Педагогический опыт «Театр – познание через игру»
опыты и эксперименты (младшая группа) на тему

Инновационная работа выполнена на одну из актуальных тем как театрализованная игра -  одна из самых демократичных и доступных видов искусства, которая позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием речи, воображения, фантазии, инициативности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.opyt_plotnikova_m.m.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Учхозская средняя общеобразовательная школа» Краснослободского муниципального района Республики Мордовия

ул. Садовая, д. 4, посёлок Преображенский

Краснослободский район

Республика Мордовия, 431290

тел., факс: (83443)20-3-00, uchsch@mail.ru, сайт:http://uchhoz-school.ucoz.ru/

Описание собственного инновационного педагогического опыта

«Театр – познание через игру»

Актуальность

Инновационная работа выполнена на одну из актуальных тем как театрализованная игра -  одна из самых демократичных и доступных видов искусства, которая позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием речи, воображения, фантазии, инициативности.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Театрализованная игра помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Теоретической база

        Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрализовано-игровой деятельности в детском саду.  Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, учёных, методистов – Н.Карпинской, А.Николаичевой, Л.Фурминой, Л.Ворошниной, Р.Сигуткиной, И.Реуцкой, Л.Бочкарёвой, И.Медведевой, Т.Шишовой и др. Под театрализованными играми учёные понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям». Одно из первых и наиболее популярных пособий для воспитателей по использованию разных видов кукольного театра было разработано Ю.Г.Караманенко.  Благодаря выходу этого пособия, а затем – работы Г.Генева, арсенал средств педагогического воздействия на детей дошкольного возраста обогатился разными видами театров, что повысило активность привлечения самих детей к театрализованной деятельности.

Поэтому,проблемамоей работы в практике дошкольного образования театрализованным играм выделяется недостаточное внимание, нет системы обучения театрализованным играм, и проводятся они эпизодически (на праздниках, развлечениях).

Все эти вышесказанные обстоятельства и послужило выбором темы моего исследования. Они обращены к проблеме изучения педагогических условий и особенностей игр-драматизаций детей младшего дошкольного возраста.

Цель: способствовать развитию творческих и речевых способностей детей дошкольного возраста; развитие интереса к устному народному творчеству, создание условий для активного использования сказок в творческой деятельности детей.

Объектом считается театрализованная деятельность младших дошкольников.

Предметомявляется процесс развития творческих  и речевых способностей детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр.

Гипотеза: всестороннее развитие детей младшего дошкольного возраста в театрализованных играх будет эффективно, если обеспечить: систему использования театрализованных игр на специально организованных занятиях и в повседневной жизни, максимально-познавательную активность детей, комплексное решение всех задач относительно развития психически познавательных процессов, целесообразную частность планирования в течение года игр-драматизаций в пределах задач всестороннего развития, учитывая принципы индивидуализации и дифференциации.

Задачи:

-формирование у детей дошкольного возраста представления о театре, эмоционально-положительное отношение к нему.

-способствовать формированию интереса к сказкам, книгам посредством театрализованной деятельности.

-подбор литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.

-создание предметно – развивающей среды, способствующей развитию интереса к театрализованной деятельности.

-формирование умения эмоционально воспринимать содержание сказки, чувствовать и понимать её характер.

-развитие у детей художественно – речевых исполнительских способностей - выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер сказки. 

-воспитание у детей положительных черт характера (отзывчивости, доброжелательности, сочувствия), способствующих лучшему взаимопониманию в процессе  общения.

-привлечение родителей к активному участию в театрализованных праздниках и развлечениях. 

Концептуальность проекта

Новизной и отличительной особенностью педагогического опыта является формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение всегда имеет нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребёнка, приобщает к духовным ценностям. Театрализованные игры развивают эмоциональную сферу, заставляют ребёнка сочувствовать персонажам.

Педагогическая идея

Главная задача педагога - состоит в том, что если в работе с детьми дошкольного возраста обеспечить систему использования театрализованных игр на специально организованных занятиях и в повседневной жизни, максимально-познавательная активность детей, комплексное решение всех задач относительно развития психически познавательных процессов, целесообразную частность планирования в течении года игр-драматизации в пределах задач всестороннего развития, учитывая принципы индивидуализации и дифференциации – всестороннее развитие детей дошкольного возраста в театрализованных играх будет эффективно.

        Доказана оптимальность и эффективность выбранных средств. В результате работы в группе у детей воспитывается эмоционально-положительное отношение к театру, формируется устойчивый интерес к театрализованной деятельности; обогащается речь детей за счёт образных выражений, активизируется словарь ребёнка, совершенствуются навыки диалогической речи, её грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи; у детей формируется навык общения. Мной разработаны и проведены: серии занятий, театрализованные игры и упражнения, игры на развитие речи.

Для самостоятельной театрализованной деятельности в группе созданы благоприятные условия: развивающая среда способствует возникновению интереса к театрализованным играм. В группе организован уголок для театрализованных игр и представлений. В театральном уголке собраны различные виды театров (пальчиковый театр, на фланелеграфе, ложечный, плоскостной); реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей (ширма для кукольного театра, маски). Есть уголок ряженья, где дети могут самостоятельно подобрать себе костюм. В литературном уголке хранится детская художественная литература. Создан уголок искусствдля самостоятельной художественной деятельности.Теоретическая значимость работы состоит в изучении психолого-педагогической и методической литературы по проблеме организации театрально-игровой деятельности в детском саду.

