Инновационный педагогический опыт воспитателя по теме «Театр – познание через игру»
статья (старшая группа) на тему

Аргамакова Наталья Александровна

Хотелось бы поделиться инновационным опытом с воспитателями, которые работают по теме: "Театрализованная деятельность в детском саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_wordinnovatsionnyy_opyt.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный педагогический опыт воспитателя

 структурного подразделения «Детский сад «18 комбинированного вида»

 МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

Аргамаковой Натальи Александровны

по теме «Театр – познание через игру»

Актуальность и перспективность опыта.

Инновационная работа Аргамаковой Натальи Александровны выполнена на одну из актуальных тем как театрализованная игра -  одна из самых демократичных и доступных видов искусства, которая позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные  с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием речи, воображения, фантазии, инициативности.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Театрализованная игра помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Концептуальность.

Новизной и отличительной особенностью педагогического опыта является формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение всегда имеет нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребёнка, приобщает к духовным ценностям. Театрализованные игры развивают эмоциональную сферу, заставляют ребёнка сочувствовать персонажам.

Наличие теоретической базы опыта.

        Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрализовано-игровой  деятельности в детском саду.  Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, учёных, методистов – Н.Карпинской, А.Николаичевой, Л.Фурминой, Л.Ворошниной, Р.Сигуткиной, И.Реуцкой, Л.Бочкарёвой, И.Медведевой,  Т.Шишовой и др. Под театрализованными играми учёные понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям». Одно из первых и наиболее популярных пособий для воспитателей по использованию разных видов кукольного театра было разработано Т.Н. и Ю.Г.Караманенко.  Благодаря выходу этого пособия, а затем – работы Г.Генева, арсенал средств педагогического воздействия на детей дошкольного возраста обогатился разными видами театров, что повысило активность привлечения самих детей к театрализованной деятельности. Е.Трусовой было установлено, что театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности.  Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные  образы.

 В дальнейшем, благодаря специальным педагогическим исследованиям, проведённым Л.Ворошниной, Н.Карпинской, Л.Фурминой и др., было установлено следующее.

Самостоятельно в театрализованные игры даже дети дошкольного возраста не играют. Наибольший интерес у них вызывают игры-драматизации по предложению воспитателя и под его руководством (Л.Фурмина). Но, если с первой младшей группы дети с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, потешки, небольшие сценки, а во второй младшей группе, используя игрушки и фигурки плоскостного театра, будут заниматься этим, то уже в среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная (Р.Сигуткина). Было установлено, что дети пятого года жизни в процессе театрализованной деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное (Н.Карпинская). А в старшем дошкольном возрасте становится возможным специальное обучение детей способам художественно-образной выразительности (Кофман). В этом же возрасте становится возможным включать фрагменты театрализованной деятельности с использованием разных видов театра в систему занятий по обучению детей рассказыванию, а также использовать занятия по развитию речи для обогащения театрализованных игр.

        Ведущая педагогическая идея.

Ведущая педагогическая идея состоит в том, что если в работе с детьми дошкольного возраста обеспечить систему использования театрализованных игр на специально организованных занятиях и в повседневной жизни, максимально-познавательная активность детей, комплексное решение всех задач относительно развития психически познавательных процессов, целесообразную частность планирования в течении года игр-драматизации в пределах задач всестороннего развития, учитывая принципы индивидуализации и дифференциации – всестороннее развитие детей дошкольного возраста в театрализованных играх будет эффективно.

        Автором доказана оптимальность и эффективность выбранных средств. В результате работы в группе у детей воспитывается эмоционально-положительное отношение к театру, формируется устойчивый интерес к театрализованной деятельности; обогащается речь детей за счёт образных выражений, активизируется словарь ребёнка, совершенствуются навыки диалогической речи, её грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи; у детей формируется навык общения. Аргамаковой  Натальей  Александровной разработаны и проведены: серии занятий, театрализованные игры и упражнения, игры на развитие речи.

