, творчество и самоуважение. Дети борются за независимость и уважение к себе, и всё же они нуждаются в направлении и поддержке.

Несмотря на то, что дети рассчитывают на поддержку и помощь со стороны взрослых, они отстаивают восприятие себя как субъекта, независимого от других.

Эти дети нуждаются в том, чтобы им предоставили возможность проявить свою ответственность, осуществить выбор, но они должны и чувствовать, что с них требуют, призывают к дисциплине такими способами, которые не затрагивают их достоинства.

Личность. Отношение к сверстникам. Сверстник ещё не представляет для ребёнка данного возраста особого интереса и рассматривается часто как ещё один предмет.

Дети играют «рядом, но не вместе».

Друг для друга дети нередко становятся источниками отрицательных эмоций: другой ребёнок исследует предмет, который интересует и меня; другой ребёнок завладел вниманием воспитателя, которого я люблю; другой ребёнок наступил мне на ногу, он пролил компот на скатерть и т. п.

Заняться общим делом детям этого возраста ещё трудно. Зато они с інтересом наблюдают друг за другом и всегда готовы подражать сверстнику, особенно если тот принимает необычную позу или совершает необычные движения. Они охотно танцуют, взявшись за руки, или прыгают, глядя друг на друга и заражаясь весельем.

1.6 Планируемые результаты освоения рабочей программы

            Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:

  • ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  • ребёнок использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
  • ребёнок владеет активной и пассивной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • ребёнок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого;
  • ребёнок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
  • ребёнок интересуется стихами, песнями и сказками, рассматривает картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;
  • у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

1.7 Паспорт группы

Характеристика контингента воспитанников в 1 младшей группе (возраст от 2 до 3лет) 25 детей, из них 13мальчиков и 12 девочек.
Общие сведения о детях и родителях.

п/п

Ф.И.

Ребенка

Дата рождения

Дата поступлення в ДОУ

Домашний адрес

Ф.И.О.

Родителей

Социальный статус семи

  1.  Социальный статус семей воспитанников 1-ой младшей группы на 2016-2017 учебный год

                                          Дети

                    Всего детей       25    

Мальчики

13

52%

Девочки

12

48%

                                           Семья

                     Всего семей     25    

Многодетные семьи

3

12%

1 ребёнок

12

48%

2 ребёнка

10

40%

Полная семья

22

88%

Неполная семья

3

12%

                                  Образовательный ценз родителей

                 Всего родителей    47

Высшее профессиональное

11

23%

Среднее профессиональное

22

46%

Среднее

14

31%

         Социальный статус родителей

Служащие

3

6%

Рабочие

33

70%

Предприниматели

1

2%

Инвалиды

Домохозяйки

9

20%

Декретный отпуск

Безработные

1

2%

                                Средний возраст родителей

До 25

До 30

10

21%

До 35

19

40%

До 40

13

27%

До 45

5

12%

До 50

До 55

                               Жилищно-бытовые условия

Норма

22

100%

Ниже нормы

                               Материальный достаток семьи

Средний

16

64%

Низкий

9

36%

Образовательный ценз родителей

Семья


Социальный статус родителей

Средний возраст родителей

2 Содержательный раздел

2.1 Учебный план реализации ООП ДО в первой младшей  группе по основной общеобразовательной программе «Радуга»

Направления развития

Виды детской деятельности

Формы  образовательной деятельности

Продолжительность и кол-во НОД в неделю

1.Физическое развитие

Подвижные игры,

Игровые упражнения

Физкультурные занятия,

спортивные праздники,

физкультурные праздники

3 занятие(15 минут)

2.Познавательное развитие

а)Познавательно-исследовательская

деятельность

б)Конструирование

а)ФЭМП, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, беседы, коллекционирование, реализация проектов, викторины.

б)Конструирование из бумаги, природного материала

1 занятие(15 минут)

1  занятие(15 минут)

3.Речевое развитие

Развитие речи

Беседы, викторины, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций.

1 занятие(15 минут)

4.Социально-коммуникативное развитие

5. Художественно-эстетическое развитие

а)Коммуникативная деятельность

б)Самообслуживание и элементарный бытовой труд

в)Игровая деятельность

а)Изобразительная деятельность

б)Восприятие художественной литературы и фольклора

в)Музыкальная деятельность

а)ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы, викторины

б)Поручения, дежурство, игры, беседы, хозяйственно-бытовой труд

в)Сюжетно-ролевые игры, дидактические игры.

