Самообразование Тема "Нетрадиционные техники рисования"
методическая разработка (средняя группа) на тему

Чакрян Кристина Владимировна.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

                                             

                                            Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                                      «Детский сад № 1 « Сказка» пгт. Джубга

                                                                           

                             

                                 Чакрян Кристина Владимировна

                                          Стаж работы: 2 года.

                                                             

                     Тема: "Нетрадиционные техники  рисования"

                                                                                         

                                             2016- 2017 уч.г

                                                                                       

                                            Средняя группа

                                                    Тема "Нетрадиционные техники рисования"

Актуальность темы: "Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия".

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Цели:

- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

-   Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Задачи:

- расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

 - формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

 - формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

 - развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

 - совершенствовать технические умения и навыки рисования;

- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

 

                                                                              Методическая работа      

       

             Этапы работы

    Содержание работы

 Сроки выполнения

Практические выходы

    Информационно-      аналитический.

Подбор методической литературы, работа с картотекой, библиотекой, изучение опыта педагогов на интернет-сайтах.

    Сентябрь

Памятка по теме «Нетрадиционная техника рисования в средней группе»

Практический.

Методическая работа по самообразованию

-Изучение материала по теме самообразования;

-Разработка перспективного плана занятий по данной теме;

     Октябрь

Тематический план занятий с детьми;

Конспекты занятий;

Подведение итогов

Представление опыта работы по теме, творческая выставка работ.

Май

Презентация о проделанной работе по теме самообразования, отчёт по теме самообразования.

                                     

                                                           Работа с воспитанниками.

                  Пути, способы решения проблемы

      Сроки выполнения.

Отметка о выполнении.

1

ПР: беседа «Знакомство детей с искусством»

СКР: с/р игра "Детский сад" сюжет "Мама учит дочку рисовать"

ХЭР.Р. "Листопад"(рисование губкой), "Дождливая погода" (рисование пальчиком).

             

               

                  Октябрь

05.10.16 г.

12.10.16 г.

21.10.16 г.

28.10.16 г.

2

ПР: беседа "Чем можно рисовать"

ХЭР Р. "Украсим матрёшку"(рисование ватными палочками), "Плывут рыбки"(рисование ладошками).

Игра "Угадай и дорисуй"

                  Ноябрь

02.11.16 г.  

11.11.16 г.

18.11.16 г.

25.11.16 г.

3

ПР. Беседа о русских художниках, "Любишь ли ты рисовать"

ХЭР Р. "Украсим платье Золушке"(ватными палочками, пальчиками).

Игр "Волшебные кляксы"

        Декабрь

01.12.16 г.

09.12.16 г.

23.12.16 г.

4

ПР. Беседа "Монотипия с элементами рисования"

ХЭР Р. "Сказочный домик теремок", "Бабочка"(монотипия предметная).

     

                   Январь

10.01.17 г.

21.01.17 г.

27.01.17 г.

55

ПР. Беседа "Виды изобразительного искусства"

ХЭР Р."Рыбки в аквариуме"(рисование ладошками), "Дорожное движение: светофор" (пластилинография)

Игра "Кляксы"

                 Февраль

03.02.17 г.

17.02.17 г.

24.02.17 г.

28.02.17 г.

6

ХЭР Р. "Открытка для мамы"(печать по трафарету+ рисование пальчиками),

С/р игра "Семья" по сюжету "Рисуем с мамой"

Рассматривание картинок "Способы рисования"

            Март

03.03.17 г.

15.03.17 г.

29.03.17 г.

7

ХЭР Р.«Весенние пейзажи» (пластилиновая живопись), "Звёздное небо"(по мокрому листу и восковыми карандашами),

Беседа "Любимый способ рисования"

                   Апрель

07.04.17 г.

12.04.17 г.

28.04.17 г.

8

ПР. Знакомство с новой техникой рисования- рисование клеем.

Беседа "Какие способы рисования мы знаем"

ХЭР Р. «День рождение зайки» (ватными палочками, пальчиком, печаткой),

"Летний пейзаж"(пластилинография)

Май

04.05.17 г.

10.05.17 г.

19.05.17 г.

26.05.17 г.

                                                           

                                                                            Работа с родителями

                  Пути, способы решения проблемы

      Сроки выполнения.

Отметка о выполнении.

1

Консультация «Нетрадиционная техника рисования»

Выставка работ детей "Осень"

             

                Октябрь

Выполнено

2

Консультация «Путешествие в страну рисования»

Выставки детских работ.

               Ноябрь

Выполнено

3

Творческие выставки работ.

Консультация "Виды нетрадиционного рисования"

        Декабрь

Выполнено

4

Творческие выставки работ.

Консультация "Рисование с детьми 3-7 лет методом тычка"

               Январь

Выполнено

5

Творческая выставка рисунков для папы.

              Февраль

Выполнено

6

Рекомендация "Рисуем с детьми разными способами"

Домашние задание: нарисовать с ребенком рисунок дома любым способом.

                 Матр

Выполнено

7

Творческая выставка работ.