Для самостоятельной театрализованной деятельности в группе созданы благоприятные условия: развивающая среда способствует возникновению интереса к театрализованным играм. В группе организован уголок для театрализованных игр и представлений. В театральном уголке собраны различные виды театров (би-ба-бо, пальчиковый театр, на фланелеграфе, ложечный, плоскостной); реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей (ширма для кукольного театра, маски). Есть уголок ряженья, где дети могут самостоятельно подобрать себе костюм. В литературном уголке хранится детская художественная литература. Создан уголок искусств для самостоятельной художественной деятельности.

        Теоретическая значимость работы состоит в изучении психолого-педагогической и методической литературы по проблеме организации театрально-игровой деятельности в детском саду.

        Практическая значимость работы заключается в формировании у детей представлений о театре, театрализованных играх; создании предметно-развивающей среды, способствующей развитию интереса к театрализованной деятельности; развитие у детей художественно-речевых исполнительских способностей выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, воспитание у детей  положительных черт характера.

Результативность опыта.

Результативность опыта подтверждена наличием заметной динамики в развитии детей, отражённой в результатах конкретного обследования. Сравнительный анализ по данному направлению свидетельствует о снижении у детей тревожности, застенчивости, закрытости. Играя в театр, дети становятся раскрепощёнными, совершенствуются их артистические навыки, дети могут создавать образ персонажей, используют различные средства выразительности: мимику, жесты. У детей обогащается словарь за счёт образных выражений, активизируется словарь ребёнка, совершенствуются навыки диалогической речи, её грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи, у детей формируется навык общения. А главное – театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.

Возможность тиражирования.        

        Опыт работы можно использовать в практической работе детских образовательных учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного образования.

Наличие обоснованного числа приложений.

        В работе Натальи Александровны представлено достаточное количество приложений, которые наглядно иллюстрируют эффективность использования различных материалов и пособий в формировании у дошкольников представления о театре, о развитии творческих способностей средствами театрального искусства.

Подтверждение.

НОД: «Матрешка в гостях у малышей», «Ах, эти русские сказки», «В гостях у сказки», «Чудо-ложки», «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», «Наш веселый колобок», «Путешествие в страну вежливости».

Досуги: «Детское сердце открыто для дружбы», «Как собака друга искала», «Театр вежливости»,  игровая викторина по стихам А.Л.Барто.

.

Беседы: «Знакомство со сказочными героями», «Ряженье в костюмы», «Чем хороши театрализованные игры?», «Театры бывают разные» и др.

Театрализованные игры: «Кто в гости пришёл?», «Весёлые зайчата», «Представьте себе»,  «Кого боится зайка?», «Волшебное представление», «Если весело живётся», «Продолжи фразу и покажи» и др.

Собрания и консультации для родителей: «Театральная деятельность в детском саду», «Организация домашнего театра», «Пальчиковый театр своими руками», «Театр – наш друг и помощник» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ "Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида" Исаевой Флоры Вялиулловны по теме "Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста через музейную педагогику"

Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, спос...

Инновационный педагогический опыт воспитателя "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру"

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ  «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Байбиковой Клары Растямовны по т...

Инновационный педагогический опыт воспитателя«Приобщение детей к традициям и культуре мордовского народа через устное народное творчество»

Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа,  считаться его представителем? ...

Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность» ...

Инновационный педагогический опыт воспитателя Арсентьевой Натальи Викторовны по теме «ЛИТЕРАТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С БАСНЕЙ»

Литературное развитие ребенка это – понимание образной художественной речи, богатство словарного запаса и чувство языка, эмоциональное реагирование на поэтическое слово, способность мыслить словесно-х...

Педагогический опыт «Театр – познание через игру»

Инновационная работа выполнена на одну из актуальных тем как театрализованная игра -  одна из самых демократичных и доступных видов искусства, которая позволяет решать многие актуальные проблемы ...