        Практическая значимость работы заключается в формировании у детей представлений о театре, театрализованных играх; создании предметно-развивающей среды, способствующей развитию интереса к театрализованной деятельности; развитие у детей художественно-речевых исполнительских способностей выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, воспитание у детей положительных черт характера.

Результативность опыта

Результативность опыта подтверждена наличием заметной динамики в развитии детей, отражённой в результатах конкретного обследования. Сравнительный анализ по данному направлению свидетельствует о снижении у детей тревожности, застенчивости, закрытости. Играя в театр, дети становятся раскрепощёнными, совершенствуются их артистические навыки, дети могут создавать образ персонажей, используют различные средства выразительности: мимику, жесты. У детей обогащается словарь за счёт образных выражений, активизируется словарь ребёнка, совершенствуются навыки диалогической речи, её грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи, у детей формируется навык общения. А главное – театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.

Наличие обоснованного числа приложений.

        В моей работе представлено достаточное количество приложений, которые наглядно иллюстрируют эффективность использования различных материалов и пособий в формировании у дошкольников представления о театре, о развитии творческих способностей средствами театрального искусства.


Анализ эффективности работы

Анализ современной практики дошкольного образования позволяет сделать вывод о том, что все больше внимания уделяется педагогами раскрытию потенциальных возможностей ребенка, его скрытого таланта средствами театрального искусства.В настоящее время появилось немало парциальных программ воспитания и обучения дошкольников в процессе театрализованной деятельности, что является чрезвычайно актуальным с точки зрения творческого подхода к развитию личности. Рассмотрим некоторые из них.Программа «От рождения до школы»предлагает такую технологию, где противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико-ориентированной педагогической технологии. В данной программе театрализованно-игровая деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах:

• как творческая сюжетная игра, бытующая в самостоятельном игровом опыте ребенка, она представлена в разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается». Так достигается сочетание косвенного руководства ею с предоставлением ребенку возможности свободного самовыражения и бытование театрализованной игры в самостоятельной детской деятельности;

• как разновидность художественной деятельности она входит в раздел «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки», где интегрируется со следующими видами деятельности: литературная, музыкальная и изобразительная.

Разнообразие театрализованных игр, представленных в разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается» (автор кандидат педагогических наук, профессор Т.Н. Бабаева), объединяются наличием зрителей. Кроме того, они представляют собой «рубежный» вид деятельности, тесно связанный с литературным и художественным творчеством (А.Н. Леонтьев).

Театрализованная деятельность интегративна, в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом, проявляются в разных видах детской активности (речевой, двигательной, музыкальной и др.) и творчестве в трех аспектах (О.Акулова):

- создание драматического содержания (интерпретация, переосмысление заданного литературным текстом сюжета или сочинение вариативного либо собственного сюжета);

- исполнение собственного замысла (умение воплощать художественный образ с помощью средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева);

- оформление спектакля – в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.

Организованная таким образом работа способствует тому, что театрализованная игра станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников, обогащения своего жизненного опыта.

Приложение

ООД: «Матрешка в гостях у малышей», «Ах, эти русские сказки», «В гостях у сказки», «Чудо-ложки», «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», «Наш веселый колобок», «Путешествие в страну вежливости».

Досуги: «Детское сердце открыто для дружбы», «Как собака друга искала», «Театр вежливости», игровая викторина по стихам А.Л.Барто.

.

Беседы: «Знакомство со сказочными героями», «Ряженье в костюмы», «Чем хороши театрализованные игры?», «Театры бывают разные» и др.

Театрализованные игры: «Кто в гости пришёл?», «Весёлые зайчата», «Представьте себе», «Кого боится зайка?», «Волшебное представление», «Если весело живётся», «Продолжи фразу и покажи» и др.

Собрания и консультации для родителей: «Театральная деятельность в детском саду», «Организация домашнего театра», «Пальчиковый театр своими руками», «Театр – наш друг и помощник» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение для педагогов ДОУ "Обучение и познание через игру"

В данном сообщении представлена консультация для педагогов по познавательным и игровым формам для детей посредством игры....

Инновационный педагогический опыт воспитателя по теме «Театр – познание через игру»

Хотелось бы поделиться инновационным опытом с воспитателями, которые работают по теме: "Театрализованная деятельность в детском саду"...

Проект: «Театр – познание через игру».

Предлагаю вашему вниманию проект по театрализованной деятельности младших дошкольников....

Игра для дошкольников – способ познания окружающего.Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает социальный опыт.

Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает социальный опыт....

Педагогический опыт по проблеме «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников...

Педагогический опыт на тему: "Дидактическая игра ка средство развития познавательной деятельности дошкольников"

Использование в своей работе дидактические игры, направленные на развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста....

Опыт работы «Познание через ощущение»

Презентация к МАРАФОНУ  ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК «Познание через ощущение» 25.04.2023...