Главные вкладки

    Консультация с элементами тренинга «Особенности общения педагога с детьми дошкольного возраста»
    консультация на тему

    Матерухина Вера Сергеевна

    Консультация с элементами тренинга для педагогов ДОУ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл trening_dlya_pedagogov.docx59.97 КБ
    Файл vospitatelskie_pozitsii.docx802.7 КБ
    Файл tablitsa_1.docx22.03 КБ
    Файл tablitsa_2.docx17.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация с элементами тренинга для педагогов

    «Особенности  общения педагога с детьми дошкольного возраста»

    Приветствие

    Здравствуйте, уважаемые педагоги! Хотелось бы начать своё выступление с притчи «Крылья» Шалвы Амунашвили.

    Слайд 3

    Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности.

    Слайд 4

    Психическое развитие детей дошкольного возраста сложный процесс созревания и усложнения психических функций и личности, происходящий под влиянием ряда факторов — наследственно-биологических и специальных (воспитания, обучения и влияния окружающей среды) Психическое развитие обусловлено противоречиями, которые возникают у них в связи с развитием многих потребностей: в общении, игре, движениях, во внешних впечатлениях. От того, как будут развиваться потребности ребенка, зависит развитие и становление его личности (а потребности ребенка в  каждом возрасте разные).

    Слайд 5

    Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Возрастной период со своим неповторимым содержанием - особенностями развития психических функций и личности ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью - имеет определенные границы. Но эти границы могут сдвигаться, и один ребенок вступает в новый возрастной период раньше, другой - позже.

    Каждый возраст характеризуется своей социальной  ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов являются кризисы - переломные моменты в развитии ребенка.

            Слайд 6

    Детское развитие - сложный процесс, который в силу ряда своих особенностей приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. В развитии ребенка наступает момент, когда его возросшие возможности, его знания, умения, психические качества начинают противоречить сложившейся системе взаимоотношений, образу жизни и видам деятельности.

    Слайд 7

    Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный воспитательно-образовательный процесс.

    Индивидуальный подход - важнейший психолого-педагогический принцип, согласно которому в воспитательно-образовательной работе с детьми должны учитываться все индивидуальные особенности каждого ребенка.

    Задача взрослых - создать условия для полноценного развития детских видов деятельности ребенка в детском саду на основе выработки индивидуального подхода к каждому ребенку, а для этого необходимо знать и опираться на возрастные и индивидуальные особенности детей.

    Помните: плохих детей нет, есть отдельные отрицательные черты - результат неправильного воспитания. Лучше подчеркивать положительные качества и тем самым закреплять их, содействуя развитию у ребенка чувства собственного достоинства.

    С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку.

    Слайд 8

    Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлении индивидуального подхода к детям:

    -        знание и понимание детей;
    -        любовь к детям;
    -        основательный теоретический баланс;
    -        способность педагога размышлять и умение анализировать.

    Педагог не должен забывать, что ребенок – это субъект собственного развития, он самоцелен. Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. Каждому присущи свои возможности и ограничения в развитии. Дети всегда должны чувствовать поддержку педагога.

    Слайд 9

    Цель воспитания - это заранее прогнозируемые  результаты в развитии и формировании личности, которых пытаются достичь в процессе воспитательной работы. Знание цели воспитания дает педагогу четкое представление о том, какого человека он должен формировать и, естественно, придает его работе необходимую направленность и осмысленность.

    Целью воспитания является воспитание всесторонней, гармонически развитой личности с творческим мышлением, силой воли, со стремлением ко всему прекрасному.

    Слайд 10

    Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют динамические особенности ее поведения, деятельности, общения, психических процессов, особое место принадлежит темпераменту. У детей с раннего возраста четко проявляются значительные различия по общей реактивности, глубине, интенсивности, устойчивости реакций, эмоциональной впечатлительности и ее модальной направленности (гнев, страх, радость, удовольствие), энергичности и другим устойчивым динамическим особенностям познавательной, эмоциональной, волевой сфер и поведения в целом.

    Слайд 11

    Темперамент – это врожденное качество, и изменить его невозможно!!!

    Свойства темперамента связаны в определенные структуры, образующие типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Однако «чистые» типы темперамента встречаются довольно редко. Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства темперамента какого-то одного.

    При любом темпераменте есть опасность развития нежелательных свойств: у сангвиника - распыленность интересов; у холерика - несдержанности, резкости; у флегматика - вялости, безучастности к окружающему; у меланхолика - замкнутости, неуверенности, чрезмерной застенчивости.

    Слайд 12

    Отношения ребенка с воспитателями играют огромную роль в формировании его личности. В речи воспитателя, в примерах, которые он подает детям своим поведением, ребенок черпает представления о взаимоотношениях людей, образцы норм и правил человеческого поведения.

    Давайте рассмотрим  «Особенности конструктивного взаимодействия педагога с дошкольником».

    Известный психолог Альфред Адлер в своей теории говорил о том, что «конструктивное взаимодействие между педагогом и ребёнком – есть профилактика возможных нарушений «плохого поведения» в дошкольном возрасте.

    Для того чтобы Я ребенка развивалось и становилось сильнее, нужны три условия:

    1) уважительное внимание;

    2) справедливая оценка;

    3) признание безусловной ценности его личности.

    Эти условия может создать только взрослый, более зрелый человек.

    Слайд 13

    Дети приходят в детское дошкольное учреждение из разных семей и со своим набором шаблонов поведения. Каждый конкретный воспитатель строит свои взаимоотношения с ребёнком исходя из своей педагогической философии (осознанно или нет).

    Критериями конструктивного взаимодействия будем считать такое общение, в котором ребенка увидели (он получает внимание), оценили (справедливая оценка) и вступили с ним в диалог с предельным уважением к его ранимой личности, ясно и деликатно дали понять, какое впечатление он произвел своим поведением или своими талантами, но вместе с тем также и то, что, несмотря на его ошибки или успехи, он принят и любим просто потому, что он это он.