а)Рисование, лепка, коллаж, аппликация, ознакомление с художниками, выставки

б)Беседы, слушание художественных произведений, чтение и разучивание стихов, театрализованная деятельность

в)Музыкально-подвижные игры, праздники и развлечения

2 занятие(15 минут)

2 занятия(15 минут)

2.2  План работы с родителями на 2016-2017учебный год.


Месяцы

Форма проведения

Сентябрь

1.Родительское собрание «ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ!»

2.Беседа на тему: «Правила безопасности на улице для взрослых и детей»

3.Фото вернисаж «Как я провел лето»

Октябрь

  1. Консультация для родителей: «Возрастные особенности развития ребенка 2-3 года»
  2. Беседа на тему: «Ответственность родителей за поведение детей на дороге», «Вредные привычки у взрослых и их влияние на ЗОЖ детей», «Безопасность в Вашем доме».
  3.  Совместная выставка поделок из природного материала «Осень золотая».
  4. Беседа: «Профилактика ОРЗ и ОРВИ»

Ноябрь

  1. Консультации на темы: «Родителям о правилах дорожного движения», «Безопасность наших детей» 
  2. Проведение в группе с родителями праздника «День матери».
  3. Рекомендации по теме: «Подкормка птиц» (предложить совместно с детьми изготовить кормушки).
  4. Заседание родительского комитета (подготовка к проведению новогоднего утренника).

Декабрь

  1. 1. Оформление тематического информационного стенда «Правила безопасности».
  2.  Приобщение родителей к оформлению группы и зала к Новому году.
  3. Рекомендации родителям по организации активного отдыха на прогулке с детьми в зимний период «Зимние забавы».
  4. Новогодний утренник.
  5. Родительское собрание «Бережем здоровье с детства»

Январь

  1. Консультации на темы: «Типичные ошибки взрослых при обучении детей правилам дорожного движения», «Как с пользой провести выходной день с ребёнком», «Организация здоровье укрепляющего двигательного поведения детей».
  2. Выставка совместного детского творчества «Зимушка хрустальная». 
  3. Беседы: «Выходной день в моей семье»
  4.  Выставка совместных работ ко Дню города «С днём рождения, любимый город!»

Февраль

  1. Оформление семейной газеты «Буду, как папа!»
  2. Консультации на темы: «Учим, играя»
  3. Выпуск праздничной газеты, посвящённой 23 февраля.
  4. Рекомендации по теме: «Подкормка птиц»

Март

  1. Приобщение родителей к подготовке к весеннему празднику (изготовление атрибутов, украшений для группы, зала).
  2. Выставка детского творчества: «Наши мамы и бабушки».
  3. Выпуск праздничной газеты к 8 Марта (поздравление, приглашение).
  4. Папка – передвижка «Дорожные знаки».
  5. Родительское собрание «Воспитание самостоятельности у детей, развитие творческой личности ребенка»

Апрель

  1. Выставка детских рисунков «День космонавтики»
  2. Папка - передвижка «Весна пришла»
  3. Беседа: «Формирование знаний детей о ПДД»

Май

  1. Итоговое родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослее!» (результаты работы, перспективы на следующий учебный год).
  2. Консультации на темы: «В отпуск с ребёнком», «Отпуск на море и закаливание», «Игры с водой и песком», «Безопасность детей на воде», «Травма… что дальше?»
  3. Выставка рисунков «День победы»

Июнь

  1. Домашнее задание родителям на лето: сбор природного и бросового материала.
  2. Мероприятие «День защиты детей»

Июль

  1. Консультации на темы: «Минутка для здоровья ребёнка», «Права и обязанности в семье», «Профилактика стоматологических заболеваний», «Что такое «принятие» в воспитании ребёнка?», «Безопасность детей на городских улицах».
  2. Беседа «Безопасность игрушек для малышей»

Август

  1. Консультации: «Какие игры и занятия проводить с ребенком дома»
  2. Консультация: «Безопасность детей дома»

2.3.Комплексно – тематическое планирование в 1 младшей группе на учебный год

3 Организационный раздел

3.1Организация предметно пространственной среды

Предметно-развивающая среда  в 1 младшей группе организована таким образом, чтобы ребенок с самого начала располагал необходимыми «степенями свободы» не только в проявлении уже сложившихся у него духовно-практических возможностей, но и в освоении новых горизонтов развития.

Критерии, которыми я руководствовалась при организации предметно-развивающей среды:

1. Насыщенность развивающей предметной среды.

