ЧИТАЕМ СКАЗКИ
материал на тему

Захарова Вера Ивановна

советы родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_.docx296.52 КБ

Предварительный просмотр:

«Сказки и их психологическое значение».

В чем сила сказки? Мир изменился до неузнаваемости с момента появления сказок. Почему они существуют так долго? Нас, современных людей, и древние народы, которые начали сочинять сказки, объединяет устройство психики.

Ребенок обожает сказки в период наиболее интенсивного развития, в дошкольном возрасте. Малыши запоминают их, требуют повторять, переделывают, сочиняют сами, отождествляют себя с различными персонажами. Сказки просто не могут не влиять на внутренний мир детей. Метафоры и образы - это способ воздействия на подсознание. Через них малыш получает больше информации, чем в обычном разговоре. Сказки на людей действуют по-разному, в зависимости от жизненного опыта и индивидуальных особенностей. Наиболее распространены народные сказки, которые несут в себе очень важные идеи.

Мир, в котором мы живем, - живой. Животные, птицы, растения, рукотворные вещи могут говорить с нами. Такое представление формирует бережное отношение ко всему, что нас окружает.

Есть добро, и есть зло. Добро всегда побеждает. Самое ценное дается через испытание. Эта идея учит добиваться намеченных целей, прилагать усилия и проявлять терпение.

Существуют дополнительные, волшебные, силы. Но они приходят на помощь, когда мы сами не можем справиться с ситуацией. Эта идея дает чувство защищенности и развивает самостоятельность.

Сказки разнообразны, как и наша жизнь. Для обучения используются дидактические (обучающие) сказки. Вы сами можете придумать сказку, которая поможет ребенку усвоить буквы, узнать о явлениях природы или научиться правильно вести себя в гостях. Психологи используют терапевтические и психокоррекционные сказки.

Дети до 5 лет обычно лучше воспринимают сказки о животных и взаимоотношениях людей и животных. Они в доступной форме передают малышам жизненный опыт («Лиса и журавль», «Теремок», «Коза- дереза» и т. д.). Чем младше ребенок, тем проще и короче должна быть сказка, тем больше должно быть повторений («катится, катится Колобок; тянут-потянут, а вытянуть не могут»). Бытовые сказки освещают особенности семейной жизни, учат выходить из конфликтных ситуаций, придерживаться здравого смысла («Золотая рыбка», «Кривая уточка», «Мудрая жена»). Поэтому они могут быть полезны для подростков.

Дети после 6-7 лет обожают волшебные сказки. Они дают ребенку информацию о духовном развитии человека, мудрости. В возрасте 6-12 лет многие дети любят сказки-страшилки. Слушая, пересказывая, сочиняя их, ребенок освобождается от состояния тревожности, реальных страхов. В этом случае, с психологической точки зрения, происходит самотерапия.

Сказки учат! Они показывают возможные и желательные формы поведения. Пример Иванушки-дурачка, который сделал вид, что не знает, как садиться на лопату Бабы Яги, демонстрирует, в каких случаях эффективна хитрость. В других ситуациях ребенок, слушая сказку, узнает, что иногда нужно быть смелым и использовать силу: достать меч и победить дракона. Сказка, особенно волшебная, является источником, восстанавливающим душевные силы. Возможность использования волшебной силы - это не что иное, как напоминание о том, что для решения любых проблем можно найти ресурс. Сказка позволяет переживать эмоции. Персонажи выдуманные, но их действия вызывают вполне реальные чувства. То есть сказка дает возможность учиться на чужих ошибках. Сказка обладает силой внушения. Чаще всего вы рассказываете сказку перед сном, когда ребенок расслаблен, а это благоприятное состояние для внушения. Поэтому на ночь желательно рассказывать позитивные сказки со счастливым концом. Сказка готовит к взрослению. Неказистый Емеля превращается в красавца жениха, маленькая Дюймовочка проходит ряд испытаний и попадает в страну Эльфов. Так и малыш превращается во взрослого человека.

Не отбирайте у ребенка мечту и веру в добрых волшебников! Когда он вырастет, то вернет это добро сторицей вам и окружающим.

http://resp.photolandiya.ru/img-q5y5x5n4g4041406e494c424l5j5q4g4v2w5q4/upload/iblock/627/627a6a5446dd915a9f0ce510756a286b.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Сказки читаем. Сказки играем. (с детьми младшего дошкольного возраста) Аликулиева.Ф.М.

Чем больше вы читаете ребёнку сказок, обсуждаете происходящие в них события, тем больше ему начинает нравиться процесс чтения, работа с книгой....

Конспект занятия - викторины "Мы каждый день читаем сказки и знаем сказки лучше всех"

Вызвать у детей радость общения со сказками, умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок....

Конспект занятия - викторины "Мы каждый день читаем сказки и знаем сказки лучше всех"

Вызвать у детей радость общения со сказками, умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок....

Сказка в жизни малыша. Читаем сказки правильно!

Коррекция эмоциональных состояний...

"Читаем сказки" или "Мамина Сказка в помощь к адаптации к детскому саду"

Сказки про детский сад Рассказывание мамой сказок для детей, которые сейчас проживают адаптацию к садику, поможет справиться со стрессом. Не пожалейте времени!Слушая сказку, малыш будет идентифиц...