    Часто педагоги предъявляют к воспитанникам определенные требования и ожидают, что поведение детей будет им соответствовать. Но есть и другая сторона — чего от нас, воспитателей и просто взрослых ожидает ребенок? Взаимодействие педагога и детей в стенах образовательного учреждения — это всегда «улица со встречным движением»: мы относимся к детям, ожидая от них определенного отношения, и они относятся к нам, ожидая от нас. Но чего? Ответ на этот вопрос становится просто интригующим, когда отношение ребенка к педагогу выражается в форме конфликтного, «плохого поведения», неприятной выходки, серьезного проступка.    Обсуждение.

    Слайд 14

    Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителем дисциплины мы должны придерживаться следующего алгоритма:

    1. Распознать истинную цель проступка.

    2. В соответствии с нею выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку.

    3. Разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных проступков у этого ребенка в будущем.

    4. Понять, какие социальные умения и навыки не сформированы у ребенка, и что приводит к нарушениям поведения.

    Если истинную цель проступка мы со временем определим, то принимать решение, как отреагировать на выходку ребёнка, очень часто педагогу приходиться принимать тут же, спонтанно. Для этого необходимо тренироваться быстро и уверенно реагировать на нестандартную ситуацию. И сейчас мы с вами попробуем это сделать.

    Слайд 15  Таблица 1

    Слайд 16 Таблица 2

    Слайд17

    И хотелось бы своё выступление закончить словами Галилея

    Вы ничему не можете научить человека.

    Вы можете только помочь ему открыть это в себе.

    Галилей 


    Подробная структура психологического возраста представлена в таблице 1.

    «Психологические особенности детей дошкольного возраста»

                                                                                                                                                                                                                                                                         

    Таблица 1  «Психологические особенности детей дошкольного возраста»

    Показатели

    Возрастная группа

    2 - 3

    3 - 4

    4 - 5

    5 - 6

    6 - 7

    Ведущая потребность

    Потребность в любви

    Потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка

    Потребность в общении; познавательная активность

    Потребность в общении; творческая активность

    Потребность в общении

    Физиологическая чувствительность

    Высокая чувствительность к физическому дискомфорту

    Высокая чувствительность к дискомфорту

    Уменьшение чувствительности к дискомфорту

    Уменьшение чувствительности к дискомфорту

    Индивидуально, у большинства низкая

    Ведущая функция

    предметно-манипулятивная, предметно-орудийная деятельность

    Восприятие

    Наглядно-образное мышление

    Воображение

    Воображение, словесно-логическое мышление

    Игровая деятельность

    Предметно-манипулятивная, игра «рядом»

    Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие

    Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация

    Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения

    Длительные игровые объединения; умение согласовывать свое поведение в соответствии с ролью

    Форма общения

    Ситуативно-личностное

    Ситуативно-деловое

    Внеситуативно -деловое

    Внеситуативно - деловое + внеситуативно - личностное

    Внеситуативно - личностное

    Отношения со взрослыми

    Источник защиты, ласки и помощи

    Взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству

    Взрослый – источник информации

    Источник информации, собеседник

    Источник эмоциональной поддержки

    Отношения со сверстниками

    Мало интересен

    Мало интересен

    Интересен как партнер по сюжетной игре

    Углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтения в общении

    Собеседник, партнер по деятельности

    Наличие конфликтов

    Со взрослыми («Я сам»)

    Со взрослыми как продолжение («Я сам»)

    Отсутствуют

    Отсутствуют

    К 7-ми годам - кризис, смена социальной роли

    Эмоции

    Сильной модальности, резкие переходы

    Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта

    Более ровный, старается контролировать; появляются элементы эмоциональной отзывчивости

    Преобладание ровного оптимистического настроения

    Развитие высших чувств; формирование самооценки посредством оценки окружающих; ребенок начинает осознавать свои переживания

    Способ познания

    Манипулирование предметами, их разбирание

    Экспериментирование, конструирование

    Вопросы; рассказы взрослого; экспериментирование

    Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование

    Самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками

    Объект познания

    Непосредственно окружающие предметы, их внутренне устройство

    Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения

    Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые

    Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы

    Причинно-следственные связи между предметами и явлениями

    Произвольность познавательных процессов

    Восприятие, внимание и память непроизвольные

    Внимание и память непроизвольные

    Внимание и память непроизвольные; начинает развиваться произвольное запоминание в игре

    Развитие целенаправленного запоминания

    Начало формирования произвольности как умения прилагать усилия и концентрировать процесс усвоения

    Воображение

    Начинает фантазировать; доизобразительное рисование (каракули)

    Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа)

    Репродуктивное; появление элементов творческого воображения

    Развитие творческого воображения

    Переходит во внутреннюю деятельность, появляется собственное словесное творчество (считалки, дразнилки, стихи)

    Восприятие

    Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер)

    Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер)

    Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов

    Знания о предметах и их свойствах расширяются, организуются в систему и используются в различных видах деятельности

    Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности

    Внимание

    Объем внимания 2 – 3 предмета

    Быстро переключается с одной деятельности на другую.

    Удерживает внимание 5 – 10 мин.

    Объем внимания 3 – 4 предмета

    Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10 – 15 мин.

    Объем внимания 4 – 5 предметов

    Начало формирования произвольного внимания.

    Удерживает внимание 15 - 20 мин.

    Объем внимания 8 - 10 предметов

    Интенсивное развитие произвольного внимания.  Удерживает внимание 20 - 25 мин.

    Объем внимания 10 - 12 предметов

    Память

    Узнавание, кратковременная.

    Объем памяти 2 – 3 предмета из 5

    Эмоционально окрашенная информация. Преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная.

    Объем памяти 3 – 4 предмета из 5

    Кратковременная; эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти 4 – 5 предмета из 5, 2 – 3 действия

    Развитие целенаправленного запоминания.

    Объем памяти 5 - 7 предметов из 10, 3-4 действия

    Интенсивное развитие долговременной памяти.