• В группе много наглядных пособий, различная детская художественная литература, физкультурное оборудование, материалы и оборудование для ручного труда,  трудовой и изобразительной деятельности, для экспериментирования, конструктивной деятельности;

• Оборудование и атрибуты игр (настольно-печатные игры, в том числе дидактические, сюжетно-ролевые, строительные, музыкальные и другие игры и игрушки).

2. Соответствие требованиям:

• Возрастным (соответствие возрасту детей);

• Эстетическим (качества, которые делают данный объект привлекательным для ребенка);

• Доступность расположения для детей

В 1 младшей группе пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащённых большим количеством  развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, заняться любимым делом, а воспитателю дает возможность эффективно организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Размещение оборудования по принципу комплексного и гибкого зонирования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.

В группе существуют следующие центры развития:

• Спортивный уголок. Спортивное оборудование, инвентарь приобщают к физической, оздоровительной деятельности, в процессе которой у ребенка вырабатывается позиция по отношению к своему здоровью, гигиене тела, двигательным умениям и навыкам.

• Выставка детского творчества: рисунков, поделок, записей детских стихов, сказок.

• Выставка совместных с родителями поделок.

• Уголок уединения. Здесь ребенок может заняться любимым для себя делом, полистать любимую книгу, посмотреть картинки и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива.

• Игровой уголок с игрушками, строительным материалом.

• Книжный уголок. Постоянно пополняется новыми книгами, книгами-малютками, книгами-игрушками, книгами-головоломками,    познавательными и волшебными сказками. Регулярно устраиваются  выставки различных поэтов и писателей.

• Уголок для сюжетно-ролевых игр. Здесь содержатся разные куклы: бумажные плоскостные, куклы мешки, атрибуты для игр «больница», «парикмахерская», «магазин», «семья» и др.

• Зона (настольных) игр и игрушек. Лото, домино, мозаика, пазлы различных размеров, разрезные картинки, игры-головоломки, игры с фишками, магнитные картинки).

• Центр строительства. Оснащен крупными и мелкими конструкторами, конструкторами Лего.

• Центр просмотра  мультфильмов и познавательных фильмов. Имеется большое количество дисков с мультфильмами и познавательными фильмами.

• Уголок для родителей. Здесь размещена полезная информация для родителей.

• Уголок именинника. В этом уголке располагаются картинки с поздравлениями и рисунками для именинника.

• Уголок творчества. Зона экспериментирования с различными материалами: цветными мелками, пластилином, ножницами, клеем, плотной бумагой и др; оборудование для использования различных техник живописи: пальцевой живописи, печатания  губкой, тычком, картофелем, веревкой

        В нашем детском саду дети обеспечены игрушками, побуждающими к двигательной, игровой активности (мячи, обручи, скакалки, веревки, ленточки, большие мячи для прыжков и т. д.).  

Вся созданная предметно – развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное  отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями,  способствует развитию задатков у детей, расширяет возможности, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию  детей дошкольного возраста.

3.2 Режим дня на холодный период года в 1 младшей группе

Приём детей, самостоятельная деятельность

7.00-8.00

Утренняя гимнастика

Подготовка к завтраку

8.00-8.05

8.10-8.45

Игры, самостоятельная деятельность, совместная

с воспитателем деятельность, гигиенические процедуры

8.45-9.00

Непосредственно-образовательная деятельность (НОД)

9.00-9.15

9.25-9.40

Второй завтрак

9.40-9.50

Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд)

9.45-11.20

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду, обед

11.30-12.00

Подготовка ко сну, дневной сон

12.00-15.00

Постепенный подъём, закаливающие процедуры

15.00-15.15

Подготовка к полднику, полдник

15.15-15.45

Игры, совместная с воспитателем деятельность, чтение

художественной литературы

15.45-16.20

Подготовка к прогулке, прогулка

16.20-17.40

Возвращение с прогулки, подготовка к ужину, ужин

17.40-18.50

Игры, самостоятельная деятельность детей, уход детей

Домой

18.50-19.00

3.3 Режим дня на тёплый период:

Приём детей на участке, игры

Утренняя гимнастика

7.00-8.00

8.00-8.05

Подготовка к завтраку, завтрак

8.10-8.40

Игры, самостоятельная деятельность, совместная

с воспитателем деятельность

8.40-9.00

Непосредственно-образовательная деятельность

( художественно-эстетическое, физическое направление)

Игры, самостоятельная деятельность детей

9.00-9.10

9.10-9.30

Второй завтрак

9.30-9.45

Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд)