Открытое занятие "День рождение зайки"

               Апрель

Выполнено

8

Родительское собрание "Нетрадиционные способы

рисования"

Мастер класс с родителями "Рисование способом монотипия"

             

                 Май    

Выполнено

                                                                                           Литература:

1. Т.С.Комарова "Изобразительная деятельность в детском саду" средняя группа.  

МОЗАИКА- САНТЕЗ. Москва, 2014.

2. И.А.Лыкова "Изобразительная деятельность в детском саду" средняя группа.

   Творческий центр "Сфера". Москва, 2009.

3. И. А. Шаляпина "Нетрадиционное рисование с дошкольниками"

    Творческий центр "Сфера". Москва.

4. Интернет ресурсы: http://dohcolonoc.ru/http://www.maam.ru/http://nsportal.ru/; 

5. Статьи в интернете:

   - Нетрадиционная техника рисования. (nsportal.ru)

   -МОЯ ГАЗЕТА. Статья "Рисуем всем! Нетрадиционные техники рисования."

    Опубликовано в Понедельник, 13-го Мая, 2013.  (mygazeta.com)

6. Журналы "Дошкольное воспитание"

7. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник (Электронный ресурс): http://pedlib.ru/Books/6/0297/6-0297-32.shtml .

Работа с документами (нормативно-правовая база по теме самообразования): 

-Закон РФ "Об образовании";

-Санпин (санитарно- эпидемиологические правила и нормативы ).

                  Отчёт по самообразованию воспитателя средней группы "А"Чакрян. К.В.

                                            Тема "Нетрадиционные техники рисования"

                                                                                                                                                                                    " Это правда! Ну чего же тут скрывать?

                                                                                                                                        Дети любят, очень любят рисовать.

                                                                                                                                        На бумаге, на асфальте, на стене.

                                                                                                                                         И в трамвае на окне…"

                                                                                                                                                                          (Э. Успенский)

Я определила цели своей работы:

- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

- Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Передо мною были поставлены следующие задачи:

- Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

- Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

- Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

- Совершенствовать технические умения и навыки рисования;

- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Актуальность моей выбранной темы заключается в следующем:

 Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической  и творческой  деятельностью ребёнка. Обучение  рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение двух взаимосвязанных задач:  во-первых, необходимо пробудить у детей  эмоциональную отзывчивость к  окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;-   во- вторых, сформировать  у детей  изобразительные навыки и умения .В процессе рисования  у ребёнка совершенствуются  наблюдательность, эстетическое  восприятие,  эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Я считаю, изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку не будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой и получать забавный рисунок. Таким образом, изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию ребёнка.

 Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности и я выбрала эту тему для того, чтобы помочь им.

 Результаты:

Свою работу я начала сначала с хорошо знакомых для детей техник: рисование пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводила новые техники: рисование ватными палочками, тычок, оттиск (штамп), рисование губкой, трафаретом, рисование по-мокрому, рисование смятой бумагой, монотипия, рисование пластилином. На первых занятиях по каждой технике я ставила задачу знакомства детей с особенностями данной техники, лишь на следующих занятиях создавались какие-либо образы или сюжеты. На каждом занятии использовались игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание.

Мною были разработаны конспекты:

-"Листопад"(рисование губкой)

-"Дождливая погода" (рисование пальчиком).

-"Украсим матрёшку"(рисование ватными палочками).

-"Плывут рыбки"(рисование ладошками).

-"Украсим платье Золушке"(ватными палочками, пальчиками).

-"Сказочный домик теремок".

-"Бабочка"(монотипия предметная).

-"Рыбки в аквариуме"(рисование ладошками).

-"Дорожное движение: светофор" (пластилинография)

-"Открытка для мамы"(печать по трафарету+ рисование пальчиками),

-.«Весенние пейзажи» (пластилиновая живопись).

-"Звёздное небо"(по мокрому листу и восковыми карандашами).

-«День рождение зайки» (ватными палочками, пальчиком, печаткой).

-"Летний пейзаж" (пластилинография)

На своих занятиях по ИЗО деятельности с использованием нетрадиционных техник я использую комплекс пальчиковых гимнастик и массажей, непосредственно с   теми нетрадиционными материалами, при помощи которых рисуют дети.

Для родителей подготовила консультации:

-«Нетрадиционная техника рисования»

-"Рисование с детьми 3-7 лет методом тычка"

-«Путешествие в страну рисования» и т.д.

Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей.

На основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.

Использовала в работе:

  -Интернет ресурсы;

 - Творческий опыт педагогов ДОУ;

 -Методическую литературу;

 -Картотеки;

 -Бросовый материал.

Перспективы работы в следующем году:

-Продолжать работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования;

- Продолжать формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

- Совершенствовать технические умения и навыки рисования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...

Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.

В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...

Мастер-класс. Художественно – эстетическое развитие «Нетрадиционные техники рисования». Техника « Рисование клеем, солью и красками»

Цель: Расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования. Задачи:• Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования – рисование солью и клеем.• Повы...