    Объем памяти 6 - 8 предметов из 10, 4 - 5 действий

    Мышление

    Наглядно-действенное

    Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному (переход от действий с предметами к действиям с образами)

    Наглядно-образное

    Наглядно-образное, начало формирования образно-схематического

    Элементы логического развиваются на основе наглядно-образного; развитие элементов абстрактного мышления

    Речь

    Словосочетаниями, понимает глаголы

    Начало формирования связной речи, начинает понимать прилагательные

    Окончание формирования активной речи, учится излагать мысли

    Формирование планирующей функции речи

    Развитие внутренней речи

    Условия успешности

    Разнообразие развивающей среды

    Разнообразие окружающей среды и партнерские отношения со взрослыми

    Кругозор взрослого и хорошо развитая речь

    Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь

    Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле

    Новообразования возраста

    1.Возникновение речи и наглядно-действенного мышления.

    2.Развитие нового отношения к предмету, имеющему назначение и способ употребления.

    3.Зачатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка.

    Самопознание, усвоение первичных нравственных норм

    1.Контролирующая функция речи: речь способствует организации собственной деятельности.

    2.Развитие способности выстраивать элементарные умозаключения.

    3.Появление элементов сюжетно-ролевой игры.

    1.Предвосхищение результата деятельности.

    2.Активная планирующая функция речи.

    3.Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником.

    4. Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические).

    1.Внутренний план действий.

    2.Произвольность всех психических процессов.

    3. Возникновение соподчинения мотивов: общественные мотивы преобладают над личными.

    4.Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе.

    5.Возникновение первой целостной картины мира.

    6.Появление учебно-познавательного мотива, становление внутренней позиции школьника.


    Подробные характеристики типов темперамента детей представлены в таблице 2 «Психологические особенности типов темперамента»

    Тип темперамента

    Характеристика

    Акцент в воспитании

    1

    2

    3

    Сангвиник

    Дружелюбен, общителен, жизнерадостен, довольно покладист и рассудителен, легко идет на компромисс, приспосабливается к непривычной обстановке, активен, подвижен, импульсивен, незлопамятен, недостает терпения и упорства, поэтому часто не может сосредоточиться на каком-то одном виде деятельности.

    При неправильном воспитании такие дети нередко вырастают ветреными и легкомысленными.

    • Формировать устойчивые интересы;
    • учить доводить начатое до конца;
    • формировать критичное отношение к результатам своего труда;
    • обращать внимание на качество выполнения задания;
    • предлагать игры и упражнения, требующие сосредоточения, точности, сдержанности.

    Холерик

    Неугомонный озорник и задира. Приступы раздражения и гнева для него обычное явление. Легко адаптируется к непривычной обстановке, но из-за своего вспыльчивого характера довольно редко находит общий язык со сверстниками. Склонен к игре на публику, постоянно нуждается в зрителях, от которых ждет ответной реакции. Новую информацию усваивает быстро, но уже через несколько минут она вылетает у него из головы. Холерик любит активные шумные игры и новые впечатления, охотно идет на риск. Такие дети невнимательны, им не хватает рассудительности и умения рассчитывать свои возможности.

    • Развивать способность считаться с чувствами окружающих;
    • направлять энергию на полезные дела;
    • укреплять процесс торможения через включение в спокойную деятельность;
    • развивать сдержанность;
    • предлагать игры и упражнения, требующие сосредоточения, точности.

    Флегматик

    Очень спокоен, сдержан, серьезен. На первый взгляд может показаться вялым и неэмоциональным. Не слишком любознателен, предпочитает тихие игры и крайне  редко занимает позицию лидера среди других детей. Тяжело и долго приспосабливается к новой обстановке, плохо переносит перемены. Боится рисковать и не любит проявлять инициативу. Медлителен, для усвоения новой информации ему требуется немало времени, но однажды полученные знания прочно закрепляются в его памяти. Флегматик легко засыпает, а вот разбудить его порой бывает непросто: малыш капризничает, ноет, а потом полдня жалуется на вялость и сонливость.

    • Постепенно развивать активность и подвижность, включая в игры с малой, затем средней, а потом высокой подвижностью;
    • учитывать низкий темп выполнения задания.

    Меланхолик

    Застенчив, робок, нерешителен. Во всех его движениях, жестах, речи проявляется неуверенность. Такие дети часто замыкаются в себе, очень плохо привыкают к новому коллективу. Знания даются меланхолику  с большим трудом, так как малыш постоянно отвлекается на посторонние предметы и не может сосредоточиться на главном. Меланхоличные дети очень мнительны, они нередко волнуются по пустякам и крайне болезненно реагируют на наказания и отрицательные оценки.

    • Чаще давать положительную оценку, подбадривать;
    • создавать ситуации успеха;
    • организовывать совместную деятельность с успешными детьми.

    Тренинг «Конструктивного взаимодействия педагога с дошкольниками

    Цель:

    Показать педагогам возможность использовать тренинговых упражнений в процессе непосредственного общения с детьми

    Задачи:

    Организация условий, способствующих налаживанию непосредственного общения с детьми;

    Сплочение педагогического коллектива;

    Развитие доверия;

    Развитие навыков самоанализа и преодоления психологических барьеров.

    Участники:

    Педагог-психолог, педагоги учреждения.

    Правила группы:

    Открытое общение; Активность и юмор; Безоценочное суждение; Здесь и сейчас.

    Ход тренинга

    Упражнение 1.  «Здравствуй друг» (участники делятся на пары)

     Предлагаю начать наше общение детской игрой, которая помогает даже пасмурный и холодный день сделать веселым. В эту игру можно поиграть в группе с ребятами. Правила простые – слушаем и выполняем

    Здравствуй друг – жмут друг другу руки;

    Как ты тут – хлопают друг друга по плечу;

    Где ты был – берутся за ухо;

    Я скучал – показав на себя, перекрещивают руки на груди;

    Ты пришел – раскрывают руки в стороны;

    Хорошо – обнимаются и поглаживают друг друга по спине.