9.45- 11.20

Возвращение с прогулки, игры, подготовка к обеду, обед

11.20- 12.00

Подготовка ко сну, дневной сон

12.00-15.00

Постепенный подъём, закаливающие процедуры

15.00-15.15

Подготовка к полднику, полдник

15.15-15.45

Игры, совместная с воспитателем деятельность, чтение

художественной литературы

Подготовка к прогулке, прогулка

15.45-17.50

Возвращение с прогулки, подготовка к ужину, ужин

17.50- 18.00

Игры, самостоятельная деятельность детей, уход детей домой

18.00-19.00

                                                 

3.4 Сетка занятий на 2016– 2017учебный год

Дни недели

Понедельник

Вторая половина дня

9.00-9.15 познавательное занятие

9.35-9.50 физкультура на воздухе

Беседа о произведениях изобразительного искусство, музыке, новостях; слушание музыки. Концертный зал

Вторник

Вторая половина дня

9.00-9.15 Развитие речи

9.25-9.40 лепка

Настольно- печатные игры, самостоятельная художественная деятельность(ручной труд)

Среда

Вторая половина дня

9.00-9.15 Музыка

9.25- 9.40 Физкультура

Игры «Сладкий час»

Четверг

Вторая половина дня

9.00-9.15 Констуирование/Сенсорика

9.25-9.40 Рисование

Рукодельные мастерские; настольные игры

Пятница

Вторая половина дня

9.00 Физкультура

9.40-9.55 Музыка

Театральная пятница

3.5.Лист здоровья

Ф.И. ребёнка

Группа

здоровья

Основной

Диагноз

Физкультурная

группа

                 Антропометрия

Начало года

Середина года

Конец года

рост

вес

Рост

вес

рост

Вес

3.6 Мероприятия по закаливанию

 1.Воздушные ванны (закаливание воздухом).

-В отсутствии детей организуем  сквозное проветривание групповой комнаты в соответствии с установленным графиком (в холодное время года допускаются колебания температуры воздуха в присутствии детей от +20 до +18 С);

-В присутствии детей организуем угловое проветривание групповой комнаты. При этом строго следим за тем, чтобы дети не находились в непосредственной близости к открытому окну;

-Следим за тем, чтобы дети на протяжении всего дня находились в облегченной одежде (при температуре воздуха не ниже 18-20 С);

  -В течение дня неоднократно предлагаем детям походить босиком по покрытому и непокрытому полу.

  2.Утренняя гимнастика.

- Ежедневно проводится  утренняя гимнастика в хорошо проветриваемом зале (в холодное время года) и в соответствующей одежде (х\б носки, облегчённая одежда); в теплое время года – на участке детского сада.

   3.Водные процедуры (закаливание водой).

-Обучаем детей обширному умыванию прохладной водой (в тёплое время года): мытьё рук до локтя, растирание мокрой ладошкой груди и шеи. По окончании процедуры каждый ребёнок самостоятельно вытирается полотенцем;

-Организуем ходьбу босиком по мокрым дорожкам;

-Организуем полоскание рта и горла кипяченой водой после приёма пищи.

   4.Закаливание во время и после сна.

-Проветриваем спальню перед сном детей не менее получаса (допускается снижение температуры воздуха до + 18 С);

-Проснувшись, ребёнок получает контрастную ванну, что является отличным тренингом для терморегуляционного аппарата;

-После пробуждения ходьба босиком по ребристым дорожкам.

  5.Организация прогулки.

-Следим за тем, чтобы дети были одеты по погоде. В случае потепления убеждаем детей надеть меньше одежды.

   Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма – вот главная цель нашего детского сада.

3.7 Ежедневная организация видов деятельности в режимных моментах:

п/п

Направления развития

Ребёнка

1-я половина дня

2 – я половина дня

1.

Социально-

коммуникативное

развитие

-Индивидуальные и подгрупповые беседы

-Формирование навыков культуры еды

-Трудовые поручения

-Театрализованные игры

-Сюжетно-ролевые игры

-Трудовые поручения

-Игры с ряженьем

-Сюжетно-ролевые игры

2. 

Речевое развитие

-Дидактические игры

-Занятия

-Словесные игры

-Досуги

-Индивидуальные занятия

3.

Художественно-

эстетическое

развитие

-Занятия по художественному и музыкальному воспитанию

-Индивидуальная работа

-Музыкально-художественные досуги

4.

Познавательное развитие

-Занятия

-Беседы

-Дидактические игры

-Наблюдения

-Исследовательская работа, опыты и экспериментирование

-Игры

-Досуги

-Индивидуальная работа

5.

