ИГРА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО
статья на тему

В настоящее время одной из самых острых проблем в современной дошкольной педагогике является проблема игры. Всеми специалистами           (педагоги, педиатры, нейрофизиологи) разных доказана ценность игры для детского развития. Игре принадлежит фундаментальная, жизненно важная роль в развитии ребенка, поэтому депривация игровой деятельности в детском возрасте разрушительна для нормального развития.

Доказано, что именно игровая деятельность имеет решающее значение для формирования главных новообразований дошкольного детства: произвольного поведения, творческого воображения, самосознания и др. Именно игра является содержанием общения дошкольников, в ней складываются межличностные отношения и коммуникативные способности детей [1].

Как известно, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка. В естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания, и  сферой приложения своей фантазии гармонично вписываются три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать – познавать – творить.

Игра как важное средство социализации личности ребенка-дошкольника рассматривается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, а также право на игру зафиксировано в ст. 31 Конвенции о правах ребенка.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечен один из основных принципов – реализация программы в формах, специфических для детей определенной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка (п. 1.2. (4)).

В ФГОС ДО отмечено, что содержание образовательных областей определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности – общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка. Также отмечено, какие именно игры организуются в рамках реализации программы: «в раннем возрасте (1 год-3 года) –  игры с составными и динамическими игрушками;  для детей дошкольного возраста (3 года- 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры (2.7.) [2].

Работая  с младшими дошкольниками (3-4 лет), мы опираемся на принципы формирования игры с ориентиром на ФГОС:

-                       формирование игры происходит в совместной игре, где взрослый – равный партнер;

-                       когда игра организована особым образом, так, что ребенку преподносится игровой способ;

-                       формирование игры включает не только формирование у детей игровых способов, но и способ игрового действия;

-                       формирование игры носит двухчастный характер: совместная игра и самостоятельная игра детей.

Нами используются  различные виды игр по темам:

-      дидактические игры (настольные игры, игры с карточками, лото, домино, конструкторы, пазлы);

-      развивающие игры (развитие мелкой моторики и координации, первое знакомство с цветом, формой и величиной. Подбери по цвету, закрути крышку, вставь пуговицу, заплети косичку, игры с прищепками, шнуровки, найди пару, сенсорные коврики и уголки, собери бусы);

-       игры по математике (посчитай, найди фигуру, определи размер, логические задачи, счетные палочки, геоконт, танграм, головоломки, геометрическое лото, счеты, часы);

-      музыкальные игры (музыкальные инструменты,  самодельные шумовые инструменты, игры с нотами и звуками, музыкальные уголки);

-      творческие игры по ИЗО (декоративно-прикладное творчество, узоры и орнаменты, палитра, игры по рисованию, составь портрет, собери пейзаж);

-      книжки своими руками (самодельные книжки-малышки, альбомы, мягкие);

-      игры по экологии и ознакомлению с окружающим миром (растения, животные, насекомые, планета земля, погода, космос, вода, песок);

-      времена года и календарь (сезоны, месяцы, дни недели, части суток, режим и распорядок дня);

-      макеты (экологические (ландшафтные), ПДД, исторические, по краеведению, сезонные);

-      ПДД: игры, пособия (правила дорожного движения, знаки, светофоры, машины,  макеты улиц);

-      игры по развитию речи (образуем прилагательные, согласовываем слова, употребляем предлоги, формулируем вопросы, игры по сказкам и литературным произведениям);

-      пособия для сюжетно-ролевых игр (атрибуты и пособия для сюжетно-ролевых игр, одежда, мебель);

-      театр (кукольный, пальчиковый, настольный и другие виды театров своими руками, маски);

-      костюмы (карнавальные, театральные, танцевальные и другие самодельные костюмы);

-      краеведческие игры (уточнение представлений о родине, родном крае, его истории, региональный компонент);

-      народные, хороводные игры (игры разных народов, игры бабушек, игры детства, хороводные игры);

-      игры на развитие воображения, ТРИЗ (изобретательские игры. Тренируем аналитическое мышление, учимся выделять, сравнивать, решать проблемы);

-      психологические игры (развития эмоций, коммуникативных качеств. Игры для хорошего настроения, мирилочки, для знакомства);

-      подвижные игры;

-      физминутки, гимнастика, зарядка.