    Упражнение 2. «Дотронуться до…» раскрепощение

    Педагог-психолог«Дотроньтесь до высокого!». Участники должны быстро найти в кабинете что-то высокое и дотронуться до него. Далее предлагается разные варианты (дотронуться до желтого, твердого и т. д)

    Упражнение 3. «Звуковая гимнастика»

    Спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом и на выдохе громко энергично произносим звук:

    • А – воздействует благотворно на весь организм;

    • Е – воздействует на щитовидную железу;

    • И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

    • О – воздействует на сердце, легкие;

    • У – воздействует на органы;

    • Я – воздействует на работу всего организма;

    • М – воздействует на работу всего организма;

    • Х – помогает очищению организма.

    • ХА – помогает повысить настроение.

    Упражнение 4. «Передай по кругу»

    Группа образует круг.

    Участники по очереди изображают передачу какого-либо загадочного предмета по кругу, при этом необходимо каким- то образом взаимодействовать с ним. После того как предмет побывал у всех игроки отгадывают, что это было.

    Упражнение 5.  «Оживи  ладошки»

    Педагог-психолог просит участников обвести на альбомном листе силуэт ладони. Затем оживить ладонь. Нарисовать им ротики, глазки, раскрасить пальчики. Придумать необычное имя каждому пальчику и подписать. Рассказать, почему его так назвали.

    Упражнение 6. раскрепощение «Гусеница»

    Участники группы передвигаются по кабинету, преодолевая препятствия и построившись цепочкой, руки на плечах впереди стоящего, между животом одного игрока и спиной другого зажат мяч или воздушный шар, при движении нельзя держать мяч руками, задача игроков пройти препятствия не нарушив цепочку (гусеницу).

    Упражнение 7. «Я возьму с собой… » 

    Ведущий бросает мяч по кругу, сообщая адресату, в какое виртуальное путешествие его отправляет (к министру образования, в сказку «Красная шапочка».) . Тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать три предмета, которые он возьмет с собой туда, куда его направили. Предметы и места, которые уже назывались, повторять нельзя.

    Упражнение 8. «Воспитательские позиции»

    Как реагирует на «плохое» поведение конкретный воспитатель, зависит от «философии дисциплины», которую он — осознанно или нет — реализует в своей деятельности.  

                Выделяют семь основных воспитательских позиций по отношению к детям:

    • Карабас-Барабас. В соответствии со своей ролью этот педагог нуждается лишь в четком и правильном исполнения детьми его спектаклей-постановок. Основой всего воспитания является страх и подчинение воле взрослого, подавляющего естественную активность дошкольников. Поведение ребенка, посещающего группу с таким Карабасом-Барабасом, похоже на пружину: постоянное давление сжимает ее, при малейшем ослаблении пружина с огромной силой вырывается вверх и ее траектория становится малопредсказуемой, а сила — разрушительной.

    Активность детей, освобожденных на некоторое время от давления такого воспитателя (например, на занятиях у других специалистов, направляется на выплеск накопившейся энергии, другими словами, дети не обращают внимания на слова взрослого, пока не устанут. Они быстро привыкают к сильным стимулам (окрик) и перестают реагировать на спокойный голос.

    Самым печальным последствием такого воспитания является выработка у детей двойной позиции, манипулятивных способностей. Дошкольник уже способен понять, что ложь помогает избежать неприятностей, а лесть — добиться одобрения. И все это является следствием использования диктата и дисциплины как основных мер воздействия.

    • Мальвина. Такой педагог четко знает, что правильно, а что нет, что нужно, а что бесполезно, действия Мальвины укладываются в четкий и единственно правильный стереотип. Она умна, но может действовать только так, и никак иначе, потому что считает такие действия единственно правильными. Такой подход эффективен в воспитании у детей культурно-гигиенических навыков, предполагающих выработку четко последовательных действий (сначала откручиваем кран, потом уж намыливаем руки, а не наоборот). Что же касается повседневного общения, естественно возникающих конфликтов, здесь Мальвина действует просто: непонятное ей автоматически становится неправильным. Как следствие, отсутствие у детей инициативности, самостоятельности, любознательности и эмоциональности.

    • Красная Шапочка. Эмоциональна, непоследовательна и непрагматична. Вызывает у детей симпатию, основанную на схожести. В своих действиях руководствуется сиюминутно возникшими желаниями, не продумывает последствия хотя бы на полшага. Такая инфантильность приводит к торможению волевой регуляции поведения у детей, к развитию неорганизованности, неумению предвидеть последствия своего поведения.

    • Спящая Красавица. Безразлична и к детям, и к окружающему миру. В группе ее не видно и не слышно, дети предоставлены сами себе. Ее общение с детьми носит абсолютно формальный характер, деятельность детей никак не регулируется, дети не могут занять себя, у них отсутствует потребность в новых ощущениях. Следствие — дети становятся такими же безразличным к окружающему, либо расторможенными, основное и любимое занятие — баловство.

    • Наседка. Наилучший вариант воспитательской позиции для ясельной группы. Заботлива, внимательна, тревожна, повсюду видит опасность, по поводу и без повода «кудахчет», ни на минуту не оставляя детей без внимания и неусыпного контроля. В итоге у детей пропадает необходимость и потребность «махать крыльями» самостоятельно. Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, тревожность, лень — вот последствия такой воспитательской позиции.

    • Снежная Королева. Красавица, лишенная чувства любви и привязанности к детям. Ее главное желание — повелевать маленькими Каями. Добивается она подчинения, манипулируя чувствами, подменяя насыщенную естественную жизнь внешне привлекательным, но, по сути, бесполезным времяпрепровождением. Как следствие — эмоциональная бесчувственность, жестокость, безынициативность.

    • Мери Поппинс. Разносторонне развитая, эрудированная, тактичная. Знает потребности детей, закономерности их развития. В общении естественна и эмоциональна, гибко сменяет позиции в различных ситуациях. Обучение детей проводит настолько естественно, что они этого не замечают, используя игру, проблемные ситуации в повседневной жизни. Главное — любит детей!