Физическое развитие

-Утренняя гимнастика

-Физкультминутки на занятиях

-Динамические паузы

-Физкультурные занятия

-Подвижные игры и игры малой подвижности на прогулке

-Гимнастика после сна

-Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне)

-Прогулки (индивидуальная работа по развитию движений)

-Самостоятельная двигательная деятельность

3.8 Двигательный режим в течение года

Виды двигательной активности в режиме дня:

Временные отрезки (мин)

(1 мл. группа)

1.Подвижные игры во время утреннего приёма

15 -20 минут

2.Утренняя гимнастика

5 мин

3.Физкультурные занятия

2 раза в неделю в зале, 1 раз на улице 15 мин

4.Музыкальные занятия

2 раза в неделю 15 мин

5.Физкультурные минутки

Ежедневно 2-3 мин

6.Динамические паузы во время перерыва между занятиями

Ежедневно 3-5 мин

7.Подвижные игры на прогулке (утром и вечером):

-сюжетные

-бессюжетные

-игры-забавы

-эстафеты

7-10 мин

8.Гимнастика после сна

5-10 мин

9.Физкультурный досуг

15 мин

10.Спортивный праздник

30мин

11.Самостоятельная двигательная деятельность детей

Ежедневно, характер и продолжительность зависит от индивидуальных данных потребностей детей

3.9  Особенности организации образовательного процесса в группе

Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:

  • Холодный период: учебный год (сентябрь-май, составляется определенный режим дня и расписание непрерывной непосредственно образовательной деятельности);
  • Летний период (июнь-август, для которого составляется другой режим дня)
  • Социокультурные особенности Ростовской области также не могут не сказаться на содержании психолого-педагогической работы в группе.

Группу посещает 25 ребенка. Из них 13 мальчиков и 12  девочек. В основном в группе дети из полных семей.   Три многодетные семьи. Родители имеют высшее,  среднее и среднее профессиональное образование. Средний возраст родителей от 25 до 45 лет. Жилищно-бытовые условия в семьях нормальные. Семьи имеют средний материальный достаток. Социальный статус родителей рабочие.

Основной этнический состав воспитанников группы дети из русскоязычных семей. Обучение воспитанников осуществляется на русском языке. Программа предыдущей возрастной категории усвоена хорошо. На следующий учебный год необходимо:

  • продолжать уделять внимание обогащению сюжета игр, закреплению умения вести ролевые диалоги, принимать игровые задачи, общаться с взрослыми и сверстниками.
  • уделить внимание формированию целостной картины мира, сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, развитию конструктивных навыков.
  • продолжать формировать интерес к музыке, закреплять вокальные умения, желание выполнять танцевальные движения.
  • уделить большое внимание индивидуальной работе с детьми по формированию умений и навыков в изобразительной деятельности в соответствии с возрастом, совершенствовать технику рисования, лепки, аппликации, развивать творческие способности воспитанников.
  • продолжать учить детей внимательно слушать литературные произведения, расширять их знания о жанрах литературы, учить выразительно читать стихи.
  • продолжать уделять серьёзное внимание развитию речи и коммуникативным навыкам детей.
  • уделять внимание закреплению трудовых навыков, интереса к трудовым поручениям и труду взрослых.
  •  усилить работу по закреплению правил безопасности детей в детском саду, дома и правил безопасности на дороге.
  • продолжать работу по закреплению у детей навыков опрятности, формированию навыков личной гигиены (КГН), представлению о здоровом образе жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа младшей группы

Предлагаю  вашему  вниманию  рабочую  программу  младшей  группы, построенной  по  принципу  основной  общеобразовательной  программы  дошко...

Рабочая программа (младшая группа) на тему: Программа "Малютка"

Программа по обеспечению социального благополучия детей раннего возраста на группе с кратковременным пребыванием.   «Малютка»   МДОУ   Д/с  № 27 «Чеб...

Рабочая программа младшая группа.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа с. Большая ПолянаТербунского района Липецкой области  «Согласовано» Председатель методическ...

Рабочая программа младшая группа

разработана на  основе  программы  "Детство"...

Рабочая программа младшей группы, реализующая программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. (ФГОС) Составители: Ларионова Н.Е., Степанова Ю.М.

Рабочая программа, реализующая программу «От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. (ФГОС)Младший возраст (3-4 года) Программу составили: Ст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Младшей группы (с 3 до 4 лет) составлена на основе программы «От рождения до школы» (Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой)

Рабочая программа младшей группы № 6 разработана педагогом группы на основе образовательной программы МКДОУ «Детский сад № 2 п.Теплоозёрск». Содержание программы соответствует требованиям ...