Разностороннее развитие детей в нашем ДОУ происходит  по основным направлениям: физическом, социально-личностном, познавательно-речевом и художественно-эстетическом, где игры детей происходят в различных центрах активности, содержащих совокупность образовательных областей. Все центры активности созданы  с учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей.                                                                       

В физическом направлении развития детей нами создана зона двигательной активности, в которой дети занимаются подвижной игровой деятельностью, где с помощью различных подвижных игр дети взаимодействуют и используют в играх спортивный инвентарь, такие  игры мы организуем сами и проводим непосредственно под своим руководством утром, на прогулке, после дневного сна, во время утренней гимнастики проводим общеразвивающие упражнения в игровой форме, играем небольшими подгруппами или индивидуально.

Для социально-личностного направления развития детей созданы центры сюжетно-ролевых игр, мини-музей кукол; центр ряженья. В центрах сюжетно-ролевых игр таких, как «Магазин», «Почта», «Парикмахерская» и др. младшие дошкольники играют в сюжетно-ролевые игры, в которых отражаются их знания, впечатления, представление об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения.

Возможность поиграть на музыкальных инструментах, обыграть различные виды театров (настольный, пальчиковый, театр картинок) осуществляется в центре музыкально-театрализованной деятельности.

В познавательном, речевом  развитии ребенка мы создали центр речевого развития «Мы познаем мир», «Здравствуй, книжка», центр развивающих игр, экологические центры. Все эти центры интегрируются с такими образовательными областями, как познание, чтение художественной литературы, коммуникация. Интеграция данных центров направлена на развитие познавательной активности детей; приобщению к чтению познавательной и художественной литературы; формирование сенсорных эталонов объектов природного и социального окружения. В центре развивающих игр собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Также матрешки с вкладышами,  шнуровки, разные виды мозаик.

При организации игр мы руководствовались следующими факторами: установлением содержательной связи между знаниями детей об окружающей действительности и их игрой; включением всех видов игр в педагогический процесс; своевременной организацией развивающей предметно-игровой среды; квалифицированным участием педагогов в педагогическом процессе, обеспечивающем право ребенка на игру; индивидуальным подходом к воспитанию, обучению, развитию детей в игровой деятельности; перспективным планированием развития игры; использованием эффективных методов и приемов, способствующих развитию игры.

Таким образом, игра имеет огромный развивающий потенциал. Игра оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимоотношения детей. Игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми. Опыт работы с детьми показывает необходимость и важность применения различных видов игр в педагогическом процессе в дошкольном учреждении. Эффективность результатов игровой деятельность ребенка будет тогда, когда педагоги будут использовать игры, учитывая особенности развития детей, факторы, принципы организации игровой деятельности, учитывать изменения, происходящие в образовании, опираться на ФГОС ДО.

 

Список литературы

1.     Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» [Текст]. – 2013. –  № 3. –  С. 92-97

2.     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. – М: Перспектива, 2014. – 32с.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада.

В данном разделе описываются основные функции, структура дидактической игры; основные виды игр; методика организации дидактических игр....

Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада.

Данная статья содержит информацию об основных функциях, видах и структуре дидактической игры....

Консультация для воспитателей «Игра в педагогическом процессе детского сада»

Актуальность Широко известны слова А. В. Запорожца о том, что если ребенок не наигрался до школы, он будет доигрывать в школе. В аспекте проблемы преемственности ступеней в системе развивающего и...

"Место и роль игры в педагогическом процессе детского сада"

Сюжетно-ролевая, это игра,которую создают сами дети,воспроизводя в ней то,что им близко и интересно (действия людей с предметами быта,трудовые процессы, отношение людей друг другу,их отдых,развлечения...

"Место и роль игры в педагогическом процессе детского сада"

Сюжетно-ролевая игра,это игра которую дети создают сами,воспроизводя в ней то,что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы,отношение людей друг другу,их отдйх,развлеч...