    Таким образом, данная классификация раскрывает особенности основных педагогических позиций. Важно, что, как и чистых типов темперамента, «чистых» педагогических позиций не бывает, можно выделить лишь способность к той или иной.

    - Как Вы думаете, какая из данных позиций наиболее полно способствует развитию личности ребенка и почему?

    Упражнение 9. Педагогический такт воспитателя. Проанализируйте ситуацию.

    1. Увидев, что Вадик собирается рисовать в свободное от занятий время, педагог спрашивает:

    - Что ты собираешься рисовать и чем?

    - Как будешь располагать рисунок на листе бумаге?

    - Что нарисуешь сначала, а что потом?

    Напоминает, что после рисования нужно все положить на место.

    Вопрос: нужно ли такое вмешательство взрослого в самостоятельную деятельность детей?

    2. Занятие по рисованию по замыслу. Педагог наблюдает за работой всех детей. Вероника увлеченно рисует пейзаж. В самый разгар работы со стороны педагога в адрес Вероники раздаются замечания: «Что ты мне здесь нарисовала? Ты почему мне все испортила?» Девочка испуганно смотрит на воспитателя, дети вокруг сочувствующе смотрят на Веронику.

    Вопрос: прокомментируйте ситуацию. Ваш совет педагогу.

    Упражнение 10. «Войди в круг»

    Педагогическая техника. Развитие невербальных средств общения.

    Все воспитатели стоят в кругу. Один вне его. С помощью невербальных средств надо попытаться войти в круг. Упражнение выполняется быстро. Испробовать предлагается всем.

    Упражнение 11 «Здравствуйте»

    Развитие речи и коммуникативное поведение воспитателя.

    Поприветствуйте ребят словом «Здравствуйте!» с 10 оттенками: страха, удовольствия, дисциплинированности, удивления, упрека, радости, неудовольствия, достоинства, иронии, безразличия.

    Упражнение 12 «Проанализируй ситуации с родителями»

    Общение с родителями.

    1. В раздевалке:

    Миша (2г. 4 мес.) пытается одеваться сам. Кряхтя, он натягивает брюки. Ничего не получается. Мама вмешивается со своей помощью.

    - Я сам! – протестует ребенок.

    - Сиди спокойно, ничего у тебя не получается.

    - Я хочу сам! – опять заявляет малыш.

    - Некогда мне тут возиться с твоим упрямством, – заявляет мама. Одевает ребенка сама под его плач и крики «Я хочу сам!»

    • Можно ли считать поведение Миши упрямством или это проявление развивающейся личности?
    • Характеризует ли это поведение самостоятельность?
    • Какой совет вы дадите маме?

    2. В раздевалке в присутствии детей одна мама говорит другой:

    - Как хорошо рисует ваш Сережа. А у моего Димки одни каракули. Сколько не говорю, чтоб рисовал аккуратно, он каждый раз рисует плохо.

    - А вы пробовали его учить?

    - Я часто усаживаю Диму за рисование, пока занимаюсь домашними делами, чтобы он мне не мешал. Наверное, у него нет способностей.

    1. Прокомментируйте ваше отношение к этому разговору.

    2. Права ли мама Димы?

    3. Что вы посоветуете маме этого мальчика?

           Ответ:

    1. Низкая оценка способностей ребенка в его присутствии, а тем более в присутствии другого ребенка недопустима – это занижает самооценку ребенка.

    2. Качество ребенка зависит не только от врожденных способностей, но и в большей мере от развития его способностей в процессе обучения рисованию. Развиваются способности ребенка к рисованию под воздействием взрослого, которое заключается в следующем: родители рисуют вместе с ребенком, развивая его изобразительные умения, пробуждая интерес к этой деятельности; чаще рассматривают с ребенком предметы, явления, выделяя их отличительные признаки.

    3. Сережа (4 г.) дома на вопрос папы «Что делает воспитательница в саду, как она работает?» ответил, что она не работает, а играет с детьми, гуляет и занимается. Вечером мама, которая находится в декретном отпуске по уходу за вторым ребенком, со смехом рассказывает об этом разговоре воспитателю. Педагог, подозвав Сережу, спрашивает у него: «А кем работает твоя мама? Что она делает?» Ответ Сережи прозвучал так: «Моя мама не работает и ничего не делает. Она сидит с маленьким братом, ходит в магазин, стирает и убирает квартиру». Мама в возмущении спрашивает: «Как же так Сережа? А разве это не работа?» «Нет, на работу ходят и потом устают, как папа».

    • В чем причина такого ответа ребенка?
    • Что бы вы посоветовали маме Сережи?

    Ответ: у ребенка не сформировано понятие «труд», без специального объяснения дошкольники не могут понять, из чего складывается работа взрослого, в чем ее значимость.

    5. Воспитатель рассказывает маме Наташи (6 лет), что девочка очень любит помогать взрослым.

    - Наверное, дома вы приучаете ребенка делать все вместе с вами. Это очень хорошо – она будет вам помощницей.

    - Да. У моей дочери очень большое желание мне помогать. За какую бы работу я не взялась, она тут как тут. Но какая от нее помощь? Одна помеха. Я отправляю ее гулять, без нее я быстро управлюсь по хозяйству. И вы с ней особо не церемоньтесь. Нечего взрослым мешать.

    • Прокомментируйте ситуацию.
    • Что вы посоветуете маме?

    Ответ: при таком подходе желание трудиться у Наташи может постепенно исчезнуть. Девочку необходимо включать в совместную деятельность, направляя эту деятельность. Чтобы формировать устойчивый мотив труда, необходимо обучать Наташу конкретным трудовым действиям, оценивать результаты ее труда.

    6. В средней группе детского сада Вадик часто обижал других детей и отбирал и ломал у них игрушки, конфеты. Дети перестали с ним играть. На следующий день мама высказывала воспитателю, что педагог не имеет права позволять детям бойкотировать ее ребенка, и говорила о необходимости заставить детей играть с Вадиком.

    • Как вы бы повели себя в такой ситуации?
    • Что бы вы посоветовали маме?

    Упражнение 13 . Психологический кроссворд.

    Заполнив правильно пустые клетки по горизонтали, вы в вертикальном столбике прочитаете ответ на п. 8.

    1.Уважение к себе как к личности, обладающей достоинством. 4. Способность человека анализировать свои собственные действия, поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. 5. Человек, как продукт общественно-исторических отношений, имеющих определенные индивидуальные качества. 6. Средство развития общения ребенка раннего возраста. 7. Средство общения. 8. Взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или оценочного характера.

    1С

     

     

    5Л

     

     

    А

    И

    М

    4Р

    Ч

    7Р

    8О

    Б

    Щ

    Е

    Н

    6И

    Е

    Л

     

    Ф

    О

    Г

    Ч

    Ю

    Л

    С

    Р

    Ь

    Б

    Е

    Т

    У

     

    И

    К

    Ь

    Ш

    Е

    С

     

    К

     

     

    И

    А

    Я

     

     

     

     

     

     

     

    Упражнение 14. оригами «Божья Коровка» (талисман для каждого)

    Божья коровка - древнейшей символ счастья и удачи

    1. Сделайте квадрат из бумаги красного цвета

    2. Согните лист по диагонали

    3. Получившийся треугольник согните, а потом разогните

    4. Согните два уголка вниз

    5. Получившуюся фигуру переверните на другую сторону

    6. Согните верхний уголок вниз

    7. Отогните согнутый уголок так, чтобы получилась маленькая гармошка

    8. Получившуюся фигуру переверните на другую сторону

    9. Осталось нарисовать божьей коровке черные точки.

    Упражнение 15. «Комплимент»

    Участники встают в большой круг и дарят по очереди друг другу божую коровку и говорят почему именно ему они дарят этот талисман, тот кто получил талисман говорит «спасибо».

    Упражнение 16. Шуточный тест «Любимый сказочный герой».

     Каждому на небольшом листе бумаге записать в столбик трех сказочных героев.

    Интерпретация: первый- это тот образ, с которым вы себя ассоциируете; второй- это каким сказочным персонажем видят вас дети; ну, а третий – это кем вы являетесь на самом деле.

    Список использованной литературы

    1. Дошкольная психология /   Урунтаева  Г.А.   –  М., 1998г.
    2. Индивидуальный подход в воспитании ребенка / Ковальчук Я.И. – М., 1981г.                  
    3. Организация деятельности Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста: конспекты игровых дней / Ю.А. Афонькина, Е.М. Омельченко. – Волгоград: Учитель, 2012.
    4. Практические семинары и тренинги для педагогов. – Вып. 1. Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие / авт.-сост. Е.В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2009.
    5. Практические семинары для педагогов. Вып.2. Психологическая компетентность воспитателей / авт-сост. С.В. Терпигорьева. – Волгоград: Учитель, 2011.



    Предварительный просмотр:

    Карабас-Барабас. В соответствии со своей ролью этот педагог нуждается лишь в четком и правильном исполнения детьми его спектаклей-постановок. Основой всего воспитания является страх и подчинение воле взрослого, подавляющего естественную активность дошкольников. Поведение ребенка, посещающего группу с таким Карабасом-Барабасом, похоже на пружину: постоянное давление сжимает ее, при малейшем ослаблении пружина с огромной силой вырывается вверх и ее траектория становится малопредсказуемой, а сила — разрушительной.

    Активность детей, освобожденных на некоторое время от давления такого воспитателя (например, на занятиях у других специалистов, направляется на выплеск накопившейся энергии, другими словами, дети не обращают внимания на слова взрослого, пока не устанут. Они быстро привыкают к сильным стимулам (окрик) и перестают реагировать на спокойный голос.

    Самым печальным последствием такого воспитания является выработка у детей двойной позиции, манипулятивных способностей. Дошкольник уже способен понять, что ложь помогает избежать неприятностей, а лесть — добиться одобрения. И все это является следствием использования диктата и дисциплины как основных мер воздействия.

    Мальвина. Такой педагог четко знает, что правильно, а что нет, что нужно, а что бесполезно, действия Мальвины укладываются в четкий и единственно правильный стереотип. Она умна, но может действовать только так, и никак иначе, потому что считает такие действия единственно правильными. Такой подход эффективен в воспитании у детей культурно-гигиенических навыков, предполагающих выработку четко последовательных действий (сначала откручиваем кран, потом уж намыливаем руки, а не наоборот). Что же касается повседневного общения, естественно возникающих конфликтов, здесь Мальвина действует просто: непонятное ей автоматически становится неправильным. Как следствие, отсутствие у детей инициативности, самостоятельности, любознательности и эмоциональности.

    Красная Шапочка. Эмоциональна, непоследовательна и непрагматична. Вызывает у детей симпатию, основанную на схожести. В своих действиях руководствуется сиюминутно возникшими желаниями, не продумывает последствия хотя бы на полшага. Такая инфантильность приводит к торможению волевой регуляции поведения у детей, к развитию неорганизованности, неумению предвидеть последствия своего поведения.

    Мери Поппинс. Разносторонне развитая, эрудированная, тактичная. Знает потребности детей, закономерности их развития. В общении естественна и эмоциональна, гибко сменяет позиции в различных ситуациях. Обучение детей проводит настолько естественно, что они этого не замечают, используя игру, проблемные ситуации в повседневной жизни. Главное — любит детей!

    Наседка. Наилучший вариант воспитательской позиции для ясельной группы. Заботлива, внимательна, тревожна, повсюду видит опасность, по поводу и без повода «кудахчет», ни на минуту не оставляя детей без внимания и неусыпного контроля. В итоге у детей пропадает необходимость и потребность «махать крыльями» самостоятельно. Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, тревожность, лень — вот последствия такой воспитательской позиции.

    Снежная Королева. Красавица, лишенная чувства любви и привязанности к детям. Ее главное желание — повелевать маленькими Каями. Добивается она подчинения, манипулируя чувствами, подменяя насыщенную естественную жизнь внешне привлекательным, но, по сути, бесполезным времяпрепровождением. Как следствие — эмоциональная бесчувственность, жестокость, безынициативность.

    Спящая Красавица. Безразлична и к детям, и к окружающему миру. В группе ее не видно и не слышно, дети предоставлены сами себе. Ее общение с детьми носит абсолютно формальный характер, деятельность детей никак не регулируется, дети не могут занять себя, у них отсутствует потребность в новых ощущениях. Следствие — дети становятся такими же безразличным к окружающему, либо расторможенными, основное и любимое занятие — баловство.



    Предварительный просмотр:

    Подробная структура психологического возраста представлена в таблице 1.

    «Психологические особенности детей дошкольного возраста»

                                                                                                                                                                                                                                                                         

    Таблица 1  «Психологические особенности детей дошкольного возраста»

    Показатели

    Возрастная группа

    2 - 3

    3 - 4

    4 - 5

    5 - 6

    6 - 7

    Ведущая потребность

    Потребность в любви

    Потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка

    Потребность в общении; познавательная активность

    Потребность в общении; творческая активность

    Потребность в общении

    Физиологическая чувствительность

    Высокая чувствительность к физическому дискомфорту

    Высокая чувствительность к дискомфорту

    Уменьшение чувствительности к дискомфорту

    Уменьшение чувствительности к дискомфорту

    Индивидуально, у большинства низкая

    Ведущая функция

    предметно-манипулятивная, предметно-орудийная деятельность

    Восприятие

    Наглядно-образное мышление

    Воображение

    Воображение, словесно-логическое мышление

    Игровая деятельность

    Предметно-манипулятивная, игра «рядом»

    Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие

    Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация

    Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения

    Длительные игровые объединения; умение согласовывать свое поведение в соответствии с ролью

    Форма общения

    Ситуативно-личностное

    Ситуативно-деловое

    Внеситуативно -деловое

    Внеситуативно - деловое + внеситуативно - личностное

    Внеситуативно - личностное

    Отношения со взрослыми

    Источник защиты, ласки и помощи

    Взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству

    Взрослый – источник информации

    Источник информации, собеседник

    Источник эмоциональной поддержки

    Отношения со сверстниками

    Мало интересен

    Мало интересен

    Интересен как партнер по сюжетной игре

    Углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтения в общении

    Собеседник, партнер по деятельности

    Наличие конфликтов

    Со взрослыми («Я сам»)

    Со взрослыми как продолжение («Я сам»)

    Отсутствуют

    Отсутствуют

    К 7-ми годам - кризис, смена социальной роли

    Эмоции

    Сильной модальности, резкие переходы

    Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта

    Более ровный, старается контролировать; появляются элементы эмоциональной отзывчивости

    Преобладание ровного оптимистического настроения

    Развитие высших чувств; формирование самооценки посредством оценки окружающих; ребенок начинает осознавать свои переживания

    Способ познания

    Манипулирование предметами, их разбирание

    Экспериментирование, конструирование

    Вопросы; рассказы взрослого; экспериментирование

    Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование

    Самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками

    Объект познания

    Непосредственно окружающие предметы, их внутренне устройство

    Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения

    Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые

    Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы

    Причинно-следственные связи между предметами и явлениями

    Произвольность познавательных процессов

    Восприятие, внимание и память непроизвольные

    Внимание и память непроизвольные

    Внимание и память непроизвольные; начинает развиваться произвольное запоминание в игре

    Развитие целенаправленного запоминания

    Начало формирования произвольности как умения прилагать усилия и концентрировать процесс усвоения

    Воображение

    Начинает фантазировать; доизобразительное рисование (каракули)

    Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа)

    Репродуктивное; появление элементов творческого воображения

    Развитие творческого воображения

    Переходит во внутреннюю деятельность, появляется собственное словесное творчество (считалки, дразнилки, стихи)

    Восприятие

    Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер)

    Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер)

    Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов

    Знания о предметах и их свойствах расширяются, организуются в систему и используются в различных видах деятельности

    Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности

    Внимание

    Объем внимания 2 – 3 предмета

    Быстро переключается с одной деятельности на другую.

    Удерживает внимание 5 – 10 мин.

    Объем внимания 3 – 4 предмета

    Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10 – 15 мин.

    Объем внимания 4 – 5 предметов

    Начало формирования произвольного внимания.

    Удерживает внимание 15 - 20 мин.

    Объем внимания 8 - 10 предметов

    Интенсивное развитие произвольного внимания.  Удерживает внимание 20 - 25 мин.

    Объем внимания 10 - 12 предметов

    Память

    Узнавание, кратковременная.

    Объем памяти 2 – 3 предмета из 5

    Эмоционально окрашенная информация. Преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная.

    Объем памяти 3 – 4 предмета из 5

    Кратковременная; эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти 4 – 5 предмета из 5, 2 – 3 действия

    Развитие целенаправленного запоминания.

    Объем памяти 5 - 7 предметов из 10, 3-4 действия

    Интенсивное развитие долговременной памяти.

    Объем памяти 6 - 8 предметов из 10, 4 - 5 действий

    Мышление

    Наглядно-действенное

    Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному (переход от действий с предметами к действиям с образами)

    Наглядно-образное

    Наглядно-образное, начало формирования образно-схематического

    Элементы логического развиваются на основе наглядно-образного; развитие элементов абстрактного мышления

    Речь

    Словосочетаниями, понимает глаголы

    Начало формирования связной речи, начинает понимать прилагательные

    Окончание формирования активной речи, учится излагать мысли

    Формирование планирующей функции речи

    Развитие внутренней речи

    Условия успешности

    Разнообразие развивающей среды

    Разнообразие окружающей среды и партнерские отношения со взрослыми

    Кругозор взрослого и хорошо развитая речь

    Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь

    Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле

    Новообразования возраста

    1.Возникновение речи и наглядно-действенного мышления.

    2.Развитие нового отношения к предмету, имеющему назначение и способ употребления.

    3.Зачатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка.

    Самопознание, усвоение первичных нравственных норм

    1.Контролирующая функция речи: речь способствует организации собственной деятельности.

    2.Развитие способности выстраивать элементарные умозаключения.

    3.Появление элементов сюжетно-ролевой игры.

    1.Предвосхищение результата деятельности.

    2.Активная планирующая функция речи.

    3.Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником.

    4. Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические).

    1.Внутренний план действий.

    2.Произвольность всех психических процессов.

    3. Возникновение соподчинения мотивов: общественные мотивы преобладают над личными.

    4.Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе.

    5.Возникновение первой целостной картины мира.

    6.Появление учебно-познавательного мотива, становление внутренней позиции школьника.



    Предварительный просмотр:

    Подробные характеристики типов темперамента детей представлены в таблице 2 «Психологические особенности типов темперамента»

    Таблица 2 «Психологические особенности типов темперамента»

    Тип темперамента

    Характеристика

    Акцент в воспитании

    1

    2

    3

    Сангвиник

    Дружелюбен, общителен, жизнерадостен, довольно покладист и рассудителен, легко идет на компромисс, приспосабливается к непривычной обстановке, активен, подвижен, импульсивен, незлопамятен, недостает терпения и упорства, поэтому часто не может сосредоточиться на каком-то одном виде деятельности.

    При неправильном воспитании такие дети нередко вырастают ветреными и легкомысленными.

    • Формировать устойчивые интересы;
    • учить доводить начатое до конца;
    • формировать критичное отношение к результатам своего труда;
    • обращать внимание на качество выполнения задания;
    • предлагать игры и упражнения, требующие сосредоточения, точности, сдержанности.

    Холерик

    Неугомонный озорник и задира. Приступы раздражения и гнева для него обычное явление. Легко адаптируется к непривычной обстановке, но из-за своего вспыльчивого характера довольно редко находит общий язык со сверстниками. Склонен к игре на публику, постоянно нуждается в зрителях, от которых ждет ответной реакции. Новую информацию усваивает быстро, но уже через несколько минут она вылетает у него из головы. Холерик любит активные шумные игры и новые впечатления, охотно идет на риск. Такие дети невнимательны, им не хватает рассудительности и умения рассчитывать свои возможности.

    • Развивать способность считаться с чувствами окружающих;
    • направлять энергию на полезные дела;
    • укреплять процесс торможения через включение в спокойную деятельность;
    • развивать сдержанность;
    • предлагать игры и упражнения, требующие сосредоточения, точности.

    Флегматик

    Очень спокоен, сдержан, серьезен. На первый взгляд может показаться вялым и неэмоциональным. Не слишком любознателен, предпочитает тихие игры и крайне  редко занимает позицию лидера среди других детей. Тяжело и долго приспосабливается к новой обстановке, плохо переносит перемены. Боится рисковать и не любит проявлять инициативу. Медлителен, для усвоения новой информации ему требуется немало времени, но однажды полученные знания прочно закрепляются в его памяти. Флегматик легко засыпает, а вот разбудить его порой бывает непросто: малыш капризничает, ноет, а потом полдня жалуется на вялость и сонливость.

    • Постепенно развивать активность и подвижность, включая в игры с малой, затем средней, а потом высокой подвижностью;
    • учитывать низкий темп выполнения задания.

    Меланхолик

    Застенчив, робок, нерешителен. Во всех его движениях, жестах, речи проявляется неуверенность. Такие дети часто замыкаются в себе, очень плохо привыкают к новому коллективу. Знания даются меланхолику  с большим трудом, так как малыш постоянно отвлекается на посторонние предметы и не может сосредоточиться на главном. Меланхоличные дети очень мнительны, они нередко волнуются по пустякам и крайне болезненно реагируют на наказания и отрицательные оценки.

    • Чаще давать положительную оценку, подбадривать;
    • создавать ситуации успеха;
    • организовывать совместную деятельность с успешными детьми.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тренинг для воспитателей ДОУ. Использование элементов психогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.

    Советы воспитателям ДОУ о приемах использования элементов психогимнастики во время НОД....

    Аннотированный каталог по освоению элементов математической логики и комбинаторики детьми дошкольного возраста Для педагогов, воспитателей и родителей

    Данный  каталог предполагает аннотацию  по освоению элементов математической логики и комбинаторики детьми дошкольного возраста. Составлен для работы педагогов, воспитателей и родителей....

    Консультация с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Саморегуляция».

    Цель: формировать у педагогов навыки саморегуляции. Задачи: • Актиализировать представления педагогов, связанные с понятием «саморегуляция»; с характеристиками данного понятия. • Познакомить с быс...

    Консультация с элементами тренинга для педагогов Тема: «Влияние использования ТРИЗ технологии в работе с детьми на профессиональный и личностный рост самого педагога»

    Цель  консультации - повышение психолого -  педагогической компетентности педагогов в области использования  ТРИЗ технологии в работе с детьми....

    Мастер-класс для педагогов «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

    Мастер-класс по сказкотерапии.   Цель:   Представление педагогам элементов сказкотерапии, используемых в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:В...

    Консультация для педагогов с элементами тренинга «Особенности общения педагога с детьми дошкольного возраста».

    Целью консультации является возможность показать педагогам использование тренинговых упражнений в процессе непосредственного общения с детьми.Вы ничему не можете научить человека.Вы можете только помо...

    Консультация для педагогов с элементами тренинга «Особенности общения педагога с детьми дошкольного возраста»

    Повышение педагогической и психологической компетентности педагогов в особенностях общения с детьми, познакомить педагогов с понятием «конструктивное взаимодействие», с условиями его приме...